Камеральная проверка по НДС

Содержание

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения. Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот.

Сокращен срок проведения камеральной налоговой проверки декларации НДС

Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

Камеральная проверка НДС — какие документы предоставлять, сколько длится в 2018 году

Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2018 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации.

Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей деятельности.

И такие отчеты должны проверяться налоговым органом. Рассмотрим правила проведения проверки в отделении ФНС деклараций по НДС.

Базовые сведения ↑

Определение камеральной проверки содержится в Налоговом кодексе. Таким же нормативным документом регулируется ее проведение. Опишем, в чем суть камеральных проверок.

Камеральная проверка – вид налоговой проверки, что осуществляется по месторасположению налоговой инстанции. Проверяется налоговая декларация и документация, что предоставлена плательщиком налогов.

Задача – проанализировать деятельность предприятия, выявить нарушения по исчислению и уплате налогов и сборов обязательного характера. Камеральную проверку осуществляют без специальных разрешений.

Какова роль процесса?

Камеральные проверки – наименее трудоемкая форма осуществления налогового контроля. Она не требует больших затрат труда. Допускается автоматизация процесса.

Такой проверкой можно охватить 100 процентов плательщиков налогов, тогда как налоговые выездные проверки могут проводиться в отношении только 20 процентов плательщиков налогов.

Камеральная проверка является:

Средством контроля правильности и достоверности Составленной налоговой декларации
Основным средством для отбора плательщиков При назначении ВНП

Выездная проверка – вариант, который выбирается, если все действия при камеральной проверке не дали результата и есть необходимость в присутствии инспекторов на территории компании, физлица.

Основа проведения проверки – проведение анализа значений налоговых отчетов и других сведений о работе компании, что предоставляются из разных источников.

Так можно определить нарушения и составить список лиц, которые имеют повышенный риск налогового правонарушения для включения в планы для осуществления выездных проверок.

В процессе будут применим ряд приемов:

Анализируется уровень и динамика основных значений деятельности компании Сравниваются показатели со сведениями аналогичных фирм
Проверяется логическая связь Отчетных и расчетных показателей
Проверяются такие значения на сопоставимость Со сведениями внешнего источника
Проводится предварительное оценивание бухгалтерских отчетов и налоговой декларации Относительно достоверности данных отчетов
Определяются сомнительные моменты или несоответствия Что указывают на вероятное правонарушение

Действующие нормативы

Проведение камеральных проверок осуществляется в соответствии со ст. 88 НК.

Как проходит камеральная проверка по НДС? ↑

Камеральные проверки – проверки, при которых налоговые инспекторы не придут к вам в офис. Она сводится к проверке документации в стенах уполномоченного органа.

Начнется процедура с того момента, когда будет представлено налоговую декларацию (п. 2 ст. 88 НК).

Порядок проведения процедуры такой:

  1. Работник налогового органа позвонит на фирму и уведомит бухгалтерию о начале проведения камеральной проверки.
  2. Бухгалтер отправляется в отделение ФНС и получает требование о подаче определенного перечня справок.
  3. На протяжении 5 дней компания собирает необходимую документацию, делает ксерокопии, заверяет печатями. Составляется сопроводительное письмо.
  4. Документация подается в налоговый орган. Могут быть затребованы пояснения.

Если бухгалтер выявит ошибки в отчетности самостоятельно, он может подготовить уточненный вариант налоговой декларации.

Штрафы в таком случае не назначаются. Сдача уточенного документа возможна даже при проведении выездных проверок.

При подаче уточненки будет прекращено камеральную проверку и начато новую. Компании могут быть освобождены от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК.

Но все равно в обязательном порядке сдается при проведении камеральной проверки раздел 7 декларации по НДС. Такой раздел должен отражать операции, что не облагаются налогом.

Основания для проведения

Основание для проведения проверки в «камере»:

  • налоговая декларация;
  • лицевая карточка по налогу на добавленную стоимость;
  • бухгалтерские документы;
  • справки, что подтвердят факт правильного расчета и своевременной оплаты НДС;
  • сведения из внутреннего и внешнего источника, что имеет отношение к деятельности плательщика налога.

Требование о предоставлении налоговой декларации прописано в ст. 174 НК.

Итак, проверка осуществляется на основании документации, что подается компанией, а также сведений, что есть у представителей налогового органа.

В налоговом законодательстве не содержится сведений о том, что проверка может проводиться на базе справок, к примеру, о среднесписочном количестве работников на предприятии, если не представлено декларацию.

ВАС РФ также придерживается позиции, что без подачи деклараций не возникает оснований для проведения камеральных проверок. В таких случаях применяются другие виды налогового контроля.

Какие документы предоставлять

Часто налоговый инспектор в ходе проверки требует представить ряд документов, которые относятся не к вычету по НДС, а, к примеру, к продаже. Это:

  • счет-фактура на продажу;
  • журнал-ордер по счету 62, 68;
  • аналитический регистр по счету 60.

Но налогоплательщики вправе отказываться от исполнения таких требований, объясняя свои действия следующим образом.

Если заявлено к возмещению НДС, то при проведении проверок могут запрашиваться документы, что подтвердят вычеты. Список таких справок есть в ст. 172 НК.

Это может быть:

  • счета-фактуры на входные налоги;
  • документ на покупку и оприходование продукции, работ и услуг.

Вычеты не зависят от реализации в отчетных периодах. А значит, фирма не имеет обязательства по предоставлению счетов-фактур на продажу.

Не может также предъявить Книгу по продажам, главные книги, журнал-ордер, аналитический регистр (счет 60). Информация об оприходовании есть в первичной документации.

Такие данные отражены в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2011 № А33-739/2011.

Иные суды также не становятся на сторону налоговой инстанции, если решается спор по поводу

необоснованности требования предоставить документы.

Налоговая структура может предъявлять требование предоставить документацию по отношениям организации с контрагентом, то есть осуществляется встречная камеральная проверка по НДС. В налоговом законодательстве определения такой проверки нет.

Но в Законе от 27 июля 2006 № 137-ФЗ, который ввел статью 93.1 НК, есть указание об истребовании документации о плательщике, налоговых агентах, сведений о конкретной сделке.

Такие истребования возможны при проведении камеральной или встречной проверке. Проводятся дополнительные мероприятия.

Сколько длится проверка (период)?

Период определяется согласно ст. 163 Налогового кодекса. Камеральная проверка длится 3 месяца и начинается отсчет такого времени с момента, когда подан о декларацию.

О сроках камеральной проверки говорится в п. 2 ст. 88 Налогового кодекса. Некоторые считают, что начало течения трехмесячного периода начинается с крайней возможной даты для подачи отчетности.

Такое мнение является ошибочным. Учитывается не три календарных месяца, а отрезок времени (ст. 6.1 НК).

Так, сданная декларация 20 августа будет проверяться с 21 числа. Окончится период проверки 21 ноября. Если последний день попадает на выходной – он будет перенесен на ближайший рабочий день.

Камеральная проверка не может быть продлена. На это не имеет полномочий ни налоговая служба, ни Министерство финансов, ни суд.

А значит, акты, что были составлены за рамками трехмесячного периода – доказательство, что получено при нарушении законодательных норм.

Такие документы будут признаны недействительными (п. 4 ст. 101 НК).

Камеральная проверка НДС: что нужно знать бухгалтеру

Какие периоды могут быть охвачены при проверках?

Налоговый орган имеет право проверять только период, за который подано декларацию. Любые другие периоды не могут рассматриваться в рамках проводимой проверки.

Кроме того, если плательщиком подается уточненная декларация за период, что превысил 3 года, налоговый орган должен будет осуществить камеральный тип проверки и такого документа (пункт 1 ст. 88 НК).

Из этого следует, что не устанавливается запрет изучать более ранние периоды, что выходят за предел 3 лет.

Хотя представление уточненных декларация в таких ситуациях является бессмысленной, поскольку зачесть НДС за такие периоды не удастся (ст. 78 Налогового кодекса).

Не запрещено проводить проверку одних и тех же периодов. Рассматриваются сведения всех поданных деклараций.

А значит, при представлении уточненных документов за проверенные периоды инспекцией проводится повторная камералка.

Сколько будет проведено проверок, зависит от компании. Сколько будет подготовлено деклараций – столько будет и проверок.

Заключительный этап

После завершения проведения проверки камерального типа, налоговой инстанцией принимается решение.

Оно и будет основанием для возмещения НДС или отказа в таковом (согласно Приказу Федеральной налоговой службы, что утверждены 18 апреля 2007 № ММ-3–03/239@).

Сроки возврата НДС после КП ↑

Возврат и зачет НДС, который раньше перечислялся поставщику продукции или услуг – возмещение.

Права на возмещение могут возникнуть в таких случаях:

В отчетных периодах величина налогового вычета превысила сумму рассчитанных налогов ст. 171 НК
Плательщик проводит операции, что облагаются нулевой ставкой п. 1 ст. 164 НК

Способы возмещения:

Зачет Погашается недоимка, пеня, что возможны при уплате налогов федерального уровня
Возврат Возвращаются средства из государственной казны на расчетный счет налогоплательщиков

Налоговая структура не заинтересована в возврате налога. А значит, все желающие заявить к возврату НДС, должны подготовиться к тщательным проверкам. Соберите все справки, которые могут подтвердить обоснованность возврата.

Видео: камеральная налоговая проверка

Заявлением будет считаться декларация, что была подана. Заявления о возмещении НДС рассматриваются в течении:

3 дней В автоматическом режиме
5 По ускоренной схеме
12 В общем порядке

Для принятия решений о возврате из бюджета налога дается неделя. Средства должны быть перечислены на счета налогоплательщика в течение 5 дней.

Отчисление таких сроков начнется с того момента, когда будет завершена камеральная проверка.

После того, как заявление будет рассмотрено, налоговая служба направит лицу ответ с отраженной суммой, которая должна быть возвращена (или предоставит отказ).

Если нет нарушений, направляется извещение в банковское учреждение, которым предоставлена банковская гарантия.

Такой документ является основанием для освобождения финансовой инстанции от обязанности по возмещению денег.

Если налоговый орган выявит нарушения, будет составлено акт с вынесенным решением о привлечении компании к ответственности.

Будет также направлено требование возвратить раньше перечисленные в качестве возмещений средства.

Если налоговая служба не произвела возврат своевременно, плательщик получит проценты, которые будут начислены через 12 дней.

Величина процентов устанавливается с учетом действующей ставки рефинансирования ЦБ во время допущенного нарушения (ст. 176 Налогового кодекса)

Начисленные проценты должны быть выплачены одновременно с суммами возврата. Если налогоплательщик представит соответствующее заявление, сумма возврата может направляться в счет предстоящего платежа по НДС и другим налогам.

На следующий день после того, как принято решение о возврате налога, инспектор направит в региональное отделение Федерального казначейства поручение.

Средства должны быть выданы на протяжении 5 дней (пункт 8 ст. 176 НК).

Камеральные проверки деклараций по НДС проводятся в обязательном порядке. И если будут обнаружены ошибки или нарушения законодательной базы, возместить налог не получится.

Кроме того, нужно будет понести ответственность. Чтобы этого не допустить, проверяйте информацию в отчетности, и если нужно, подавайте уточненные декларации.

Category: Банки

Similar articles:

Какие документы необходимо предоставлять клиентам? №4 (129) 2013

Какие документы нужны для банкротства физического лица

Возврат процентов по ипотечному кредиту: советы и документы

Как приватизировать квартиру по договору социального найма? Документы и сроки, особенности приватизации

Документы, необходимые для кредита в Почта Банке

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения. Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п.

Срок проведения камеральной проверки сокращен до двух месяцев

9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот. Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

Сколько длится камеральная проверка по ндс

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения. Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот. Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчета налогов. Вследствие этого ошибки в его расчете можно встретить практически в каждой организации. Поэтому является, необходимым в ходе аудиторской проверки обращать особое внимание на правильность исчисления и уплаты данного налога.

Цель данной работы через проведение выездной налоговой проверки расчетов с бюджетом по НДС конкретного предприятия — подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по НДС, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Часто меняющееся налоговое законодательство и противоречия некоторых положений нормативных актов обусловливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогу на добавленную стоимость. При проведении детальной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость могут выявиться следующие ошибки:

— неправильное использование законодательных актов по налогам и официальных разъяснений к ним при расчете налога на добавленную стоимость;

-применение неверной ставки налога;

-неправильное определение налогооблагаемой базы;

-неточный учет пеней и штрафов.

На размер неучтенной недоимки по налогу на добавленную стоимость могут влиять:

-представление ошибочной информации для получения льгот по налогообложению;

-искажение или сокрытие данных, представляемых налоговым органам;

-неправильные классификация или расчет доходов, учитываемых при налогообложении в качестве освобожденных от налогообложения, при определении задолженности бюджету по НДС;

-проведение в учете фиктивных сделок по расчетам между взаимозависимыми лицами в целях уменьшения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Для каждого налогового законодательного акта характерны определенные требования к применению ставки налога, определению облагаемой налоговой базы, срокам уплаты налогов, подготовке отчетности и т.д.

Налог на добавленную стоимость, как правило, оказывает наибольшее влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации и вызывает больше всего трудностей как при расчете, так и при проведении проверки.

1. СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ПО РАСЧЕТАМ С БЮДЖЕТОМ ПО НДС

1.1. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС

Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом. Впервые он был введен и стал действовать на территории РФ с 1 января 1992 года.

В настоящее время основные элементы налогообложения по данному налогу и порядок расчета, учета и уплаты по НДС определяются в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации.

В нижеприведенной таблице наглядно отображены основные налоговые элементы по НДС в соответствии с действующим в 2010 году содержанием вышеуказанной главы Налогового кодекса РФ.

Таблица 1

Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по при­обретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты с бюджетом» в субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате организацией в бюджет (НДСб ), определяется :

НДСб = НДСпод — НДСупл ,

Где НДСпод — налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей по реализованной продук­ции, работам, услугам, основным средствам, материалам, нематериальным активам и др;

НДСупл — налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиками, подрядчиками за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в коррес­понденции со счетами в зависимости от принятого учетной политикой организации момента реализации для целей налогообложения:

по отгрузке — по дебету счета 90/3

по оплате — по дебету счета 76, 90/3

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, при­нятых работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования матери­альных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету.

В случае использования приобретенных материальных ценностей (работ, услуг для производства про­дукции (работ, услуги, освобожденной от НДС, сумма уплаченного поставщикам (подрядчикам) этого налога включается в стоимость приобретенных материальных ценностей, издержки производства.

Налог на добавленную стоимость — является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ, услуг. Плательщиками НДС являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость(2 миллиона рублей выручки без учета НДС за три последовательных месяца в 2010 году).

НДС взимается с реализации всех товаров и материальных ценностей, причем в налогооблагаемую базу включаются авансы и предоплата под поставку товаров, оказания услуг.

Уплата налога производится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае реализации безвозмездно уплата налога также производится.

Сокращен срок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС

Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.

В соотвветствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Согласно пункту 8 статьи 169 главы 21 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации(Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 №914). Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум требований к оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков — в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету на основе книги покупок.

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ.

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, – в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности. При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте – датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки.

Камеральная налоговая проверка: особенности проведения в 2018 году

Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Рис. 1. Акт камеральной налоговой проверки

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Предмет

Камеральная

Выездная

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Нет

Да

Срок проведения

3 месяца

2 месяца

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или  нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка — что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Наталья Васильева, 2017-06-24

Васильева Наталья

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *