Консолидированная отчетность

Консолидация финансовой отчетности: кому, когда и как?

Этим летом был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Данным Законом меняется весь подход к отчетности связанных между собой организаций, мы все больше и больше приближаемся к Международным стандартам финансовой отчетности.

Успешно развивающиеся российские компании неизбежно сталкиваются с вопросом привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных. Устанавливая нормы о составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с правилами МСФО, законодатели преследуют цель сделать финансовую отчетность компаний более прозрачной и привлекательной для инвесторов. Ведь зачастую при составлении отчетности по РСБУ основной задачей становится не формирование полноценной информации о финансовом положении компании, а оптимизация налогообложения и минимизация претензий со стороны проверяющих органов.

Поэтому искаженная картина отчетности, составленной по РСБУ, при проведении консолидации сохраняется для группы компаний в целом.

В новом Законе консолидированная финансовая отчетность обозначена как систематизированная информация, отражающая финансовое положение, его изменения и финансовые результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Эта отчетность формируется наряду с бухгалтерской отчетностью организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Закон N 208-ФЗ устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации российскими организациями консолидированной финансовой отчетности.

Новый Закон распространяется на следующие организации:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • организации, для которых составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности предусмотрены другими федеральными законами;
  • организации, в учредительных документах которых предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

В настоящей статье мы не будем затрагивать порядок представления и публикации консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями. Данные отношения специфичны и регулируются в большей части нормативными актами Центрального банка РФ.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:

  • участникам организации, в том числе акционерам;
  • в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (за исключением кредитных организаций).

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Обратите внимание, что порядок представления отчетности участникам организации, в том числе акционерам, должен быть определен в учредительных документах. А порядок представления отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определен Правительством Российской Федерации.

Что же касается правил представления отчетности, нужно отметить, что консолидированная финансовая отчетность представляется вышеуказанным пользователям на русском языке. Она подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Установлено новое требование об обязательном аудите годовой консолидированной финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной отчетностью.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.

Не позднее 30 дней после дня представления ее пользователям организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. Под публикацией в соответствии с Законом N 208-ФЗ понимается размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в данной отчетности лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих ее доступность для заинтересованных в ней лиц.

В новом Законе N 208-ФЗ четко указано, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Консолидация финансовой отчетности: кому, когда и как?

Здесь определено, что на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Однако до момента признания МСФО мы руководствуемся действующими нормативными актами, в которых применяется определение "сводная бухгалтерская отчетность". Согласно п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета она должна составлять также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ <1>.

<1> Недавно Минфином на своем сайте был выложен проект изменений в Приказ N 34н, в котором предусмотрено исключение с 1 января 2011 г. норм о составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти по унитарным предприятиям и акционерным обществам (товариществам) с долей федеральной собственности.

Основные положения по составлению сводной бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Согласно данным Методическими рекомендациям бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  1. головная организация обладает более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  2. головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  3. в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  • доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества применительно к вышеприведенному пункту настоящих Методических рекомендаций и доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
  • эти данные не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы.

В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации).

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность путем построчного суммирования соответствующих данных. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  1. финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;
  2. показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  3. прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  4. дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Нужно понимать, что консолидация отчетности не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Этот процесс предусматривает целый ряд специальных расчетов и процедур, на каждом этапе которого осуществляются действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной финансовой отчетности.

Давайте немного заглянем в Международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие порядок составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.

МСБУ (IAS) 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность".

Консолидированная финансовая отчетность составляется (за редким исключением) в отношении экономически обособленной группы компаний. Консолидируются все дочерние компании. Под дочерней компанией понимается любая компания, контролируемая другой компанией, для нее материнской. Контроль — это полномочия определять финансовую и операционную политику компании в целях получения выгод от ее деятельности. Наличие контроля предполагается, когда инвестор прямо или косвенно владеет более чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, причем данное предположение оспоримо при наличии явных доказательств обратного. Контроль может существовать при владении менее чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, если материнская компания имеет полномочия осуществлять контроль, например, посредством доминирующего положения в совете директоров.

Консолидированная отчетность составляется таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции между компаниями группы (например, продажи товаров одной дочерней компании другой) при консолидации исключаются.

МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса".

Объединение бизнеса — это операция или событие, в ходе которого покупатель получает контроль за одним и более бизнесом. Контроль — это возможность направлять финансовую и операционную политику компании (бизнеса) в целях получения выгоды от ее деятельности. Определяя, какая из компаний получила контроль, следует учесть целый ряд факторов, таких как доля владения, контролирующие полномочия совета директоров и прямые соглашения между собственниками о распределении контролирующих функций. Предполагается, что контроль имеет место, если компании принадлежит более 50% в капитале другой компании.

Объединения бизнеса могут быть по-разному структурированы. Для целей учета в МСФО основное внимание уделяется сути операции, а не ее юридической форме. В случае если между вовлеченными в операцию сторонами осуществляется ряд сделок, рассматривается общий результат серии взаимосвязанных сделок.

Объединения бизнеса отражаются в учете как приобретения.

При составлении консолидированной отчетности по международным стандартам одним из наиболее трудоемких является расчет деловой репутации, или гудвилла. При несложном расчете стоимости объединения может оказаться гораздо сложнее вычислить величину чистых активов приобретаемой организации и в последующем рассчитать обесценивание деловой репутации.

МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".

Данный стандарт применяется при выбытии дочерних компаний, части бизнеса и отдельных внеоборотных активов начиная со стадии планирования выбытия.

Дочерняя компания, единственной целью владения которой является ее продажа и которая соответствует определению актива, предназначенного для продажи, из консолидации не исключается. Активы и обязательства такой дочерней компании измеряются и представляются в финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 5.

МСБУ (IAS) 28 "Ассоциированные компании".

Ассоциированная компания — это компания, на которую инвестор оказывает значительное влияние, но которая не является ни его дочерней компанией, ни совместным предприятием. Под значительным влиянием понимается возможность участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики компании — объекта инвестиций без возможности контролировать эту политику. Предполагается, что такое влияние имеет место в случаях, когда инвестору принадлежит как минимум 20% имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиции, и отсутствует в случаях, когда принадлежит менее 20%. Данные предположения являются оспоримыми, если может быть продемонстрировано обратное.

МСБУ (IAS) 31 "Участие в совместной деятельности".

Различают три формы ведения совместной деятельности: совместно контролируемое предприятие, совместно контролируемые операции и совместно контролируемое имущество. В процессе составления консолидированной финансовой отчетности может учитываться такая форма ведения совместной деятельности как совместно контролируемое предприятие.

Совместно контролируемое предприятие предполагает создание обособленного субъекта экономической деятельности, например акционерного общества или партнерства. В соответствии с МСБУ (IAS) 31 участники совместной деятельности могут учитывать совместно контролируемые предприятия согласно методу пропорциональной консолидации или по методу долевого участия.

Возникает закономерный вопрос: как будет проходить процесс признания Международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации?

Заглянем в будущее и возьмем выложенное на сайте Минфина <2> Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

<2> http://www.minfin.ru/ru/.

Согласно данному документу под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение документа, входящего в состав МСФО;

б) экспертиза применимости документа, входящего в состав МСФО, на территории РФ;

в) принятие решения о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ;

г) опубликование документа, входящего в состав МСФО.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ принимается в отношении документа в целом. В случае если в отношении отдельных положений документа, входящего в состав МСФО, решение о применимости на территории РФ не может быть принято, решение о введении такого документа в действие на территории РФ принимается в отношении документа с изъятием указанных положений.

Признанный документ, входящий в состав МСФО, вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом. На первом этапе признанный документ вступает в силу для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе. На втором этапе — для обязательного применения в сроки, определенные в этом документе.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации принимает Минфин России по согласованию с ФСФР и ЦБ РФ.

Опубликование документа заключается в размещении его на официальном сайте Минфина в сети Интернет вместе с приказом о введении этого документа в действие на территории РФ. Также Минфин будет размещать на своем официальном сайте информацию о входящих в состав МСФО документах, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

Как видно, процесс признания МСФО достаточно долгий и поэтому сказать определенно, в каком виде они дойдут до правоприменительной практики, невозможно.

Нужно отметить, что законодатели отодвинули момент, с которого нужно будет составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, на срок, который должен позволить подготовиться ко всем затейливым премудростям международных стандартов. Требование станет обязательным начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО будут признаны для применения на территории Российской Федерации.

Предусмотрено одно исключение для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организаций, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, которые обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.

А.Герасимова

СПРАВКА ПО КОНСОЛИДИРУЕМЫМ РАСЧЕТАМ УЧРЕЖДЕНИЯ

 
    Бюджетные учреждения в составе бухгалтерской отчетности должны представлять Справку по консолидируемым расчетам учреждения (форма 0503725). О том, как оформляется эта форма отчетности, Вы прочтете в этой статье.
 
    Как Вы знаете, бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, наряду с иными экономическими субъектами, на которых распространяется действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ), обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
    Общие требование к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены статьей 13 Закона N 402-ФЗ.

Кто сдает консолидированную отчетность

Но к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся также федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
    Программаразработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г., утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н.
    Напомним, что к организациям государственного сектора отнесены государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов (пункт 9 статьи 3 Закона N 402-ФЗ).
    С 01.01.2018 г. вступили в действие пять федеральных стандартов, один из них — Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. N 256н (далее — СГС "Концептуальные основы").
    Общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики изложены в разделе YI СГС "Концептуальные основы", а основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности — в разделе YII названного федерального стандарта.
    Состав, содержание и порядок формирования информации о соответствующих объектах бухгалтерского учета, их изменениях, а также о фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств определяются нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 62 СГС "Концептуальные основы").

Консолидация финансовой отчетности: кому, когда и как?

Этим летом был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Данным Законом меняется весь подход к отчетности связанных между собой организаций, мы все больше и больше приближаемся к Международным стандартам финансовой отчетности.

Успешно развивающиеся российские компании неизбежно сталкиваются с вопросом привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных. Устанавливая нормы о составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с правилами МСФО, законодатели преследуют цель сделать финансовую отчетность компаний более прозрачной и привлекательной для инвесторов.

Консолидированная и отдельная финансовая отчетность

Ведь зачастую при составлении отчетности по РСБУ основной задачей становится не формирование полноценной информации о финансовом положении компании, а оптимизация налогообложения и минимизация претензий со стороны проверяющих органов. Поэтому искаженная картина отчетности, составленной по РСБУ, при проведении консолидации сохраняется для группы компаний в целом.

В новом Законе консолидированная финансовая отчетность обозначена как систематизированная информация, отражающая финансовое положение, его изменения и финансовые результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Эта отчетность формируется наряду с бухгалтерской отчетностью организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Закон N 208-ФЗ устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации российскими организациями консолидированной финансовой отчетности.

Новый Закон распространяется на следующие организации:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • организации, для которых составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности предусмотрены другими федеральными законами;
  • организации, в учредительных документах которых предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

В настоящей статье мы не будем затрагивать порядок представления и публикации консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями.

Данные отношения специфичны и регулируются в большей части нормативными актами Центрального банка РФ.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:

  • участникам организации, в том числе акционерам;
  • в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (за исключением кредитных организаций).

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Обратите внимание, что порядок представления отчетности участникам организации, в том числе акционерам, должен быть определен в учредительных документах. А порядок представления отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определен Правительством Российской Федерации.

Что же касается правил представления отчетности, нужно отметить, что консолидированная финансовая отчетность представляется вышеуказанным пользователям на русском языке. Она подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Установлено новое требование об обязательном аудите годовой консолидированной финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной отчетностью.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.

Не позднее 30 дней после дня представления ее пользователям организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. Под публикацией в соответствии с Законом N 208-ФЗ понимается размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в данной отчетности лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих ее доступность для заинтересованных в ней лиц.

В новом Законе N 208-ФЗ четко указано, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Здесь определено, что на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Однако до момента признания МСФО мы руководствуемся действующими нормативными актами, в которых применяется определение "сводная бухгалтерская отчетность". Согласно п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета она должна составлять также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ <1>.

<1> Недавно Минфином на своем сайте был выложен проект изменений в Приказ N 34н, в котором предусмотрено исключение с 1 января 2011 г. норм о составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти по унитарным предприятиям и акционерным обществам (товариществам) с долей федеральной собственности.

Основные положения по составлению сводной бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Согласно данным Методическими рекомендациям бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  1. головная организация обладает более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  2. головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  3. в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  • доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества применительно к вышеприведенному пункту настоящих Методических рекомендаций и доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
  • эти данные не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы.

В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации).

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность путем построчного суммирования соответствующих данных. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  1. финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;
  2. показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  3. прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  4. дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Нужно понимать, что консолидация отчетности не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Этот процесс предусматривает целый ряд специальных расчетов и процедур, на каждом этапе которого осуществляются действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной финансовой отчетности.

Давайте немного заглянем в Международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие порядок составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.

МСБУ (IAS) 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность".

Консолидированная финансовая отчетность составляется (за редким исключением) в отношении экономически обособленной группы компаний. Консолидируются все дочерние компании. Под дочерней компанией понимается любая компания, контролируемая другой компанией, для нее материнской. Контроль — это полномочия определять финансовую и операционную политику компании в целях получения выгод от ее деятельности. Наличие контроля предполагается, когда инвестор прямо или косвенно владеет более чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, причем данное предположение оспоримо при наличии явных доказательств обратного. Контроль может существовать при владении менее чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, если материнская компания имеет полномочия осуществлять контроль, например, посредством доминирующего положения в совете директоров.

Консолидированная отчетность составляется таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции между компаниями группы (например, продажи товаров одной дочерней компании другой) при консолидации исключаются.

МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса".

Объединение бизнеса — это операция или событие, в ходе которого покупатель получает контроль за одним и более бизнесом. Контроль — это возможность направлять финансовую и операционную политику компании (бизнеса) в целях получения выгоды от ее деятельности. Определяя, какая из компаний получила контроль, следует учесть целый ряд факторов, таких как доля владения, контролирующие полномочия совета директоров и прямые соглашения между собственниками о распределении контролирующих функций. Предполагается, что контроль имеет место, если компании принадлежит более 50% в капитале другой компании.

Объединения бизнеса могут быть по-разному структурированы. Для целей учета в МСФО основное внимание уделяется сути операции, а не ее юридической форме. В случае если между вовлеченными в операцию сторонами осуществляется ряд сделок, рассматривается общий результат серии взаимосвязанных сделок.

Объединения бизнеса отражаются в учете как приобретения.

При составлении консолидированной отчетности по международным стандартам одним из наиболее трудоемких является расчет деловой репутации, или гудвилла. При несложном расчете стоимости объединения может оказаться гораздо сложнее вычислить величину чистых активов приобретаемой организации и в последующем рассчитать обесценивание деловой репутации.

МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".

Данный стандарт применяется при выбытии дочерних компаний, части бизнеса и отдельных внеоборотных активов начиная со стадии планирования выбытия.

Дочерняя компания, единственной целью владения которой является ее продажа и которая соответствует определению актива, предназначенного для продажи, из консолидации не исключается. Активы и обязательства такой дочерней компании измеряются и представляются в финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 5.

МСБУ (IAS) 28 "Ассоциированные компании".

Ассоциированная компания — это компания, на которую инвестор оказывает значительное влияние, но которая не является ни его дочерней компанией, ни совместным предприятием. Под значительным влиянием понимается возможность участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики компании — объекта инвестиций без возможности контролировать эту политику. Предполагается, что такое влияние имеет место в случаях, когда инвестору принадлежит как минимум 20% имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиции, и отсутствует в случаях, когда принадлежит менее 20%. Данные предположения являются оспоримыми, если может быть продемонстрировано обратное.

МСБУ (IAS) 31 "Участие в совместной деятельности".

Различают три формы ведения совместной деятельности: совместно контролируемое предприятие, совместно контролируемые операции и совместно контролируемое имущество. В процессе составления консолидированной финансовой отчетности может учитываться такая форма ведения совместной деятельности как совместно контролируемое предприятие.

Совместно контролируемое предприятие предполагает создание обособленного субъекта экономической деятельности, например акционерного общества или партнерства. В соответствии с МСБУ (IAS) 31 участники совместной деятельности могут учитывать совместно контролируемые предприятия согласно методу пропорциональной консолидации или по методу долевого участия.

Возникает закономерный вопрос: как будет проходить процесс признания Международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации?

Заглянем в будущее и возьмем выложенное на сайте Минфина <2> Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

<2> http://www.minfin.ru/ru/.

Согласно данному документу под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение документа, входящего в состав МСФО;

б) экспертиза применимости документа, входящего в состав МСФО, на территории РФ;

в) принятие решения о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ;

г) опубликование документа, входящего в состав МСФО.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ принимается в отношении документа в целом. В случае если в отношении отдельных положений документа, входящего в состав МСФО, решение о применимости на территории РФ не может быть принято, решение о введении такого документа в действие на территории РФ принимается в отношении документа с изъятием указанных положений.

Признанный документ, входящий в состав МСФО, вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом. На первом этапе признанный документ вступает в силу для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе. На втором этапе — для обязательного применения в сроки, определенные в этом документе.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации принимает Минфин России по согласованию с ФСФР и ЦБ РФ.

Опубликование документа заключается в размещении его на официальном сайте Минфина в сети Интернет вместе с приказом о введении этого документа в действие на территории РФ. Также Минфин будет размещать на своем официальном сайте информацию о входящих в состав МСФО документах, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

Как видно, процесс признания МСФО достаточно долгий и поэтому сказать определенно, в каком виде они дойдут до правоприменительной практики, невозможно.

Нужно отметить, что законодатели отодвинули момент, с которого нужно будет составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, на срок, который должен позволить подготовиться ко всем затейливым премудростям международных стандартов. Требование станет обязательным начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО будут признаны для применения на территории Российской Федерации.

Предусмотрено одно исключение для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организаций, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, которые обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.

А.Герасимова

Тема 7. Особенности анализа консолидированной отчетности

7.1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности в России.

7.2. Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности.

7.3. Методы консолидации отчетности.

7.1. Сущность и основные понятия консолидированной

Отчетности в России

Консолидированная отчетность – это объединенная отчетность двух или более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Она включает данные о результатах деятельности и финансовом положении объединения в целом, а не ее отдельных структурных единиц. То есть сводный показатель прибыли группы определяется как сумма финансовых результатов всех участников, и прибыль одной компании группы может перекрывать убыток другой. При анализе данных консолидированной финансовой отчетности следует учитывать указанное обстоятельство.

Цель составления консолидированной отчетности – предоставить пользователям информацию об имущественном и финансовом положении, а также финансовых результатах объединения как единого хозяйствующего субъекта.

Пользователями консолидированной отчетности могут быть все заинтересованные лица.

Основой для составления отчетности объединения служит бухгалтерская отчетность, образующих группу. Все компании объединения, являясь юридическими лицами, обязаны вести бухгалтерский учет собственных операций и составлять финансовую отчетность, придерживаясь традиционной методологии учета. При этом формирование сводной (консолидированной) отчетности, в которой аккумулируются данные бухгалтерской отчетности головной компании и дочерних организаций и в которую также включается информация о зависимых организациях, является прямой обязанностью головной компании. При отсутствии единых методологических принципов составляется трансформационная таблица операций, оформленных согласно учетной политике головной компании.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным материнской компанией, с учетом ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. Консолидация показателей производится путем суммирования одноименных статей отчетности компаний группы. Во избежание двойного счета данные корректируются на суммы по внутрикорпоративным операциям.

В состав консолидированной отчетности входят сводные данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним, пояснительная записка (с раскрытием информации по сегментам и аффилированным лицам); аудиторское заключение.

Числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них пользователи не могут оценить финансовое положение группы компаний или финансовый результат ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы компаний или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

До формирования сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними структурами, а также между последними.

При объединении бухгалтерской отчетности головной и дочерних компаний в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

1) финансовые вложения головной компании в уставные капиталы дочерних компаний и соответственно уставные капиталы последних в части, принадлежащей головной компании;

2) показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной и дочерними компаниями, а также между последними;

3) прибыль и убытки от операций между головной и дочерними компаниями, а также между последними;

4) дивиденды, выплачиваемые дочерними структурами головной компании либо другим дочерним структурам той же головной компании, а также выплачиваемые последней своим дочерним компаниям. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу компаний;

5) части активов и пассивов дочерних компаний, не относящихся к деятельности группы, если головная компания имеет 50% и менее процентов голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью. В этом случае доля активов и пассивов дочерней компании для включения в сводную бухгалтерскую отчетность определяется исходя из доли голосующих акций дочерней компании, принадлежащей головной компании, в их общем количестве или доли участия головной компании в уставном капитале дочерней структуры.

Особенности консолидированной отчетности:

1. Консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельной организации, имеет информационную и аналитическую направленность.

2. Цель консолидированной отчетности – получение общего представления о результатах деятельности корпорации.

3. Результаты сделок между подразделениями компании не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются операции с внешними контрагентами.

4. Финансовая отчетность одной дочерней компании содержит сводную информацию о результатах и финансовом положении ее деятельности, при этом прибыль, полученная одной может покрывать убытки другой, также как и прочное финансовое положение одной может скрывать потенциальную неплатежеспособность другой.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

В случае если материнская компания состоит из подразделений, работающих в различных областях деятельности, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

Представленные особенности консолидированной отчетности раскрывают ее роль в деятельности группы:

1. Финансовая отчетность материнской компании для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке, излагает обобщающую информацию в целом по группе.

2. Не заменяя отдельных финансовых отчетов, дает более объективную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической единицы, в том числе и для принятия управленческих решений.

3. Через контролирующую функцию дает характеристику экономической взаимосвязи и взаимодействия подразделений материнской компании, поскольку отчетность составляется в валюте материнской компании.

4. Оказывает прямое влияние на финансирование и финансовое планирование деятельности структурных подразделений.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

1. Построчное сложение всех статей консолидируемых балансов основного и дочерних обществ, входящих в данную сферу консолидации.

В случаях, когда доля участия основного общества в уставном капитале дочернего менее 50%, все статьи баланса такого дочернего общества для включения в сводный бухгалтерский баланс пересчитываются. Каждая статья баланса умножается на понижающий коэффициент (менее единицы), определяемый из показателя удельного веса участия основного общества в уставном капитале дочернего. Удельный вес участия основного общества в уставном капитале первого дочернего общества составляет 43%, второго — 44,8%. Коэффициент пересчета статей баланса для включения в сводный консолидированный баланс: для первого общества — 43 : 50 = 0,86, для второго — 44,8 : 50 = 0,896.

2. Статья консолидированного баланса «Долгосрочные финансовые вложения» уменьшается на сумму инвестиций основного общества в акции и доли уставного капитала дочерних обществ. Одновременно уменьшается статья сводного баланса «Уставный капитал» на номинальную стоимость акций и долей в уставном капитале, находящихся в собственности основного общества. Превышение фактических затрат на инвестиции над номинальной стоимостью акций и долей по каждому дочернему обществу указывается в статье баланса «Деловая репутация дочерних обществ».

3. Статья консолидированного баланса «Долгосрочные финансовые вложения» уменьшается на сумму займов, выданных дочерним обществам. На ту же сумму уменьшается статья «Долгосрочные займы» либо статья «Целевые финансирование и поступления».

4. Статья консолидированного баланса «Прочие внеоборотные активы» уменьшается на сумму арендных обязательств дочерних обществ по долгосрочной финансовой аренде.

Консолидированная финансовая отчетность (КФО)

Статьи баланса «Товары отгруженные», «Расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги» и «Расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги» уменьшаются на сумму взаимной задолженности основного и дочерних обществ, входящих в консолидируемую группу. Из-за различной оценки товаров отгруженных и расчетов с поставщиками и подрядчиками дебетовые и кредитовые сальдо взаимных расчетов не совпадают. Возникшую разницу целесообразно оставить в сводном балансе как неотфактурованные поставки по статье «Расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги».

Возможен иной вариант. Возникшая разница в сводном балансе записывается по статье «Прочие оборотные активы» либо в уменьшение статьи «Доходы будущих периодов», а при ее недостаточности — в уменьшение статьи «Нераспределенная прибыль отчетного года».

6. Статья консолидированного баланса «Краткосрочные финансовые вложения» уменьшается на сумму займов, выданных дочерним обществам. На ту же сумму уменьшается статья «Краткосрочные займы».

7. Из актива и пассива консолидированного бухгалтерского баланса исключаются «Расчеты с дочерними организациями». Сальдо этих расчетов предварительно выверяется. Дебетовое сальдо по ним должно обязательно равняться кредитовому сальдо в сумме всех сводимых балансов.

8. Сальдо векселей полученных и векселей выданных уменьшается на сумму взаимной задолженности консолидированных обществ по операциям с векселями.

9. Статьи сводного баланса «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам», «Авансы, полученные от покупателей и заказчиков» уменьшаются на сумму взаимной задолженности по авансам, которая возникла внутри консолидируемой группы организаций между основным и дочерними обществами.

10. По статье сводного баланса «Расчеты с учредителями» уменьшается кредитовое сальдо за счет увеличения статьи «Нераспределенная прибыль отчетного года» на сумму дивидендов, начисленных дочерними обществами в пользу основного общества.

В консолидированный бухгалтерский баланс организаций не включаются:

1) показатели дебиторской и кредиторской задолженности между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

2) финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;

3) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также выплачиваемые головной организацией своим дочерним обществам;

4) прибыли и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом. Зависимое хозяйственное общество согласно ст. 106 ГК РФ признается таковым, если другое общество располагает более чем 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Головная организация по отношению к дочерним обществам выступает как основное общество (товарищество), а по отношению к зависимым — как преобладающее (участвующее) общество.

Показатель «Доходы от участия в других организациях», полученный в результате суммирования отчетных данных, уменьшается на сумму дивидендов, выплаченных дочерними обществами основному обществу и друг другу, а также корректируется с учетом данных, полученных после консолидации показателей отчета о финансовых результатах за предыдущий период.

Показатель «Прибыль (убыток) отчетного периода» консолидированного отчета определяется по данным о прочих доходах и расходах, уменьшенных на взаимные доходы и расходы консолидированных организаций, с учетом предыдущего консолидированного показателя «Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности».

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода определяется уменьшением показателя «Прибыли отчетного периода» или увеличением показателя «Убыток отчетного периода» на сумму начисленного налога на прибыль.

В консолидированный отчет о прибылях и убытках не включаются:

1) выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;

2) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также выплачиваемые головной организацией дочерним обществам;

3) любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

Включение данных о зависимых обществах в консолидированную бухгалтерскую отчетность осуществляется посредством отражения в ней двух расчетных показателей:

1) показателя стоимостной оценки головной организации в зависимом обществе. Рассчитывается он следующим образом: фактические затраты, произведенные организацией при осуществлении инвестиций, плюс (минус) доля головной организации в прибылях (убытках) зависимого общества за период с момента осуществления инвестиций. Этот показатель отражается в сводном балансе отдельной статьей в группе статей «Долгосрочные финансовые вложения»;

2) показателя доли головной организации в прибылях или убытках зависимого общества за отчетный период. Рассчитывается он исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка зависимого общества за отчетный период и процента принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли принадлежащего головной организации уставного капитала в его общей величине). Указанный показатель отражается в сводном отчете о прибылях и убытках отдельной статьей «Капитализированный доход (убыток)» после группы статей по прочим доходам и расходам и включается в финансовый результат деятельности группы.

Годовая консолидированная бухгалтерская отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, а также:

1) организациями, за исключением кредитных организаций, — в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями — в Центральный банк РФ.

Промежуточная консолидированная бухгалтерская отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Годовая консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с Федеральным законом, подлежит ежегодной обязательной проверке аудиторской организацией. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность консолидированной финансовой отчетности, представляется вместе с консолидированной финансовой отчетностью.

Организация должна публиковать годовую консолидированную бухгалтерскую отчетность. Консолидированная бухгалтерская отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных заинтересованным в ней лицам. Годовая консолидированная финансовая отчетность должна публиковаться головным обществом не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.

Публикация промежуточной консолидированной финансовой отчетности осуществляется в случаях принятия данного решения в учредительных документах, в которых устанавливается и порядок ее публикации.

Контроль за представлением консолидированной финансовой отчетности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Следует отличать консолидированную отчетность от сводной отчетности. Основное различие между ними состоит в том, что при формировании этих видов отчетности речь идет о принципиально разных процедурах. Так, при составлении консолидированной отчетности, как указывалось выше, не происходит простого построчного суммирования (что имеет место при формировании сводной отчетности) данных, отраженных в формах годовой отчетности организаций группы. Кроме того, сводная отчетность готовится в том же наборе форм, что и финансовая отчетность организаций, а консолидированная отчетность состоит только из баланса и отчета о прибылях и убытках.

Консолидация финансовой отчетности: кому, когда и как?

Этим летом был принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Данным Законом меняется весь подход к отчетности связанных между собой организаций, мы все больше и больше приближаемся к Международным стандартам финансовой отчетности.

Успешно развивающиеся российские компании неизбежно сталкиваются с вопросом привлечения дополнительных инвестиций, в том числе иностранных. Устанавливая нормы о составлении консолидированной финансовой отчетности в соответствии с правилами МСФО, законодатели преследуют цель сделать финансовую отчетность компаний более прозрачной и привлекательной для инвесторов. Ведь зачастую при составлении отчетности по РСБУ основной задачей становится не формирование полноценной информации о финансовом положении компании, а оптимизация налогообложения и минимизация претензий со стороны проверяющих органов. Поэтому искаженная картина отчетности, составленной по РСБУ, при проведении консолидации сохраняется для группы компаний в целом.

В новом Законе консолидированная финансовая отчетность обозначена как систематизированная информация, отражающая финансовое положение, его изменения и финансовые результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Эта отчетность формируется наряду с бухгалтерской отчетностью организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Закон N 208-ФЗ устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации российскими организациями консолидированной финансовой отчетности.

Новый Закон распространяется на следующие организации:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • организации, для которых составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности предусмотрены другими федеральными законами;
  • организации, в учредительных документах которых предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности.

В настоящей статье мы не будем затрагивать порядок представления и публикации консолидированной финансовой отчетности кредитными организациями. Данные отношения специфичны и регулируются в большей части нормативными актами Центрального банка РФ.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:

  • участникам организации, в том числе акционерам;
  • в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (за исключением кредитных организаций).

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Обратите внимание, что порядок представления отчетности участникам организации, в том числе акционерам, должен быть определен в учредительных документах. А порядок представления отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определен Правительством Российской Федерации.

Что же касается правил представления отчетности, нужно отметить, что консолидированная финансовая отчетность представляется вышеуказанным пользователям на русском языке. Она подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации.

Установлено новое требование об обязательном аудите годовой консолидированной финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной отчетностью.

Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена.

Не позднее 30 дней после дня представления ее пользователям организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность. Под публикацией в соответствии с Законом N 208-ФЗ понимается размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в данной отчетности лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих ее доступность для заинтересованных в ней лиц.

В новом Законе N 208-ФЗ четко указано, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Здесь определено, что на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Однако до момента признания МСФО мы руководствуемся действующими нормативными актами, в которых применяется определение "сводная бухгалтерская отчетность". Согласно п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета она должна составлять также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ <1>.

<1> Недавно Минфином на своем сайте был выложен проект изменений в Приказ N 34н, в котором предусмотрено исключение с 1 января 2011 г. норм о составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти по унитарным предприятиям и акционерным обществам (товариществам) с долей федеральной собственности.

Основные положения по составлению сводной бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности".

Согласно данным Методическими рекомендациям бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  1. головная организация обладает более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
  2. головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  3. в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

  • доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества применительно к вышеприведенному пункту настоящих Методических рекомендаций и доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
  • головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
  • эти данные не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы.

В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения финансовых вложений (в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации).

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность путем построчного суммирования соответствующих данных. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются:

  1. финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и, соответственно, уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;
  2. показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  3. прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
  4. дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.

Нужно понимать, что консолидация отчетности не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Этот процесс предусматривает целый ряд специальных расчетов и процедур, на каждом этапе которого осуществляются действия по превращению финансовых отчетов отдельных компаний и некоторой дополнительной информации в комплект консолидированной финансовой отчетности.

Давайте немного заглянем в Международные стандарты финансовой отчетности, регулирующие порядок составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.

МСБУ (IAS) 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность".

Консолидированная финансовая отчетность составляется (за редким исключением) в отношении экономически обособленной группы компаний. Консолидируются все дочерние компании. Под дочерней компанией понимается любая компания, контролируемая другой компанией, для нее материнской. Контроль — это полномочия определять финансовую и операционную политику компании в целях получения выгод от ее деятельности. Наличие контроля предполагается, когда инвестор прямо или косвенно владеет более чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, причем данное предположение оспоримо при наличии явных доказательств обратного. Контроль может существовать при владении менее чем половиной имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиций, если материнская компания имеет полномочия осуществлять контроль, например, посредством доминирующего положения в совете директоров.

Консолидированная отчетность составляется таким образом, как если бы материнская и все ее дочерние компании являлись единым предприятием. Операции между компаниями группы (например, продажи товаров одной дочерней компании другой) при консолидации исключаются.

МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса".

Объединение бизнеса — это операция или событие, в ходе которого покупатель получает контроль за одним и более бизнесом. Контроль — это возможность направлять финансовую и операционную политику компании (бизнеса) в целях получения выгоды от ее деятельности. Определяя, какая из компаний получила контроль, следует учесть целый ряд факторов, таких как доля владения, контролирующие полномочия совета директоров и прямые соглашения между собственниками о распределении контролирующих функций. Предполагается, что контроль имеет место, если компании принадлежит более 50% в капитале другой компании.

Объединения бизнеса могут быть по-разному структурированы. Для целей учета в МСФО основное внимание уделяется сути операции, а не ее юридической форме. В случае если между вовлеченными в операцию сторонами осуществляется ряд сделок, рассматривается общий результат серии взаимосвязанных сделок.

Объединения бизнеса отражаются в учете как приобретения.

При составлении консолидированной отчетности по международным стандартам одним из наиболее трудоемких является расчет деловой репутации, или гудвилла. При несложном расчете стоимости объединения может оказаться гораздо сложнее вычислить величину чистых активов приобретаемой организации и в последующем рассчитать обесценивание деловой репутации.

МСФО (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность".

Данный стандарт применяется при выбытии дочерних компаний, части бизнеса и отдельных внеоборотных активов начиная со стадии планирования выбытия.

Дочерняя компания, единственной целью владения которой является ее продажа и которая соответствует определению актива, предназначенного для продажи, из консолидации не исключается. Активы и обязательства такой дочерней компании измеряются и представляются в финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 5.

МСБУ (IAS) 28 "Ассоциированные компании".

Ассоциированная компания — это компания, на которую инвестор оказывает значительное влияние, но которая не является ни его дочерней компанией, ни совместным предприятием. Под значительным влиянием понимается возможность участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики компании — объекта инвестиций без возможности контролировать эту политику. Предполагается, что такое влияние имеет место в случаях, когда инвестору принадлежит как минимум 20% имеющих право голоса акций (долей) объекта инвестиции, и отсутствует в случаях, когда принадлежит менее 20%. Данные предположения являются оспоримыми, если может быть продемонстрировано обратное.

МСБУ (IAS) 31 "Участие в совместной деятельности".

Различают три формы ведения совместной деятельности: совместно контролируемое предприятие, совместно контролируемые операции и совместно контролируемое имущество. В процессе составления консолидированной финансовой отчетности может учитываться такая форма ведения совместной деятельности как совместно контролируемое предприятие.

Совместно контролируемое предприятие предполагает создание обособленного субъекта экономической деятельности, например акционерного общества или партнерства. В соответствии с МСБУ (IAS) 31 участники совместной деятельности могут учитывать совместно контролируемые предприятия согласно методу пропорциональной консолидации или по методу долевого участия.

Возникает закономерный вопрос: как будет проходить процесс признания Международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации?

Заглянем в будущее и возьмем выложенное на сайте Минфина <2> Положение о порядке признания Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

<2> http://www.minfin.ru/ru/.

Согласно данному документу под признанием документов, входящих в состав МСФО, понимается процесс принятия решения о введении каждого документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение документа, входящего в состав МСФО;

б) экспертиза применимости документа, входящего в состав МСФО, на территории РФ;

в) принятие решения о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ;

г) опубликование документа, входящего в состав МСФО.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории РФ принимается в отношении документа в целом.

Консолидированная финансовая отчётность

В случае если в отношении отдельных положений документа, входящего в состав МСФО, решение о применимости на территории РФ не может быть принято, решение о введении такого документа в действие на территории РФ принимается в отношении документа с изъятием указанных положений.

Признанный документ, входящий в состав МСФО, вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом. На первом этапе признанный документ вступает в силу для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе. На втором этапе — для обязательного применения в сроки, определенные в этом документе.

Решение о введении документа, входящего в состав МСФО, в действие на территории Российской Федерации принимает Минфин России по согласованию с ФСФР и ЦБ РФ.

Опубликование документа заключается в размещении его на официальном сайте Минфина в сети Интернет вместе с приказом о введении этого документа в действие на территории РФ. Также Минфин будет размещать на своем официальном сайте информацию о входящих в состав МСФО документах, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

Как видно, процесс признания МСФО достаточно долгий и поэтому сказать определенно, в каком виде они дойдут до правоприменительной практики, невозможно.

Нужно отметить, что законодатели отодвинули момент, с которого нужно будет составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, на срок, который должен позволить подготовиться ко всем затейливым премудростям международных стандартов. Требование станет обязательным начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО будут признаны для применения на территории Российской Федерации.

Предусмотрено одно исключение для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организаций, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, которые обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.

А.Герасимова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *