Контроль за охраной труда

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного. Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного.

7.10. Общественный контроль за охраной труда

Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный по охране труда имеет право:

4.1. Посещать рабочие места при необходимости с привлечением представителя структурного подразделения для осуществления контроля за соблюдением законодательства и других нормативных актов об охране труда и промышленной безопасности, выполнением условий соглашений, коллективного договора.

4.2. Осуществлять проверку выполнения мероприятий по охране труда, в том числе разработанных по результатам расследования несчастных случаев, обязательств Работодателя в области охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства, труда.

4.4. Предъявлять должностным лицам Работодателя требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (в Журнале профработы по ОТ и ПБ структурного подразделения, отделения, участка).

4.5. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц Работодателя (АО «Апатит» и структурного подразделения) о состоянии условий и охраны труда, а также о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

4.6. Направлять руководителям подразделения обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы по охране труда, и (или) делать соответствующие записи в «Журнале профилактической работы по ОТ и ПБ» соответствующего структурного подразделения/ отделения/участка. О выданных представлениях, письменных и устных замечаниях и степени их устранения делается соответствующая запись в «Журнале профилактической работы уполномоченных по охране труда», находящемся в помещениях профсоюза в структурных подразделениях.

Для выполнения возложенных на уполномоченных обязанностей, (составления запросов, представлений, отчетов) им предоставляется право производить фотосъемку места произошедшего несчастного случая, рабочих мест, где выявлены нарушения требований охраны труда, рабочих мест после выполнения мероприятий внедренных по инициативе уполномоченных. Иное использование полученных фотоматериалов возможно только после получения соответствующего решения профсоюзного комитета структурного подразделения.

4.7. Старший уполномоченный структурного подразделения имеет, кроме вышеперечисленных прав дополнительные права:

– обращаться к руководителю структурного подразделения, в Государственную инспекцию труда с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

– принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства, иных нормативных правовых актов содержащих нормы об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором или соглашениями по охране труда, с изменениями условий труда;

– замещать председателя профкома структурного подразделения (представителя профсоюза) в комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (аварии, инцидента);

– подписывать и передавать Работодателю от имени профсоюзного комитета документы (запросы, акты и т. п.), а также запрашивать и получать от Работодателя необходимую для исполнения соответствующих функций информацию и пояснения по вопросам охраны труда и здоровья, соблюдения работниками требований охраны труда, а также о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– принимать участие в проводимых коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению соглашений, мероприятий по охране труда;

– вносить через профсоюзный комитет структурного подразделения предложение о степени вины застрахованного в процентах, если при расследовании несчастного случая с застрахованным лицом комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.

Гарантии прав деятельности уполномоченного

По охране труда

5.1. Работодатель (руководители и иные должностные лица) обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного по охране труда, обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет предприятия в срок не позднее 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса.

Для выполнения возложенных на уполномоченного по охране труда правомочий представлять в рабочее время не менее 2 часов в неделю с оплатой по основному месту работы. Уполномоченному при необходимости может быть предоставлено освобождение от основной работы с сохранением заработной платы дополнительно к вышеуказанному времени освобождения.

Каждый уполномоченный для осуществления своих функций обязан предварительно не позднее чем в рабочую смену предшествующую требуемому дню освобождения, получить разрешение у своего непосредственного руководителя об освобождении его от основной работы. Освобождение осуществляется непосредственным руководителем работника посредством подписания заявления установленного образца, в котором уполномоченный указывает конкретную дату, время, а в случае освобождения сверх установленной нормы также причину для освобождения.

В случае досрочного выполнения профсоюзных обязанностей уполномоченный должен незамедлительно доложить об этом своему непосредственному руководителю и далее действовать по своей основной трудовой функции.

Старшему уполномоченному предоставляется в рабочее время не менее 8 часов в неделю с оплатой по основному месту работы для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.

5.2. Работодатель совместно с выборным органом профсоюзной организации после избрания уполномоченного по охране труда обязан организовывать его обучение в учебных заведениях по специальным программам в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ за счет средств предприятия и Фонда социального страхования РФ, с сохранением среднего заработка по месту работы на все время, связанное с обучением.

5.3. Уполномоченный по охране труда может быть материально и морально поощрен по решению профсоюзного комитета из средств первичной профсоюзной организации.

5.4. Дополнительные правомочия, гарантии деятельности уполномоченного по охране труда определяются в коллективном договоре, соглашении.

5.5. Работодатель (руководители и иные должностные лица) за нарушение прав и гарантий деятельности уполномоченного по охране труда или воспрепятствование его законной деятельности несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Уполномоченному профсоюзным комитетом выдается удостоверение установленного образца.

5.7. Уполномоченный, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу, перемещен по инициативе Работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета. Выполнение уполномоченным профсоюзных обязанностей не является основанием для снижения размера стимулирующих доплат, премий, тарифа (оклада), непредставления к поощрению по основному месту работы.

В случае необходимости применения к уполномоченному дисциплинарных мер воздействия, в том числе снижения размера стимулирующих доплат, премий, тарифа (оклада) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) им должностных обязанностей по основному месту работы, представитель Работодателя (должностное лицо) должен получить предварительное согласие профсоюзного комитета структурного подразделения.

5.8. Уполномоченному устанавливается доплата в размере до 10% тарифной ставки (оклада) за счет средств Работодателя за выполнение возложенных на него обязанностей.

Общественный контроль за охраной труда

В шифрах расчетных листов доплата отображается, как персональная надбавка к тарифу (окладу). На доплату начисляются премия текущего месяца, районный коэффициент за работу в условиях Крайнего Севера и полярные надбавки.

Конкретный размер доплаты и необходимость ее начисления устанавливаются по ходатайству старшего уполномоченного и представлению профсоюзного комитета структурного подразделения. При прекращении уполномоченным исполнения своих обязанностей в случае окончания выборных полномочий выплата доплаты прекращается с момента выхода соответствующего решения профсоюзного комитета структурного подразделения.

Необходимость начисления и размер доплаты пересматриваются по результатам работы уполномоченного не реже чем один раз в год. Отсутствие несчастного случая, происшедшего с работником отделения/участка, на который распространяются правомочия уполномоченного, является критерием для увеличения доплаты. Наличие несчастного случая, происшедшего с работником отделения/участка, на который распространяются правомочия уполномоченного, является критерием для снижения доплаты, в зависимости от обстоятельств происшествия. Сокрытие уполномоченным несчастного случая, происшедшего в подразделении, на которое распространяются его правомочия, является основанием для снятия с него полномочий.

Старшему уполномоченному устанавливается доплата в размере до 20% тарифной ставки (оклада) за счет средств Работодателя за выполнение возложенных на него обязанностей. В шифрах расчетных листов доплата отображается как персональная надбавка к тарифу (окладу). На доплату начисляются премия текущего месяца, районный коэффициент за работу в условиях Крайнего Севера и полярные надбавки.

Доплата устанавливается по представлению профсоюзного комитета структурного подразделения на весь срок полномочий. Размер доплаты может быть изменен или доплата может быть полностью снята в соответствии с настоящим Положением. При прекращении старшим уполномоченным исполнения своих обязанностей в случае окончания выборных полномочий выплата доплаты прекращается с момента выхода соответствующего решения профсоюзного комитета структурного подразделения.

Генеральный директор АО «ФосАгро-Череповец» ____________________М.К. Рыбников Председатель профкома ОПО АО «Апатит» _________________________А.В. Игумнов

11 марта 2016 года 11 марта 2016 года

Приложение № 6

Читайте также:


ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (а. public inspection on labour protection; н. gesellschaftliche Arbeitsschutzinspektion, offentliche Arbeits- schutzinspektion; ф.

inspection publique de protection du travail; и. inspeccion publica de proteccion de trabajo, organismo inspector publiсо de proteccion de trabajo) — контроль за выполнением законодательства о труде, правил и инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии, за проведением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и по снижению заболеваемости, осуществляемый в CCCP общественными инспекторами. Инспектора по охране труда избираются из числа членов профсоюза на общих собраниях профсоюзных групп (по одному в каждой профгруппе) открытым голосованием на срок полномочий профгруппы.

Лица, занимающие административно-хозяйственные должности, работники административно-технического персонала, выделенные администрацией для проведения мероприятий по охране труда, не могут быть общественными инспекторами по охране труда. Согласно "Типовому положению о внештатном инспекторе Госгортехнадзора CCCP" основная его задача — проведение профилактических работ по предупреждению аварий, производственного травматизма, хищений взрывчатых материалов, а также сверхнормативных потерь и разубоживанияполезных ископаемых при их разработке. В частности, инспектора Госгортехнадзора CCCP контролируют своевременность проведения администрацией инструктажа рабочих по технике безопасности; следят за исправностью оборудования, состоянием освещения рабочих мест и производственных помещений и при обнаружении недостатков сообщают о них мастерам с целью устранения нарушений требований охраны труда; проверяют соблюдение паспортов крепления подземных выработок и пылегазового режима, правильность ведения взрывных работ, контролируют исправность подъёмных механизмов, обеспеченность работающих защитными приспособлениями и др. Контролируется также соблюдение требований законодательства о продолжительности рабочего времени, предоставлении выходных дней, отпусков, о трудовых льготах работающим женщинам и подросткам. В случае невыполнения мастером (бригадиром) требований общественного инспектора по охране труда последний должен сообщить об этом старшему общественному инспектору в цехе для принятия необходимых мер.

Общественные инспектора по охране труда наделены определёнными правами, в т.ч. правом посещать во всякое время суток все цехи, отделы и работы предприятия, а также имеющиеся при нём помещения для обслуживания работающих; правом требовать от администрации необходимых объяснений и предъявления документов по охране труда.

Функции общественного контроля за соблюдением требований трудового законодательства выполняют и общественные комиссии охраны труда, создаваемые профсоюзными комитетами.

Председатель этой комиссии является одновременно старшим общественным инспектором предприятия, учреждения, организации, а председатель цехового комитета — старшим общественным инспектором цеха.

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного. Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы.

Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *