Льготы по НДС

Содержание

Чем подтвердить льготу по НДС

Многие бюджетные (автономные) учреждения по тем или иным основаниям могут быть освобождены от обязанности уплачивать НДС. Однако, желая подтвердить право на льготу, они не всегда могут найти в законодательстве перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган, а также порядок их подачи. Рассмотрим несколько наиболее проблемных ситуаций.

Статья 146 НК РФ

Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Указанная норма вступила в силу с 01.01.2012 (ч. 2 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

При этом ни ст. 146, ни гл. 21 НК РФ в целом не содержат требования о документальном подтверждении правомерности применения рассматриваемой льготы. Разъяснений уполномоченных органов власти по данному вопросу на сегодняшний день также нет.

На наш взгляд, нужно учитывать следующее.

В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее — Положение). Государственное задание по форме, содержащейся в Приложении к Положению, доводится до бюджетного учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Минфином России. Это установлено п. 15 Положения.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что документами, подтверждающими правомерность применения положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, будут:

  • государственное задание, составленное по соответствующей форме;
  • соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
  • выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.

Статья 149 НК РФ

Кроме операций, не являющихся объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, в ст. 149 НК РФ установлены льготы в отношении определенных операций, а также условия и порядок их применения.

В п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ выделены три группы осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые освобождаются от налогообложения НДС:

  1. операции по сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  2. реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенных товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 2 ст. 149 НК РФ);
  3. отдельные операции с товарами, работами, услугами, имущественными правами, освобождаемые от налогообложения (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Внимание! Льготы, установленные п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ, применяются при проведении соответствующих операций, отказаться от них нельзя. Уведомлять налоговые органы о начале и об окончании использования освобождения не требуется. Налогоплательщики, осуществляющие операции, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе по собственной инициативе отказаться от освобождения от налогообложения НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Услуги в сфере образования. Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса;
  • дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от налогообложения НДС при условии соответствия данных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (Письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).

Однако в таком случае налогоплательщику нужно быть готовым подтвердить соответствующий уровень и направленность дополнительных нелицензируемых услуг в сфере образования, например, программами дисциплин (курсов), методиками, другими аналогичными материалами.

Важный нюанс. Освобождение от НДС по лицензируемым видам деятельности предоставляется только при наличии у налогоплательщика необходимой лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

НИОКР. На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий. Здесь же перечислены виды деятельности, которые должны включаться в состав НИОКР и технологических работ для применения данной льготы.

Внимание! Определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 769 "Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ.

Таким образом, для получения освобождения от налогообложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории Российской Федерации работы, подпадающие под понятие "научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки", и (или) иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Подобные разъяснения даны в Письме УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746.

Статья 145 НК РФ

В силу п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Однако эта норма не конкретизирует порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), в частности не указывает, должна ли учитываться при определении условия, дающего право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.

Минфин России и налоговые органы разъясняют, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ (Письма Минфина России от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

Чтобы получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, учреждению необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого оно использует право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы (п. п. 3, 6 ст. 145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации");
  • выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть! Последствия пропуска срока подачи документов в НК РФ не прописаны. При этом в Письмах налоговых органов (см., например, Письма УФНС России по Новгородской области от 25.05.2011 N 7-20/04288, УФНС России по Краснодарскому краю от 03.12.2010 N 15-10/30310) отмечается, что по смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации вправе начать использовать такое освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов. В случае непредставления документов, указанных в п. 4 ст. 145 НК РФ, либо представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Внимание! Пропуск срока представления документов неминуемо приведет к спорам с налоговым органом. Анализ арбитражной практики показывает, что позиция судов по данному вопросу неоднозначна.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.04.2011 по делу N А29-5471/2010 указал, что налогоплательщику правомерно отказано в льготе, т.к. соответствующее уведомление он направил с опозданием, а освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС за прошедший период недопустимо.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой из п. 5 ст. 145 НК РФ не следует, что в случае представления налогоплательщиком документов с нарушением срока он лишается права на освобождение от уплаты НДС (Постановления ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А49-11485/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу N А75-265/2011).

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 N 14АП-8896/11 сделан вывод, что возникновение права на освобождение от уплаты НДС по ст.

Льготы по налогу ндс

145 НК РФ обусловлено именно суммой полученной налогоплательщиком выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, а не датой направления в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты этого налога и соответствующих документов. При этом ст. 145 НК РФ не содержит пресекательного срока предъявления уведомления, а также императивной нормы, что в случае нарушения срока представления уведомления налогоплательщик обязан восстановить и уплатить налог.

Во избежание налоговых рисков в случае применения освобождения от НДС на основании ст. 145 НК РФ рекомендуем соблюдать установленный порядок заявления и подтверждения льготы.

О.В.Монако

Аудитор

ООО "Аудит Бизнес Трейд"

Сыктывкарский государственный университет.

«Колледж экономики, права и информатики»

Контрольная работа

По дисциплине: Учет на предприятии малого бизнеса.

Тема: Исчисление и уплата малыми предприятиями налог на добавленную стоимость.

Преподаватель:

  Филипчук В.В.

Исполнила студентка:

32 группы

Политова Ю.С.

Сыктывкар 2012

-ВВЕДЕНИЕ

-ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА  МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГ НА  ДОВАВЛЕНУЮ СТОИМОСТЬ

-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Особый режим уплаты НДС должен быть разработан для малых предприятий. Как показывает опыт развитых стран, по отношению к налогу на добавленную стоимость малые предприятия могут иметь следующие преимущества. Во-первых, если оборот предприятия не превышает некоторой суммы, то оно имеет выбор того, быть или не быть плательщиком НДС (имеют право выбора статуса облагаемого НДС лица). В некоторых странах в качестве критерия учитывается также число работников и объем потенциально возможного налога. Во-вторых, применяется модифицированный упрощенный порядок уплаты налога, в т.ч. возможность использования стандартизированных формул расчета налога.

Среди мер, направленных на упрощение порядка расчета  налога для малых предприятий, следует  отметить разрешение определения налога на базе учета по кассовому методу (на основе платежей), определение налога на основе применения некоторого процента к покупкам и (или) продажам предприятия.

Исходя из описанного опыта, в России в целях обеспечения  упрощения контроля за уплатой НДС  и предоставления определенной льготы малому бизнесу следует установить минимальную величину оборота, ниже которой налог на добавленную стоимость с предприятия не взимается (разумеется ему не предоставляется кредит по НДС по приобретенным товарам). При этом должно быть установлено, что предприятие, освобожденное от уплаты налога, может по своему решению быть зарегистрировано как плательщик НДС.

ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ.

На современном этапе  экономического развития многие малые предприятия сталкиваются с множеством проблем, именно в области налогообложения, в частности одной из таких актуальнейших проблем для малого предприятия является проблема исчисления и уплаты НДС.

Многие малые предприятия и  индивидуальные предприниматели в течение семи последних лет работали в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В 2002 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ Закон № 222-ФЗ признан утратившим силу, а Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вступила в силу с 1 января 2003 года.

Положения главы 26.2 НК РФ, без сомнения, содержат ряд привлекательных для налогоплательщиков норм, однако не снимают многих проблем, в частности проблему исчисления и уплаты НДС.

Обязанность налогоплательщика по уплате НДС возникает в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги. Если говорить о двух применяемых методах исчисления НДС, то по правилам ст. 167 НК РФ они относятся к моменту определения налоговой базы, то есть когда надо платить налог по уже возникшим обязательствам. В данном случае в отношении НДС не имеет значения, применяла организация по исчислению налога на прибыль кассовый метод или метод начисления. Отгрузив товары (работы, услуги), организация по правилам бухгалтерского учета отразила данную операцию в отчетности, определив в учетных регистрах свои доходы, расходы и НДС, подлежащий уплате в бюджет, выписала товаросопроводительные документы (акты, накладные) и выставила покупателю счет-фактуру .

Если организация уплачивала налог  на прибыль по методу начисления, то она уже отразила свои доходы и  расходы при исчислении налога на прибыль.

Предоставление льгот по уплате налога на добавленную стоимость.

Если же организация исчисляла налог на прибыль кассовым методом, то положения главы 25 НК РФ, в том числе и ст. 273 НК РФ, применяются ею с учетом ограничений, введенных главой 26.2 НК РФ. Что касается НДС, то, если организация исчисляла налог методом «по отгрузке», он ею включен к уплате в декларацию за декабрь 2002 года. Если же организация определяла налоговую базу по НДС «по оплате», то момент уплаты налога в бюджет у нее возникает в период применения УСН .

По нашему мнению, сумма НДС подлежит уплате в бюджет в том периоде, когда получена оплата за реализацию. Налогоплательщик также обязан представить в налоговый орган декларацию по НДС за период, когда по требованиям законодательства он должен исчислить и уплатить НДС. В соответствии со ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги наступила в момент отгрузки товара, а дата уплаты налога установлена уже главой 21 НК РФ.

Аналогичное мнение выражено и в  письмах УМНС по г. Москве от 11.04.03 г. № 24-11/20011 и МНС России от 26.05.03 г. № 22-1-15/1265-У188. Может возникнуть и другая ситуация, когда налогоплательщик, применяя общую систему налогообложения и метод начисления, получил аванс под поставку, которую осуществил, уже перейдя на УСН. Сумма аванса в соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 251 НК РФ не была им включена в доходы.

При этом налогоплательщик не должен исчислять НДС с авансовых  платежей по правилам п. 1 ст. 162 НК РФ, так  как п. 2 ст. 162 НК РФ предусмотрено, что  суммы налога не исчисляются в отношении операций, не подлежащих налогообложению. При отгрузке организации, применяющие УСН, не выставляют счетов-фактур, не выделяют НДС, так как не являются плательщиками данного налога, соответственно сумма НДС в отгрузочных документах выделена не будет. При получении аванса налогоплательщик должен был бы пересмотреть цены договора и учесть изменение им системы налогообложения в период, когда будет осуществляться отгрузка. Однако, если налогоплательщик уплатил НДС, начисленный с предоплаты, он может принять данную сумму НДС к расходам на основании п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В то же время на основании п.п. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ расходы на оплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком, в том числе и при погашении задолженности. По нашему мнению, в этом случае следует дать уточненную декларацию по НДС, в которой сумма налога, исчисленного с аванса, будет скорректирована. Отметим, что покупателю НДС, указанный им в платежном документе, принять к вычету будет нельзя, поскольку нет документа, служащего основанием для применения вычетов, т.е. счета-фактуры (ст. 169 НК РФ). Что касается поставщика, то ссылка в платежном документе на сумму НДС, уплаченную покупателем, при исчислении НДС, как нам представляется, оснований для беспокойства не дает. Необходимость предъявления платежного документа с выделенной суммой НДС возникает только при применении вычетов. Однако, по нашему мнению, целесообразно уведомить покупателя письмом о переходе на УСН, отдельно указав, что счета-фактуры выставляться по отгруженным товарам не будут. Уведомление будет признано врученным при отсылке его заказным письмом, отправке факсимильной связью или при вручении его под роспись .

Если организация, применяя УСН, выставит покупателю счет-фактуру, то у нее возникает обязанность по уплате НДС .

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется на основании п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в  том числе и лицами, не являющимися  плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением сумм налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), т.е. без применения вычетов. В данном случае налогоплательщик самостоятельно (вопреки положениям НК РФ) возложил на себя обязанность по уплате НДС, о чем он должен уведомить налоговый орган, представив ему в установленный срок декларацию. Ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере 5% за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% указанной суммы (ст. 119 НК РФ) .

Согласно п. 5 ст. 346.11 организации  и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются  от обязанностей налогового агента, возложенных на них НК РФ. В то же время в ст. 161 НК РФ прямо говорится, что ее положения распространяются и на неплательщиков НДС. В той же статье обязанности налогового агента возлагаются на организации при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговом органе, в случае аренды государственного и муниципального имущества, а также при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозных и скупленных ценностей, кладов и т.д. Правила исчисления НДС налоговыми агентами изложены в ст. 161 НК РФ. Но вычеты организации, которые являются неплательщиками НДС, применять не могут. Таким образом, в случае исполнения налогоплательщиком обязанностей налогового агента ему необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для исчисления, удержания и уплаты НДС с соблюдением установленных НК РФ сроков (письмо УМНС по г. Москве от 15.05.03 г. N 24-05/26169). Кроме того, по нашему мнению, налогоплательщики должны выписать счет-фактуру в единственном экземпляре и зарегистрировать его в установленном порядке .

Если организация заявила  объектом налогообложения доходы, то для нее не имеет значения, оплатила она стоимость имущества (работ, услуг) с учетом НДС или без. Если же организация объектом налогообложения определяет доходы, уменьшенные на расходы, то при исчислении единого налога она может признать только расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ, перечень которых по сравнению с главой 25 НК РФ является ограниченным и закрытым. Однако требования налогового законодательства по экономической обоснованности и документальному подтверждению расходов должны быть соблюдены. Суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) поименованы как отдельная статья расходов в п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Особый порядок признания расходов касается основных средств, которые списываются на основании п.п. 2 п. 3 ст. 346.16 в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию. В отношении товаров, материалов, услуг действуют требования признания расходов в соответствии со ст. 273 НК РФ, согласно п. 3 которой товары принимаются к расходам только при соблюдении трех условий: отгрузки покупателю, оплаты их стоимости поставщику и получения денежных средств (активов) за реализацию.

В своих разъяснениях УМНС по г. Москве (письма от 19.03.03 г. № 24-11/15018, № 24-11/15038) рекомендует налогоплательщикам суммы НДС, уплаченные поставщику при  приобретении товаров (работ, услуг), учитывать в их стоимости, ссылаясь на требования п.п. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ. В то же время в письме УМНС по г. Москве от 9.04.03 г. № 21-09/19500 указано, что при приобретении товаров для дальнейшей реализации налогоплательщик при определении объекта налогообложения вправе уменьшать свои доходы как на суммы НДС по приобретенным товарам, так и на покупную стоимость этих товаров при условии оплаты их поставщику и фактической реализации.

Согласно п. 8 ст. 346.16 НК РФ НДС, уплаченный поставщику, является отдельной статьей расходов и должен быть учтен отдельно. Правила отражения расходов определены в ст. 273 НК РФ. Данная позиция особенно важна при отражении работ, услуг, которые экономически обоснованы, документально подтверждены, направлены на получение дохода, но не поименованы в ст. 346.16 НК РФ.

Кроме того, если товары, материалы, работы или услуги не использованы, то и в этом случае оплаченный НДС  будет учитываться как отдельная  статья расходов в особом порядке. Таким  образом, как нам представляется, независимо от того, включаются ли материальные ценности в расходы по правилам главы 26.2 НК РФ, использованы ли они в деятельности организации, налогоплательщик на основании п. 2 ст. 346.17 может включить НДС в расходы сразу после того, как он будет уплачен поставщику.

Документами, подтверждающими  данный расход, служат платежное поручение (чек ККТ, квитанция к приходному ордеру и прочие документы, установленные  законодательством) с выделением суммы  НДС и счет-фактура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Вопрос о налогообложении  малого бизнеса, приобретший важное значение в переходной экономике России, остается не менее актуальным и сейчас. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса  показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства в нашей стране. Однако, на мой взгляд, в них все еще встречаются спорные моменты, которые не устраивают налогоплательщиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Интернет сайт:revolution.allbest.ru

Интернет сайт:www.iep.ru

Интернет сайт:bibliond.ru

Чем подтвердить льготу по НДС

Многие бюджетные (автономные) учреждения по тем или иным основаниям могут быть освобождены от обязанности уплачивать НДС. Однако, желая подтвердить право на льготу, они не всегда могут найти в законодательстве перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган, а также порядок их подачи. Рассмотрим несколько наиболее проблемных ситуаций.

Статья 146 НК РФ

Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Указанная норма вступила в силу с 01.01.2012 (ч. 2 ст. 6 Закона N 239-ФЗ).

При этом ни ст. 146, ни гл. 21 НК РФ в целом не содержат требования о документальном подтверждении правомерности применения рассматриваемой льготы. Разъяснений уполномоченных органов власти по данному вопросу на сегодняшний день также нет.

На наш взгляд, нужно учитывать следующее.

В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон N 7-ФЗ) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (далее — Положение). Государственное задание по форме, содержащейся в Приложении к Положению, доводится до бюджетного учреждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидия перечисляется в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Предоставление федеральному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого учреждением и федеральным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с примерной формой, утверждаемой Минфином России. Это установлено п. 15 Положения.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что документами, подтверждающими правомерность применения положений пп. 4.1 п. 2 ст.

13. Ставки налога и льготы по ндс

146 НК РФ, будут:

  • государственное задание, составленное по соответствующей форме;
  • соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
  • выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.

Статья 149 НК РФ

Кроме операций, не являющихся объектом налогообложения по НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, в ст. 149 НК РФ установлены льготы в отношении определенных операций, а также условия и порядок их применения.

В п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ выделены три группы осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые освобождаются от налогообложения НДС:

  1. операции по сдаче в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  2. реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) определенных товаров, работ, услуг, имущественных прав (п. 2 ст. 149 НК РФ);
  3. отдельные операции с товарами, работами, услугами, имущественными правами, освобождаемые от налогообложения (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Внимание! Льготы, установленные п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ, применяются при проведении соответствующих операций, отказаться от них нельзя. Уведомлять налоговые органы о начале и об окончании использования освобождения не требуется. Налогоплательщики, осуществляющие операции, указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе по собственной инициативе отказаться от освобождения от налогообложения НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Услуги в сфере образования. Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса;
  • дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании, освобождаются от налогообложения НДС при условии соответствия данных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (Письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).

Однако в таком случае налогоплательщику нужно быть готовым подтвердить соответствующий уровень и направленность дополнительных нелицензируемых услуг в сфере образования, например, программами дисциплин (курсов), методиками, другими аналогичными материалами.

Важный нюанс. Освобождение от НДС по лицензируемым видам деятельности предоставляется только при наличии у налогоплательщика необходимой лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

НИОКР. На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;
  • НИОКР, осуществляемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимых продукции и технологий. Здесь же перечислены виды деятельности, которые должны включаться в состав НИОКР и технологических работ для применения данной льготы.

Внимание! Определение НИОКР в целях применения гл. 21 НК РФ не приведено. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться ст. 769 "Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ" ГК РФ.

Таким образом, для получения освобождения от налогообложения НДС исполнитель должен осуществлять на территории Российской Федерации работы, подпадающие под понятие "научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки", и (или) иметь подтверждение статуса научной организации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Подобные разъяснения даны в Письме УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746.

Статья 145 НК РФ

В силу п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.

Однако эта норма не конкретизирует порядок определения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), в частности не указывает, должна ли учитываться при определении условия, дающего право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ.

Минфин России и налоговые органы разъясняют, что для определения соответствия условиям ст. 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций, как подлежащих, так и не подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ (Письма Минфина России от 12.09.2001 N 04-03-11/128, УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 N 16-15/43541).

Чтобы получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, учреждению необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого оно использует право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета следующие документы (п. п. 3, 6 ст. 145 НК РФ):

  • уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации");
  • выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж;
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Следует учесть! Последствия пропуска срока подачи документов в НК РФ не прописаны. При этом в Письмах налоговых органов (см., например, Письма УФНС России по Новгородской области от 25.05.2011 N 7-20/04288, УФНС России по Краснодарскому краю от 03.12.2010 N 15-10/30310) отмечается, что по смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС носит заявительный характер. Организации вправе начать использовать такое освобождение только с момента представления налоговому органу соответствующего уведомления и документов. В случае непредставления документов, указанных в п. 4 ст. 145 НК РФ, либо представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Внимание! Пропуск срока представления документов неминуемо приведет к спорам с налоговым органом. Анализ арбитражной практики показывает, что позиция судов по данному вопросу неоднозначна.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.04.2011 по делу N А29-5471/2010 указал, что налогоплательщику правомерно отказано в льготе, т.к. соответствующее уведомление он направил с опозданием, а освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС за прошедший период недопустимо.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой из п. 5 ст. 145 НК РФ не следует, что в случае представления налогоплательщиком документов с нарушением срока он лишается права на освобождение от уплаты НДС (Постановления ФАС Поволжского округа от 10.08.2010 по делу N А49-11485/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу N А75-265/2011).

В Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 N 14АП-8896/11 сделан вывод, что возникновение права на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ обусловлено именно суммой полученной налогоплательщиком выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца, а не датой направления в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты этого налога и соответствующих документов. При этом ст. 145 НК РФ не содержит пресекательного срока предъявления уведомления, а также императивной нормы, что в случае нарушения срока представления уведомления налогоплательщик обязан восстановить и уплатить налог.

Во избежание налоговых рисков в случае применения освобождения от НДС на основании ст. 145 НК РФ рекомендуем соблюдать установленный порядок заявления и подтверждения льготы.

О.В.Монако

Аудитор

ООО "Аудит Бизнес Трейд"

Курсовая работа.

Тема: Льготы по уплате НДС.

Дисциплина: Таможенные платежи в различных таможенных режимах.

Автор: Томахин В.С.

Май 2010

Введение 3

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость 5

1.1 Экономическое содержание 5

1.2 Налогоплательщики 6

1.3 Объект налогообложения 6

1.4 Налоговая база 9

1.5 Ставки налога 10

1.6 Порядок исчисления налога 11

1.7 Порядок и сроки уплаты налога 12

2. Льготные условия по уплате налога на добавленную стоимость 14

2.1 Льготная ставка по уплате НДС 14

2.2 Освобождение от уплаты 20

2.3 Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. 25

2.4 Основания предоставления льгот 28

2.5 Практическое применение льгот по уплате НДС 30

Заключение 32

Список литературы 34

Введение

В настоящее время налог на добавленную стоимость — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства, сбыта и ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

Условия применения льгот по НДС

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

НДС является одним из таможенных платежей, которые в свою очередь являются инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В связи с этим, применение НДС в таможенном деле имеет большое значение. В отношении налога на добавленную стоимость распространяются некоторые виды льгот. Так как законодательство в отношении налогов постоянно претерпевает изменения, целью работы является изучение и систематизация льгот по уплате НДС в рамках изучения таможенных платежей в различных таможенных режимах.

На данный период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления является довольно сложным. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство подчёркивает актуальность выбранной темы.

Задачами данной работы являются: изучение применения НДС на территории Российской Федерации; его основные принципы и задачи; порядок исчисления налога на добавленную стоимость; общий порядок применения НДС; рассмотрение форм, в которых могут предоставляться льготы по уплате налога; систематизация оснований предоставления льгот; определение ставок НДС и порядок их применения; основания применения льгот по уплате НДС в различных таможенных режимах.

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость

1.1 Экономическое содержание

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

1.3 Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; перемещениетоваров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

  1. операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

  2. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

  3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

  5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

  1. операции по реализации земельных участков (долей в них);

  2. передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. НДС в России

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … статей, чтобы получить льготупоуплатеНДС налогоплательщик обязан вести … РФ дата возникновения обязанности поуплатеНДС определяется в соответствии с … возникновения объекта налогообложения и обязанности поуплатеНДС в данном конкретном случае. Таким …

  2. НДС: экономическая сущность и основы организации в РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … (НДС). Преимущества и недостатки 6 3. ЛьготыпоуплатеНДС 10 4. Ставки НДС 12 5. Расчет поНДС 13 5.1. Исчисление НДСпо основным … приводя к дополнительному повышению розничных цен. 3. ЛьготыпоуплатеНДС В течение всего периода существования налога …

  3. Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … практике, предусмотрены льготыпоуплатеНДС. Не перечисляя всех льгот, отмечу наиболее … льгот связана с решением социальных проблем населения. В частности, освобождены от уплатыНДС. — услуги по … компенсирует все свои затраты поуплатеНДС и добавляет налог …

  4. Методика и практика проверок использования налоговых льгот

    Реферат >> Финансы

    … второй НК РФ положения, закрепляющего льготупоНДС аналогичная норма Закона РФ “ … в целях применения льготыпо налогу на имущество актуальны и в контексте НДС (с учетом того … 11, поскольку НК РФ предусмотрена льготапоуплатеНДС при выполнении НИОКР за счет …

  5. Тарифные льготы во ВЭД

    Реферат >> Экономика

    … организаций. Налоговым законодательством Российской Федерации льготапоуплатеНДС в виде возврата ранее уплаченной суммы … актов следует, что указанные льготыпоуплате ввозной таможенной пошлины и НДС предоставляются в виде освобождения …

Хочу больше похожих работ…

Курсовая работа.

Тема: Льготы по уплате НДС.

Дисциплина: Таможенные платежи в различных таможенных режимах.

Автор: Томахин В.С.

Май 2010

Введение 3

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость 5

1.1 Экономическое содержание 5

1.2 Налогоплательщики 6

1.3 Объект налогообложения 6

1.4 Налоговая база 9

1.5 Ставки налога 10

1.6 Порядок исчисления налога 11

1.7 Порядок и сроки уплаты налога 12

2. Льготные условия по уплате налога на добавленную стоимость 14

2.1 Льготная ставка по уплате НДС 14

2.2 Освобождение от уплаты 20

2.3 Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. 25

2.4 Основания предоставления льгот 28

2.5 Практическое применение льгот по уплате НДС 30

Заключение 32

Список литературы 34

Введение

В настоящее время налог на добавленную стоимость — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства, сбыта и ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

НДС является одним из таможенных платежей, которые в свою очередь являются инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В связи с этим, применение НДС в таможенном деле имеет большое значение. В отношении налога на добавленную стоимость распространяются некоторые виды льгот. Так как законодательство в отношении налогов постоянно претерпевает изменения, целью работы является изучение и систематизация льгот по уплате НДС в рамках изучения таможенных платежей в различных таможенных режимах.

На данный период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления является довольно сложным. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство подчёркивает актуальность выбранной темы.

Задачами данной работы являются: изучение применения НДС на территории Российской Федерации; его основные принципы и задачи; порядок исчисления налога на добавленную стоимость; общий порядок применения НДС; рассмотрение форм, в которых могут предоставляться льготы по уплате налога; систематизация оснований предоставления льгот; определение ставок НДС и порядок их применения; основания применения льгот по уплате НДС в различных таможенных режимах.

1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость

1.1 Экономическое содержание

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.

Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взимался при реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница между суммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, что предприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с ними заявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, которая уменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает та высокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документ фактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получить обратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующий порядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду, например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплаты НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями, затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегося льготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующей продаже повторно обложены налогом с полного объема.

1.2 Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения.

Чем подтвердить льготу по НДС

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

1.3 Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; перемещениетоваров на таможенную территорию РФ.

В Целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения:

  1. операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

  2. передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

  3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  4. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

  5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

  1. операции по реализации земельных участков (долей в них);

  2. передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. НДС в России

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … статей, чтобы получить льготупоуплатеНДС налогоплательщик обязан вести … РФ дата возникновения обязанности поуплатеНДС определяется в соответствии с … возникновения объекта налогообложения и обязанности поуплатеНДС в данном конкретном случае. Таким …

  2. НДС: экономическая сущность и основы организации в РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … (НДС). Преимущества и недостатки 6 3. ЛьготыпоуплатеНДС 10 4. Ставки НДС 12 5. Расчет поНДС 13 5.1. Исчисление НДСпо основным … приводя к дополнительному повышению розничных цен. 3. ЛьготыпоуплатеНДС В течение всего периода существования налога …

  3. Сравнительный анализ применения НДС в отечественной и зарубежной практике

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … практике, предусмотрены льготыпоуплатеНДС. Не перечисляя всех льгот, отмечу наиболее … льгот связана с решением социальных проблем населения. В частности, освобождены от уплатыНДС. — услуги по … компенсирует все свои затраты поуплатеНДС и добавляет налог …

  4. Методика и практика проверок использования налоговых льгот

    Реферат >> Финансы

    … второй НК РФ положения, закрепляющего льготупоНДС аналогичная норма Закона РФ “ … в целях применения льготыпо налогу на имущество актуальны и в контексте НДС (с учетом того … 11, поскольку НК РФ предусмотрена льготапоуплатеНДС при выполнении НИОКР за счет …

  5. Тарифные льготы во ВЭД

    Реферат >> Экономика

    … организаций. Налоговым законодательством Российской Федерации льготапоуплатеНДС в виде возврата ранее уплаченной суммы … актов следует, что указанные льготыпоуплате ввозной таможенной пошлины и НДС предоставляются в виде освобождения …

Хочу больше похожих работ…

Льготы по налогу на добавленную стоимость

Характер выполняемых работ, услуг Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость
  ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) Работы, выполняемые строительно-монтажными организациями за счет бюджетных средств; Зерно (пшеница, рожь), мука (пшеничная и ржаная), хлеб всех видов, хлебобулочные изделия, молоко, молочные изделия; Гуманитарная помощь, а также товары и технологическое обслуживание в рамках безвозмездной помощи.
ЭКСПОТРИРУЕ-МЫЕ ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) Товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы СНГ (кроме леса, металла, строительных материалов и сельскохозяйственного сырья), а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию Республики Абхазия.
РАБОТЫ, в т.ч.

Льготы по НДС, их виды, порядок представления

НИОКР

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполненные за счет государственного бюджета и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.   УСЛУГИ Товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административного персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними; Услуги по перевозкам пассажиров троллейбусом и железнодорожным транспортом в пределах Республики Абхазия; Арендная плата за арендные предприятия, образуемые на базе государственной собственности; Услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов и переводчиками иностранных языков; Услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, студиях, за использование спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги по уходу за больными и престарелыми, а также товары (работы, услуги), произведенные образовательными учреждениями, если доход направляется на их непосредственные нужды; а также образовательный процесс в государственных автошколах Услуги учреждений культуры и искусства, Государственной телерадиокомпании, религиозных объединений, театрально-зрелищные, оборонно-спортивные, культурно-просветительские, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ; Ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями; Пенсионный фонд за оплату услуг органов связи по пересылкам и доставкам гражданам пенсий и пособий; Услуги вневедомственной охраны МВД Республики Абхазия; Платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства (в т.ч. лекарства-субстанции), изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, технические средства, включая автотранспорт, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.     ОПЕРАЦИИ Операции по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчет по текущим и другим счетам; Операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других) Выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий. ОБОРОТЫ Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах; Магазины свободной торговли. СТОИМОСТЬ Стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий. ПЛАТЫ Квартирная плата; Действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина. ДРУГОЕ Продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога на

Добавленную стоимость.

Величина налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, в общем плане определяется как разница между суммами налога полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам по материальным ресурсам, топливу, услугам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и основным фондам.

           
   
Облагаемый оборот, выручка, объем, стоимость товаров
 

= х

Сумма НДС, фактически уплаченная поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения
Сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги)
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет

= _

 
 

Реализация предприятиям товаров (работ, услуг) производится по свободным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. Во всех расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) НДС выделяется отдельной строкой.

Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по

установленной ставке.

Налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, используемые для производственных целей, на издержки обращения и производства не относится.

При экспорте за пределы стран СНГ предприятиями, которые не являются непосредственными производителями, налоговыми органами по письменному подтверждению таможенных органов в срок, не превышающий трех дней, производится возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость. По соглашению между таможенными и налоговыми органами Республики Абхазия возврат ранее уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, может производиться таможенными органами с условием последующей компенсации.

В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе материальных ресурсов стран СНГ и ввозимых на территории РА, НДС относится на издержки производства и обращения, включается в цену реализации и не входит в налогооблагаемый оборот.

После выпуска товаров в свободное обращение на территории РА для последующей реализации налог на добавленную стоимость исчисляется на всех стадиях прохождения и реализации товаров в порядке, установленном для отечественных товаров.

По основным средствам и нематериальным активам, используемых при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость, суммы налога, уплаченные поставщикам относятся на издержки производства и обращения.

В случае превышения сумм налога, уплаченных поставщикам по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам (работам, услугам) над суммами налога исчисленными по реализованным товарам (работам, услугам), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета.

Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц в срок не позднее 15-ого числа следующего месяца. Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счет в учреждение банка или в кассу предприятия.

При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день их передачи (выполнения).

Плательщики налога ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной форме до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сумма налога на добавленную стоимость распределяется в республиканский и местные бюджеты городов и районов в процентном отношении, установленном в соответствии с законодательством РА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *