Льготы военным пенсионерам

(Старцун В. Н.) ("За права военнослужащих", 2006) Текст документа

О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В. Н. СТАРЦУН

Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Все военные реформы последних лет сопровождались поэтапным сокращением численности армии. По-видимому, не станет исключением дальнейшее преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках развития военной составляющей страны до 2015 г. и нового плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2006 — 2010 гг. предполагается сокращение в течение ближайших 5 лет численности войск на 500 тыс. человек <*>. По этой причине бывшие военнослужащие образуют сегодня в составе населения страны особую, значительную по численности социально-правовую группу.

Медицинская помощь военному пенсионеру

Формирование этой социально-правовой группы обусловлено, прежде всего, спецификой правового положения граждан, уволенных с военной службы. Основу правового статуса бывших военных составляют предусмотренные действующим законодательством гарантии их социальной защиты. ——————————— <*> Божьева О. Обрезательная программа // Московский комсомолец. 2005. 14 марта.

В ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей признана сложным многогранным явлением, в котором сочетаются в единстве социальный, политический, экономический и правовой аспекты. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее видов и форм. Однако бесспорным признается то обстоятельство, что системообразующим элементом социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является их социальное обеспечение. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являясь элементом (частью) общефедеральной системы более высокого порядка — социальной защиты указанных категорий граждан, представляет собой форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей членов общества, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях охраны их здоровья и воспроизводства рабочей силы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, раскрывают понятие охраны здоровья как совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К сожалению, по данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту — мониторинг) <*>, 12,6% граждан, уволенных с военной службы, оценили свое здоровье как плохое либо как очень плохое. Растет число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении. На здоровье бывших кадровых военнослужащих сказываются не только последствия напряженных, а порой и экстремальных условий военной службы, но и низкий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). Исходя из ряда высказываний респондентов мониторинга, если они останутся без лекарственного обеспечения и возможностей госпитального лечения, это вызовет острую социальную напряженность среди указанного контингента. ——————————— <*> Проводится в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 232 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Таким образом, медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены федеральным законодательством об охране здоровья граждан Российской Федерации, оказании медицинской и лекарственной помощи. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами России. Одной из гарантий данного права является предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Применительно к отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей, особенности медицинского обеспечения регулируются действующим военно-социальным законодательством. К соответствующим законам, в частности, относится Федеральный закон "О статусе военнослужащих" <*>, конкретизирующий права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение. Следует иметь в виду, что право на медицинское обеспечение указанной категории граждан Закон о статусе военнослужащих напрямую связывает с выслугой лет и основаниями увольнения с военной службы. ——————————— <*> Далее — Закон о статусе военнослужащих.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих права и социальные гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определенные названным Законом, распространяются на следующие категории граждан, уволенных с военной службы: — на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более; — на офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, — вне зависимости от основания увольнения; — на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих на указанные категории граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, определенные в п. п. 2 — 4 ст. 16 названного Закона для действующих военнослужащих. Основными из них являются: — право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства бывших военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 2 ст. 16); — право на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (п. 4 ст. 16). Указанные льготы предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, на основании отметок и штампов, проставляемых в пенсионных удостоверениях (директива Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N Д-48). Законом о статусе военнослужащих (п. 5 ст. 16) также определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сложнее в Законе о статусе военнослужащих урегулирован вопрос о социальных гарантиях по медицинскому обеспечению для семей бывших военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 16 названного Закона содержится прямое указание на то, что члены семей офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, обладают полным объемом прав и социальных гарантий в названной сфере, которые определены в п. п. 2 — 4 ст. 16 упомянутого Закона. Однако в п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих отдельно закрепляется право членов семей <*> офицеров (без указания выслуги лет) на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По смыслу взятых в совокупности п. 3 и п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих можно констатировать, что правом на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях пользуются и члены семей офицеров, уволенных с военной службы по "льготным" основаниям, выслуга которых составляет 20 лет и более. ——————————— <*> В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих к членам семей офицеров относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами.

По данным Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют сегодня 6,241 млн. человек, в том числе: 0,912 млн. военных пенсионеров (14,6%) и 2,653 млн. членов их семей (42,5%). Деятельность военно-медицинских учреждений регламентирована Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Правила оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Этими правилами определено, что лицам из числа бывших военнослужащих и членам их семей, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих право на медицинское обеспечение в определенном названным Законом порядке, медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Прикрепление бывших военнослужащих и членов их семей на медицинское обслуживание к военно-медицинским учреждениям осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок пенсионных органов, военных комиссариатов о принадлежности к семье офицера для лиц, находящихся на иждивении, а также документа, подтверждающего совместное проживание). Направление членов семей офицеров на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные военно-медицинские учреждения осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Направление на лечение в военно-медицинские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими учреждениями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Направление членов семей бывших военнослужащих на лечение в медицинские учреждения других федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым подчинены указанные медицинские учреждения, при условии работы этих учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093. К мерам социальной поддержки бывших военнослужащих — участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей в случае их гибели (смерти), а также других приравненных к ним Федеральным законом "О ветеранах" категорий граждан отнесено сохранение за ними обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а для членов семей — при жизни погибшего (умершего), а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила внеочередного оказания помощи указанным категориям граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646, предусматривают, что медицинская помощь оказывается этим категориям граждан в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний. Направление их для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. По данным мониторинга, относительно значительная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и покупку лекарств (до 9%). Действующим законодательством предусмотрены гарантии лекарственного обеспечения указанной категории граждан. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей граждан, уволенных с военной службы, при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских учреждений, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший принципиальные изменения во многие законы, нормы которых регулировали общественных отношения по предоставлению определенным категориям граждан бесплатной лекарственной помощи, исходил из того, что данный вид социального обеспечения есть не что иное, как льгота, которая должна быть заменена денежной компенсацией. Этим Законом внесены изменения в такие законы, как "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи" и в некоторые другие законы о социальном обеспечении граждан. Суть внесенных изменений в указанные законы заключается в замене таких "натуральных видов" социального обеспечения, включенных в набор социальных услуг, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, лекарственная помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно и т. д., ежемесячной денежной компенсацией. К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается и бесплатная лекарственная помощь, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, отнесены следующие категории бывших военнослужащих: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и боевых действий.

Единого нормативного правового акта, закрепляющего круг лиц, которым гарантируется бесплатная лекарственная помощь, в отечественном законодательстве не существует. Право на такую помощь предусмотрено различными актами. Характеризуя содержание и эффективность современной государственной политики в сфере медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного разрешения. По данным мониторинга, имеющаяся сеть военно-медицинских учреждений в состоянии реально обеспечить в полном объеме только действующих военнослужащих. Часть коек в последние годы выделена под обслуживание "коммерческих" пациентов. Возможности по оказанию медицинской помощи пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, других "силовых" структур государства и членам их семей ограничены (по официальным данным, медицинская помощь может быть оказана лишь 30% нуждающихся военных пенсионеров и 10% — 15% от числа нуждающихся членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас). По мнению многих респондентов, за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах, других войсках, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений. Практика свидетельствует, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Закона о статусе военнослужащих, из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. В заключение хотелось бы отметить, что граждане, уволенные с военной службы, с тревогой отзываются сегодня о низкой доступности медицинского обеспечения в военно-медицинских лечебных учреждениях. Это требует постоянного внимания как со стороны соответствующих органов военного управления и их должностных лиц, так и со стороны военно-правовой науки в целях совершенствования правовых основ медицинского обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.

——————————————————————

Название документа

О ЛЬГОТАХ ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И УСЛУГИ СВЯЗИ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 18 января 1999 г. N 42-РП (ПРМ) В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" : 1. Предоставить с 1 января 1999 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с учетом совместно проживающих с ними членов их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, с учетом совместно проживающих с ними членов их семей, льготы в размере 50 процентов действующих ставок и тарифов: — по плате за наем, оплате жилья по договору найма в многоквартирных жилых домах, находящихся в общей собственности (государственной г.Москвы, муниципальной, частной); — по оплате услуг технического обслуживания в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности в многоквартирных жилых домах, находящихся в общей собственности (государственной г.Москвы, муниципальной, частной),а также членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов; — по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда; В домах, не имеющих центрального отопления, указанным лицам предоставляется скидка в размере 50% по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке; — по оплате абонентной платы за радиоточку и телеантенну ( за пользование городскими сетями кабельного телевидения — ГСКТ). 2. Сохранить за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих вступили в новый брак, льготы, указанные в п.1 настоящего распоряжения, которые они имели на день смерти (гибели) военнослужащего. 3. Принять к сведению, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих": 3.1. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в пп.1 и 2 настоящего распоряжения льготы, относятся: — супруга (супруг); — несовершеннолетние дети (до 18 лет); — дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; — дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; — лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. 3.2. К военнослужащим относятся: — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); — офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации; — сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву); Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3.3. Основанием для предоставления льгот военнослужащим, состоящим на службе, является подлинный документ (справка, обновляемая ежегодно) установленного образца, выдаваемый органами военного управления, заверенный печатью и подписью начальника. Военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более (военные пенсионеры), льготы предоставляются на основании документа (справки), носящего постоянный характер, с указанием основания увольнения. Для семей военнослужащих основанием для сохранения льгот после смерти (гибели) военнослужащего и других лиц, имеющих на то право, является документ, дававший право на льготу умершему (погибшему) военнослужащему. При этом учитываются требования п.3.1. настоящего распоряжения. Образцы указанных справок, согласованные Управлением делами Минобороны России, приведены в приложениях 1 и 2 к настоящему распоряжению. 4. Принять к руководству: 4.1. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг и услуг по вывозу бытовых отходов, возмещаются названным в пп.1 и 2 настоящего распоряжения категориям граждан: — по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности г. Москвы, — за счет средств городского бюджета; — по жилым помещениям, принадлежащим им, на праве собственности в многоквартирных жилых домах, являющихся собственностью г. Москвы, домах ЖК, ЖСК, товариществ собственников жилья, образованных на бывшем государственном фонде г.Москвы или кооперативном жилищном фонде, — за счет средств городского бюджета. 4.2. Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате абонентной платы за радиоточку и телеантенну (пользование городскими сетями кабельного телевидения — ГСКТ), названным в пп.1 и 2 настоящего распоряжения категориям граждан, возмещаются за счет средств городского бюджета. 5. Управлению городского заказа совместно с Департаментом финансов до 1 февраля 1999 года разработать единый порядок возмещения убытков от предоставления льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги и услуги связи за счет бюджета города Москвы через Городской центр жилищных субсидий. 6. Установить, что: — льготы по оплате жилищных услуг (плата за наем, оплата жилья или оплата услуг технического обслуживания) и услуг по вывозу бытовых отходов, подлежащие возмещению за счет средств городского бюджета, предоставляются жилищными предприятиями; — льготы по оплате коммунальных услуг, в т.ч. по приобретению и доставке топлива, возмещаются в действующем порядке за счет средств соответствующих ресурсоснабжающих или иных предприятий, оказывающих эти услуги; — льготы по абонентной оплате за радиоточку и телеантенну (ГСКТ) возмещаются через Городской центр жилищных субсидий в порядке, определенном Управлением городского заказа и Департаментом финансов (п.5). 7. Принять к руководству, что льготы по оплате услуг технического обслуживания и отопления гражданам-собственникам жилья, имеющим на то право в соответствии с законодательными и нормативными актами, предоставляются не более чем на одну квартиру, исходя из ставок оплаты услуг технического обслуживания и отопления, не превышающих установленные Правительством Москвы для граждан, ставших собственниками жилья в результате приватизации. 8. Считать утратившим силу с 1 января 1999 г. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 25 марта 1996 г. N 282-РП "О льготах за жилищно-коммунальные и прочие услуги для военнослужащих". 9. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Росляка Ю.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение 1 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 18 января 1999 г. N 42-РП Образец справки, являющейся основанием для предоставления льгот Угловой штамп воинской части, учреждения, другого органа военного управления " "_____________ 199_ г.

Медицинское обеспечение военнослужащих в России в 2018 году

Справка Выдана __________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью) проходящему (ей) военную службу по контракту в _________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий (ая) проходит военную службу) проживающему (ей) по адресу _____________________________________ в том, что он (она) имеет право на льготу _______________________ _________________________________________________________________ (наименование одной льготы) в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Справка действительна на один год. Командир (начальник)_____________ ___________________ (подпись) (фамилия, инициалы) М.П. Приложение 2 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 18 января 1999 г. N 42-РП Образец справки, являющейся основанием для представления льгот Угловой штамп органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу " "____________ 199_ г. Справка Выдана __________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество полностью) пенсионеру (пенсионерке), члену семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, _________________________________________________________________ (наименование федерального органа исполнительной власти, в котором он (она) проходил (проходила) военную службу) основания увольнения с военной службы ___________________________ _________________________________________________________________ (с указанием точной формулировки и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона) проживающему (ей) по адресу _____________________________________ в том, что он (она) имеет право на льготу _______________________ _________________________________________________________________ (наименование одной льготы) в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Военный комиссар (начальник)_____________ __________________ (подпись) (фамилия, инициалы) М.П.

(Старцун В. Н.) ("За права военнослужащих", 2006) Текст документа

О МЕДИЦИНСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

В. Н. СТАРЦУН

Старцун В. Н., преподаватель кафедры военного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Все военные реформы последних лет сопровождались поэтапным сокращением численности армии. По-видимому, не станет исключением дальнейшее преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках развития военной составляющей страны до 2015 г. и нового плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период 2006 — 2010 гг. предполагается сокращение в течение ближайших 5 лет численности войск на 500 тыс. человек <*>. По этой причине бывшие военнослужащие образуют сегодня в составе населения страны особую, значительную по численности социально-правовую группу. Формирование этой социально-правовой группы обусловлено, прежде всего, спецификой правового положения граждан, уволенных с военной службы. Основу правового статуса бывших военных составляют предусмотренные действующим законодательством гарантии их социальной защиты. ——————————— <*> Божьева О. Обрезательная программа // Московский комсомолец. 2005. 14 марта.

В ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей признана сложным многогранным явлением, в котором сочетаются в единстве социальный, политический, экономический и правовой аспекты. Сложность и многомерность понятия социальной защиты предопределяют многообразие ее видов и форм. Однако бесспорным признается то обстоятельство, что системообразующим элементом социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, является их социальное обеспечение. Система социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, являясь элементом (частью) общефедеральной системы более высокого порядка — социальной защиты указанных категорий граждан, представляет собой форму распределения материальных благ для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей членов общества, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях охраны их здоровья и воспроизводства рабочей силы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, раскрывают понятие охраны здоровья как совокупность всех мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. К сожалению, по данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее по тексту — мониторинг) <*>, 12,6% граждан, уволенных с военной службы, оценили свое здоровье как плохое либо как очень плохое. Растет число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении. На здоровье бывших кадровых военнослужащих сказываются не только последствия напряженных, а порой и экстремальных условий военной службы, но и низкий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). Исходя из ряда высказываний респондентов мониторинга, если они останутся без лекарственного обеспечения и возможностей госпитального лечения, это вызовет острую социальную напряженность среди указанного контингента. ——————————— <*> Проводится в соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 232 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

Таким образом, медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения, особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены федеральным законодательством об охране здоровья граждан Российской Федерации, оказании медицинской и лекарственной помощи. Всем гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами России. Одной из гарантий данного права является предоставление населению доступной медико-социальной помощи. Применительно к отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей, особенности медицинского обеспечения регулируются действующим военно-социальным законодательством. К соответствующим законам, в частности, относится Федеральный закон "О статусе военнослужащих" <*>, конкретизирующий права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение. Следует иметь в виду, что право на медицинское обеспечение указанной категории граждан Закон о статусе военнослужащих напрямую связывает с выслугой лет и основаниями увольнения с военной службы. ——————————— <*> Далее — Закон о статусе военнослужащих.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих права и социальные гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определенные названным Законом, распространяются на следующие категории граждан, уволенных с военной службы: — на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более; — на офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, — вне зависимости от основания увольнения; — на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих на указанные категории граждан, уволенных с военной службы, распространяются социальные гарантии на охрану здоровья и медицинскую помощь, определенные в п. п. 2 — 4 ст. 16 названного Закона для действующих военнослужащих. Основными из них являются: — право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства бывших военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения (п. 2 ст. 16); — право на обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (п. 4 ст. 16). Указанные льготы предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, на основании отметок и штампов, проставляемых в пенсионных удостоверениях (директива Министра обороны Российской Федерации от 12 мая 1993 г. N Д-48). Законом о статусе военнослужащих (п. 5 ст. 16) также определено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение. Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сложнее в Законе о статусе военнослужащих урегулирован вопрос о социальных гарантиях по медицинскому обеспечению для семей бывших военнослужащих. Так, в п. 5 ст. 16 названного Закона содержится прямое указание на то, что члены семей офицеров, общая продолжительности военной службы которых составляет 25 лет и более, обладают полным объемом прав и социальных гарантий в названной сфере, которые определены в п. п. 2 — 4 ст. 16 упомянутого Закона. Однако в п. 3 ст.

Медицинское и санаторно-курортное обеспечение семей погибших военнослужащих

16 Закона о статусе военнослужащих отдельно закрепляется право членов семей <*> офицеров (без указания выслуги лет) на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По смыслу взятых в совокупности п. 3 и п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих можно констатировать, что правом на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях пользуются и члены семей офицеров, уволенных с военной службы по "льготным" основаниям, выслуга которых составляет 20 лет и более. ——————————— <*> В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих к членам семей офицеров относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами.

По данным Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации, право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют сегодня 6,241 млн. человек, в том числе: 0,912 млн. военных пенсионеров (14,6%) и 2,653 млн. членов их семей (42,5%). Деятельность военно-медицинских учреждений регламентирована Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1. Правила оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911. Этими правилами определено, что лицам из числа бывших военнослужащих и членам их семей, имеющим в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих право на медицинское обеспечение в определенном названным Законом порядке, медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Прикрепление бывших военнослужащих и членов их семей на медицинское обслуживание к военно-медицинским учреждениям осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (справок пенсионных органов, военных комиссариатов о принадлежности к семье офицера для лиц, находящихся на иждивении, а также документа, подтверждающего совместное проживание). Направление членов семей офицеров на плановое лечение в ближайшие к месту их проживания стационарные военно-медицинские учреждения осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Направление на лечение в военно-медицинские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь, осуществляется медицинскими учреждениями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Направление членов семей бывших военнослужащих на лечение в медицинские учреждения других федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым подчинены указанные медицинские учреждения, при условии работы этих учреждений в системе обязательного медицинского страхования. Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093. К мерам социальной поддержки бывших военнослужащих — участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей в случае их гибели (смерти), а также других приравненных к ним Федеральным законом "О ветеранах" категорий граждан отнесено сохранение за ними обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а для членов семей — при жизни погибшего (умершего), а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила внеочередного оказания помощи указанным категориям граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 646, предусматривают, что медицинская помощь оказывается этим категориям граждан в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности при наличии медицинских показаний. Направление их для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. По данным мониторинга, относительно значительная доля семейного бюджета граждан, уволенных с военной службы, расходуется на лечение и покупку лекарств (до 9%). Действующим законодательством предусмотрены гарантии лекарственного обеспечения указанной категории граждан. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются членам семей граждан, уволенных с военной службы, при амбулаторном лечении аптеками военно-медицинских учреждений, расположенными в гарнизонах, при отсутствии в них аптечных учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший принципиальные изменения во многие законы, нормы которых регулировали общественных отношения по предоставлению определенным категориям граждан бесплатной лекарственной помощи, исходил из того, что данный вид социального обеспечения есть не что иное, как льгота, которая должна быть заменена денежной компенсацией. Этим Законом внесены изменения в такие законы, как "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи" и в некоторые другие законы о социальном обеспечении граждан. Суть внесенных изменений в указанные законы заключается в замене таких "натуральных видов" социального обеспечения, включенных в набор социальных услуг, как дополнительная бесплатная медицинская помощь, лекарственная помощь, бесплатный проезд к месту лечения и обратно и т. д., ежемесячной денежной компенсацией. К гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается и бесплатная лекарственная помощь, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в частности, отнесены следующие категории бывших военнослужащих: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и боевых действий. Единого нормативного правового акта, закрепляющего круг лиц, которым гарантируется бесплатная лекарственная помощь, в отечественном законодательстве не существует. Право на такую помощь предусмотрено различными актами. Характеризуя содержание и эффективность современной государственной политики в сфере медицинского обеспечения граждан, уволенных с военной службы, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного разрешения. По данным мониторинга, имеющаяся сеть военно-медицинских учреждений в состоянии реально обеспечить в полном объеме только действующих военнослужащих. Часть коек в последние годы выделена под обслуживание "коммерческих" пациентов. Возможности по оказанию медицинской помощи пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, других "силовых" структур государства и членам их семей ограничены (по официальным данным, медицинская помощь может быть оказана лишь 30% нуждающихся военных пенсионеров и 10% — 15% от числа нуждающихся членов семей военнослужащих и лиц, уволенных в запас). По мнению многих респондентов, за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах, других войсках, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений. Практика свидетельствует, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Закона о статусе военнослужащих, из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. В заключение хотелось бы отметить, что граждане, уволенные с военной службы, с тревогой отзываются сегодня о низкой доступности медицинского обеспечения в военно-медицинских лечебных учреждениях. Это требует постоянного внимания как со стороны соответствующих органов военного управления и их должностных лиц, так и со стороны военно-правовой науки в целях совершенствования правовых основ медицинского обеспечения бывших военнослужащих и членов их семей.

——————————————————————

Название документа

Квартира военному пенсионеру

Согласно российскому законодательству, власти обязаны заниматься обеспечением жильем военнослужащих при увольнении из рядов Вооруженных сил. Однако на то, чтобы обеспечить собственной квартирой военных пенсионеров сразу, у государства не всегда хватает ресурсов. На деле военнослужащим приходится годами стоять в очереди на получение заветных квадратных метров.

В последние годы правительство внедряет различные жилищные программы для военнослужащих. В 1998 году, например, начала действовать программа государственных жилищных сертификатов, а с 2005 года работает накопительно-ипотечная система. Они позволяют самостоятельно выбрать и приобрести квартиру военному пенсионеру. Таким образом, обеспечение жильем военнослужащих при увольнении стало делом рук самих военнослужащих.

Одной из жилищных программ для военнослужащих, по которой военные пенсионеры могут обзавестись собственной недвижимостью, является система ГЖС. Правом получения государственных жилищных сертификатов могут воспользоваться военные, которые были уволены по истечении срока контракта, если этот срок составлял 20 лет и более. Получить ГЖС можно только в результате увольнения по трём причинам: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, а также в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии очередности на получение жилья по соцнайму.

Права на медицинское обеспечение военных пенсионеров: основания, порядок предоставления

В настоящее время устранены различия между пенсионерами, уволенными до 1998 года и после. И те, и те имеют равные права на жилье.

В 2010 году был создан Единый электронный реестр военных, желающих получить жилье. Попасть в список можно, имея на руках документы о том, что военнослужащий и его семья нуждаются в улучшении жилищных условий.

Военнослужащий имеет выбор:воспользоваться жилищными программами для военнослужащих или отказаться от жилья в пользу Единовременной денежной выплаты , которая выдается в 2014 года. На полученные средства бывший военнослужащий получает возможность, как купить, так и построить жилье. Деньги могут быть направлены только по целевому назначению.

Ряд банков на сегодняшний день расширил границы выдачи военной ипотеки офицерам, уволенным в запас. Важнейшим условием в обеспечении жильем военнослужащих при увольнении является участие в НИС на протяжении трех лет до выхода на пенсию, а также наличие 20-летнего стажа службы. В этом случае квартиру военный пенсионер сможет купить с привлечением государственной поддержки.

К 2023 году Правительство планирует обеспечить всех военных, в том числе, и пенсионеров собственным жильем либо выплатами на его приобретение, посредством выдачи ЕДВ.

Возврат к списку

Вопрос. Слышал, что еще в мае 2012 года Президентом России был принят закон, по которому военнослужащим полагаются всевозможные льготы. Так ли это? И на что теперь могут рассчитывать военные?

На вопрос читателя отвечает начальник отдела военного комиссариата Белгородской области по Восточному округу г. Белгорода Елена Бортникова:

— Да. Это так. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» было постановлено:
1.

Льготы женам военных пенсионеров

Предоставить в 2013 году в полном объёме в соответствии с законодательством РФ жилые помещения военнослужащим Вооружённых сил России, других войск, воинских формирований и органов.
2. Сформировать к 2014 году фонд служебного жилья.
3. Установить денежное довольствие военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.
4. Ежегодно увеличивать пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции.
5. Ежегодно, в течение пяти лет, увеличивать численность военнослужащих, проходя¬щих военную службу по контракту, не менее чем на пятьдесят тысяч человек.
Кроме того, было принято решение обеспечить в 2012 году:
1. Проведение инвентаризации недвижимого имущества Вооружённых сил Российской Федерации, подлежащего передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, с последующей передачей жилых помещений, объектов недвижимости инженерной инфраструктуры, объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооружённых сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, управление и распоряжение которыми осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, в состоянии, пригодном к эксплуатации, с финансовыми ресурсами на их текущее содержание.
2. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву, предусмотрев при этом:
— предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных льгот при поступлении в высшие учебные заведения, а также возможности осуществления ими за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовки для сдачи вступительных экзаменов;
— предоставление грантов выпускникам высших учебных заведений, прошедшим воен¬ную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах;
— предоставление преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.
3. Создание национального резерва Вооружённых сил Российской Федерации в рамках выполнения Концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизацион¬ных людских ресурсов Вооружённых Сил Российской Федераций, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в но¬вых условиях социально-экономического развития Российской Федерации.
4. Организацию работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений и их физическому развитию.
5. Разработку и реализацию комплекса мер, направленных на развитие военно-прикладных видов спорта среди граждан призывного возраста, овладение ими навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учётным специальностям.

Профессия военного в нашей стране сопряжена с огромными опасностями и рисками, которые негативно влияют на здоровье, и с течением времени это влияние будет только усугубляться. Именно поэтому в нашем государстве существует целый перечень социальных гарантий и льгот военным пенсионерам за их добросовестное служение Отечеству. Помимо денежных выплат они могут раньше выйти на пенсию, чем обычные люди, по истечении 20 лет службы.

Категории граждан, имеющие право на государственные выплаты как военные пенсионеры

Многие думают, что профессия военнослужащего связана только с заниманием конкретной должности в действующих войсках. Так как, к военным причисляются  не только кадровые военнослужащие, проходившие службу в разных типах войск, но и пожарники, сотрудники полиции, а еще ряд других людей, имеющие соответствующее звание и еще обеспечивающие правопорядок и соблюдения муниципальных интересов.

В соответствии с действующим законодательством РФ предоставленная категория служащих за заслуги перед Отечеством имеет возможность  звание «Ветерана военнослужащей службы», что влечет за собой присвоение конкретного списка льгот по налогам для военных пенсионеров, предусмотренного для ветеранов как общественная помощь.

Поэтому давайте разберемся, какие категории граждан могут получать льготы. Право на социальные гарантии после выхода на пенсию имеют нижеперечисленные категории граждан:

  • Военные, которые служили в войсках армий СССР или РФ
  • Солдаты-контрактники.
  • Солдаты и офицеры, завершившие службу в пограничных войсках.
  • Военнослужащие железнодорожных подразделений.
  • Нац. гвардия РФ.
  • Солдаты и офицеры, являвшиеся членами подразделений ФСБ, государственной разведки и гос. охраны.
  • Служащие органов МВД
  • Рядовые и офицеры противопожарной службы.
  • Служащие, занятые в структуре ФСИН
  • Бывшие служащие Государственного наркотического контроля.

Итак, звание будет присвоено или за прохождение службы в течении 20 лет или при контузии, травмах или профессиональной болезни, которая может быть выявлена во время выхода в отставку, но при условии, что все перечисленные выше причины имеют документальное подтверждение, например справка о решении медицинской комиссии, служебный рапорт или другие официальные документы.

Теперь давайте узнаем, какие же льготы у военных пенсионеров?

Коммунальные льготы

Государство предоставляет военным пенсионерам значительные льготы на оплату счетов ЖКХ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров

У них есть возможность оплачиваться приходящие коммунальные платежи со скидкой 50%, то есть ровно вдвое меньше.

Для оформления вышеуказанной льготы нужно обратиться ПФ (Пенсионный фонд).

При себе иметь нужно следующие документы:

  • пенсионное удостоверение
  • договор по получению услуг ЖКХ
  • счет абонента.

Налоговые льготы

Для того чтобы существенно сэкономить, нужно быть в курсе льгот и успеть правильно оформить их во время. Военные пенсионеры имеют право получить сумму, которая была заплачена ими в качестве налога на землю и имущество физ. лиц. Так работает налоговая льгота для военных пенсионеров.

Ветераны могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины в особом порядке, а именно при судопроизводстве в суде общей юрисдикции, нос условием, что они являются не ответчиком, а исковой стороной при судебном рассмотрении.

Медицинские льготы

Данные виды льгот, положенные всем военным пенсионерам, имеют немаловажное значение, из-за высокого шанса  получить ранение или серьезное заболевание во время выполнения служебных обязанностей. По законодательству РФ, вся необходимая медицинская помощь предоставляется совершенно бесплатно.

Право на получение квалифицированной медицинской помощи военные пенсионеры имею на всей территории РФ и во всех бюджетных медицинских учреждениях. Также социальная льгота включает в себя все необходимые лекарственные препараты, но по назначению врача и при наличии соответствующего рецепта. Военные пенсионеры могут воспользоваться следующими типами льгот:

  • все процедуры связанные с лечением зубов
  • льготные путевки для прохождения отдыха в санатории
  • при сопровождении пенсионера на лечение родственниками, им предоставляется  компенсация потраченных денег, вплоть до возвращения 30% цены проживания и билетов.

Льготы на землю

Профессия военного зачастую связана с длительными командировками и разъездами, поэтому у них нет возможности обзавестись своим жильем. В связи с этим государством предусмотрен ряд жилищных и земельных льгот для военных пенсионеров. Сюда входит получение жилья в пользование за счет бюджетных средств, а также постройка своего собственного дома деньги, выделенные из  бюджета и возможность реализации договора социального найма с целью приватизации жилища.

Также военные пенсионеры в отставке смогут получить послабления по налогам на дачные землевладения, находящиеся в  их собственности. Для этого нужно следует обращаться в  органы по месту нахождения земельного участка и представить необходимые документы. Помимо этого существуют аналогичные льготы военным пенсионерам по земельному налогу на любые другие участки.

Транспортные льготы

Льготы для военных пенсионеров распространяются и на транспорт. Эти льготы делятся на два типа: послабление в налоге на транспортное средство и льготный билет на общественный транспорт.

Льготы на транспорт для ветеранов военной службы относятся к ведению органов местного самоуправления, поэтому скидка назначается и регулируется органами местного значения, и во всех регионах она будет отличаться.

Как мы уже сказали, что региональные власти могут решить покрывать определенный проценты от платы за проезд пенсионером, вплоть до полного покрытия стоимости билета.

Льготой по транспортному налогу можно воспользоваться только при следующих условиях:

  • Документально подтвержден факт инвалидности в период проведения боёв.
  • Пенсионер был признан ветераном боевых действий.

Таким образом, мы видим, что социальная база РФ предусматривает значительные льготы положенные военным пенсионерам, за данную категорию граждан волноваться не стоит. Но, хотя и законодательство учитывает все основные потребности военных пенсионеров, не все граждане данной категории могут самостоятельно разобраться в нюансах требуемой для оформления льгот военным пенсионерам документации и добиться своего права на льготу. В большинстве случаев может потребоваться помощь квалифицированных юристов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *