Лицензирование страховой деятельности

Содержание

Тема 3. Организация страхового дела. Основные участники страховых отношений и страховые посредники.

Вопрос 4. Лицензирование страховых организаций.

Страхование в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова, В.С. Балинова, А.Б. Кулешова, Р.З.Яблукова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -296 с. (стр. 74-81, с сокращениями)

3.5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

Что представляет собой лицензирование страховой деятельности?

Лицензирование страховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и носит обязательный характер.

Лицензирование страховой деятельности — в РФ, осуществляют, порядок, на территории

Лицензии выдаются на осуществление имущественного страхования ответственности, добровольного и обяза т ельного личного страхования, а также перестрахования, с указанием конкретных видов страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Общее положение о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности, контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12 октября 1992 года N 2 02-02/4 (с изм. и доп. от 22 ноября 1993 года).

Приказом Росстрахнадзора утверждено Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 26 июня 1995 года No 02-02/03 и от 10 августа 1994 года N 2 02-02/14.

Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Как правило, лицензия не имеет ограничения по сроку действия, но в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

Что необходимо страховщику для получения лицензии?

Для получения лицензии страховщику необходимо иметь уставный капитал (на день подачи документов), оплаченный за счет денежных средств в установленных законом размерах. В том случае, если страховая организация обращается впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим требованиям:

1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств Ha последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

З) отсутствие действующ и х санкций за нарушение законодательства.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, прошедший регистрацию, должен предъявить следующие документы:

1) правила и условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, которые подтверждают наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

2) программу развития страховых операций на три года, которая включает виды и объемы планируемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

3) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Какие документы страховщик получает вместе с лицензией ?

При получении лицензии страховщик получает следующие документы:

1) лицензию, которая содержит такие сведения, как наименование стра­ховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Какие документы необходимы юридическим лицам для получения лицензии на осуществление страховой деятельности?

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акты поиема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, который подтверждает государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой де ятельности: план по перестрахованию (необходим в том случае если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика); бизнес-план на первый год деятельности; план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств; расчет соотношения активов и обязательств представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность н е менее одного года; баланс с приложением отчет а о финансовых ре зультатах на последнюю отчетную дату.

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

Какие санкции имеет право налагать Департамент страхового надзора Российской Федерации на страховые организации, нарушившие требования законодательства о страховании?

Департамент страхового надзора Российской Федерации имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на страховщика следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, а также отзыв лицензии.

Что представляет собой предписание?

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

3) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

В чем сущность приостановления действия лицензии, ограничение ее действия и отзыва лицензии?

Приостановление действия лицензии — запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии — непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Какими правами обладает Департамент страхового надзора?

Департамент страхового надзора имеет право для осуществления возложенных на него задач осуществлять следующие действия:

1) получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, которая подтверждает; достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

2) контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов э тих организаций.

3) проводить проверки отдельных с торон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, которые касаются действующего законодательства о страховании, установленных предписаний и правил;

4) осуществлять контроль за необходимыми резервами, которые создаются в страховых организациях, для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами.

Версия для печати

 

Главная — Статьи

Действие лицензии

Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии

1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.

Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.

Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 "О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО "Страховой центр "СПУТНИК" выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования — страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.

2. Случаи выдачи временной лицензии определяются настоящим Законом. В частности, перечень таких случаев регламентирован п. 2 настоящей статьи. К ним относятся:

  • заявление страховщика о намерении осуществлять отдельные виды страхования в течение определенного периода времени. Лицензия в данном случае выдается на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
  • отсутствие информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. Лицензия в таких ситуациях выдается на срок от одного года до трех лет.

Закон может устанавливать и иные случаи выдачи временной лицензии. По общему правилу срок действия такой лицензии не превышает трех лет. Однако на практике зачастую срок действия временной лицензии в значительной степени превышает установленный предел. Подобная ситуация обусловлена предписаниями п. 3 настоящей статьи, которая устанавливает возможность продления срока действия лицензии, т.е. сохранение возможности осуществления указанных в ней видов деятельности на протяжении нового срока, на который выдавалась лицензия. Срок продления лицензии по общему правилу приравнивается к первичному сроку ее действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены в отдельных случаях действующим законодательством, причем в данном случае закон относит решение этого вопроса исключительно к компетенции страхового законодательства.

3. Независимо от характера и срока действия лицензии ее действие начинается с момента получения разрешения соискателем, т.е. с момента ее фактической передачи страховщику. Таким образом, в качестве юридического факта, порождающего возможность осуществления страховой деятельности, выступает специальный страховой состав, включающий в себя: решение уполномоченного органа о выдаче лицензии индивидуально определенному страховщику, а также получение лицензии ее соискателем. Отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава не порождает права на осуществление страховой деятельности, несмотря на то, что закон непосредственно связывает такую возможность именно с фактом выдачи лицензии страховщику.

Положения настоящей статьи регламентируют и специальные основания прекращения действия временной лицензии, которые фактически являются дублированием общих предписаний закона, поскольку воспроизводят общие основания. Так, предусмотренное п. 3 настоящей статьи основание отказа в продлении срока действия лицензии является общим основанием отказа в выдаче лицензии. Однако состав таких оснований в данном случае является усеченным, поскольку отражает лишь одно положение — установление нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, совершенного в период действия лицензии, которое не устранено в установленный срок. Указанное положение является лишь одним из требований в системе предписаний соблюдения принципа законности в деятельности страховщиков. Однако сущность указанного основания свидетельствует о его комплексном характере, который позволяет в рамках одного требования объединить несколько оснований, поскольку все они связаны с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. В этой связи ключевым в применении на практике указанного положения является факт неустранения или несвоевременного устранения выявленного нарушения, т.е. сознательное допущение нарушения субъектом страхового дела. Поскольку такой субъект не соблюдает требования действующего законодательства, он не может осуществлять страховую деятельность, т.к. ее реализация будет противоправной. В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам обязана отказать в продлении срока действия лицензии. Однако ничто не мешает субъекту после устранения выявленного нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства деятельности такого субъекта обратиться за выдачей как временной, так и постоянной лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

Необходимый минимум, который важно знать страхователю о лицензировании страховой деятельности в РФ

Наряду с отказом в продлении срока действия лицензии Закон предусматривает и возможность прекращения ее действия. Основания прекращения лицензии напрямую зависят от вида лицензии: постоянная или временная. Так, наиболее распространенным основанием прекращения действия временного разрешения является истечение срока, на который выдавалась лицензия. Однако наряду с этим положением страховщик может в добровольном порядке отказаться от лицензии, например, в случае прекращения страховой деятельности, лицензия может быть аннулирована решением органа государственной власти и т.п. Особенностью предписаний настоящей статьи выступает их фрагментарность. Так, в качестве единственного основания прекращения действия лицензии п. 4 предусматривает прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также ликвидация и реорганизация юридического лица. Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.
Однако в случае реорганизации юридического лица отдельные субъекты сохраняют свою правосубъектность. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Слияние — это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

Разделение — это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

Реорганизация в форме преобразования — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности, прекращает свое юридическое существование, что влечет за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана.

Исключение из общего правила составляют две формы реорганизации юридических лиц, которые сохраняют правосубъектность одного из реорганизуемых юридических лиц: присоединение и выделение. На их исключительный характер прямо указывают предписания настоящей статьи.

Реорганизация в форме присоединения — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, общество к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

Сохранение действия лицензии реорганизованного в порядке присоединения юридического лица возможно лишь при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. Так, например, если в процессе реорганизации страховщик присоединяется в обществу с ограниченной ответственностью, созданному в общем порядке и осуществляющему иные виды деятельности, сохранение действия лицензии невозможно, т.к. такой субъект не соответствует требования настоящего Закона: не имеет необходимого уставного капитала, иных гарантий финансовой устойчивости и т.п. В подобной ситуации субъект утрачивает право на осуществление страховой деятельности, а лицензия прекращает свое действие с момента прекращения юридического лица, которому она была выдана. Если же производится присоединение одного страховщика к другому, осуществляющему аналогичные виды страхования, то действие лицензии может быть сохранено при условии соответствия иным требованиям Закона.

Поскольку лицензия является именным документом, в процессе реорганизации свидетельствует о внесении изменений в основные сведения о юридическом лице, например, наименование и т.п., то указанные изменения должны быть своевременно внесены в лицензию в целях установления соответствия документа и субъекта, его использующего. В этой связи Закон обязывает Федеральную службу по финансовым рынкам произвести замену бланка лицензии, одновременно внеся в него все необходимые изменения. Однако на практике такая замена производится лишь после завершения процедуры реорганизации юридического лица и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Активная роль в данном процессе принадлежит соискателю лицензии.

Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензий. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

Положения настоящей статьи направлены на установление и нормативное урегулирование правил преемственности в деятельности страховщиков и обеспечения стабильности данного сегмента рынка.

Оглавление: Об организации страхового дела в РФ

Тема 3. Организация страхового дела. Основные участники страховых отношений и страховые посредники.

Вопрос 4. Лицензирование страховых организаций.

Страхование в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова, В.С. Балинова, А.Б. Кулешова, Р.З.Яблукова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -296 с. (стр. 74-81, с сокращениями)

3.5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

Что представляет собой лицензирование страховой деятельности?

Лицензирование страховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и носит обязательный характер.

Лицензии выдаются на осуществление имущественного страхования ответственности, добровольного и обяза т ельного личного страхования, а также перестрахования, с указанием конкретных видов страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Общее положение о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности, контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12 октября 1992 года N 2 02-02/4 (с изм. и доп. от 22 ноября 1993 года).

Лицензирование деятельности страховых организаций

Приказом Росстрахнадзора утверждено Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от 26 июня 1995 года No 02-02/03 и от 10 августа 1994 года N 2 02-02/14.

Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Как правило, лицензия не имеет ограничения по сроку действия, но в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

Что необходимо страховщику для получения лицензии?

Для получения лицензии страховщику необходимо иметь уставный капитал (на день подачи документов), оплаченный за счет денежных средств в установленных законом размерах. В том случае, если страховая организация обращается впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности, оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим требованиям:

1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств Ha последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

З) отсутствие действующ и х санкций за нарушение законодательства.

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховщик, прошедший регистрацию, должен предъявить следующие документы:

1) правила и условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, которые подтверждают наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

2) программу развития страховых операций на три года, которая включает виды и объемы планируемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

3) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Какие документы страховщик получает вместе с лицензией ?

При получении лицензии страховщик получает следующие документы:

1) лицензию, которая содержит такие сведения, как наименование стра­ховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

Какие документы необходимы юридическим лицам для получения лицензии на осуществление страховой деятельности?

Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1) заявление установленной формы;

2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акты поиема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, который подтверждает государственную регистрацию юридического лица;

4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

6) экономическое обоснование страховой де ятельности: план по перестрахованию (необходим в том случае если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика); бизнес-план на первый год деятельности; план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств; расчет соотношения активов и обязательств представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность н е менее одного года; баланс с приложением отчет а о финансовых ре зультатах на последнюю отчетную дату.

7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

Какие санкции имеет право налагать Департамент страхового надзора Российской Федерации на страховые организации, нарушившие требования законодательства о страховании?

Департамент страхового надзора Российской Федерации имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на страховщика следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, а также отзыв лицензии.

Что представляет собой предписание?

Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

3) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

В чем сущность приостановления действия лицензии, ограничение ее действия и отзыва лицензии?

Приостановление действия лицензии — запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

Отзыв лицензии — непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Какими правами обладает Департамент страхового надзора?

Департамент страхового надзора имеет право для осуществления возложенных на него задач осуществлять следующие действия:

1) получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, которая подтверждает; достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

2) контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов э тих организаций.

3) проводить проверки отдельных с торон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, которые касаются действующего законодательства о страховании, установленных предписаний и правил;

4) осуществлять контроль за необходимыми резервами, которые создаются в страховых организациях, для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами.

Версия для печати

 

Лекции — Страхование
скачать (991 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Реклама MarketGid:
^

Лицензия на осуществление страховой деятельности является до­кументом, удостоверяющим право ее владельца на проведение стра­ховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в ко­торых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осущест­вление.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязате­льного личного страхования, имущественного страхования, страхова­ния ответственности, а также перестрахования, если предметом дея­тельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в за­конодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объек­та страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными Пра­вилами страхования.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью 19 мая 1994 г.

2.2. Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование деятельности страховых медицине организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием, осуществляется в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. Условия лицензирования других обязательных видов страхования регламентируются специальными документами.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется органа­ми страхового надзора. При этом в Условиях лицензирования, в про­тиворечии с Законом «Об организации страхового дела в Российской федерации», в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования. В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии — перечень конкретных видов страхования с соответству­ющими Правилами страхования.

Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхова­ния (страховщиков), связанная с формированием специальных денеж­ных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, опре­делению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой дея­тельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не огово­рено при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная лицензия.

Для получения лицензии страховая организация должна выпол­нить следующие условия:

  • Быть зарегистрированной на территории РФ;
  • Иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
  • Выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;
  • Выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

Процедура лицензирования предусматривает выдачу лицензии страховщикам, предварительно зарегистрированным в качестве юридических лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей ознакомиться с их платежеспособностью, происхождением капитала и так далее.

Для получения лицензии страховщик должен обладать оплачен­ным в денежной форме уставным капиталом в размере не менее:

  • 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
  • 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни;
  • 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахова­ния.

Собственные средства компании должны находиться в опреде­ленном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществ­ления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страхов­щика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхо­вания и выполнение принятых страховщиком обязательств по дого­ворам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определен­ного вида страховой деятельности (r):

Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страхов­щика. Если максимальная ответственность по договору превышает указанный норматив, должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска.

При обращении за получением лицензий на новые виды страхо­вой деятельности уже действующие страховые компании должны от­вечать требованиям платежеспособности в соответствии с Положе­нием о порядке расчета страховщиками нормативного соотношении активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г.

^

Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган стра­хового надзора следующие документы:

  1. Заявление по установленной форме;
  2. Учредительные документы
  3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала;
  4. Экономическое обоснование страховой деятельности, включа­ющее:
  • бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, полу­чающих лицензию впервые;
  • расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года;
  • положение о порядке создания и использования страховых ре­зервов;
  • план по перестрахованию (в произвольной форме), если мак­симальная ответственность по отдельному риску превышает 10% соб­ственных средств страховщика;
  • баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по­следнюю отчетную дату;
  • план размещения страховых резервов.
  1. Правила по видам страхования, содержащие:
  • определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;
  • определение объектов страхования;
  • определение перечня страховых случаев, при наступлении ко­торых наступает ответственность страховщика по страховым выпла­там (основные и дополнительные условия);
  • страховые тарифы; определение сроков страхования;
  • порядок заключения договора страхования и уплаты страховых взносов;
  • взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;
  • порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

  1. Расчет страховых тарифов с приложением использованной методикой расчета и указанием источника исходных данных, утвержденную руководителем страховщика структуру тарифных ставок.
  2. Сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщики, уже имеющие лицензию на осуществление страхо­вой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме перечисленных в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а страховщики, предметом деятельности которых яв­ляется исключительно перестрахование,— все, кроме перечисленных в пунктах 4 – 6.

При получении лицензии один экземпляр Правил страхования и один экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов над­зора возвращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются. Штамп органов надзора на Правилах страхования и расчете тарифа не означает их утверждения государственным орга­ном. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а ор­ганами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры стра­хования с отступлением от Правил и тарифов, разрешение на ис­пользование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва. На внесение изменений в Правила страхования и тарифы страхов­щик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровож­дается внесением изменений в лицензию.

Срок для рассмотрения вопроса о выдаче страховщику лицензии или об отказе в ее выдаче составляет 60 дней со дня подачи заявле­ния с приложением всех необходимых документов. Фактически этот срок затягивается до года, что подталкивает страховщиков к тому, чтобы заключать договоры страхования без лицензии. Это является грубым нарушением законодательства и влечет за собой тяжелые фи­нансовые последствия. Заключенные договоры не считаются догово­рами страхования, страховые премии не могут направляться на фор­мирование страховых резервов и подлежат налогообложению по общим правилам.

Отказ в выдаче лицензии возможен при несоответствии пред­ставленных документов существующему законодательству. Он должен быть конкретно мотивирован, а при отсутствии указания на причины отказа может быть обжалован в арбитражный суд.

Лицензирование деятельности же страховых медицинских организа­ций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, также производится органами надзора. Под лицензируемой деятельностью понимается проведение обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе в соответствии с территориальной програм­мой обязательного медицинского страхования, договорами с меди­цинскими учреждениями об оказании медицинской помощи застра­хованным лицам, обеспечение застрахованных лиц страховыми медицинскими полисами, осуществление контроля за объемом, ка­чеством, сроками оказания медицинских услуг и защита интересов застрахованных лиц.

Страховая медицинская организация может кроме обязательно­го медицинского страхования осуществлять деятельность по доб­ровольному медицинскому страхованию, но не вправе заниматься иными видами страховой деятельности. Лицензия действительна на территории, указанной в ней, выдается на срок от одного года и более.

Для получения лицензии на осуществление обязательного меди­цинского страхования страховая медицинская организация представ­ляет следующие документы.

1. Заявление по установленной форме.

2. Учредительные документы.

3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала.

4. Баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по­следнюю отчетную дату.

5. Территориальную программу обязательного медицинского страхования, утвержденную в соответствии с законодательством РФ.

6. Правила обязательного медицинского страхования, утвержден­ные органом исполнительной власти субъекта РФ с образцами договоров со страхователями и медицинскими уч­реждениями и страховых полисов.

7. Сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

Об отказе в выдаче лицензии органы надзора сообщают страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, при этом документы не возвращаются. Основанием для отказа является несоответствие предоставление представленных документов требованиям законодательства.

Особые условия лицензирования отдельных видов страхования устанавливаются специальными правилами. Например, существует приказ Росстрахнадзора «Об отдельных вопросах лицензировании страхования финансовых рисков» от 6 марта 1995 г.

Данные о страховщиках, которым выданы лицензии, ежемесячно публикуются.

Внесение изменений или дополнений в документы, послужив­шие основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан согласо­вать с органами надзора. При условии уведомления органов надзора в установленный срок страховщики могут самостоятельно вносить изменения и дополнения, не противоречащие требованиям норма­тивно-правовых актов, в:

  • Правила страхования;
  • Величины нетто-ставок страховых тарифов по видам страхова­ния иным, чем страхование жизни;
  • Величины нетто-ставок страховых тарифов по страхованию жизни в связи с изменением доходности;
  • Структуру страховых тарифов по добровольным видам страхо­вания;
  • Порядок формирования страховых резервов по дополнитель­ным видам страхования, связанным с расширением перечня видов страхования.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Скачать файл (991 kb.)

Лицензирование страховой деятельности в РФ

Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование деятельности субъектов страховых операций, осу-

ществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный

характер и осуществляется ФССН.

В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в

РФ» для получения лицензии на осуществление добровольного и (или)

обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии

представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в

качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных

документов соискателя лицензии и утверждении на должности единолич-

ного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиаль-

ного исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном

размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, яв-

ляющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключе-

ние о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный пе-

риод, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе

(руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгал-

тере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицен-

зии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным

Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой мето-

дики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а так-

же структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования:

• бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получаю-

щих лицензию впервые;

• расчет соотношения активов и обязательств по установленной

форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не

менее года;

• план по перестрахованию (в произвольной форме);

• баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по-

следнюю отчетную дату.

• план размещения страховых резервов.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования стра-

ховщик представляет все вышеперечисленные документы, кроме сведений

о страховом актуарии (п. 9), правил страхования по видам страхования с

приложением образцов используемых документов, кроме образцов доку-

ментов, используемых при перестраховании (п. 10) и расчетов страховых

тарифов (п. 11).

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской

деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзо-

ра:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в

качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического

лица;

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой

брокерской деятельности:

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхо-

вого брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального

предпринимателя.

Принятие решения о выдаче лицензии, или об отказе в выдаче ли-

цензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышаю-

щий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех докумен-

тов, предусмотренных для получения лицензии соискателем лицензии. О

принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю

лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Особые квалификационные требования предъявляются к руководи-

телям страховой организации.

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган)

субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъек-

том страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь

высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное до-

кументом о высшем экономическом или финансовом образовании, призна-

ваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового

дела и (или) финансов не менее двух лет.

Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен

иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержден-

ное документом о высшем экономическом или финансовом образовании,

признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специ-

альности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и

(или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Рос-

сийской Федерации.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии

являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, об-

ратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозна-

чения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о

котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового

дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые

общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осу-

ществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного

страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхово-

го законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицен-

зии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и норматив-

ным правовым актам органа страхового регулирования;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законо-

дательства Российской Федерации;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, не-

достоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполни-

тельного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой

или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и

платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами

органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное

или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического ли-

ца по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии на-

правляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти ра-

бочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания

для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно

быть принято не позднее срока, установленного настоящим Законом.

Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю ли-

цензии с уведомлением о вручении такого решения.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключе-

нием случаев, определенных настоящим Законом.

Временная лицензия может выдаваться на срок:

– указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на

три года;

– от одного года до трех лет при отсутствии информации, позво-

ляющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правила-

ми страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях,

установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявле-

нию соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законо-

дательством.

В продлении срока действия временной лицензии может быть отка-

зано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем ли-

цензии страхового законодательства, которые не устранены в установлен-

ный срок.

Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие

реквизиты:

– номер лицензии;

– наименование страховой организация, владеющем лицензией и ее

юридический (и фактический) адрес;

– наименование отраслей, подотраслей, формы (обязательная, добро-

вольная) страхования с указанием в приложении к лицензии всех видов

страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

– территория, на которой страховщик имеет право проведения раз-

решенных лицензией видов страхования;

– подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая

печать органа, выдавшего лицензию;

– дата выдачи лицензии:

– регистрационный номер по государственному реестру страховщи-

ков.

При получении лицензии один экземпляр правил страхования, один

экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов надзора воз-

вращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются.

Лицензирование деятельности страховых организаций, осуществ-

ляющих обязательное медицинское страхование, также производится ор-

ганами надзора. Под их деятельностью понимается проведение обязатель-

ного медицинского страхования на некоммерческой основе в соответствии

с территориальной программой обязательного медицинского страхования,

договорами с медицинскими учреждениями об оказании медицинской по-

мощи застрахованным лицам, обеспечение застрахованных лиц страховы-

ми медицинскими полисами, осуществление контроля за объемом, качест-

вом, сроками оказания медицинских услуг и защита интересов застрахо-

ванных лиц.

Страховая медицинская организация вправе осуществлять деятель-

ность по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, но

не вправе заниматься иными видами страховой деятельности. Лицензия

действительна на территории, указанной в ней, выдается на срок от одного

года и более. Для получения лицензии на осуществление обязательного

медицинского страхования страховая медицинская организация представ-

ляет следующие документы:

1) заявление по установленной форме;

2) учредительные документы;

3) документы, подтверждающие оплату уставного капитала;

4) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на по-

следнюю отчетную дату;

5) территориальную программу обязательного медицинского страхо-

вания, утвержденную в соответствии с законодательством РФ;

6) правила обязательного медицинского страхования, утвержденные

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с образ-

цами договоров со страхователями и медицинскими учреждениями и стра-

ховых полисов;

7) сведения о руководителе и его заместителях.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации,

указанной в документах, представленных на лицензирование.

Данные о страховщиках, которым выданы лицензии, ежемесячно

публикуются.

Внесение изменений или дополнений в документы, послужившие

основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан согласовать с орга-

нами надзора. Страховщики могут вносить самостоятельно, при условии

уведомления органов надзора в установленный срок, изменения и допол-

нения в правила страхования, не противоречащие требованиям норматив-

но-правовых актов, величины нетто-ставок страховых тарифов по видам

страхования, иным, чем страхование жизни, страховых тарифов по страхо-

ванию жизни в связи с изменением условий страхования, формирования

страховых резервов по дополнительным видам страхования, связанным с

расширением перечня видов страхования.

Читайте также:


Перечень необходимых документов для лицензирования страховых организаций (добровольные и обязательные виды).

В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (п. 2 статья 32) и Положением о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, утвержденным приказом Минфина РФ №60н от 11.04.2006 г., для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:


п/п

Наименование документа

Примечание

1. Заявление о предоставлении лицензии образец заявления
2. Учредительные документы соискателя лицензии Нотариально заверенные копии
3. Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица Нотариально заверенные копии
4. Протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии
5. Сведения о составе акционеров (участников) образец
6. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере Нотариально заверенные копии
7. Документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит Нотариально заверенные копии

Закон "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ ст. 7 (обязательный аудит)

8.

Особенности лицензирования страховой деятельности в Российской федерации

Сведения: — о единоличном исполнительном органе,
— руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа,
— главном бухгалтере,
— руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии
образец
образец
образец
образец
9. Сведения о страховом актуарии образец
10. Правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом, с приложением образцов используемых документов
11. Расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных

Структура тарифных ставок

12. Положение о формировании страховых резервов
13. Экономическое обоснование осуществления видов страхования:
— бизнес-плана по страхованию и перестрахованию на год
— бухгалтерский баланс, отчета о прибылях и убытках, расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности, составленные на последнюю отчетную дату
образец

Субъекты страхового дела уплачивают государственную пошлину за действия, связанные с лицензированием, в следующих размерах (письмо ФССН №843/02-01 от 03.02.2010):
— предоставление лицензии — 2 600 рублей;
— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии — 200 рублей;
— выдача дубликата, подтверждающего наличие лицензии — 200 рублей;
— продление срока действия лицензии — 200 рублей.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и(или) обязательного страхования представляются (п.3 ст.32 Закона):

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • правила страхования с приложением образцов используемых документов;
  • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных;
  • структура тарифных ставок;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, указанным в п. 2 статье 32 Закона, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п.7 32 Закона).

Вверх

Copyright © «Парусник» и «Сов.Ит.Ас.»2001-2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *