Телеком Дальнего Востока 2016

МТС системно проинтегрирует Дальний Восток

Предсказанное экспертами и ожидаемое рынком произошло. Операторы связи становятся операторами информации и выходят на рынок ИТ. В прошлом году МТС приобрела одного из крупнейших федеральных игроков на этом рынке, компанию «Энвижн Груп». Теперь «Мобильные ТелеСистемы», имеющие на Дальнем Востоке развитую инфраструктуру связи и портфель заказов, намерены стать системным интегратором. Это предполагает объединение услуг связи, телематики, облачных сервисов, а также оборудования, софта и техподдержки в «одном окне». Стремление бизнеса и государства оптимизировать издержки подстегнет интерес к таким услугам, полагают в экспертном сообществе.

Решить задачу интегрированием

Сокращение затрат на ИТ как государственными, так и коммерческими структурами — сегодня ключевая тенденция, которая определяет рынок информационных технологий. С одной стороны, это обусловлено ситуацией в экономике, падением прибыли и удорожанием зарубежных ИТ-продуктов. А с другой стороны, есть острая необходимость ускорить инновационное развитие, наращивать эффективность и снижать издержки.

Как отмечают авторы отраслевого доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Минкомсвязи РФ, ключевые позиции на рынке облачных, интеграционных и телекоммуникационных услуг в России, скорее всего, будут удерживать крупные операторы связи. «Этому способствует специфика таких услуг: с одной стороны, они имеют мощную информационно-вычислительную и коммуникационную инфраструктуру и опыт ее развития и сопровождения, а с другой — они взаимодействуют с конечными пользователями»,— полагают эксперты Минкомсвязи.

Причем, если раньше пионерами потребления таких услуг в России были именно крупные компании, то сейчас растет интерес и со стороны среднего и малого бизнеса — новые технологии становятся все более доступными. «Именно создание интегрированных решений для различных отраслей и компаний любых размеров представляется наиболее перспективным. Такой подход позволит предоставить клиенту решение на основе сервисов, которые изначально являются лучшими каждый в своей нише», — считают в экспертном сообществе.

Сегодня на Дальнем Востоке рынок системной интеграции представлен такими федеральными компаниями, как «Ланит ДВ» (входит в группу компаний «Ланит»), ГК Softline, «Техносерв», КРОК. Кроме того, в каждом регионе существуют местные игроки, их позиции тем прочнее, чем более удаленной является территория. Как неоднократно отмечали сами представители ИТ-сферы, дальневосточный рынок системной интеграции достаточно инертен. Во многом это связано с низкой плотностью населения и, разумеется, плотностью телеком-инфраструктуры. Традиционная «разорванность» на отдельные островки породила, с одной стороны, достаточно сильных локальных игроков, с другой — создала некий предел развития в рамках каждой «экосистемы». Кроме того, наиболее талантливые специалисты, осознав «предел роста» в небольшой компании, уходят к федеральным игрокам.

При этом рынок ИТ-услуг пережил в 2015 году падение. Это не значит, что спрос на ИТ-услуги упал, ведь компании продолжают вкладывать в автоматизацию бизнеса, сокращая штат. Но вместо покупки и настройки нового, существенно подорожавшего, оборудования и ПО более востребована доработка уже работающих технологий и решений. Например, модернизация существующих информационных систем, инженерных систем, систем хранения данных. Рентабельность проектов снижается, а требования к качеству проектов — ужесточаются. ИТ-компании, не имеющие прочных партнерских связей с поставщиками софта и техники, не обладающие большим портфелем заказов и, следовательно, операционной гибкостью, становятся объектами поглощения либо теряют долю на рынке.

Очевидно, параллельно будет идти процесс консолидации, во главе которого будут федеральные операторы связи, аккумулирующие транспорт информации (оптоволокно и спутниковая связь, мобильные сети и фиксированная городская телефония), ее обработку (облачные технологии, Big Data), продвигающие софт собственной разработки и от партнеров, а также предлагающие на всей этой базе современные интеграционные решения для бизнеса и госструктур.

Тем более что с развитием инфраструктуры на Дальнем Востоке в последнее время дела обстоят неплохо. Государственные операторы связи и частные компании активно осваивают небольшие населенные пункты, и оптоволокно, IP-телефония и даже мобильная связь стандарта LTE в городках с населением в 200-300 тыс. человек уже не кажется диковиной даже на Дальнем Востоке. К 2018 году ШПД придет в населенные пункты с населением от 250 человек, и это серьезно изменит экономический и социальный ландшафт региона.

Пионеры вступают в ИТ

Первый шаг уже сделан — МТС в прошлом году приобрела компанию «Энвижн Груп» — системного интегратора, который входит в пятерку крупнейших ИТ-компаний России. Классическая схема, о которой уже говорили эксперты, начала воплощаться на практике. МТС традиционно имеет сильные позиции на Дальнем Востоке, компанией только за прошлый год было построено 2,2 тыс. км ВОЛС, а общая протяженность оптоволокна достигла 14 тыс. км. Собственные магистрали позволят увеличить текущую пропускную способность собственных каналов МТС на Востоке России до 240 Гбит/с с возможностью дальнейшего расширения до 4 Тбит/с. Помимо этого оператор охватил сетью 4G 90 населенных пунктов округа и стал лидером по числу базовых станций четвертого поколения в целом по России. Традиционными клиентами МТС являются госструктуры, а также банки, добывающие, транспортные компании региона. Уже несколько лет компания продвигает M2M-решения, связанные с управлением автопарком, телематическим контролем ЖКХ и производственных процессов. В то же время, приобретенная оператором «Энвижн Груп» также имеет филиалы в крупнейших регионах России, партнерские статусы с ведущими производителями оборудования и программного обеспечения.

«Сегодня мы готовы предложить своим клиентам полный комплекс инновационных hi-tech-сервисов из „одного окна“. ИТ-консалтинг, разработка и реализация комплексных интеграционных решений — включая мобильные и фиксированные каналы связи, M2M-решения полного цикла, решения Big Data, разработка программного обеспечения, поставка ИТ-оборудования от ведущих вендоров, аутсорсинг, сервисное и гарантийное обслуживание. Этот перечень огромен, так как решения по системной интеграции — это всегда решение под каждого конкретного клиента»,— утверждает директор МТС в Хабаровском крае Андрей Перагов. 

По идее, все ИТ-проекты, которые реализует какая-либо компания, требуют интеграции реализуемых подсистем в единое информационное пространство предприятия. Чаще всего, говоря о системной интеграции, мы подразумеваем крупный бизнес: банки, энергетические компании, нефтяной сектор, транспорт. Но ИТ-решения не ограничиваются этим. Например, любая современная гостиница — это единый организм, в котором взаимосвязаны все бизнес-процессы — от онлайн-бронирования номеров и оплаты или «прописки» в базе электронных карт гостей до гибкого ценообразования с учетом сезонности, ведения бухгалтерии и оплаты коммунальных услуг, наконец, оперативной связи персонала внутри отеля. Чем выше класс обслуживания, тем шире список сервисов, среди которых может быть видеоконференц-связь или организация бизнес-приемов. И тем сложнее контролировать все функции в ручном режиме. Именно для этого необходима комплексная автоматизация гостиничного бизнеса.

Малый бизнес также может получить выгоды от системной интеграции — например, переведя сотрудников на «Мобильный офис». Это позволит сократить затраты на аренду помещения, при этом обеспечив надежную связь всех участников бизнес-процесса. Впрочем, и для крупной компании с офисами в нескольких регионах такой продукт удобен. Ведь современные технологии открывают доступ к корпоративной электронной почте, справочникам сотрудников, корпоративному порталу, базам данных компании с любых устройств, в том числе мобильных.

Одним из заблуждений является отнесение торговли к «нетехнологическим» и неинтеллектуальным видам деятельности. Но современный торговый центр, каковых в регионе появилось уже немало — это город в миниатюре, который не может обойтись без продвинутого ИТ-сопровождения. Владелец ТЦ должен постоянно решать множество вопросов: как поддерживать бесперебойную работу инфраструктуры? Как подсчитывать и оптимизировать расходы на энергоресурсы? Как обеспечивать комфорт и безопасность посетителей? Как вести взаиморасчеты с десятками арендаторов и взаимодействовать с поставщиками? Кроме того, сфера торговли уже давно опробовала такие «фишки», как «умная парковка» с возможностью бронирования и оплаты места при помощи мобильного приложения, СМС-информирование о скидках и бонусах, интерактивные карты и путеводители по ТЦ для смартфонов, «дополненная реальность». С помощью интегрированных ИТ-продуктов владелец коммерческой недвижимости сможет оптимизировать затраты, арендаторы — добиваться наибольшего оборота, а покупатели —комфортно проводить время. При этом коммунальные и эксплуатационные расходы, которые составляют для такого крупного объекта львиную долю издержек, могут быть снижены на 15-20%.

Наконец, не стоит забывать, что, начав банальную оптимизацию имеющегося парка техники, — а в большинстве случаев его скорее можно назвать «зоопарком», можно сэкономить до 30% операционных затрат. Для этого нужно всего лишь привести ИТ-инфраструктуру компании к единым стандартам и технологиям, снизить расходы на услуги связи, передав коммуникационное оборудование на аутсорсинг оператору, провести аудит используемых лицензий на ПО и проанализировать затраты на техподдержку.

К консалтингу на нашем рынке отношение все еще настороженное, многие компании пытаются проводить аудит и разрабатывать алгоритмы своими силами в надежде сэкономить. «Рассмотрим пример из реальной жизни, — рассказывает Андрей Перагов из МТС. — В одном из банков руководство решает попросить сотрудников впервые в жизни написать регламенты внутренних процессов, чтобы их оптимизировать и создать единый и стандартизированный алгоритм работы. Но, в отличие от профессиональных консультантов, банковские сотрудники делают это дольше, к тому же отвлекаются от своих основных обязанностей. В итоге стоимость проекта „своими силами“ по сравнению со стоимостью привлечения консалтинговой компании повышается в два раза». Именно поэтому консалтинг необходим и выгоден. Многие компании могли бы сэкономить значительные средства, если бы вовремя обратились к опытным консультантам.

 


Корпоративный сегмент уходит в облака

Оценивая перспективы рынка ИТ в 2016 году, большинство участников рынка сходятся в том, что они будут сложными. И добавляют — интересными. Поскольку на рынок будут активно двигаться отечественные решения для бизнес-сферы, госсектор станет одним из крупнейших заказчиков, корпоративный сегмент продолжит уходить в облака, а малый бизнес из офисов — в интернет и к работе на дому. И ключевым составляющим всех этих трендов станет интеграция, которая позволяет максимально увеличить отдачу от всех внедренных решений.