Оценочные резервы

Оценочные резервы

Создание оценочных резервов с 2009 г. должно производиться в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 25.10.2010). Для этого бухгалтерам необходимо понять, что же такое оценочное значение, чтобы рассчитать сумму оценочного резерва. В соответствии с ПБУ 21/2008 оценочным значением среди прочего является величина оценочного резерва и др., а изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Однако в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (ред.

Оценочные резервы в бухгалтерской отчетности

от 27.01.2011), также содержится определение оценочных значений, в соответствии с которым ими являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения, в том числе оценочные резервы.

Для расчетов оценочных значений и подтверждения правомерности самих расчетов бухгалтеру необходимо не только утвердить их в учетной политике, но и отстоять расчетные суммы перед аудиторами при прохождении аудиторской проверки. Таким образом, методика должна быть либо согласована с аудиторами, либо к разработке такой методики должен быть привлечен внутренний или внешний специалист (в зависимости от вида оценочного значения).

Виды оценочных резервов, которые мы рассмотрим далее:

резерв по сомнительным долгам (см. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение МПЗ (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение финансовых вложений (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 08.11.2010)).

Создание данных резервов предусмотрено нормативными актами. Однако бухгалтеры, как правило, указывают в учетной политике, что данные виды резервов не создаются. Создание резервов связано с дополнительными проблемами по подтверждению методик расчетов, по проведению самих расчетов и появлению разниц в бухгалтерском и налоговом учете.

Сомнительный долг — это дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные договором сроки (в договоре должны быть строго оговорены сроки погашения платежей) и не обеспечена гарантиями (это также должно быть предусмотрено договором). В случае отсутствия в договоре условий об оплате или наличии гарантийных обязательств дебиторскую задолженность нельзя признать сомнительным долгом и, следовательно, создать по ней резерв.

После выявления такого вида задолженности необходимо провести ее инвентаризацию. Порядок и документальное оформление утверждаются руководителем (главным бухгалтером).

Необходимо по каждому долгу определить сумму резерва (общий порядок определения резерва должен быть закреплен распорядительным документом), которая рассчитывается в зависимости от платежеспособности и оценки вероятности погашения долга, расчет оформляется справкой. Однако и платежеспособность, и вероятность погашения долга можно оценить качественными, а не количественными показателями, например утвердить критерии надежных и ненадежных должников, по которым можно создавать резерв в сумме 50 или 100% суммы долга.

Создание резерва под обесценение материально-производственных запасов сопряжено с наибольшими трудностями.

Во-первых, существует несколько оснований для создания самого резерва:

моральное старение запасов;

потеря первоначальных качеств;

снижение текущей рыночной стоимости.

Запасы должны быть проверены на каждый из указанных критериев, и на основании проведенной оценки необходимо создавать резерв.

Во-вторых, нельзя забывать о следующих особенностях создания этого резерва:

резерв создается по единице запасов (допускается создание резерва по виду или группе, единицу учета запасов необходимо выбрать и закрепить распорядительным документом);

нельзя создавать резерв по группам запасов следующего типа: производственные, вспомогательные, товары, готовая продукция и др.;

нельзя создавать резерв по запасам, которые участвуют в производстве продукции, стоимость которой соответствует или превышает ее себестоимость.

В-третьих, при расчете текущей рыночной стоимости необходимо оценить следующую информацию:

изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты;

назначение материально-производственных запасов;

текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используются запасы.

Собранную информацию необходимо квалифицировать в стоимостном выражении, т.е. если в связи с изменением рыночной обстановки снизилась рыночная стоимость запасов, то для создания резерва по ним необходимо оценить возможную стоимость продажи данных запасов и подтвердить ее документально. Документальное подтверждение всех расчетов является необходимостью для создания резервов и включения их в состав прочих расходов организации.

Для приобретенных материалов и товаров рыночную стоимость можно получить по данным поставщиков (счета на текущую оплату, оферты, прайс-листы, заверенные поставщиком, с указанием даты действия указанных цен), для готовой продукции подтвердить рыночную стоимость можно собственной ценовой политикой, внесенными в нее изменениями после отчетной даты, договорами с покупателями и пр.

Для создания резерва под обесценение финансовых вложений необходимо разделить финансовые вложения на две группы:

финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость (только по данному виду финансовых вложений может создаваться резерв);

финансовые вложения, по которым определяется их текущая рыночная стоимость.

Затем следует определить критерии устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений. В соответствии с законодательством необходимо оценить следующие обстоятельства:

на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости (профессиональное мнение бухгалтера об оценке существенности должно быть зафиксировано в учетной политике или приказе);

в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения (т.е. расчет должен быть периодическим (не реже одного раза в год), период устанавливается главным бухгалтером и фиксируется в приказе, расчет может проводиться на основании реальных предложений о покупке или расчетов о предполагаемой цене продажи);

на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений (самый спорный момент, так как прогнозировать ситуацию невозможно с какой бы то ни было степенью достоверности, но никто не запрещает при составлении годовой бухгалтерской отчетности использовать данные за I квартал следующего года для подтверждения снижения стоимости финансовых вложений в будущем).

При соблюдении указанных критериев необходимо подтвердить текущие результаты по ним документально (составить бухгалтерскую справку на основании приказов и расчетов). После расчета текущей рыночной стоимости можно создавать резерв.

Утверждать порядок расчета суммы создаваемого резерва нет необходимости, так как законодательно предусмотрено создание резерва только в сумме разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью финансовых вложений, ни в большей, ни в меньшей сумме резерв создавать нельзя.

Однако все перечисленные трудности не являются основанием для отказа от создания резервов, поскольку учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010)).

Для соблюдения данного требования необходимы резервы, которые позволят:

донести до пользователя отчетности информацию о справедливой стоимости активов, принадлежащих организации;

правильно сформировать финансовый результат как отчетного, так и следующих периодов;

используя оценочные значения в оценке активов, приблизить российский бухгалтерский учет к международным стандартам.

Отражение оценочных значений в учете — это отражение профессионального суждения бухгалтера о действительной стоимости активов, принадлежащих организации.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденного Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (ред. от 20.12.2007), в учете и отчетности отражаются события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, влияющих на осуществление деятельности организации.

До отчетности 2011 г. информация о сумме оценочных резервов, кроме бухгалтерского баланса (в котором резервы уменьшали значение по соответствующим статьям) раскрывалась в отчете о прибылях и убытках (в расшифровке отдельных прибылей и убытков) и в отчете об изменении капитала (см. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 18.09.2006)). Законодательно была установлена обязанность раскрывать в пояснительной записке информацию:

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей (ПБУ 5/01);

о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода, сумм резерва, использованных в отчетном году (ПБУ 19/02).

С 2011 г. информация о сумме оценочных резервов будет раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу, так как при формировании соответствующих статей учитываются суммы созданных резервов (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Пояснения необходимо представлять в табличной и (или) текстовой форме; содержание таких пояснений определяется организацией с учетом рекомендаций законодателей и требований внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

А.Свинцицкая

Преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

ВГНА Минфина России

Оценочные резервы

Создание оценочных резервов с 2009 г. должно производиться в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 25.10.2010). Для этого бухгалтерам необходимо понять, что же такое оценочное значение, чтобы рассчитать сумму оценочного резерва. В соответствии с ПБУ 21/2008 оценочным значением среди прочего является величина оценочного резерва и др., а изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Однако в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (ред. от 27.01.2011), также содержится определение оценочных значений, в соответствии с которым ими являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения, в том числе оценочные резервы.

Для расчетов оценочных значений и подтверждения правомерности самих расчетов бухгалтеру необходимо не только утвердить их в учетной политике, но и отстоять расчетные суммы перед аудиторами при прохождении аудиторской проверки. Таким образом, методика должна быть либо согласована с аудиторами, либо к разработке такой методики должен быть привлечен внутренний или внешний специалист (в зависимости от вида оценочного значения).

Виды оценочных резервов, которые мы рассмотрим далее:

резерв по сомнительным долгам (см. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение МПЗ (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение финансовых вложений (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 08.11.2010)).

Создание данных резервов предусмотрено нормативными актами. Однако бухгалтеры, как правило, указывают в учетной политике, что данные виды резервов не создаются. Создание резервов связано с дополнительными проблемами по подтверждению методик расчетов, по проведению самих расчетов и появлению разниц в бухгалтерском и налоговом учете.

Сомнительный долг — это дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные договором сроки (в договоре должны быть строго оговорены сроки погашения платежей) и не обеспечена гарантиями (это также должно быть предусмотрено договором). В случае отсутствия в договоре условий об оплате или наличии гарантийных обязательств дебиторскую задолженность нельзя признать сомнительным долгом и, следовательно, создать по ней резерв.

После выявления такого вида задолженности необходимо провести ее инвентаризацию. Порядок и документальное оформление утверждаются руководителем (главным бухгалтером).

Необходимо по каждому долгу определить сумму резерва (общий порядок определения резерва должен быть закреплен распорядительным документом), которая рассчитывается в зависимости от платежеспособности и оценки вероятности погашения долга, расчет оформляется справкой. Однако и платежеспособность, и вероятность погашения долга можно оценить качественными, а не количественными показателями, например утвердить критерии надежных и ненадежных должников, по которым можно создавать резерв в сумме 50 или 100% суммы долга.

Создание резерва под обесценение материально-производственных запасов сопряжено с наибольшими трудностями.

Во-первых, существует несколько оснований для создания самого резерва:

моральное старение запасов;

потеря первоначальных качеств;

снижение текущей рыночной стоимости.

Запасы должны быть проверены на каждый из указанных критериев, и на основании проведенной оценки необходимо создавать резерв.

Во-вторых, нельзя забывать о следующих особенностях создания этого резерва:

резерв создается по единице запасов (допускается создание резерва по виду или группе, единицу учета запасов необходимо выбрать и закрепить распорядительным документом);

нельзя создавать резерв по группам запасов следующего типа: производственные, вспомогательные, товары, готовая продукция и др.;

нельзя создавать резерв по запасам, которые участвуют в производстве продукции, стоимость которой соответствует или превышает ее себестоимость.

В-третьих, при расчете текущей рыночной стоимости необходимо оценить следующую информацию:

изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты;

назначение материально-производственных запасов;

текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используются запасы.

Собранную информацию необходимо квалифицировать в стоимостном выражении, т.е. если в связи с изменением рыночной обстановки снизилась рыночная стоимость запасов, то для создания резерва по ним необходимо оценить возможную стоимость продажи данных запасов и подтвердить ее документально.

Оценочные резервы в учете компании

Документальное подтверждение всех расчетов является необходимостью для создания резервов и включения их в состав прочих расходов организации.

Для приобретенных материалов и товаров рыночную стоимость можно получить по данным поставщиков (счета на текущую оплату, оферты, прайс-листы, заверенные поставщиком, с указанием даты действия указанных цен), для готовой продукции подтвердить рыночную стоимость можно собственной ценовой политикой, внесенными в нее изменениями после отчетной даты, договорами с покупателями и пр.

Для создания резерва под обесценение финансовых вложений необходимо разделить финансовые вложения на две группы:

финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость (только по данному виду финансовых вложений может создаваться резерв);

финансовые вложения, по которым определяется их текущая рыночная стоимость.

Затем следует определить критерии устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений. В соответствии с законодательством необходимо оценить следующие обстоятельства:

на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости (профессиональное мнение бухгалтера об оценке существенности должно быть зафиксировано в учетной политике или приказе);

в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения (т.е. расчет должен быть периодическим (не реже одного раза в год), период устанавливается главным бухгалтером и фиксируется в приказе, расчет может проводиться на основании реальных предложений о покупке или расчетов о предполагаемой цене продажи);

на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений (самый спорный момент, так как прогнозировать ситуацию невозможно с какой бы то ни было степенью достоверности, но никто не запрещает при составлении годовой бухгалтерской отчетности использовать данные за I квартал следующего года для подтверждения снижения стоимости финансовых вложений в будущем).

При соблюдении указанных критериев необходимо подтвердить текущие результаты по ним документально (составить бухгалтерскую справку на основании приказов и расчетов). После расчета текущей рыночной стоимости можно создавать резерв.

Утверждать порядок расчета суммы создаваемого резерва нет необходимости, так как законодательно предусмотрено создание резерва только в сумме разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью финансовых вложений, ни в большей, ни в меньшей сумме резерв создавать нельзя.

Однако все перечисленные трудности не являются основанием для отказа от создания резервов, поскольку учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010)).

Для соблюдения данного требования необходимы резервы, которые позволят:

донести до пользователя отчетности информацию о справедливой стоимости активов, принадлежащих организации;

правильно сформировать финансовый результат как отчетного, так и следующих периодов;

используя оценочные значения в оценке активов, приблизить российский бухгалтерский учет к международным стандартам.

Отражение оценочных значений в учете — это отражение профессионального суждения бухгалтера о действительной стоимости активов, принадлежащих организации.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденного Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (ред. от 20.12.2007), в учете и отчетности отражаются события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, влияющих на осуществление деятельности организации.

До отчетности 2011 г. информация о сумме оценочных резервов, кроме бухгалтерского баланса (в котором резервы уменьшали значение по соответствующим статьям) раскрывалась в отчете о прибылях и убытках (в расшифровке отдельных прибылей и убытков) и в отчете об изменении капитала (см. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 18.09.2006)). Законодательно была установлена обязанность раскрывать в пояснительной записке информацию:

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей (ПБУ 5/01);

о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода, сумм резерва, использованных в отчетном году (ПБУ 19/02).

С 2011 г. информация о сумме оценочных резервов будет раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу, так как при формировании соответствующих статей учитываются суммы созданных резервов (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Пояснения необходимо представлять в табличной и (или) текстовой форме; содержание таких пояснений определяется организацией с учетом рекомендаций законодателей и требований внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

А.Свинцицкая

Преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

ВГНА Минфина России

Оценочные резервы

Создание оценочных резервов с 2009 г. должно производиться в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 25.10.2010). Для этого бухгалтерам необходимо понять, что же такое оценочное значение, чтобы рассчитать сумму оценочного резерва. В соответствии с ПБУ 21/2008 оценочным значением среди прочего является величина оценочного резерва и др., а изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Однако в Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (ред. от 27.01.2011), также содержится определение оценочных значений, в соответствии с которым ими являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения, в том числе оценочные резервы.

Для расчетов оценочных значений и подтверждения правомерности самих расчетов бухгалтеру необходимо не только утвердить их в учетной политике, но и отстоять расчетные суммы перед аудиторами при прохождении аудиторской проверки. Таким образом, методика должна быть либо согласована с аудиторами, либо к разработке такой методики должен быть привлечен внутренний или внешний специалист (в зависимости от вида оценочного значения).

Виды оценочных резервов, которые мы рассмотрим далее:

резерв по сомнительным долгам (см. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение МПЗ (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 25.10.2010));

резерв под обесценение финансовых вложений (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (ред. от 08.11.2010)).

Создание данных резервов предусмотрено нормативными актами. Однако бухгалтеры, как правило, указывают в учетной политике, что данные виды резервов не создаются. Создание резервов связано с дополнительными проблемами по подтверждению методик расчетов, по проведению самих расчетов и появлению разниц в бухгалтерском и налоговом учете.

Сомнительный долг — это дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные договором сроки (в договоре должны быть строго оговорены сроки погашения платежей) и не обеспечена гарантиями (это также должно быть предусмотрено договором). В случае отсутствия в договоре условий об оплате или наличии гарантийных обязательств дебиторскую задолженность нельзя признать сомнительным долгом и, следовательно, создать по ней резерв.

После выявления такого вида задолженности необходимо провести ее инвентаризацию. Порядок и документальное оформление утверждаются руководителем (главным бухгалтером).

Необходимо по каждому долгу определить сумму резерва (общий порядок определения резерва должен быть закреплен распорядительным документом), которая рассчитывается в зависимости от платежеспособности и оценки вероятности погашения долга, расчет оформляется справкой. Однако и платежеспособность, и вероятность погашения долга можно оценить качественными, а не количественными показателями, например утвердить критерии надежных и ненадежных должников, по которым можно создавать резерв в сумме 50 или 100% суммы долга.

Создание резерва под обесценение материально-производственных запасов сопряжено с наибольшими трудностями.

Во-первых, существует несколько оснований для создания самого резерва:

моральное старение запасов;

потеря первоначальных качеств;

снижение текущей рыночной стоимости.

Запасы должны быть проверены на каждый из указанных критериев, и на основании проведенной оценки необходимо создавать резерв.

Во-вторых, нельзя забывать о следующих особенностях создания этого резерва:

резерв создается по единице запасов (допускается создание резерва по виду или группе, единицу учета запасов необходимо выбрать и закрепить распорядительным документом);

нельзя создавать резерв по группам запасов следующего типа: производственные, вспомогательные, товары, готовая продукция и др.;

нельзя создавать резерв по запасам, которые участвуют в производстве продукции, стоимость которой соответствует или превышает ее себестоимость.

В-третьих, при расчете текущей рыночной стоимости необходимо оценить следующую информацию:

изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты;

назначение материально-производственных запасов;

текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используются запасы.

Собранную информацию необходимо квалифицировать в стоимостном выражении, т.е. если в связи с изменением рыночной обстановки снизилась рыночная стоимость запасов, то для создания резерва по ним необходимо оценить возможную стоимость продажи данных запасов и подтвердить ее документально. Документальное подтверждение всех расчетов является необходимостью для создания резервов и включения их в состав прочих расходов организации.

Для приобретенных материалов и товаров рыночную стоимость можно получить по данным поставщиков (счета на текущую оплату, оферты, прайс-листы, заверенные поставщиком, с указанием даты действия указанных цен), для готовой продукции подтвердить рыночную стоимость можно собственной ценовой политикой, внесенными в нее изменениями после отчетной даты, договорами с покупателями и пр.

Для создания резерва под обесценение финансовых вложений необходимо разделить финансовые вложения на две группы:

финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость (только по данному виду финансовых вложений может создаваться резерв);

финансовые вложения, по которым определяется их текущая рыночная стоимость.

Затем следует определить критерии устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений. В соответствии с законодательством необходимо оценить следующие обстоятельства:

на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости (профессиональное мнение бухгалтера об оценке существенности должно быть зафиксировано в учетной политике или приказе);

в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения (т.е. расчет должен быть периодическим (не реже одного раза в год), период устанавливается главным бухгалтером и фиксируется в приказе, расчет может проводиться на основании реальных предложений о покупке или расчетов о предполагаемой цене продажи);

на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений (самый спорный момент, так как прогнозировать ситуацию невозможно с какой бы то ни было степенью достоверности, но никто не запрещает при составлении годовой бухгалтерской отчетности использовать данные за I квартал следующего года для подтверждения снижения стоимости финансовых вложений в будущем).

При соблюдении указанных критериев необходимо подтвердить текущие результаты по ним документально (составить бухгалтерскую справку на основании приказов и расчетов). После расчета текущей рыночной стоимости можно создавать резерв.

Утверждать порядок расчета суммы создаваемого резерва нет необходимости, так как законодательно предусмотрено создание резерва только в сумме разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью финансовых вложений, ни в большей, ни в меньшей сумме резерв создавать нельзя.

Однако все перечисленные трудности не являются основанием для отказа от создания резервов, поскольку учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 08.11.2010)).

Для соблюдения данного требования необходимы резервы, которые позволят:

донести до пользователя отчетности информацию о справедливой стоимости активов, принадлежащих организации;

правильно сформировать финансовый результат как отчетного, так и следующих периодов;

используя оценочные значения в оценке активов, приблизить российский бухгалтерский учет к международным стандартам.

Отражение оценочных значений в учете — это отражение профессионального суждения бухгалтера о действительной стоимости активов, принадлежащих организации.

В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденного Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (ред.

Оценочные обязательства

от 20.12.2007), в учете и отчетности отражаются события, подтверждающие существование на отчетную дату хозяйственных условий, влияющих на осуществление деятельности организации.

До отчетности 2011 г. информация о сумме оценочных резервов, кроме бухгалтерского баланса (в котором резервы уменьшали значение по соответствующим статьям) раскрывалась в отчете о прибылях и убытках (в расшифровке отдельных прибылей и убытков) и в отчете об изменении капитала (см. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (ред. от 18.09.2006)). Законодательно была установлена обязанность раскрывать в пояснительной записке информацию:

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей (ПБУ 5/01);

о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода, сумм резерва, использованных в отчетном году (ПБУ 19/02).

С 2011 г. информация о сумме оценочных резервов будет раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу, так как при формировании соответствующих статей учитываются суммы созданных резервов (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Пояснения необходимо представлять в табличной и (или) текстовой форме; содержание таких пояснений определяется организацией с учетом рекомендаций законодателей и требований внешних пользователей бухгалтерской отчетности.

А.Свинцицкая

Преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

ВГНА Минфина России

Учет резервов предстоящих расходов и оценочных резервов

К оценочным резервам относят резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, резерв под снижение стоимости материальных ценностей и резерв по сомнительным долгам. Они корректируют оценку ценностей.

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. ценностей, определившейся на счетах бух учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей). Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете по кредиту счета14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В начале периода, следующего за периодом, в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается: в учете делается запись по дебету счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» предназначен для обобщения информации о резервах под обесценение вложений организации в ценные бумаги.

На сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы».

Оценочные обязательства предприятия

Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.

Аналитический учет по счету «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.

На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие расходы и доходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 63«Резервы по сомнительным долгам» ведется по каждому резерву.

Резервы предстоящих расходов создаются в организациях в це­лях равномерного включения предстоящих расходов в издержки про­изводства или обращения.

Организации могут создавать следующие резервы: на предстоя­щую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграж­дения за выслугу лет, на покрытие расходов по ремонту основных средств, на возмещение производственных затрат по подготовитель­ным работам в связи с сезонным производством, на покрытие затрат по ремонту предметов проката, на выплату вознаграждений по ито­гам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными документами Минфина РФ или отраслевыми особен­ностями состава затрат, утвержденными соответствующими ведом­ствами по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ.

Порядок создания указанных резервов регулируется соответству­ющими законодательными и другими нормативными актами.

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используют пассивный счет 96 «Резервы пред­стоящих расходов».

Операции по начислению резервов отражают по кредиту счета 96 и дебету счетов учета затрат на производство и издержек обращения (20, 23, 25,26 и т.п.).

Фактические расходы и платежи, осуществленные за счет резерв­ных сумм, списывают на уменьшение резервов (дебетуют счет 96) с кредита счетов по учету списываемых расходов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т.п.).

Для создания соответствующих резервов организация должна пре1 дусмотреть их создание в учетной политике на соответствующий год, составить расчет ежемесячных отчислений на текущий год и остатка резерва на начало следующего года.

Например, если организация предоставляет отпуска за текущий год в следу­ющем году, то она может иметь остаток резерва на начало года. Сумму резерва уточняют исходя из количества дней неиспользуемого отпуска, среднедневных сумм оплаты труда работников и обязательных отчислений на социальные нуж­ды.

Остаток резерва на ремонт основных средств на конец года до-пускается в случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

В конце года после инвентаризации расчетов начисленные сум­мы резервов доводят до величины фактических расходов. При этом если фактические расходы превышают суммы начисленных резервов то на разницу составляют дополнительную проводку по доначисле­нию резервов. Обратная разница оформляется сторнировочной запи­сью.

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обоб­щения информации о состоянии и движении сумм, зарезервирован­ных в целях равномерного включения расходов в затраты на производ­ство и расходы на продажу.

На этом счете могут быть от­ражены суммы;

— предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— на ремонт основных средств;

— предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту сче­та 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, от­носятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в коррес­понденции, в частности, со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму оплаты отпускных и ежегодного вознаграждения за выслугу лет; счет 23 «Вспомогательное производство» — на стоимость ремонта основных средств. Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчётов и т.п. и при необходимости корректируется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *