Особая экономическая зона

Содержание

Особые экономические зоны

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В настоящей статье мы расскажем о том, что такое особые экономические зоны, где они будут создаваться и кто будет их резидентами.

Что такое ОЭЗ?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

У нас в России будут создаваться особые экономические зоны двух типов — промышленно-производственные и технико-внедренческие. Первые будут создаваться для производства высокотехнологичной продукции, а вторые — для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя будет размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

  1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
  2. переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
  3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы "жизнедеятельности" ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Резидент ОЭЗ

Резидент ОЭЗ — это лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Стоит отметить, что Закон N 116-ФЗ не содержит никаких исключений для предприятий с участием иностранного капитала. Они также могут быть резидентами ОЭЗ.

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, лицу придется подписать с органом управления такой ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, не менее 10 млн евро.

Для заключения этого соглашения лицо, желающее получить статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, должно представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней информации:

  • о деятельности, которой заявитель собирается заниматься на территории ОЭЗ;
  • площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности;
  • предполагаемых объемах капитальных вложений.

К заявлению придется приложить также копии всех учредительных документов заявителя и свидетельств из налогового органа, а также бизнес-план с положительным заключением на него, подготовленным банком или кредитной организацией.

Стать резидентом технико-внедренческой ОЭЗ немного проще, поскольку миллионных инвестиций, как в первом случае, не потребуется.

Свободные экономические зоны в России: список

Лицу необходимо только подписать с органом управления этой ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Для этого ему надо представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней сведений о предполагаемой деятельности и о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности. К заявке прикладываются копии учредительных документов и свидетельств из налоговой инспекции, а также бизнес-план.

Если орган управления ОЭЗ заключит соглашение с претендентом на получение статуса резидента ОЭЗ, то можно говорить о том, что лицо получило этот статус. Но полноценным резидентом ОЭЗ оно станет только тогда, когда информация о нем будет включена в Реестр резидентов особой экономической зоны, о чем лицу выдадут соответствующее свидетельство (на сегодня формы такого свидетельства еще нет).

Резиденты ОЭЗ могут вести на территории ОЭЗ только ту деятельность, которая предусмотрена в соглашении о ведении деятельности. То есть резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься только производством и (или) переработкой высокотехнологичной продукции и ее реализацией, а резидент технико-внедренческой ОЭЗ — созданием и реализацией научно-технической продукции, а также доведением ее до промышленного применения.

Лишить субъекта статуса резидента ОЭЗ может только суд. Если это произойдет, то соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ, заключенное между бывшим резидентом и органом управления ОЭЗ, автоматически прекратит свое действие.

Контролеры

Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.

Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.

Налоговые и таможенные льготы

Территория любой ОЭЗ является свободной таможенной зоной. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории будут производиться с разрешения таможенных органов. Для этого резиденту ОЭЗ до начала каждого календарного года надо будет представить в таможню сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Один раз в квартал резидент может вносить изменения в перечень ранее представленных сведений.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2006 г.

Во-первых, товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, будут освобождаться от налогообложения НДС и акцизами.

Во-вторых, для организаций и индивидуальных предпринимателей — резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена пониженная ставка единого социального налога (14%).

В-третьих, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ получили право применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств, используя повышающий коэффициент, но не более 2.

В-четвертых, организации, зарегистрированные и работающие на территориях ОЭЗ, получают право учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Напомним, что для всех остальных налогоплательщиков срок списания таких расходов составляет от двух до трех лет (в зависимости от полученного результата).

В-пятых, в отношении резидентов промышленно-производственных ОЭЗ сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Так, в 2006 г. все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ такого ограничения нет.

В-шестых, организации — резиденты ОЭЗ не будут платить налог на имущество в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества.

В-седьмых, организации — резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В.Мешалкин

АКДИ "Экономика и жизнь"

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны, в рамках которых возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики.

Особая экономическая зона (сокращённо ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

Таким образом, ОЭЗ — это интегрированный инструмент экономического развития.

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:

  1. привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;

  2. активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала

  3. повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;

  4. создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;

  5. рост экспортного потенциала территории страны;

  6. организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;

  7. освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;

  8. ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.

С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:

  1. внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;

  2. технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;

  3. комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);

  4. оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д.

Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.

Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.

В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:

1) технико-внедренческие;

2) промышленно-производственные;

3) портовые зоны;

4) туристстко-рекреационные.

На сегодняшний день в России действуют 24 ОЭЗ, из них:

4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»)

4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»),

13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.),

3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).

На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны. Благодаря этому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение — быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.

К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону?

Подводя итог, необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России, необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, также создание оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

The list of the used literature:

  1. Elsevier’s Economics Dictionary

  2. Economics: Today and Tomorrow

  3. Hoshin Kanri for the Lean Enterprise by Thomas L. Jackson

  4. Business and Personal Finance – Interactive Student Edition

  5. ucceeding in the World of Work Interactive Student Edition

  6. Пол Самуэльсон, Вильям Нордхауз. Экономика. — Учебник по экономике на английском языке. Шестнадцатое издание. — Издательство: The McGraw — Hill Companies, Inc. 1998. — 781 с. — ISBN: 7-111-06448-8

  7. Operating Economic Zones (277). Peza.gov.ph (2012-12-31). Retrieved on 2013-07-23.

  8. Экономикс — Макконнелл К.Р., Брю С.Л.

  9. Agera P., Kapplerb M., Osterlohb S. The Accuracy and Efficiency of the Consensus Forecasts: A Further Application and Extension of the Pooled Approach // International Journal of Forecasting. 2009. 25.

  10. Malanichev A., Pustov A. Iron ore: a Model Future // The Mining Journal. June 2012.

  11. Chermack T. Scenario Planning in Organizations: How to Create, Use, and Assess Scenarios //Berret Koehler, 2011.

  12. Economic and Steel Market Outlook 2013-2014 // Report from EUROFER’s Economic Committee, Q2-2013.

Просмотров работы: 6560

Особые экономические зоны

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В настоящей статье мы расскажем о том, что такое особые экономические зоны, где они будут создаваться и кто будет их резидентами.

Что такое ОЭЗ?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

У нас в России будут создаваться особые экономические зоны двух типов — промышленно-производственные и технико-внедренческие. Первые будут создаваться для производства высокотехнологичной продукции, а вторые — для разработки и внедрения новых технологий.

По своим размерам ОЭЗ будут совсем небольшими. Так, промышленно-производственные ОЭЗ будут иметь площадь не более 20 кв. км, а технико-внедренческие займут не больше 2 кв. км. При этом любая ОЭЗ будет располагаться на территории только одного муниципального образования, и в то же время она не сможет включать в себя полностью территорию этого образования.

На территории ОЭЗ нельзя будет размещать объекты жилищного фонда, а также запрещено внутри зоны заниматься такими видами деятельности, как:

  1. добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;
  2. переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
  3. производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Размещаться ОЭЗ будут только на тех землях, которые находятся в государственной и (или) муниципальной собственности и на которых нет объектов, находящихся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также объектов образовательных и (или) научно-исследовательских организаций).

Создание ОЭЗ

Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти.

Свободные экономические зоны России: основная платформа для привлечения инвестиций!

Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).

Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.

Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)

Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.

В этом соглашении фиксируются все основные вопросы "жизнедеятельности" ОЭЗ, а именно:

  • объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
  • план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
  • комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
  • размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
  • порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
  • порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.

Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:

  1. это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.

Резидент ОЭЗ

Резидент ОЭЗ — это лицо, которое осуществляет на территории ОЭЗ промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность и может в связи с этим пользоваться установленными льготами. Резидентом ОЭЗ может быть любая коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, где расположена ОЭЗ. Стоит отметить, что Закон N 116-ФЗ не содержит никаких исключений для предприятий с участием иностранного капитала. Они также могут быть резидентами ОЭЗ.

Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, лицу придется подписать с органом управления такой ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, не менее 10 млн евро.

Для заключения этого соглашения лицо, желающее получить статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, должно представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней информации:

  • о деятельности, которой заявитель собирается заниматься на территории ОЭЗ;
  • площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности;
  • предполагаемых объемах капитальных вложений.

К заявлению придется приложить также копии всех учредительных документов заявителя и свидетельств из налогового органа, а также бизнес-план с положительным заключением на него, подготовленным банком или кредитной организацией.

Стать резидентом технико-внедренческой ОЭЗ немного проще, поскольку миллионных инвестиций, как в первом случае, не потребуется. Лицу необходимо только подписать с органом управления этой ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.

Для этого ему надо представить в орган управления ОЭЗ заявку с указанием в ней сведений о предполагаемой деятельности и о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности. К заявке прикладываются копии учредительных документов и свидетельств из налоговой инспекции, а также бизнес-план.

Если орган управления ОЭЗ заключит соглашение с претендентом на получение статуса резидента ОЭЗ, то можно говорить о том, что лицо получило этот статус. Но полноценным резидентом ОЭЗ оно станет только тогда, когда информация о нем будет включена в Реестр резидентов особой экономической зоны, о чем лицу выдадут соответствующее свидетельство (на сегодня формы такого свидетельства еще нет).

Резиденты ОЭЗ могут вести на территории ОЭЗ только ту деятельность, которая предусмотрена в соглашении о ведении деятельности. То есть резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься только производством и (или) переработкой высокотехнологичной продукции и ее реализацией, а резидент технико-внедренческой ОЭЗ — созданием и реализацией научно-технической продукции, а также доведением ее до промышленного применения.

Лишить субъекта статуса резидента ОЭЗ может только суд. Если это произойдет, то соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ, заключенное между бывшим резидентом и органом управления ОЭЗ, автоматически прекратит свое действие.

Контролеры

Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.

Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.

Налоговые и таможенные льготы

Территория любой ОЭЗ является свободной таможенной зоной. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории будут производиться с разрешения таможенных органов. Для этого резиденту ОЭЗ до начала каждого календарного года надо будет представить в таможню сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию ОЭЗ, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций. Один раз в квартал резидент может вносить изменения в перечень ранее представленных сведений.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ установлены Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2006 г.

Во-первых, товары, помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны, будут освобождаться от налогообложения НДС и акцизами.

Во-вторых, для организаций и индивидуальных предпринимателей — резидентов технико-внедренческих ОЭЗ установлена пониженная ставка единого социального налога (14%).

В-третьих, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ получили право применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств, используя повышающий коэффициент, но не более 2.

В-четвертых, организации, зарегистрированные и работающие на территориях ОЭЗ, получают право учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений.

Напомним, что для всех остальных налогоплательщиков срок списания таких расходов составляет от двух до трех лет (в зависимости от полученного результата).

В-пятых, в отношении резидентов промышленно-производственных ОЭЗ сняты ограничения по переносу сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Так, в 2006 г. все организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли текущего года. Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ такого ограничения нет.

В-шестых, организации — резиденты ОЭЗ не будут платить налог на имущество в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества.

В-седьмых, организации — резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту ОЭЗ.

В.Мешалкин

АКДИ "Экономика и жизнь"

Главная — Статьи

Российские особые экономические зоны ОЭЗ

Борьба с офшорами

В настоящее время мало кто может отрицать, что с офшорными инвестициями и офшорными банковскими услугами сложилась очень неоднозначная ситуация, связанная с усилением политической борьбы как с компаниями, использующими возможности офшорных юрисдикций, так и с самими юрисдикциями. Примером могут являться действия российских политиков, направленные против утечки капиталов и проведения сделок, связанных с офшорной юрисдикцией на Кипре. Такая борьба спровоцирована кризисным выпадением бюджетных доходов многих стран и заставила страны объединиться и призвать на помощь международные организации.

Инициативы стран "Большой семерки", а также таких международных структур, как Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD) и Рабочая группа по финансовому действию ФАТФ (Financial Action Task Force — FATF), направленные против процесса отмывания денег и вредоносной налоговой конкуренции, серьезно сказались на привлекательности регистрации компаний (в т.ч.

для ведения инновационной деятельности) в офшорных зонах.

Термин "отмывание денег", произошедший от аналогичного английского "money laundering" и так широко вошедший в обиход не только в разговорной речи, но и в официальных документах вышеназванных международных организаций, не несет в себе никакого конкретного смысла. Конечно, все понимают, что речь идет об отмывании "грязных" денег, но почему-то слово "грязных" (англ. dirty) потерялось. Может быть, оно трансформировалось в слово "вредоносная" (по данному поводу употребляют слова harmful — вредоносный, и unfair — недобросовестный, нечестный и т.д.), которое эксперты из OECD посчитали ненужным добавить к словосочетанию "налоговая конкуренция"?

Определение вредоносной (недобросовестной) налоговой конкуренции (harmful (unfair) tax competition) впервые было введено ОЭСР в 1988 г. В специальном отчете были перечислены около 40 стран, расположенных в основном в Карибском бассейне, а также Кипр, Мальта и т.д. В отчете ОЭСР назывались конкретные критерии в отношении того, что подразумевается под вредоносной налоговой конкуренцией. Основными стали офшорный режим (ring-fencing, IBC (international business company) и др.), режим конфиденциальности и отсутствия обмена информацией с другими странами, отсутствие подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения и требования ведения бухгалтерской и налоговой отчетности. Помимо островных юрисдикций в первоначальный отчет были включены Кипр, Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн. Даже солидные юрисдикции (например, Бельгия) были причислены к режимам, вредоносным по отношению к другим странам Евросоюза и США, и только потому, что законодательство этих стран содержало специальные налоговые режимы для отдельных видов компаний (например, режим "холдинговых компаний 1929 года" в Люксембурге, режим "координационных центров" в Бельгии, режим "офшорных компаний" в Венгрии, практика выдачи "рулингов" в Нидерландах, режим "международной бизнес-компании" в Мадейре (Португалия) и др.). После обнародования доклада офшорным юрисдикциям было предложено начать сотрудничать, заключить, как минимум, соглашение об обмене информацией и отменить офшорный режим. Некоторые страны выполнили предложенные условия (например, в юрисдикции Британских Виргинских островов (BVI) с 2006 г. для всех компаний установлен налог на прибыль со ставкой 0%, в Мадейре введен закон, постепенно повышающий ставку налога для "международных бизнес-компаний" с их окончательной отменой в 2012 г., в Голландских Антилах введена налоговая система и т.д.). Упомянутые страны к настоящему моменту полностью отменили "вредоносные" налоговые режимы. Новый отчет, выпущенный ОЭСР в 2002 г. (Progress Report), уже не включал страны Евросоюза и содержал гораздо более короткий список "некооперативных" офшоров (на сегодняшний момент он включает не более семи юрисдикций).

В последнее время в США, как и в Европе, борьба против офшоров (направленная в т.ч. против доктрины о тайне банковского вклада) также приобрела острый характер. Например, в июле 2008 г. конгрессмены официально обсуждали доклад на тему "Угроза финансовой системе США со стороны Британских Виргинских островов". Введение в практику работы компаний США статуса "квалифицированного торгового посредника" (что предполагает более строгий контроль над любыми институтами, желающими обойти службу внутренних доходов США и ссылающимися при этом на национальность или специальный налоговый статус), а также законодательная деятельность в банковской сфере под лозунгом "знай своего клиента" явили собой новые условия для работы компаний, при которых принцип конфиденциальности ведения бизнеса в офшорных зонах отходит на второй план во имя международного признания (в первую очередь, признания США). Вслед за США некоторые небольшие страны также подписали соглашения об обмене информацией с более крупными и более сильными государствами в обмен на экономическую и политическую помощь.

Таким образом, выбрать зону для размещения бизнеса, более чем другие чувствительного к инвестиционному климату и требующего более мягкой среды существования (hi-tech и др.), было сложно и в лучшие времена, а сделать это на фоне постоянной неопределенности ситуации, диктуемой политикой ОЭСР и FATF по отношению к офшорному бизнесу, тем более.

Правительство РФ в отношении офшорных юрисдикций настроено тоже весьма решительно, и, по словам представителей экономического ведомства, в ближайшем будущем антиофшорные инструменты будут закреплены и в российском законодательстве. Эксперты из различных отечественных экономических ведомств выражают свое отрицательное отношение к офшорам, констатируя, что несмотря на существующие в России проблемы (рейдерство, разглашение коммерческой тайны, коррупция и т.д.), использование офшоров российскими собственниками бизнеса наносит больший вред стране. Сегодня сложилась ситуация, когда даже типовые соглашения об избежании двойного налогообложения пересматриваются и серьезно анализируются в ряде ведомств.

Более того, на повестке дня давно стоит вопрос о пересмотре соглашений со многими странами, в первую очередь с Кипром. В текущем году согласование определенного количества соглашений об избежании двойного налогообложения прошло со значительными затруднениями. Такие ведомства, как Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, активно изучают информацию о компаниях и о реализации конкретных проектов на территории других стран.
 

Российские особые экономические зоны — альтернативный вариант

В настоящее время многие бизнесмены, и в частности имевшие офшорные структуры в составе своих малых и больших холдингов и использовавшие их, например, для инновационной деятельности, других видов инвестирования средств или просто как временное хранилище денег, стали обращать больше внимания на возможности российских особых экономических зон (ОЭЗ).

Административными и законодательными ресурсами ОЭЗ пользовались и ранее. Стоит вспомнить, например, насколько широко использовались в свое время возможности закрытых административных территориальных образований (ЗАТО). Однако приблизительно к 2004 г. все более ужесточающиеся требования к порядку регистрации и ведения бизнеса в ЗАТО практически полностью подавили интерес к ним.

Позже ситуация изменилась, и в целях создания механизма функционирования особых экономических зон, содержащего преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям (налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров), был разработан и принят Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее — Закон N 116-ФЗ). Кроме него в настоящее время действуют следующие Законы, регулирующие образование и деятельность ОЭЗ в Российской Федерации:

— Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее — Закон N 104-ФЗ);

— Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 16-ФЗ);

— Федеральный закон от 17.05.2007 N 84-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 288.1 и 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Закон N 84-ФЗ).

История российских ОЭЗ

Началом существования особых экономических зон в России можно считать 90-е годы прошлого века. Создатели концепции ОЭЗ полагали, что их существование будет стимулировать развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Высокотехнологичные отрасли предполагалось развивать с помощью внедрения так называемых инноваций, т.е. процессов, направленных на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новые или усовершенствованные продукты, технологические процессы, используемые в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки (см. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы"). В сущности, инновационная политика — это направление государственной деятельности, связанное с формированием научно-технической политики и осуществлением мер по ее реализации в интересах государства, национального капитала и научного сообщества в сфере создания, освоения в производстве и продвижении на рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств с целью развития экономического и научного потенциала страны. На практике развитие такого потенциала связано, как правило, с созданием специальных территорий, в которых предоставляются наиболее благоприятные экономические и юридические условия для функционирования.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2018 году

Первые шаги по созданию подобных территорий в нашей стране были связаны с введением в действующее законодательство таких нормативных правовых актов, как Постановление Верховного Совета РСФСР от 14.07.1990 N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства", а также Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Различные международные договоры, правительственные распоряжения и постановления также регламентировали многие вопросы, касающиеся режима экономических зон. Однако использование в основном подзаконных актов для целей правового регулирования функционирования СЭЗ не обеспечивало надлежащий уровень правовой защиты инвестиций.

Текущая ситуация с ОЭЗ

Заявленные при создании СЭЗ основные цели не были достигнуты, т.к. в большинстве случаев компании регистрировались на соответствующей территории, пользовались полученными привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами, и, таким образом, зоны функционировали по сути в режиме офшоров, и лишь учрежденные на законодательном уровне ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях функционируют и в настоящее время.

Однако ошибки, допущенные в ходе реализации положений нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование прежних экономических зон в России, в определенной мере позволили ускорить переосмысление промышленной политики страны.

На сегодня инициативы Правительства РФ, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, имеют цель вновь популяризовать идею ОЭЗ, под которую постепенно создается новая законодательная база.

В России уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Еще в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе поступивших заявок, Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область) и четырех — технико-внедренческого типа (г. Москва, Санкт-Петербург, Дубна, Томск) (см. Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N N 779 — 784). Уже созданы или планируются к созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Алтайском крае, Иркутской области, Бурятии, Краснодарском и Ставропольском краях и Калининградской области.

Особые экономические зоны

Свободные экономические зоны в России: современное состояние

Как было показано в предыдущем параграфе, основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.

Управляющей компанией особых экономических зон в РФ является ОАО «Особые экономические зоны». Компания была создана в 2006 году. В ее ведении 24 действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Однако, следует отметить неопределенное положение старейшей экономической зоны РФ СЭЗ « Находка».

СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года.

Существуют главные отличительные особенности этой зоны:

— выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

— отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

— наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

— достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км).

Проект особой экономической зоны на базе порта Восточный в Находке будет разработан приморскими специалистами до конца года. После этого он будет отправлен на рассмотрение в правительство РФ. Развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.

В городе ведется работа по созданию технологического парка, связанного с переработкой грузов, радиотелефонной связи, электронной почты; развивается туризм. Для подготовки квалифицированных специалистов открыты филиалы высших учебных заведений.

Существуют немаловажные препятствия успеха действующих свободных экономических зон в России.

Трудности вызваны двумя основными причинами. Первая — существует представление, что у нас настолько либеральный рыночный режим, что он делает нецелесообразным развитие свободных зон. Другими словами, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Потому в Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят сторонники такого подхода. Это абсолютно некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут своеобразным «окном» в налогово-рыночной среде. «Окно» создает благоприятные условия для решения тех или иных задач по прорыву национальной экономики на какие-то передовые рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена интересам проводимой экономической политики. Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во всех странах, осуществляющих разумную политику устойчивого экономического развития.

Вторая причина торможения СЭЗ в России в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет. Кроме налоговых льгот свободная зона требует также предварительных вложений в создание инфраструктуры. Эти деньги должно найти государство, которое у нас стеснено в своих бюджетных возможностях. Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам ведут изнурительную борьбу за каждую копейку бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать, а тем более выделять для них какие-то ресурсы.

В отношении вопроса о свободных зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ, организованных в начале 90-х годов, фактически лишились, сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т. е.

Что такое особая экономическая зона

чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом, так и ее субъектов, можно считать сегодня краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты:

— Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов.

— Отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего, необходим достаточно полно разработанный закон о СЭЗ и корректировка в соответствии с ним других нормативно-правовых актов в области валютного регулирования, таможни и прочего. Все эти нерешенные вопросы ведут к экономической нестабильности в сфере создания и функционирования СЭЗ.

— К неблагоприятным моментам, оказывающим отрицательное воздействие на иностранных инвесторов российских СЭЗ, можно отнести крайне слабое развитие их инфраструктуры. Сюда, прежде всего, относится транспорт, системы телекоммуникаций, связь гостиничный сервис.

— Сдерживающим фактором для иностранных инвесторов является высокий уровень коррупции и сложная криминогенная обстановка в России. Это в целом ухудшает инновационный климат.

— Рост социальной напряженности по регионам страны, вызванный затяжным экономическим кризисом, отрицательно сказывается на притоке иностранных инвестиций в СЭЗ.

Таким образом, можно констатировать, что на начало 1999 года инвестиционный климат и условия создания СЭЗ в России по ряду основных параметров не соответствуют требованиям в этой сфере международной экономической деятельности.

Один из пробелов в экономической политике России – отсутствие долговременной стратегии развития СЭЗ. Кратчайший путь исправления недостатка – разработка федеральной программы создания и развития свободных экономических зон. По поручению правительства эту работу обязаны выполнить соответствующие министерства и ведомства на основе предложений региональных администраций и органов местного самоуправления, на территории которых предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого документа в правительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения. Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:

— основные направления политики создания и развития СЭЗ;

— анализ функционирования СЭЗ на территории страны и меры повышения эффективности их деятельности;

— перечень существующих СЭЗ, а также планируемых зон с обоснованием необходимости их создания и развития;

— материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализации федеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета, с распределением ресурсов по свободным зонам.

Будет справедливо, если при внесении в Государственную думу законопроекта о федеральном бюджете на очередной год правительство будет указывать и предложения по финансированию СЭЗ.

Правительство РФ может делегировать одному из федеральных органов исполнительной власти некоторые полномочия на осуществление государственного регулирования создания, функционирования и ликвидации СЭЗ. В обязанность этого министерства или ведомства по согласованию с другими органами государственной власти в центре и регионах должны входить разработка проекта федеральной программы, координация работы действующих зон и контроль за ними, внесение предложений о заключении международных договоров РФ в этой сфере.

Заключение

В первой главе работы раскрыты понятия «СЭЗ», представлены характерные черты СЭЗ: применение различных видов льгот и стимулов; наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре; всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти. Также представлены такие требования к размещению СЭЗ как благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; существенный по запасам и ценности природно-ресурсный. Далее в главе отмечено, что при организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). Кроме того, Определены формы и типы СЭЗ и рассмотрен исторический опыт организации СЭЗ в России.

Во второй главе курсовой работы в результате анализа создания и функционирования СЭЗ выявлены и рассмотрены немаловажные препятствия успеха действующих свободных экономических зон в России. Во-первых, очаги свободного предпринимательства, к которым относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в плановой экономике, где господствует централизованная форма управления. Во-вторых, в отсутствии налоговых льгот для участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет.

Также был проанализирован и сравнен опыт создания СЭЗ развитых стран с опытом развивающихся стран. Это позволяет заключить следующее:

— Мировая практика показывает, что создание СЭЗ — весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов.

— Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой.

— Вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной основы и достаточной правовой базы.

В заключении следует отметить, что перспективы у свободных экономических зон в России есть. Однако эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении таких обязательных условий как формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Библиографический список

1. Конституция РФ от 12.12 1993. // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. .http://www.соnsultаnt.ru/pоpulаr/соns/

2. Указ Президента РФ от 03.06.1993 N 848 (ред. от 06.05.1994) "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Совете по кадровой политике при Президенте Российской Федерации") // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. . http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=338795

3. Указ Президента РФ от 03.06.1993 N 847 "О свободных таможенных зонах "Московский Франко-Порт" и "Франко-Порт Терминал" . // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. . http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2028/

4. Указ Президента РФ от 10.12.92 г. N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. . http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=205349;dst=100062

5. Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 (ред. от 29.08.2001) "О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. . http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33154/

6. Распоряжение ВС РСФСР от 25.05.1991 "О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Алтайского края" // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. . http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=4942

Создания и классификации ОЭЗ

В современных условиях одним из важных путей привлечения иностранных капиталов является создание свободных или особых экономических зон в различных формах, превратившихся в неотъемлемый структурный элемент мирового хозяйства. Хотя такие зоны могут называться по-разному — особые, специальные и т.д., наиболее общим и распространенным их названием является понятие «особая экономическая зона» (ОЭЗ). В настоящее время в мире насчитывается около 30 видов ОЭЗ: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, оффшорных центров и технополисов. При всем разнообразии ОЭЗ и их определений речь, по существу, идет об одном и том же явлении — создании на территории стран хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны (иногда ОЭЗ охватывают всю территорию страны), тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.

Таким образом, особая экономическая зона — часть территории страны, в рамках которой иностранным и отечественным предпринимателям предоставляются особые льготные условия организации и деятельности.

Создание ОЭЗ чаще всего рассматривается как способ активизации внешнеэкономической деятельности за счет увеличения иностранных инвестиций, использования новой техники и технологии и повышения конкурентоспособности национальной продукции. В некоторых случаях создание ОЭЗ имеет целью оживление экономики депрессивных регионов и расширение поставок товаров на внутренний рынок.

Первая документально зафиксированная «свободная зона» была создана в 166 г. до н.э. на греческом острове Делос. В последующем в районе крупных европейских портов возникли свободные сервисные зоны и таможенные зоны — ограниченные участки таможенной территории, в рамках которых устанавливается беспошлинный режим экспорта и импорта товаров. Такие зоны обычно относят к зонам первого поколения.

К зонам второго поколения относятся промышленно-производственные зоны, которые часто возникали в результате эволюции торговых зон. Эти зоны ориентировались на расширение экспорта или замещение импорта. Одна из разновидностей таких зон — импортозамещающие зоны, призванные наладить производство товаров, замещающих импортные.

К зонам третьего поколения относятся технико-внедренческие зоны (технополисы, научные парки и т.д.), возникшие в 70—80-х гг. и создаваемые вокруг крупных научных центров или в регионах с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий. Технополисы — зоны научно-технического развития, в которых созданы льготные условия для создания и деятельности предприятий, использующих результаты НИОКР и передовую технологию. Существуют также сервисные зоны — банковские, финансовые, туристские и др. Зоны страховых и банковских услуг — районы страны, в которых действуют особые финансово-кредитные механизмы, обеспечивающие снижение риска предпринимательства.

Как показывает мировой опыт, общими целями создания особых экономических зон являются:

1) улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;

2) развитие производства, ориентированного на экспорт;

3) выравнивание условий межстрановой конкуренции;

4) развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства услуг в области высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок;

5) развитие так называемых депрессивных территорий или регионов.

Анализ опыта многих стран, где были созданы свободные зоны, позволяет выявить ряд важнейших предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приводит либо к полному провалу проектов ОЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности.

  • Благоприятное географическое положение на пересечении важнейших транспортных сетей. ОЭЗ почти никогда не создаются в глубинных регионах крупных стран, отделенных от транспортных коммуникаций международного или общенационального значения.
  • Наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны — потенциального инвестора. Сюда относятся такие связанные с инфраструктурой объекты, как водо- и энергоснабжение, возможность подключения к современным системам телекоммуникаций и т.д.
  • Наличие благоприятной социальной инфраструктуры, в том числе: соответствующих современным стандартам жилых помещений, школ, учреждений здравоохранения, культуры и др.
  • Относительно дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила.
  • Достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами; доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками.
  • Благоприятная для промышленного производства среда, создаваемая предоставлением различных услуг, например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий.
  • Отсутствие административно-бюрократических препятствий для создания новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала.
  • Развитая и устойчивая правовая база; развитие ОЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной (исполнительной) власти.
  • Законодательное закрепление различных льгот для действующих в зоне предприятий. Закон об ОЭЗ должен включать подробный раздел о льготах, предоставление которых для импорта является первым стандартным правилом любой зоны; вторым стандартным правилом является освобождение от экспортных налогов, пошлин и т.д.
  • Создание администрации зоны, которая должна быть наделена широкими полномочиями и обязательствами.
  • Общая политическая стабильность в стране.

Льготы, предоставляемые действующим в ОЭЗ предприятиям, можно разделить на три большие группы.

  • Налоговые льготы: «налоговые каникулы», пониженные налоговые ставки, льготные условия расчета налоговой базы или отдельных ее компонентов, налоговый кредит. Наиболее типичными налоговыми льготами в действующих ОЭЗ являются освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на пять лет с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприятие облагается налогом в размере 50% от нормальной ставки; при этом сумма налогов, выплачиваемых в бюджеты всех уровней, не должна превышать 25% дохода предприятия. Это условие должно соблюдаться в любом периоде деятельности ОЭЗ.
  • Финансовые льготы: предоставление прямых и косвенных государственных субсидий в различных формах, в том числе через систему низких цен на коммунальные услуги и оплату аренды, бюджетные дотации, обеспечение инвесторов средствами инфраструктуры.
  • Административные льготы: упрощение регистрации предприятий и таможенных процедур, льготный визовый режим для иностранных специалистов, различные формы содействия бизнесу.

В последнее время во многих странах наблюдается тенденция к усилению роли различных косвенных мер регулирования деятельности ОЭЗ при одновременном уменьшении роли мер прямого регулирования и государственного участия, в том числе бюджетного финансирования, предоставления субсидий, безвозмездных кредитов и т.д.

Создавая ОЭЗ, многие, в первую очередь, развивающиеся страны рассчитывали с их помощью привлечь иностранные инвестиции. Такую же цель преследовали при создании ОЭЗ и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Введенные в странах ЦВЕ ограничения иностранных инвестиций (например, в сферу банковской деятельности и страхования) в ОЭЗ обычно не действуют. Кроме того, зарегистрированные в ОЭЗ предприятия с иностранными инвестициями пользуются многочисленными льготами: они не платят налоги на репатриируемые прибыли, им предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, льготы по импорту и экспорту товаров и услуг и возможность использования более гибких правил регулирования в области занятости.

Подобные льготы предоставляются предприятиям с иностранными инвестициями и во многих бывших республиках СССР. Так, в Белоруссии в ОЭЗ «Брест» для иностранных инвесторов предусмотрены следующие льготы: они освобождаются от уплаты таможенных пошлин при импорте и экспорте; ставка налога на прибыль для всех предприятий не превышает 25%; предприятия с долей иностранного участия более 30% освобождаются от налога на прибыль в течение пяти лет после объявления прибыли. Некоторые предприятия, действующие в приоритетных отраслях, могут по решению администрации зоны получить дополнительные льготы.

Сроки уплаты налогов могут быть отодвинуты на пять лет.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

1) зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

2) промышленные или промышленно-производственные зоны;

3) технико-внедренческие зоны — технополисы и технопарки;

4) сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны — на таможенную территорию страны или на экспорт.

Особая экономическая зона. Как в России оптимизировать налоговые платежи?

В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3—7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов.

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала».

Значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

  • являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;
  • выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;
  • являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;
  • способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;
  • являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;
  • стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;
  • являются «полем экспериментирования» и отработки новых способов решения социально-экономических проблем, развития нового для стран с переходной экономикой экономического мышления и новых черт социальной психологии.

В развивающихся странах целями ОЭЗ являются достижение более высокого уровня индустриализации, включение или повышение доли страны в мировой торговле. Основным и даже иногда единственным источником привлекаемого капитала в такие зоны является иностранный капитал.

В развитых странах создание ОЭЗ используется в основном как инструмент региональной политики, т.е. ОЭЗ создаются в регионах, где необходимо повышение уровня социально-экономического развития.

Дата добавления: 2015-08-04; просмотров: 589;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *