Отдел предпроверочного анализа

Содержание

Требуется Заместитель начальника отдела предпроверочного анализа и истребования документов

Заработная плата: от 25000 до 28000 руб. в месяц.

Описание вакансии

Должностные обязанности

Проводить качественный предпроверочный анализ налогоплательщиков по всем налогам и сборам и оформлять заключения по результатам предпроверочного анализа; проводить полный и необходимый комплекс мероприятий налогового контроля в соответствии с Рекомендациями по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организации; вести и использовать при планировании выездных проверок информационные ресурсы; проводить качественный и обоснованный отбор налогоплательщиков для включения в проекты планов выездных налоговых проверок; подготавливать и направлять по запросам налоговых органов информацию о включении/не включении в проекты планов выездных налоговых проверок филиалов и обособленных структурных подразделений указанных организаций; проводить мероприятия налогового контроля по реализации пилотных проектов ФНС России; подготавливать и направлять по запросам налоговых органов информацию в отношении налогоплательщиков; подготавливать и направлять ответы по обращениям налогоплательщиков.

Требования к квалификации

Наличие базовых знаний: знание государственного языка Российской Федерации (русского языка); знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции; знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий; общие и управленческие умения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств. Наличие профессиональных знаний: В сфере законодательства Российской Федерации главный государственный налоговый инспектор должен знать: Налоговый кодекс Российской Федерации; Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"; Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/518@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов"; Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/520@ "Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"; Приказ ФНС Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"; Приказ ФНС России от 6 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"; Приказ ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению Акта налоговой проверки, требований к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный номер 37445); Приказ ФНС России от 13 декабря 2006 г.

Тайны отбора претендентов для выездной проверки

N САЭ-3-06/860@ "Об утверждении Формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению". Заместитель начальника отдела должен знать иные нормативные правовые акты и служебные документы, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом его профессиональной служебной деятельности. Иные профессиональные знания: основы экономики, финансов, и кредита, бухгалтерского и налогового учета, основы налогообложения, основы налогообложения, порядок проведения мероприятий налогового контроля, требования к составлению документов при выполнении функции по истребованию документов (информации) по поручениям других налоговых органов, требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), требования к составлению протоколов об административных правонарушениях. Наличие функциональных знаний: принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора); виды, назначение и технологии организации проверочных процедур. Наличие базовых умений: умение мыслить системно (стратегически); умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата; коммуникативные умения; умение управлять изменениями. Наличие профессиональных умений: умение мыслить системно (стратегически); умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата; коммуникативные умения; умение управлять изменениями. Наличие функциональных умений: осуществление контроля исполнения предписаний, решений и других распорядительных документов. Назначение на должность проводится по результатам конкурса. Конкурс проводится в соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы края в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС России от 15.04.2009 № ММ-7-4/241, с применением следующих конкурсных процедур: – тестирование, направленное на выявление знаний Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации, государственного языка Российской Федерации–русского языка, действующего федерального законодательства о государственной гражданской службе, о противодействии коррупции. Тестирование также включает вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности государственной гражданской службы, на которую претендует гражданин (гражданский служащий); – индивидуальное собеседование с конкурсной комиссией ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска по отбору кандидатов для поступления на государственную гражданскую службу. Гражданину (гражданскому служащему) рекомендуется пройти предварительный квалификационный тест вне рамок конкурса для самостоятельной оценки им своего профессионального уровня. Предварительный квалификационный тест включает в себя задания для оценки уровня владения претендентами государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предварительный тест размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», доступ претендентам для его прохождения предоставляется безвозмездно. Прием документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности с 24.05.2018 по 13.06.2018 по адресу: 680003, г. Хабаровск, ул. Союзная, 23д Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска, отдел кадров и безопасности, кабинет 205. Более подробная информация о конкурсе на замещение вакантной должности на сайте и на Федеральном портале управленческих кадров

Условия работы и компенсации

Служебный распорядок: командировки: нет, 5-ти дневная служебная неделя с 9-00 до 18-00, ненормированный рабочий день. Государственные гарантии/социальный пакет: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Опубликована 11.06.2018. Актуальна до 20.06.2018.

Вакансия находится в архиве: набор завершен. Обратитесь к другим вакансиям в Хабаровске.

Ссылка ведет на объявления в похожей сфере деятельности.

Методика проведения предпроверочного анализа

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ — это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа — это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

  • принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
  • принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
  • принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
  • принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
  • принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа — это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
  • принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
  • принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

  1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
  2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
  3. анализ динамики налоговой нагрузки;
  4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
  6. анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:
  • суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
  • выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей — доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
  • налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
  • расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
  • сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов — потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов — потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
  • организации с признаками "анонимных" структур. К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;
  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов — потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") — это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
  • сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки.

Отдел предпроверочного анализа и истребования документов

Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а если нет — в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, — вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
  2. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  3. Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick

Л.В.Васюченкова

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России,

советник государственной

гражданской службы РФ

2-го класса

Требуется Заместитель начальника отдела предпроверочного анализа и истребования документов

Заработная плата: от 25000 до 28000 руб. в месяц.

Описание вакансии

Должностные обязанности

Проводить качественный предпроверочный анализ налогоплательщиков по всем налогам и сборам и оформлять заключения по результатам предпроверочного анализа; проводить полный и необходимый комплекс мероприятий налогового контроля в соответствии с Рекомендациями по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организации; вести и использовать при планировании выездных проверок информационные ресурсы; проводить качественный и обоснованный отбор налогоплательщиков для включения в проекты планов выездных налоговых проверок; подготавливать и направлять по запросам налоговых органов информацию о включении/не включении в проекты планов выездных налоговых проверок филиалов и обособленных структурных подразделений указанных организаций; проводить мероприятия налогового контроля по реализации пилотных проектов ФНС России; подготавливать и направлять по запросам налоговых органов информацию в отношении налогоплательщиков; подготавливать и направлять ответы по обращениям налогоплательщиков.

Требования к квалификации

Наличие базовых знаний: знание государственного языка Российской Федерации (русского языка); знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции; знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий; общие и управленческие умения, свидетельствующие о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств. Наличие профессиональных знаний: В сфере законодательства Российской Федерации главный государственный налоговый инспектор должен знать: Налоговый кодекс Российской Федерации; Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"; Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/518@ "Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов"; Приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. N ММВ-7-2/520@ "Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"; Приказ ФНС Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"; Приказ ФНС России от 6 мая 2007 г. N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"; Приказ ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению Акта налоговой проверки, требований к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный номер 37445); Приказ ФНС России от 13 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/860@ "Об утверждении Формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению". Заместитель начальника отдела должен знать иные нормативные правовые акты и служебные документы, регулирующие вопросы, связанные с областью и видом его профессиональной служебной деятельности. Иные профессиональные знания: основы экономики, финансов, и кредита, бухгалтерского и налогового учета, основы налогообложения, основы налогообложения, порядок проведения мероприятий налогового контроля, требования к составлению документов при выполнении функции по истребованию документов (информации) по поручениям других налоговых органов, требования к составлению Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), требования к составлению протоколов об административных правонарушениях. Наличие функциональных знаний: принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора); виды, назначение и технологии организации проверочных процедур. Наличие базовых умений: умение мыслить системно (стратегически); умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата; коммуникативные умения; умение управлять изменениями. Наличие профессиональных умений: умение мыслить системно (стратегически); умение планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата; коммуникативные умения; умение управлять изменениями. Наличие функциональных умений: осуществление контроля исполнения предписаний, решений и других распорядительных документов. Назначение на должность проводится по результатам конкурса. Конкурс проводится в соответствии с Методикой проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы края в Федеральной налоговой службе, утвержденной приказом ФНС России от 15.04.2009 № ММ-7-4/241, с применением следующих конкурсных процедур: – тестирование, направленное на выявление знаний Конституции Российской Федерации и основ конституционного устройства Российской Федерации, государственного языка Российской Федерации–русского языка, действующего федерального законодательства о государственной гражданской службе, о противодействии коррупции. Тестирование также включает вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности государственной гражданской службы, на которую претендует гражданин (гражданский служащий); – индивидуальное собеседование с конкурсной комиссией ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска по отбору кандидатов для поступления на государственную гражданскую службу. Гражданину (гражданскому служащему) рекомендуется пройти предварительный квалификационный тест вне рамок конкурса для самостоятельной оценки им своего профессионального уровня. Предварительный квалификационный тест включает в себя задания для оценки уровня владения претендентами государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предварительный тест размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации», доступ претендентам для его прохождения предоставляется безвозмездно. Прием документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности с 24.05.2018 по 13.06.2018 по адресу: 680003, г. Хабаровск, ул. Союзная, 23д Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска, отдел кадров и безопасности, кабинет 205.

Требуется Заместитель начальника отдела предпроверочного анализа и истребования документов

Более подробная информация о конкурсе на замещение вакантной должности на сайте и на Федеральном портале управленческих кадров

Условия работы и компенсации

Служебный распорядок: командировки: нет, 5-ти дневная служебная неделя с 9-00 до 18-00, ненормированный рабочий день. Государственные гарантии/социальный пакет: В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Опубликована 11.06.2018. Актуальна до 20.06.2018.

Вакансия находится в архиве: набор завершен. Обратитесь к другим вакансиям в Хабаровске.

Ссылка ведет на объявления в похожей сфере деятельности.

Методика проведения предпроверочного анализа

Поскольку аналитическая деятельность налоговых органов Российской Федерации активно развивается лишь в течение последних нескольких лет, отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности принципы и последовательность (этапы) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего совершенствования.

Представляется, что предпроверочный анализ, осуществленный в предложенной последовательности, позволит не только сократить время проведения предстоящей выездной налоговой проверки, но и повысить ее эффективность.

Предпроверочный анализ — это комплекс осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, направленных на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки, сбор и качественное изучение информации о налогоплательщике, планируемых для выездной налоговой проверки.

Конечной целью предпроверочного анализа является выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки, обеспечивающей рациональное использование всех необходимых методов налогового контроля.

Принципы предпроверочного анализа — это основные, исходные положения, определяющие его организацию и эффективное осуществление. Чтобы глубже понять сущность предпроверочного анализа и определить последовательность (этапы) его проведения, полагаем целесообразным выделить две группы принципов, одна из которых свойственна налоговому контролю в целом, а другая связана с особенностями именно предпроверочного анализа.

Охарактеризуем те принципы, которые свойственны налоговому контролю в целом:

  • принцип законности подразумевает строгое соблюдение налоговыми органами предписаний законодательства о налогах и сборах в ходе предпроверочного анализа;
  • принцип объективности результатов предполагает, что выводы по результатам предпроверочного анализа должны быть обоснованными и подтвержденными соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию;
  • принцип планомерности подразумевает, что предпроверочный анализ, как и любая контрольная деятельность, должен быть спланирован и подготовлен;
  • принцип соблюдения налоговой тайны означает, что в ходе предпроверочного анализа налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну.

Исходя из сущности и цели предпроверочного анализа, дадим общую характеристику его специфическим принципам:

  • принцип всеобщности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться в отношении всех налогоплательщиков, планируемых для выездной налоговой проверки;
  • принцип единства предполагает наличие у налоговых органов единой на всей территории Российской Федерации информационно-аналитической и методологической базы;
  • принцип целенаправленности подразумевает, что предпроверочный анализ должен быть направлен на подготовку максимально эффективного проведения выездной проверки;
  • принцип оперативности означает немедленное получение и использование в ходе предпроверочного анализа всей необходимой информации из внешних и внутренних источников;
  • принцип комплексности предполагает совокупный подход к решению проблемы и предусматривает предпроверочный анализ сразу по всем видам налогов и сборов (т.е. объект анализа — это налогоплательщик, а не конкретный налог) и одновременно с группой взаимозависимых и иных аффилированных лиц;
  • принцип соответствия подразумевает максимальное соответствие результатов предпроверочного анализа потребностям его пользователей в ходе выездной налоговой проверки;
  • принцип поэтапности означает, что предпроверочный анализ должен проводиться последовательными этапами и предполагает оценку на каждом последующем этапе целесообразности использования результатов, полученных на предыдущих этапах.

Предлагаемая методика проведения предпроверочного анализа предусматривает четыре этапа.

Этап I. Анализ информационной базы о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, оценка ее полноты, сбор и анализ недостающих сведений

Имеется в виду анализ всей информации о налогоплательщике, находящейся в распоряжении налогового органа, в том числе поступившей из внешних источников.

В целом информацию из внутренних и внешних источников можно сгруппировать для целей предпроверочного анализа следующим образом:

  • информация о налогоплательщике, содержащаяся в различных информационных ресурсах налоговых органов (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ПИК "НДС" и т.д.);
  • сведения о налогоплательщике, полученные на основе заключенных межведомственных соглашений или по запросам в различные государственные и иные сторонние организации, располагающие подобной информацией (органы внутренних дел, таможенные органы, лицензирующие и регистрирующие органы и др.);
  • "сигнальная" информация о налогоплательщике, полученная из внешних источников в инициативном порядке (от контролирующих органов, от сотрудников, акционеров и участников организаций и т.п.);
  • информация о налогоплательщике, его взаимозависимых лицах и основных контрагентах, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • выписки банков по счетам налогоплательщика, полученные в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ;
  • результаты истребований документов, проведенных в рамках камеральных проверок, а также по поручениям иных налоговых органов при налоговых проверках контрагентов;
  • результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, решения судебных органов по ним.

Примечание. С 1 января 2007 г. налоговые органы могут в ходе предпроверочного анализа истребовать информацию относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В первую очередь проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, включающий:

  1. анализ динамики сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей (оцениваются рост (снижение) сумм исчисленных налогов, своевременность и полнота их уплаты, причины неуплаты);
  2. финансовый анализ организации (исследуются показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности);
  3. анализ динамики налоговой нагрузки;
  4. сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с показателями аналогичных налогоплательщиков по отраслевому признаку;
  5. анализ соответствия налогоплательщика общедоступным критериям самостоятельной оценки риска, размещенным на сайте ФНС России;
  6. анализ сопоставимости налоговых баз и объектов налогообложения по различным видам налогов и бухгалтерской отчетности. Например, сопоставляются:
  • суммы доходов и расходов, отраженные в декларации по налогу на прибыль организаций и Отчете о прибылях и убытках (форма N 2);
  • выручка от реализации в декларации по налогу на прибыль организаций, Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) и декларации по налогу на добавленную стоимость (для предпринимателей — доход в декларациях по НДС, ЕСН и НДФЛ);
  • налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • остаточная стоимость основных средств, отраженная в Бухгалтерском балансе (форма N 1) и декларации по налогу на имущество организаций;
  • расчетная сумма НДФЛ и фактические перечисления налога;
  • сумма удержанного НДФЛ по форме 2-НДФЛ и сумма перечисленного налога и т.д.

В рамках анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика на основании информации, поступающей из внешних источников, а также информации, содержащейся в информационных базах данных налогового органа, проводится проверка наличия земельных объектов, транспортных средств, объектов недвижимого имущества. При этом устанавливаются:

  • превышение площади земельных участков по данным земельного комитета над данными декларации по земельному налогу;
  • превышение количества транспортных средств по данным ГИБДД над данными декларации по транспортному налогу;
  • полнота обложения налогом на имущество объектов недвижимого имущества.

Кроме того, отдельно проводится анализ в отношении каждого уплачиваемого налогоплательщиком налога.

Первостепенное значение в ходе предпроверочного анализа должно придаваться анализу выписок банков по счетам налогоплательщика, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. При этом особо должны настораживать:

  • перечисления за приобретенные товары, работы, услуги денежных средств в крупных размерах или округленных суммах;
  • поступления денежных средств в крупных размерах, в этот же или на следующий день перечисленные в той же сумме на другой расчетный счет.

Анализ выписок по банковским счетам позволяет налоговым органам в ходе предпроверочного анализа составить схему движения финансовых потоков налогоплательщика, выявить его основных поставщиков и покупателей, оценить характер проведенных хозяйственных операций на соответствие видам деятельности, заявленным в учредительных документах, установить разовые и непрофильные сделки, определить источники финансирования налогоплательщика.

Изменения в часть первую НК РФ позволили налоговым органам с 1 января 2007 г. использовать вне рамок налоговых проверок, а значит и в ходе предпроверочного анализа, такой инструмент налогового контроля, как истребование информации относительно конкретной сделки налогоплательщика в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих данной информацией. При этом контрагенты для истребования такой информации могут быть выявлены налоговыми органами на основе анализа выписок по банковским счетам, полученных в соответствии со ст. 86 НК РФ. Сделки, о которых возможно истребовать информацию, определяются по содержанию банковских операций налогоплательщика.

Особое внимание следует уделять изучению схемы ведения налогоплательщиком бизнеса и выявлению контрагентов — потенциальных участников схем уклонения от налогообложения.

Анализ практики налоговых органов и многочисленной общедоступной литературы о схемах ухода от уплаты налогов позволяет выделить четыре основные группы контрагентов — потенциальных участников таких схем:

  • взаимозависимые с налогоплательщиком лица;
  • фирмы-"однодневки" или посредники между налогоплательщиком и фирмой-"однодневкой";
  • организации с признаками "анонимных" структур.

    Результат поиска

    К таким признакам относятся: регистрация по несуществующим адресам или адресам "массовой" регистрации; регистрация на физических лиц, умерших либо утерявших паспорт; учредитель и руководитель являются лицами, зарегистрированными в другом регионе; наличие "массового" учредителя или "массового" руководителя;

  • офшорные структуры.

Выявление контрагентов — потенциальных участников схем ухода от уплаты налогов проводится на основе анализа данных информационных ресурсов налоговых органов.

Все контрагенты анализируемого налогоплательщика в обязательном порядке отслеживаются на предмет наличия у них признаков фирм-"однодневок" и "анонимных" структур, а также признаков взаимозависимости. По выявленным контрагентам с подобными признаками посредством работы с информационными ресурсами определяется участие учредителя (руководителя) организации-контрагента в других организациях. Кроме того, следует провести тщательный анализ всех разовых и непрофильных сделок.

Наибольший интерес для целей анализа представляют контрагенты налогоплательщика, одновременно являющиеся взаимозависимыми с ним лицами. В целях наиболее полного анализа информации о выявленных взаимозависимых лицах налоговым органам рекомендуется произвести поиск рекламных материалов о взаимозависимых лицах в сети Интернет. При этом отсутствие рекламных предложений в сети Интернет повышает вероятность создания взаимозависимых лиц исключительно с целью участия в схемах уклонения от налогообложения. В случае наличия рекламных предложений указанные в рекламе цены и условия сделок могут использоваться для анализа сделок с взаимозависимыми лицами.

При изучении сделок с поставщиками принимаются во внимание результаты истребований документов (информации) у проверяемого налогоплательщика по поручениям иных налоговых органов.

Этап II. Анализ доходов и стоимости имущества должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя)

Задачей данного этапа является оценка реальных возможностей приобретения должностным лицом имущества на задекларированные доходы. С этой целью анализируются:

  • сумма доходов должностного лица и ее доля в общей сумме доходов организации;
  • среднемесячная заработная плата должностного лица в проверяемой организации;
  • наличие иных источников дохода (и суммы доходов) должностного лица (в том числе от иных работодателей или от предпринимательской деятельности);
  • расчетный среднемесячный доход должностного лица с учетом иных источников дохода;
  • сведения об имуществе должностного лица, приобретенном в анализируемом периоде;
  • соответствие стоимости приобретенного должностным лицом имущества его доходам.

Указанный анализ проводится на основе сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов.

Выявление случаев несопоставимости стоимости имущества, приобретенного должностным лицом организации, сумме полученных им доходов (с учетом иных источников дохода) является косвенным индикатором возможного наличия у такого должностного лица доходов, скрытых от налогообложения.

В аналогичном порядке анализируются доходы индивидуального предпринимателя.

Этап III. Выявление "критических" точек налогового контроля и уточнение суммы предполагаемых доначисленных платежей

"Критические" точки налогового контроля ("точки контроля") — это хозяйственные операции налогоплательщика, при реализации которых риск совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений особенно велик. Представляется, что в качестве таковых могут рассматриваться:

  • сделка с организацией, имеющей признаки фирмы-"однодневки";
  • сделка с организацией, имеющей признаки "анонимных" структур;
  • сделка с взаимозависимым лицом;
  • разовая сделка;
  • непрофильная сделка;
  • хозяйственная операция налогоплательщика, экономическая обоснованность которой вызывает определенные сомнения и т.п.

Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки

Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных "точек контроля" и предполагаемых налоговых правонарушений.

Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.

Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.

Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а если нет — в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, — вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм.).
  2. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
  3. Приложение N 2 "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. от 14.10.2008). URL: http://www.nalog.ru/document.php?id=269068topic=krit_rick

Л.В.Васюченкова

Аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

Минфина России,

советник государственной

гражданской службы РФ

2-го класса

Реферат: Организация проведения предпроверочного анализа в механизме налогового контроля

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА В МЕХАНИЗМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Тэсида Я.Ю.

Научный руководитель: Данилов А.П., доцент

ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет»

г. Ханты-Мансийск

Осуществление эффективной налоговой политики невозможно без наличия адекватной системы налогового контроля. Важнейшим условием эффективной организации выездных налоговых проверок (далее ВНП) является проведение предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ — комплекс мероприятий, проводимых с целью выбора оптимального направления ВНП организации .

Информация, содержащаяся в отчете формы 2-НК, является основной для оценки количественных и качественных показателей, характеризующих организацию контрольной работы.

Таблица 1. Основные показатели контрольной работы Межрайонной ИФНС России №1 по ХМАО-Югре за 2009-2010 гг.

Наименование показателя

Значение показателя

Отклонение (+,-)

2009

2010

величина показателя

%

1. Количество налогоплательщиков ЮЛ, состоящих на учете

2796

3049

253

109%

2. Дополнительно начислены налоги и налоговые

419100

374796

-44304

89%

платежи по результатам контрольных проверок

организаций и физических лиц, тыс.руб.

3. Проведено камеральных проверок, единиц

46732

39377

-7355

84%

3а. Количество камеральных проверок, выявивших нарушения

2593

2854

261

110%

в процентах

6%

7%

4. Проведено выездных проверок, единиц

27

29

2

107%

4а. Количество выездных проверок, выявивших нарушения

1

0

-1

0%

в процентах

4%

0%

-4%

0%

5. Количество камеральных проверок с привлечением дополнительных документов

529

801

272

151%

6. Дополнительно начислено по результатам выездных проверок

240905

240124

-781

100%

7. Удельный вес дополнительно начисленных сумм в результате выездных налоговых проверок в общей сумме доначислений, %

57%

64%

7%

111%

8. На одну выездную налоговую проверку дополнительно начислено, тыс. руб.

8922,4

8280,1

-642,3

93%

10.

Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа

Дополнительно начислено платежей по

178195

134672

-43523

76%

результатам камеральных налоговых проверок, тыс.руб.

Сопоставление количественных и качественных показателей между изучаемыми объектами позволяет дать достоверно объективную оценку уровня организации контрольной работы, акцентировать внимание на проблемных местах и нацелить коллективы на их решение.

Исследование контрольной работы налоговых органов показало, что в условиях действия НК РФ выездные проверки являются основным результативным источником дополнительно начисленных сумм налогов, пени и налоговых санкций. Основным из направлений повышения эффективности налогового контроля является совершенствование методики проведения выездных проверок. В настоящее время требует качественного совершенствования и сам процесс проведения выездных налоговых проверок, начиная с выбора, объектов проверки, планирования и проведения выездной проверки до оформления ее результатов.

Важнейшими факторами, оказывающими влияние на результаты ВНП, являются уровень квалификации сотрудников налоговых органов, а также их информационно-методическое обеспечение. В процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов проведения выездных налоговых проверок. В целях более быстрой адаптации специалистов налоговых органов к условиям работы в новом налоговом законодательстве, обучения практическим приемам проведения выездной налоговой проверки вновь принятых сотрудников может быть использована методика проведения комплексной ВНП, одним из этапов которой является порядок проведения предпроверочного анализа .

Инспекции осуществляют комплекс процедур, таких как:

— формирование базы по налогоплательщикам, предлагаемым для включения в план проведения ВНП на основе предпроверочного анализа;

— представление заключения по результатам предпроверочного анализа;

— формирование заключений осуществляется в общем порядке по налогоплательщикам, в отношении которых ранее проводилась ВНП;

— своевременный ввод информации в базу данных по планированию и контролю за ВНП.

Таким образом, главным документом, на основании которого принимается решение о включении в план проверок, является заключение результатов предпроверочного анализа. Форма заключения предполагает углубленный анализ всей имеющейся информации в распоряжении налоговых органов. Данный документ достаточно объемный и теоретически такой порядок планирования проверок должен быть эффективен, поскольку позволяет изучить и проанализировать всю имеющуюся информацию о налогоплательщике с дальнейшим составлением вывода по его деятельности и определении зоны риска (нарушения законодательства о налогах и сборах).

На практике же данная процедура является трудновыполнимой в связи с сжатыми сроками представления заключения предпроверочного анализа на рассмотрение в Управление ФНС России, а также отсутствием свободного доступа сотрудников, осуществляющих предпроверочный анализ, ко всей необходимой информации.

Само заключение содержит следующие разделы:

зона риска;

общие сведения;

оценка состояния, динамики и особенностей организационной и управленческой структуры;

соотношение чистых активов организации и его уставного капитала;

состав и динамика основных средств;

анализ данных бухгалтерского баланса и его структуры;

анализ показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

анализ отчета о прибылях и убытках;

сравнение доходов (расходов), отраженных в бухгалтерской отчетности, с доходами (расходами), учтенными для целей налогообложения в налоговой декларации по налогу на прибыль;

динамика НДС за отчетные периоды;

сравнение оборотов по реализации, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с оборотами по реализации, отраженными в налоговых декларациях по НДС и Форме №4 (приложение к бухгалтерскому балансу);

анализ налога на имущество;

сведения о налоговых льготах;

анализ сумм начисленных налогов, подлежащих уплате в бюджет, по данным налоговых деклараций и сумм уплаченных налогов по данным карточек лицевого счета;

налоговая нагрузка на доходы;

динамика рентабельности продаж;

динамика рентабельности продукции (работ, услуг);

динамика коммерческих и управленческих расходов;

торговая наценка;

оценка платежеспособности организации;

анализ поставщиков и покупателей;

предполагаемая сумма доначислений.

Многие из вышеперечисленных показателей являются лишними, существенным образом не влияющими на результативность налогового контроля.

Данный пробел аналитической работы можно решить следующим образом:

— максимально упростить форму заключения, сохранив при этом все необходимые показатели анализируемого налогоплательщика, влияющие на эффективность налогового контроля;

— создать информационный ресурс, позволяющий производить в автоматизированном режиме сбор всей необходимой информации;

— направить значительные усилия на выявление налогоплательщиков, использующих в своей деятельности схемы уклонения от налогообложения.

Также стоит уделить внимание порядку истребования информации относительно конкретных сделок, регламентированных ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ. Так как на практике данная статья и регламент проведения встречных проверок практически не работают. Ответы на направленные запросы носят формальный характер, сроки подготовки ответов затягиваются, сама процедура подготовки и направления поручений об истребовании документов (информации) очень трудоемка и отнимает много времени. Данные пробелы ставят под сомнение применение возможности истребования документов у контрагентов проверяемых организаций в рамках контрольной работы, в том числе при проведении аналитической работы, составлении заключений предпроверочного анализа и ВНП.

Данную проблему может решить внесение поправки в п. ст.93.1 НК РФ и предоставление права налоговым органам при проведении налоговых проверок истребовать документы (информации) у контрагентов самостоятельно в рамках одного региона. Данный порядок мог бы позволить существенно сократить сроки получения истребуемой документации и повысить качество обработки полученных сведений при сборе доказательной базы по выявленным нарушениям .

Аналитическая деятельность налоговых органов активно развивается. Однако отдельные методологические аспекты предпроверочного анализа, в частности, принципы и этапы (последовательность) его проведения, в настоящее время недостаточно проработаны и требуют дальнейшего развития.

Несмотря на наличие отдельных вопросов, требующих доработки, предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках является важным направлением совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2011 г. – М.: ЭКСМО, 2011. – 800 с.

Приложение №1 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333» «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

Форма 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов»

Андреянова Н.А., Шапка Н.В. Направления совершенствования системы налогового администрирования в Российской Федерации //Балтийский экономический журнал – 2011г. – 2 (6) – с. 7-18

Сафаров Р.А. Предпроверочный анализ: механизмы повышения налогового контроля //Аудит и финансовый анализ – 2009 г. – 3 – с. 1-3

в этой заметке — коротко о принципах отбора и алгоритме проведения выездных проверок налоговыми органами.

Конечно, более всего это касается компаний на общем режиме налогообложения и с выручкой более 100 млн. руб. в год. Однако есть смысл иметь общее представление о логике мысли и действий контролирующих органов всем людям, занимающимся бизнесом.

Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка

Из 13 516 выездных налоговых проверок, проведенных за 9 мес. в 2017 г., выявленными нарушениями и, соответственно, доначислениями (средняя сумма — 12,5 млн. руб.) закончились 13 388 (99,05%).

Как возможна такая точность и эффективность? Дело в том, что проверка проводится ДО ТОГО, как в компанию приехали инспекторы. В рамках предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ — это предварительный сбор и анализ информации о налогоплательщике.

Он проводится для того, чтобы:

а) выявить нарушения и собрать доказательную базу;

б) определить размер доначислений;

3) понять, сможет ли нарушитель заплатить эти суммы.

Алгоритм проведения предпроверочного анализа

1.Отбор.

Первичный отбор компаний – кандидатов для проверки производится автоматически. Сегодня существует около 20 специализированных программных комплексов, которыми пользуются налоговые инспекторы.

В частности, отбор проводят программные комплексы СУР АСК НДС-2 (система управления рисками (налоговыми) автоматизированной системы контроля НДС) и АСК НДС-2.

СУР АСК НДС-2 проводит анализ компаний на предмет неуплаты НДС (выявляет «однодневки») и связей с потенциальными неплательщиками НДС и проставляет баллы: низкий налоговый риск («зеленый»), средний («желтый») и высокий («красный»).

Программа АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочке уплаты НДС – сопоставляет данные от контрагентов – и определяет, насколько близок такой «нехороший» контрагент к проверяемой компании.

Предположим, налоговый светофор показал «красный» цвет компании – есть смысл проводить проверку. Что происходит дальше?

2.Анализ платежеспособности

Дальше нужно определиться, есть ли смысл выезжать на проверку – т.е. можно ли взыскать с компании требуемые суммы? Что есть у компании, учредителей, их семей и руководителей?

Поэтому далее происходит анализ баз данных из АИС НАЛОГ-3 и ПК ВАИ (визуальный анализ информации) и других источников (банки, данные об имуществе – БТИ, кадастр, регистрация автотранспорта и т.д.). Определяется движение денег по счетам компании, наличие имущества, состав учредителей и руководства, их доходы, имущество (квартиры, машины, дачи, доли, ценные бумаги, вклады и депозиты и т.д.)

Если есть, что можно взять, а, значит, перспектива выезжать на проверку существует, то инспекторы переходят к ручному анализу (тонкая настройка).

3.Поиск оснований для начисления налогов

Теперь необходимо найти доказательства получения необоснованной налоговой выгоды.

Используется информационный комплекс ПИК "Однодневка", данные Финмониторинга, СПАРК, открытые источники и др. На этом этапе идет поиск контактов с «нехорошими» компаниями, ИП, дробления бизнеса для снижения налоговой нагрузки и т.д.

Инспектор пристрастно анализирует сделки с «нехорошими» контрагентами (т.е. имеющими признаки «однодневки»), контрагентами контрагентов, далее разматывает всю цепочку, проверяет всю цепь и, таким образом, выходит на сумму налогов, которую можно доначислить проверяемой компании.

Также анализируются связи, перекрестные владения, адреса, интернет сайты, социальные сети, интервью, фотографии и любые другие источники и данные.

Здесь сопоставляются высказывания и заявления, которые можно сверить с официальными данными («Мы – лидеры, у нас выручка – ХХХ млрд.», а в декларации намного меньше, «Мы – импортеры», а прямого официального импорта нет, или на фото дорогие яхты, дома и машины, а в отчетах убыток и тд.)

Отдельно анализируются банковские счета, даже закрытые. Например, выявятся платежи на «однодневку» (даже с закрытого счета) или ИП. Проверка ИП покажет, что все крупные суммы снимались немедленно. Далее проверят IP или МAC – адрес: банк такую информацию обязан предоставить. Если вдруг выяснится, что IP или MAC адрес ИП или «однодневки» и компании совпадают, то это еще одно доказательство схемы агрессивного ухода от налогообложения.

Могут быть запрошены данные из ГИБДД, Таможни и любых других органов (например, компания «закупила» фуру сырья, а ГИБДД отвечает на запрос, что система видеорегистрации «Паутина» не зафиксировала прохождение а/м с таким-то номером такой-то марки по такой-то автодороге, или что под таким г/номером зарегистрирован легковой а/м, который не может физически перевезти 20 тонн груза. Или таможня отвечает, что такого номера ГТД не существует или под ним завезли не тот товар, о котором заявляет компания и т.д.)

Таким образом, в результате предпроверочного анализа инспектор имеет положительные ответы на три главных вопроса:

1) Виновен ли клиент? Да, виновен, вот доказательства….

2) Сколько должен заплатить? Не менее, чем …

3) Сможет ли заплатить? Да, сможет, есть что взять…

Т.е. если назначена выездная проверка, то инспекторы едут НЕ ПРОВЕРЯТЬ, они едут СООБЩИТЬ О ВЫЯВЛЕННОМ НАРУШЕНИИ, НАЗВАТЬ СУММУ К УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ И ПОТРЕБОВАТЬ ЕЕ УПЛАТУ.

По сути, выездная проверка – уже просто формальность.

Выводы

1. Если назначена выездная проверка – значит, уже собрана доказательная база, известна сумма, тот, кто будет платить и источники взыскания.

2. Как правило, выручка проверяемой компании — 100 млн. руб. в год и более.

3. Обычно сумма взыскания больше минимального уголовно наказуемого порога (по Москве в среднем это 12 млн. руб., по регионам – не менее 5 млн. руб., если меньше – инспекторы скорее не поедут, у них тоже есть свои KPI). А значит, есть сильный рычаг давления.

4. Налоговую интересует не просто факт доначисления сам по себе. Самое важное – реально взыскать. Поедут только в случае, если есть что взять. Поэтому под ударом находятся все взаимозависимые лица: семьи, дети, родственники и т.д. Но при этом, если взять нечего – вряд ли будет и выездная проверка (за исключением особых случаев, конечно).

5. Три года срока давности не работают. Более того, с июля 2017 года инспекторы имеют право и возможность вернуть уже ликвидированные компании в рамках работы по расследованию налоговых преступлений.

Удачи в делах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *