Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Содержание

Бухгалтерский учет доходов, получаемых учреждением в форме субсидий

В нашу редакцию часто поступают вопросы следующего содержания: если бюджетное учреждение получает субсидии (на выполнение задания учредителя и на иные цели, установленные учредителем), как в бухгалтерском учете следует отражать доходы, получаемые учреждением в такой форме (когда отчет об использовании субсидий утвержден учредителем или когда денежные средства получены)? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском учете поступления и перечисления в доход бюджета неиспользованного остатка субсидий, вы найдете в настоящей статье.

Согласно нормам п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также целевые субсидии на иные цели.

Проводки по субсидиям

Объем и условия предоставления субсидий из бюджета РФ, субъекта РФ, муниципального образования определяются Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ или муниципального образования, являющимся учредителем.

В бухгалтерском учете начисление доходов в форме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается записью (п. 93 Инструкции N 174н <1>):

Дебет счета 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

<1> Утверждена Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

В свою очередь, начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели, проводкой:

Дебет счета 5 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 5 401 10 180 "Прочие доходы".

То есть исходя из положений п. 93 Инструкции N 174н доходы в форме субсидий на иные цели отражаются в бухгалтерском учете только тогда, когда расходы учреждения подтверждены отчетом. В отношении субсидий на выполнение задания учредителя таких указаний п.

93 Инструкции N 174н не содержит. В то же время некоторые специалисты считают, что субсидии, получаемые учреждением, должны отражаться по дебету счета 205 00 000 "Расчеты по доходам" в случае, если расходы, произведенные учреждением за счет этих средств, подтверждены отчетом, согласованным с учредителем.

Для ответа на вопрос о моменте принятия к учету сумм субсидий обратимся к Письму Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164 (далее — Письмо N 02-06-07/11164). В нем Минфин обращает внимание на то, что для предоставления учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели между учреждением и учредителем заключается соглашение <2>. В этом случае учредитель в бюджетном учете отражает принятие бюджетных обязательств на соответствующий год в сумме заключенных соглашений. Если в нормативных актах не установлена обязанность заключения соглашений между учредителем и учреждением на выделение субсидий на иные цели, бюджетные обязательства на выделение данных субсидий учредителем принимаются к учету в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год до учреждения.

<2> Необходимость заключения соглашения между учредителем и учреждением о предоставлении последнему субсидий устанавливается в соответствующих нормативных актах. В качестве примера таких документов можно привести Постановление администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 N 505 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели", Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2012 N 25-р "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным учреждениям и государственным автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по здравоохранению" и др.

Отражение поступления субсидий в бухгалтерском учете

Как в бухгалтерском учете учредителя и учреждения отражается доведение сумм субсидии, рассмотрим на примерах. Корреспонденция счетов приведена согласно разъяснениям, содержащимся в вышеназванном Письме.

Пример 1. Между учредителем и подведомственным учреждением заключено соглашение на 2013 г. о выделении последнему суммы субсидии на выполнение государственного задания в этом же году в размере 4 500 000 руб. Субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема субсидии. В январе 2013 г. учредитель перечислил учреждению субсидию в размере 1 125 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения предоставление суммы субсидии нужно отразить так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Утверждены лимиты бюджетных
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения на
предоставление ему субсидии на
выполнение государственного
(муниципального) задания
1 501 12 241 1 501 13 241 4 500 000
Приняты бюджетные обязательства в
сумме соглашения
1 501 13 241 1 502 11 241 4 500 000
Перечислена часть субсидии на
2013 г.:
— приняты расходы на перечисление
субсидии
1 401 20 241 1 302 41 730 1 125 000
— приняты денежные обязательства 1 502 11 241 1 502 12 241 1 125 000
— перечислена субсидия на счет
учреждения
1 302 41 830 1 304 05 241 1 125 000
Операции, совершаемые учреждением
Отражена на счетах санкционирования
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидии на
выполнение задания учредителя
4 507 10 180 4 504 10 180 4 500 000
Начислены доходы от получения
субсидии на выполнение
государственного задания на
основании условий заключенного
договора
4 205 81 560 4 401 10 180 4 500 000
Отражено поступление денежных
средств в форме субсидии на счет
учреждения
4 201 11 510 4 205 81 660 1 125 000
Отражено поступление денежных
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
4 508 10 180 4 507 10 180 1 125 000

Таким образом, из представленной корреспонденции счетов (соответствующей бухгалтерским записям, приведенным в Письме N 02-06-07/11164) следует, что доход в форме субсидий на выполнение задания учредителя начисляется в момент заключения соглашения между учредителем и учреждением в объеме субсидии, предоставляемой учреждению на год.

Несколько иначе отражаются операции по предоставлению субсидий на иные цели. Рассмотрим на примере.

Пример 2. В соответствии с соглашением, заключенным на 2013 г., учредитель предоставляет учреждению субсидию на иные цели в размере 1 500 000 руб. на приобретение особо ценного движимого имущества. В соглашении указано, что субсидия будет перечисляться учреждению ежеквартально равными долями. В I квартале ее сумма составила 375 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения перечисление субсидии будет иметь следующий вид:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Утверждены лимиты бюджетных
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения
на предоставление ему субсидии
на иные цели
1 501 12 241 1 501 13 241 1 500 000
Приняты бюджетные обязательства
в размере объема, утвержденного
в соглашении
1 501 13 241 1 502 11 241 1 500 000
Приняты денежные обязательства
в размере перечисляемой
подведомственному учреждению части
субсидии
1 502 11 241 1 502 12 241 375 000
Отражено перечисление части субсидии
в бухгалтерском учете
1 206 41 560 1 304 05 241 375 000
Операции, совершаемые учреждением
Отражена на счетах санкционирования
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидий на
иные цели
5 507 10 180 5 504 10 180 1 500 000
Отражено поступление денежных
средств в форме субсидии на счет
учреждения
5 201 11 510 5 205 81 660 375 000
Отражено поступление денежных
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
5 508 10 180 5 507 10 180 375 000

О суммах израсходованных субсидий учреждение составляет отчет, который направляет учредителю. После подтверждения произведенных учреждением расходов учредителем сумма полученных субсидий (доход) отражается в бухгалтерском учете учреждения, а в учете учредителя данные суммы отражаются на счетах бухгалтерского учета в составе расходов следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Приняты в состав расходов
предоставленные подведомственному
учреждению субсидии, направление
расходов по которым подтверждено
отчетом
1 401 20 241 1 302 41 730 375 000
Произведен зачет перечисленного
объема субсидии, отраженного
как аванс
1 302 41 830 1 206 41 660 375 000
Операции, совершаемые учреждением
Начислены доходы от получения
субсидии на иные цели на основании
принятого учредителем отчета
о направлении расходования субсидии
5 205 81 560 5 401 10 180 375 000

Возврат неиспользованных остатков субсидий

Согласно нормам п. п. 17, 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <3> не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденному в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (далее — орган, осуществляющий полномочия учредителя), с учетом требований, установленных Минфином России (Письмо от 11.01.2013 N 02-13-10/28).

С учетом того, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение данной субсидии в объеме не использованных на начало очередного финансового года остатков противоречит законодательству РФ.

Вместе с тем Минфин рекомендует органам, осуществляющим полномочия учредителя учреждений, провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года (в том числе проверить своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т.д.).

Что касается остатков целевых субсидий (субсидий, которые выделены учреждению согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), они подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки средств могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели на основании решения соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий при отсутствии потребности в направлении их на те же цели в следующем финансовом году устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, предусмотренных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям".

Рассмотрим на примере, как учитывается возврат неиспользованной субсидии.

Пример 3. У бюджетного учреждения по состоянию на 31 декабря 2013 г. остаток неиспользованной целевой субсидии составил 20 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета 10 января 2014 г.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения и учредителя перечисление остатков неиспользованных сумм субсидий отражается следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учреждением
Возврат не использованного
учреждением остатка целевой субсидии
5 205 81 560 5 201 11 610 20 000
Операции, совершаемые учредителем
Поступление средств от возврата
целевой субсидии, если операция была
совершена в следующем году <*>:
— начислена сумма дохода в виде
субсидии прошлого года;
1 205 81 560 1 206 41 660 20 000
— фактическое поступление денежных
средств
1 210 02 180 1 205 81 660 20 000

<*> В случае если возврат субсидии будет осуществляться в текущем финансовом году (согласно условиям примера в 2013 г.), операция, отражающая поступление от возврата неиспользованного остатка целевых субсидий, будет выглядеть так:

Дебет счета 1 304 05 241 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям"

Кредит счета 1 206 41 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Учет субсидий

В соответствии с основной деятельностью АУ (деятельностью, непосредственно направленной на достижение целей, ради которых учреждение создано) учредитель формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание. В свою очередь, АУ согласно этому заданию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. При этом финансовое обеспечение выполнения задания — обязанность учредителя, которую он осуществляет путем выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. На каких счетах бухгалтерского учета подлежат отражению полученные субсидии? Почему они не учитываются в целях налогообложения прибыли? Надо ли субсидии, не использованные при выполнении задания, включать в налоговую базу по налогу на прибыль?

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления АУ:

  • субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
  • субсидий на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя). Кроме того, субсидии выделяются на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (речь идет о земельном налоге и налоге на имущество).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях <1> на учредителя также возлагается финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со следующего года финансовое обеспечение выполнения задания будет осуществляться с учетом расходов на проведение мероприятий, направленных на развитие учреждений, перечень которых будет определяться учредителем либо органом, осуществляющим его функции и полномочия.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Что такое задание? Согласно ст. 6 БК РФ государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (п. 2 ст. 69.2 БК РФ в редакции, действующей до 01.01.2011). Со следующего года формулировка указанного пункта поменяется: показатели государственного (муниципального) задания будут использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Бюджетными признаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, задание — это, по сути дела, обязательство публично-правового образования (учредителя) выделить АУ субсидии из соответствующего бюджета, которое (обязательство) закрепляется в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий, заключаемом между учредителем и учреждением.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

  • выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания (с 01.01.2011 данный абзац утратит силу в связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
  • показатели, характеризующие состав, качество и объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • требования к отчетности об исполнении задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Следовательно, в задании определяется, какого качества и в каком количестве (объеме) АУ должно оказать государственные (муниципальные) услуги (выполнить работы). При этом, если услуги (работы) будут оказываться (выполняться) в пользу определенных категорий физических или юридических лиц, таковые обозначаются в задании. Отсюда следует, что АУ в рамках выполнения задания должно оказать услуги (выполнить работы) в пользу третьих лиц. Само задание, а равно соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий, не является гражданско-правовой сделкой, в рамках которой оказываются услуги (выполняются работы).

Субсидии в бухгалтерском учете

В первую очередь определимся, являются ли субсидии доходом. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99 "Доходы организации" <2>. Некоммерческие организации в соответствии с данным Положением признают доходы от предпринимательской и иной деятельности. По мнению автора, для автономных учреждений требования ПБУ 9/99 актуальны в случае осуществления любой деятельности, приносящей доход. Доходами организации на основании п. 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

В рамках выполнения задания учредителя АУ может оказывать услуги (выполнять работы) конкретным потребителям бесплатно либо частично за плату. Считаем, что АУ занимается деятельностью, приносящей доход, только когда услуги (работы) оказываются (выполняются) частично на платной основе. Субсидии, выделяемые учредителем, направляются на компенсацию расходов, а не на оплату услуг (работ), поэтому в состав доходов включается выручка, равная величине денежных средств, поступающих от потребителей, либо дебиторской задолженности этих потребителей.

Для отражения в бухгалтерском учете движения субсидий рекомендуем использовать счет 86 "Целевое финансирование". Согласно Инструкции по применению Плана счетов <3> данный счет применяется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Именно на этом счете следует отражать средства, которые можно использовать только по целевому назначению. Поскольку субсидии выделяются на принципах авансирования, их поступление советуем отражать проводкой Дебет 51 Кредит 86. Если же учредитель будет запаздывать с перечислением субсидий, а АУ начнет выполнять задание, можно сформировать задолженность учредителя записью Дебет 76 Кредит 86, в этом случае при поступлении субсидий появится проводка Дебет 51 Кредит 76. Использование субсидий по целевому назначению нужно отражать в бухгалтерском учете по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом соответствующего счета учета затрат. На каком счете подлежат накоплению затраты, возникающие в рамках выполнения задания, следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Как правило, это счет 20 "Основное производство", к которому можно открыть специальный субсчет 20-1 "Затраты по некоммерческой деятельности". В случае покупки за счет субсидий основных средств или нематериальных активов использование субсидий отражается проводкой Дебет 86 Кредит 83.

<3> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Подтверждение тому, что АУ полученные в рамках финансового обеспечения выполнения задания субсидии должны отражать на счете 86, можно найти и у финансистов. В п. 13 Информации Минфина России от 24.12.2007 "Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений" зафиксировано: полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Субсидии в налоговом учете

В целях налогообложения прибыли доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Исключение составляют только доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Нас интересует пп. 14 п. 1 этой статьи, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде субсидий АУ. Получается, одним из признаков целевого финансирования является определение направления расходования средств такого финансирования лицом (физическим или юридическим), передающим средства, либо федеральным законом (Постановление ФАС СЗО от 07.07.2009 по делу N А56-47238/2008). В нашем случае о том, что учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания, сказано в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. При этом порядок финансового обеспечения выполнения задания определяется:

  • Правительством РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • местной администрацией — в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Расходы, осуществляемые за счет субсидий, также не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Основание — п. 17 ст. 270 НК РФ, в силу которого в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Из этих двух норм, как отметили судьи ФАС ВВО в Постановлении от 14.01.2008 по делу N А43-4006/2007-34-88, следует, что средства целевого финансирования — это имущество, полученное и использованное по указанному источником средств назначению. Такие средства налогообложению не подлежат.

Автономные учреждения должны помнить о необходимости ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Учтите, абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ в отношении субсидий, выделенных АУ учредителем, не работает. Объясним. В указанном абзаце зафиксировано, что к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. Что касается бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ. Относятся ли субсидии, выделяемые АУ, к бюджетным средствам? Как таковое определение субсидий в настоящее время в Бюджетном кодексе отсутствует. Ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ). Бюджетными ассигнованиями признаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Исходя из этого, сделать однозначный вывод о том, что субсидии — это бюджетные средства, не представляется возможным.

В то же время к бюджетным ассигнованиям среди прочего относятся ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст. 69 БК РФ). А бюджетными инвестициями являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).

По аналогии, считаем, поскольку субсидии выделяются из соответствующего бюджета, их можно назвать бюджетными средствами. Тем более что до того, как ст. 6 БК РФ была изменена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, вступившим в силу с 28.04.2007, субсидиями признавались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В последующем формулировки Бюджетного кодекса изменились, а Налогового — нет.

Следовательно, субсидии не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль на основании абз. 1 п. 14 ст. 250 НК РФ как использованные не по целевому назначению. Поэтому налоговым органам нет смысла проверять использование полученных субсидий по назначению. Они этим и не занимаются, тем более что АУ не отражают в листе 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль данные по субсидиям. Об этом сказано в п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приведен в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 05.05.2008 N 54н).

Про остаток субсидий

Автономное учреждение вправе расходование субсидии осуществлять самостоятельно. Это означает, что структуру расходов, производимых за счет субсидий, и сроки их возникновения определяет не учредитель (как в случае с бюджетным учреждением, которое финансируется по смете расходов), а АУ. В то же время понятно, что субсидии должны быть направлены на компенсацию расходов, возникающих в рамках выполнения задания. Однако, поскольку размер субсидий определяется исходя из нормативных затрат, вполне вероятна ситуация, что фактические расходы не совпадут с суммой выделенных субсидий. В связи с этим учредитель АУ может установить, куда следует направлять субсидии, не использованные на выполнение конкретного задания (но при условии фактического исполнения задания в полном объеме). Их возврат обратно в бюджет не соответствует духу свободы, предоставленной АУ, для последних главное — выполнить задание качественно и в полном объеме. Тем более что сокращение размера субсидии возможно в строго определенных случаях. Так, в п. 2.2.4 Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423, указано, что учредитель вправе сократить размер субсидии или потребовать частичного либо полного возврата предоставленной субсидии в двух случаях. Во-первых, если учреждение фактически исполнит задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием. Во-вторых, если оказанные в рамках реализации задания услуги (выполненные работы) не будут соответствовать качеству, определенному в задании.

Причем в течение года объем субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, не может быть сокращен, если только не будет изменено задание. Со следующего года это будет вытекать из нового п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.

В то же время субсидии — целевые средства, поэтому представляется целесообразным использование их остатка на выполнение нового задания или решение иных задач, связанных с осуществлением основной деятельности учреждения. При этом, дабы целевое назначение было соблюдено, учредителю следует при формировании задания включить в него условие о том, что делать с субсидиями, не израсходованными в рамках этого задания. Иначе сам же учредитель может посчитать, что субсидии использованы не по целевому назначению, и потребовать их возврата в бюджет.

Поскольку решение вопроса о том, использованы ли субсидии по назначению, — привилегия учредителя или уполномоченного им органа, по умолчанию, пока отсутствуют претензии со стороны учредителя, субсидии считаются использованными по назначению, поэтому они не учитываются в целях налогообложения прибыли. При этом остаток субсидий, не израсходованных на выполнение конкретного задания, также не включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании того, что в последующем они будут использованы по назначению, определенному учредителем.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

С этим согласен и Минфин России, который в Письме от 30.09.2010 N 03-03-06/4/93 указал: положений о признании внереализационным доходом не использованных на конец налогового периода субсидий, в отношении которых учредителем принято решение об использовании в течение следующего года, ст. 250 НК РФ не предусмотрено. В рассмотренной ситуации учредитель при формировании для АУ государственного задания установил положение, согласно которому не использованные по итогам отчетного финансового года средства субсидий при выполнении им в установленном порядке задания остаются на счетах учреждения и используются им в течение года, следующего за отчетным финансовым годом, самостоятельно на текущее содержание деятельности либо по решению уполномоченного органа направляются на финансовое обеспечение государственного задания.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

"Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Бухгалтерский учет доходов, получаемых учреждением в форме субсидий

В нашу редакцию часто поступают вопросы следующего содержания: если бюджетное учреждение получает субсидии (на выполнение задания учредителя и на иные цели, установленные учредителем), как в бухгалтерском учете следует отражать доходы, получаемые учреждением в такой форме (когда отчет об использовании субсидий утвержден учредителем или когда денежные средства получены)? Ответы на этот и другие вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском учете поступления и перечисления в доход бюджета неиспользованного остатка субсидий, вы найдете в настоящей статье.

Согласно нормам п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также целевые субсидии на иные цели. Объем и условия предоставления субсидий из бюджета РФ, субъекта РФ, муниципального образования определяются Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ или муниципального образования, являющимся учредителем.

В бухгалтерском учете начисление доходов в форме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается записью (п. 93 Инструкции N 174н <1>):

Дебет счета 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

<1> Утверждена Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

В свою очередь, начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании справки (ф.

Департамент общего аудита о бухгалтерском и налоговом учете субсидии

0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели, проводкой:

Дебет счета 5 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

Кредит счета 5 401 10 180 "Прочие доходы".

То есть исходя из положений п. 93 Инструкции N 174н доходы в форме субсидий на иные цели отражаются в бухгалтерском учете только тогда, когда расходы учреждения подтверждены отчетом. В отношении субсидий на выполнение задания учредителя таких указаний п. 93 Инструкции N 174н не содержит. В то же время некоторые специалисты считают, что субсидии, получаемые учреждением, должны отражаться по дебету счета 205 00 000 "Расчеты по доходам" в случае, если расходы, произведенные учреждением за счет этих средств, подтверждены отчетом, согласованным с учредителем.

Для ответа на вопрос о моменте принятия к учету сумм субсидий обратимся к Письму Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164 (далее — Письмо N 02-06-07/11164). В нем Минфин обращает внимание на то, что для предоставления учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иные цели между учреждением и учредителем заключается соглашение <2>. В этом случае учредитель в бюджетном учете отражает принятие бюджетных обязательств на соответствующий год в сумме заключенных соглашений. Если в нормативных актах не установлена обязанность заключения соглашений между учредителем и учреждением на выделение субсидий на иные цели, бюджетные обязательства на выделение данных субсидий учредителем принимаются к учету в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год до учреждения.

<2> Необходимость заключения соглашения между учредителем и учреждением о предоставлении последнему субсидий устанавливается в соответствующих нормативных актах. В качестве примера таких документов можно привести Постановление администрации г. Н. Новгорода от 13.02.2012 N 505 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям города Нижнего Новгорода на иные цели", Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2012 N 25-р "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным учреждениям и государственным автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Комитет по здравоохранению" и др.

Отражение поступления субсидий в бухгалтерском учете

Как в бухгалтерском учете учредителя и учреждения отражается доведение сумм субсидии, рассмотрим на примерах. Корреспонденция счетов приведена согласно разъяснениям, содержащимся в вышеназванном Письме.

Пример 1. Между учредителем и подведомственным учреждением заключено соглашение на 2013 г. о выделении последнему суммы субсидии на выполнение государственного задания в этом же году в размере 4 500 000 руб. Субсидия предоставляется учреждению ежеквартально в размере 1/4 части общего объема субсидии. В январе 2013 г. учредитель перечислил учреждению субсидию в размере 1 125 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения предоставление суммы субсидии нужно отразить так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Утверждены лимиты бюджетных
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения на
предоставление ему субсидии на
выполнение государственного
(муниципального) задания
1 501 12 241 1 501 13 241 4 500 000
Приняты бюджетные обязательства в
сумме соглашения
1 501 13 241 1 502 11 241 4 500 000
Перечислена часть субсидии на
2013 г.:
— приняты расходы на перечисление
субсидии
1 401 20 241 1 302 41 730 1 125 000
— приняты денежные обязательства 1 502 11 241 1 502 12 241 1 125 000
— перечислена субсидия на счет
учреждения
1 302 41 830 1 304 05 241 1 125 000
Операции, совершаемые учреждением
Отражена на счетах санкционирования
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидии на
выполнение задания учредителя
4 507 10 180 4 504 10 180 4 500 000
Начислены доходы от получения
субсидии на выполнение
государственного задания на
основании условий заключенного
договора
4 205 81 560 4 401 10 180 4 500 000
Отражено поступление денежных
средств в форме субсидии на счет
учреждения
4 201 11 510 4 205 81 660 1 125 000
Отражено поступление денежных
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
4 508 10 180 4 507 10 180 1 125 000

Таким образом, из представленной корреспонденции счетов (соответствующей бухгалтерским записям, приведенным в Письме N 02-06-07/11164) следует, что доход в форме субсидий на выполнение задания учредителя начисляется в момент заключения соглашения между учредителем и учреждением в объеме субсидии, предоставляемой учреждению на год.

Несколько иначе отражаются операции по предоставлению субсидий на иные цели. Рассмотрим на примере.

Пример 2. В соответствии с соглашением, заключенным на 2013 г., учредитель предоставляет учреждению субсидию на иные цели в размере 1 500 000 руб. на приобретение особо ценного движимого имущества. В соглашении указано, что субсидия будет перечисляться учреждению ежеквартально равными долями. В I квартале ее сумма составила 375 000 руб.

В бухгалтерском учете учредителя и учреждения перечисление субсидии будет иметь следующий вид:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Утверждены лимиты бюджетных
обязательств, выделенные для
подведомственного учреждения
на предоставление ему субсидии
на иные цели
1 501 12 241 1 501 13 241 1 500 000
Приняты бюджетные обязательства
в размере объема, утвержденного
в соглашении
1 501 13 241 1 502 11 241 1 500 000
Приняты денежные обязательства
в размере перечисляемой
подведомственному учреждению части
субсидии
1 502 11 241 1 502 12 241 375 000
Отражено перечисление части субсидии
в бухгалтерском учете
1 206 41 560 1 304 05 241 375 000
Операции, совершаемые учреждением
Отражена на счетах санкционирования
учета сумма плановых назначений по
доходам, утвержденным в плане
финансово-хозяйственной
деятельности в форме субсидий на
иные цели
5 507 10 180 5 504 10 180 1 500 000
Отражено поступление денежных
средств в форме субсидии на счет
учреждения
5 201 11 510 5 205 81 660 375 000
Отражено поступление денежных
средств на счетах по учету
санкционирования расходов
5 508 10 180 5 507 10 180 375 000

О суммах израсходованных субсидий учреждение составляет отчет, который направляет учредителю. После подтверждения произведенных учреждением расходов учредителем сумма полученных субсидий (доход) отражается в бухгалтерском учете учреждения, а в учете учредителя данные суммы отражаются на счетах бухгалтерского учета в составе расходов следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учредителем
Приняты в состав расходов
предоставленные подведомственному
учреждению субсидии, направление
расходов по которым подтверждено
отчетом
1 401 20 241 1 302 41 730 375 000
Произведен зачет перечисленного
объема субсидии, отраженного
как аванс
1 302 41 830 1 206 41 660 375 000
Операции, совершаемые учреждением
Начислены доходы от получения
субсидии на иные цели на основании
принятого учредителем отчета
о направлении расходования субсидии
5 205 81 560 5 401 10 180 375 000

Возврат неиспользованных остатков субсидий

Согласно нормам п. п. 17, 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ <3> не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на выполнение государственного (муниципального) задания учредителя, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

<3> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученных бюджетными учреждениями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденному в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения (далее — орган, осуществляющий полномочия учредителя), с учетом требований, установленных Минфином России (Письмо от 11.01.2013 N 02-13-10/28).

С учетом того, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение данной субсидии в объеме не использованных на начало очередного финансового года остатков противоречит законодательству РФ.

Вместе с тем Минфин рекомендует органам, осуществляющим полномочия учредителя учреждений, провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года (в том числе проверить своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т.д.).

Что касается остатков целевых субсидий (субсидий, которые выделены учреждению согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), они подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. При этом остатки средств могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели на основании решения соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Порядок взыскания неиспользованных остатков целевых субсидий при отсутствии потребности в направлении их на те же цели в следующем финансовом году устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, предусмотренных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям".

Рассмотрим на примере, как учитывается возврат неиспользованной субсидии.

Пример 3. У бюджетного учреждения по состоянию на 31 декабря 2013 г. остаток неиспользованной целевой субсидии составил 20 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета 10 января 2014 г.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения и учредителя перечисление остатков неиспользованных сумм субсидий отражается следующей корреспонденцией счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Операции, совершаемые учреждением
Возврат не использованного
учреждением остатка целевой субсидии
5 205 81 560 5 201 11 610 20 000
Операции, совершаемые учредителем
Поступление средств от возврата
целевой субсидии, если операция была
совершена в следующем году <*>:
— начислена сумма дохода в виде
субсидии прошлого года;
1 205 81 560 1 206 41 660 20 000
— фактическое поступление денежных
средств
1 210 02 180 1 205 81 660 20 000

<*> В случае если возврат субсидии будет осуществляться в текущем финансовом году (согласно условиям примера в 2013 г.), операция, отражающая поступление от возврата неиспользованного остатка целевых субсидий, будет выглядеть так:

Дебет счета 1 304 05 241 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям"

Кредит счета 1 206 41 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Проводки при раздельном учете субсидии

Субсидии в учете Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86. Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах. Государственная помощь при финансировании капитальных расходов Пример: ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015. Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат. Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки: Дт Кт Описание Сумма Документ 76 86 Отражение задолженности по субсидии 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 51 76 Зачисление средств из бюджета 5 670 000 руб.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Отражение стоимости участка в составе капитальных вложений 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 01 08 Принятие земельного участка к учету 5 670 000 руб. договор купли-продажи земельного участка 86 98/2 Отражение суммы субсидии в составе доходов будущих периодов 5 670 000 руб. соглашение о предоставлении субсидии 98/2 91/1 Ежемесячный учет государственной помощи в составе прочих доходов (5 670 000 руб : 11 мес.) 515 455 руб. соглашение о предоставлении субсидии Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах Управляющей организацией «Монолит» были получены средства на оплату работ по ремонту и содержанию имущества в многоквартирном доме (4 740 000 руб.):

  • 2 320 000 руб. — материалы;
  • 2 420 000 руб. — зарплата рабочим.

Проводки по субсидиям

Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
  • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
  • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Субсидия в бухгалтерском и налоговом учете

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены. Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок. Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.


Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки: Дебет 76 Кредит 91-1– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи; Дебет 51 Кредит 76– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Внимание

Ответ: да, относится. Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г.

№ 04-02-05/1/223. Бухучет Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием: капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);- текущих расходов.

  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации.

Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку: Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме: Налогообложение полученных субсидий Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей.
При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь: Дебет 86 Кредит 98-2– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов); Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,)– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы); Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов). Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий.
Что же такое субсидия? Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации. Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть? Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

Важно

Бухгалтерский учет субсидий Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование». В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций: поступление; использование; возврат неиспользованной субсидии.

В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

  1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

Инфо

В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления. Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие. Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям.

Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах. Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы. Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования.
Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов.
Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года. «Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

Проводки при раздельном учете субсидии

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000. Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Использование государственной помощи Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ. Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Внимание

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов).

Проводки по субсидиям

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений): Дебет 51 (08, 10) Кредит 76– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку: Дебет 51 (08, 10) Кредит 86– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Субсидия в бухгалтерском и налоговом учете

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г.
№ 03-03-06/1/46682.

ВажноБухгалтерский учет субсидий Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ведется на счете 86 «Целевое финансирование». Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86– признаны средства господдержки; ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76– поступило финансирование.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86– получена господдержка. По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86.

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов? Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы. Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету).

Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов. Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000. Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства.

Инфо

Дебет 86 Кредит 98-2– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);Дебет 98-2 Кредит 90-1– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов). Возврат государственной помощи Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от: момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;- метода отражения в бухучете поступления государственной помощи.

На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.

  • 1 Что такое субсидия
  • 2 Субсидии в учете
  • 2.1 Государственная помощь при финансировании капитальных расходов
  • 2.2 Финансирование работ по содержанию имущества в многоквартирных домах
  • 2.3 Возврат субсидии

Что такое субсидия Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.
Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п.
и делаются проводки:

  • По мере фактического получения ресурсов
  • 1.Налог на прибыль
  • 2.УСН и ЕСХН
  • 3.ЕНВД
  • Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п.

    Субсидии на иные цели. Отражение в учете и отчетности (Лунина О.)

    12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов). Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

В этом случае проводки будут следующими:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
  • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  • «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию.

Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике. Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны. Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от: момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии; метода, которым отражено поступление государственной помощи. Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76).

Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация; имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000. При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки: Дебет 76 Кредит 86– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Проект на заседание 

ОК НКО 07.02.2017

 

Концептуальные основы

Стандарт «Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях»

Общий подход

Стандарт применяется всеми организациями в части деятельности за счет целевых средств, а также по иной приносящей доход деятельности некоммерческих организаций.

Если какая-то часть деятельности коммерческой организации подпадает под признаки некоммерческой, то ее учитывают по правилам, предусмотренным для некоммерческих организаций, и наоборот.

(ПРИМЕР: Грант может получить коммерческая организация, учет грантов не предусмотрен другими стандартами, в отличие, например, от государственной помощи)

Обоснование : такой подход  обоснован и применяется  в международных стандартах ( и национальных стандартах, в GAAP4, например). 

Если некоммерческая организация осуществляет деятельность, приносящую доход,  в виде выручки от оказания услуг, выполнения работ, реализации продукции и товаров, то она должна отражаться в полном соответствии с правилами, установленными для коммерческих организаций (с учетом возможностей упрощения бухгалтерского учета для малого и среднего бизнеса исходя из объема выручки).

Пример: образовательные организации, оказывающие платные услуги, ведут учет выручки в строгом соответствии с ПБУ 10, расходы в соответствии с ПБУ 9, начисляют амортизацию по основным средствам в порядке, предусмотренном ПБУ 6 (ФСБУ  «основные средства» для некоммерческих организаций.

Учет некоммерческой деятельности.

1.Учет доходов

1.1.Учет целевых доходов

Целевые поступления (целевое финансирование)- термины синонимы.

1.2.Учет иных доходов некоммерческой организации.

Иные доходы некоммерческой организации.

К иным доходам некоммерческой организации относятся, например:

Доходы от размещения целевого капитала

Доходы от размещения компенсационного (резервного фонда)

          В зависимости от видов деятельности организация может иметь иные доходы. Правила учета иных доходов от деятельности, приносящей доход определяются учетной политикой организации исходя из норм настоящего стандарта.

Обоснование: Данная деятельность не является  в чистом виде инвестиционной. Более того, многие организации (СРО) даже при неустойчивом финансовом рынке обязаны размещать средства компенсационных ( резервных фондов)  на депозитах или применять иные финансовые инструменты, что может привести не только к образованию дохода, но и к образованию убытка. Доход от данных операций должен учитываться отдельно, но в отчете он должен включаться в целевое финансирование.

2.Учет расходов некоммерческих организаций

2.1Учет целевых расходов

Организация  расходов целевого финансирования должна быть организована по статьям  утвержденной сметы. Статьи должны быть закреплены в учетной политике. Каждая статья должна быть согласована с направлениями расходования средств, предусмотренными отчетом о целевом использовании средств.

2.2.Учет расходов по продажам (связанных с реализацией)

Учет расходов  по продажам   выполняется в соответствии с общими правилами, предусмотренными ПБУ 9, по статьям затрат и элементам затрат.

2.3.Учет  общеадминистративных расходов

Организация определяет в учетной политике способ отнесения данных затрат за счет источников.

Затраты могут распределяться между некоммерческими проектами и финансироваться  за счет целевых источников

Затраты могут  распределяться между коммерческими и некоммерческими источниками пропорционально.

Пропорция может зависеть, например, от оплаты труда основного персонала, занятого в коммерческой деятельности и по целевым проектам:, от расходов по разным видам деятельности, от доходов по разным видам деятельности, включая иные доходы и т.д. Основание для пропорционального распределения организация должна закрепить в учетной политике.

Упрощение

Организация имеет право признать в бухгалтерском учете доход  по деятельности, приносящей доход, в полном объеме в составе прибыли, и отнести его  после налогообложения на счета целевого финансирования как  «Целевое финансирование, образованное за счет прибыли»

Расходы в этом случае все будут производиться, как целевые расходы по программе (мероприятию).

Обоснование

По многим программам в области спорта, образования и проч.  выполнить программу только за счет целевых или только за счет коммерческих доходов невозможно.

Пример:

Спортивный матч  ( все доходы часто обязательны по регламенту)

Доход от спонсора на проведение мероприятия- коммерческий доход

Членские взносы членов ассоциации на  проведение мероприятия спортивного-целевой доход

Регистрационные взносы участников, предусмотренные регламентов- иной (прочий доход)

Субсидия из бюджета- может быть как коммерческим, так и некоммерческим поступлением

Второй пример : инклюзивное образование  (дополнительное образование и проч.)

Суть – вместе учатся, например, дети с особенностями и дети без особенностей развития. Обучение первых организовано за счет целевых средств ( часто в т.ч. бюджетных),  за обучение вторых платят родители. Разделить расходы невозможно- это единая программа с двумя источниками.

Вывод:

Необходимо предусмотреть пропорциональное разделение общих затрат между коммерческими и некоммерческими источниками.

ОТЧЕТНОСТЬ:

При отсутствии целевого финансирования (спорт, образование, культура) представление в составе отчетности отчета о целевом  использовании средств не требуется. 

При отсутствии целевого финансирования (спорт, образование, культура) расходы на содержание организации для целей бухгалтерского учета в полном объеме относятся за счет  доходов от деятельности, приносящей доход.

ФОНДЫ.

Фонд имущества для осуществления деятельности, приносящей доход.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 5 ст.50 ГК некоммерческие организации, уставом которых предусмотрено осуществление деятельности, приносящей доход, должны иметь достаточное имущество для осуществления такой деятельности в размере не менее 10 тыс.

Отражение субсидии в бухучете

рублей. В связи с введением данной нормы решение о формировании обособленного имущества должен принять высший орган управления некоммерческой организацией, и обособить имущество из числящегося на балансе организации. 

Решение:

При принятии высшим органом решения об использовании для целей осуществления деятельности, приносящей доход за счет имеющегося имущества, отражения формирования имущества в бухгалтерском учете не требуется оно продолжает числиться в тех разделах целевого финансирования, где находится:

Фонд  недвижимого и особо ценного движимого имущества

Фонд, образованный за счет прибыли

Средства целевого финансирования.

При выбытии этого имущества организация должна принять решение об обособлении нового имущества.

При отсутствии на балансе организации имущества высший орган управления НКО должен принять решение о формировании обособленного имущества путем внесения денежных средств на расчетный счет организации в виде взносов учредителя/лей и членов организации. В этом случае поступившие средства подлежат учету на отдельном субсчете «Обособленное имущество для осуществления приносящей доход деятельности» счета 86 «Целевые средства».

Вводить в бухгалтерскую отчетность (форма 1 «Бухгалтерский баланс») отдельную строку «Обособленное имущество для осуществления приносящей доход деятельности» не следует, поскольку денежные средства, поступившие на формирование обособленного имущества, являются целевыми средствами, так же как и в случае обособления имущества, имеющегося на балансе некоммерческой организации по решению высшего органа управления НКО.

07.02.2017, 11:02 | 1108 просмотров | 436 загрузок | 0 комментариев

Категории: Другие документы БМЦ

Скачать Концептуальные_основы_ОК_НКО-07-02-17.docx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *