Передача администрирования страховых взносов

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральными законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  Федеральной налоговой службе России.

С 01.01.2017  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»признается утратившим силу.

С 01.01.2017 за Фондом социального страхования Российской Федерациисохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся с 01.01.2017года по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г. с ФСС по  страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим до 31.12.2016г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          предоставляет в ФСС РФ Расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016, в т.ч.

Администрирование страховых платежей передадут уполномоченному органу

уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017 года, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года;

    осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017г, в порядке, действующем до 01 января 2017г (а именно: проводит камеральные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;

    проводит камеральные (выездные) проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действующем до 01 января 2017 года;

    направляет страхователю решение по результатам камеральной (выездной) проверки;

         подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31.12.2016 года;

         подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

         имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016 г;

         осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

          с 01.01.2017 года страхователь производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России);

          обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок Расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в т.ч. уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.  с ФСС  и ФНС России по страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          Начиная с 1 квартала 2017г. предоставляет в ФНС России Расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п.п.1 п.1 ст.419;  п.7 ст.431 НК РФ) (форма Расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России);

    проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

Ø  по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

Ø  на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

    проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения;

    проводит совместно с ФНС России плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

    рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

         производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017г;

         подает заявление в ФНС РФ на возврат переплаты страховых взносов;

         проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017г;

         обжалует Решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) поверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г;

          подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

          обжалует в ФСС РФ Решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 

          осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетный (расчетный) периоды, с 01.01.2017г, в порядке, установленном НК РФ (а именно: проводит камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г, совместно с ФСС РФ);

         учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017г;

         проводит сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017г;

         выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по   правоотношениям возникшим с 01.01.2017г;

         рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральными законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  Федеральной налоговой службе России.

С 01.01.2017  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»признается утратившим силу.

С 01.01.2017 за Фондом социального страхования Российской Федерациисохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся с 01.01.2017года по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г. с ФСС по  страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим до 31.12.2016г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          предоставляет в ФСС РФ Расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016, в т.ч.

ФНС улучшит собираемость страховых взносов с бизнеса

уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017 года, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года;

    осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017г, в порядке, действующем до 01 января 2017г (а именно: проводит камеральные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;

    проводит камеральные (выездные) проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действующем до 01 января 2017 года;

    направляет страхователю решение по результатам камеральной (выездной) проверки;

         подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31.12.2016 года;

         подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

         имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016 г;

         осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

          с 01.01.2017 года страхователь производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России);

          обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок Расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в т.ч. уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.  с ФСС  и ФНС России по страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          Начиная с 1 квартала 2017г. предоставляет в ФНС России Расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п.п.1 п.1 ст.419;  п.7 ст.431 НК РФ) (форма Расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России);

    проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

Ø  по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

Ø  на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

    проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения;

    проводит совместно с ФНС России плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

    рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

         производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017г;

         подает заявление в ФНС РФ на возврат переплаты страховых взносов;

         проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017г;

         обжалует Решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) поверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г;

          подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

          обжалует в ФСС РФ Решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 

          осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетный (расчетный) периоды, с 01.01.2017г, в порядке, установленном НК РФ (а именно: проводит камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г, совместно с ФСС РФ);

         учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017г;

         проводит сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017г;

         выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по   правоотношениям возникшим с 01.01.2017г;

         рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральными законами № 243-ФЗ и № 250-ФЗ функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  Федеральной налоговой службе России.

С 01.01.2017  Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»признается утратившим силу.

С 01.01.2017 за Фондом социального страхования Российской Федерациисохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

Ø    Взыскание недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), образовавшейся с 01.01.2017года по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА России.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.

Администрирование страховых взносов перейдет от ПФР и ФОМС Федеральной налоговой службе

с ФСС по  страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим до 31.12.2016г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          предоставляет в ФСС РФ Расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016, в т.ч. уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017 года, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года;

    осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекающие до 01.01.2017г, в порядке, действующем до 01 января 2017г (а именно: проводит камеральные проверки Расчетов по форме 4-ФСС за 2016 год, в том числе уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года;

    проводит камеральные (выездные) проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действующем до 01 января 2017 года;

    направляет страхователю решение по результатам камеральной (выездной) проверки;

         подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНиМ за период до 31.12.2016 года;

         подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

         имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016 г;

         осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

          с 01.01.2017 года страхователь производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России (в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России);

          обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок Расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в т.ч. уточненных Расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАХОВАТЕЛЯ с 01.01.2017г.  с ФСС  и ФНС России по страховым взносам на  обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г.

СТРАХОВАТЕЛЬ: 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ:

          Начиная с 1 квартала 2017г. предоставляет в ФНС России Расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п.п.1 п.1 ст.419;  п.7 ст.431 НК РФ) (форма Расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России);

    проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

Ø  по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

Ø  на основании сведений из Расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

    проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения;

    проводит совместно с ФНС России плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

    рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения.

         производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 01.01.2017г;

         подает заявление в ФНС РФ на возврат переплаты страховых взносов;

         проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам, возникшим с 01.01.2017г;

         обжалует Решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) поверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017г;

          подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчетный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

          обжалует в ФСС РФ Решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 

          осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетный (расчетный) периоды, с 01.01.2017г, в порядке, установленном НК РФ (а именно: проводит камеральные проверки Единого Расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017г, совместно с ФСС РФ);

         учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 01.01.2017г;

         проводит сверку по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017г;

         выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по   правоотношениям возникшим с 01.01.2017г;

         рассматривает жалобы страхователей на Акты проверок, жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;

Уважаемые страхователи!

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

— Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов»,

изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с этими Федеральными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются  налоговым органам.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Сравнительная таблица

Схема взаимодействия

Закон 243-ФЗ

Закон 250-ФЗ

Комментарий к федеральным законам

Брошюра по передаче администрирования страховых взносов с 1 января 2017 года

Новая форма 4-ФСС с 1 квартала 2017 года

Новые формы документов для возмещения расходов с 2017 года

Новые КБК с 1 января 2017 года

Фонд социального страхования передаст часть полномочий по администрированию страховых взносов

Какие функции будут переданы налоговой службе?

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования будут возложены на налоговые органы.

С 1 января 2017 года страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Для чего?

Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Как передача функций отразится на страхователях?

Раздел I Налогового кодекса дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 "Страховые взносы", в которой определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Законодателем сохранены базовые принципы исчисления и уплаты страховых взносов (ставшие уже привычными по Закону № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами не изменится. По-прежнему будут облагаться страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков страховых взносов на период 2017-2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2017 г.1,9; 2018 г. — 2,0; 2019г. — 2,1; 2020 г. — 2,2; 2021 г. — 2,3.

Для таких плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2017-2018 гг. останутся прежними:

— на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины — 2,9%;

— на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины — 1,8%.

Также пониженные тарифы страховых взносов сохранятся для категорий плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок — не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

До 31 декабря 2020 года включительно продолжает действовать так называемый «зачетный принцип»: сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством.

Будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам в Федеральную налоговую службу, которая объединит показатели РСВ-1 и раздела I Формы 4-ФСС. Новый расчет будет необходимо представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Какие полномочия останутся у Фонда социального страхования в части администрирования страховых взносов?

Как и прежде, в ведении Фонда социального страхования останутся функции  администрирования страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из-за отмены Закона № 212-ФЗ общие принципы администрирования страховых взносов, которые были в нем закреплены, перенесены в Закон № 125-ФЗ.

Будет расширен перечень прав проверяющих ФСС РФ. В частности, закреплены права сотрудников Фонда вызывать страхователя для дачи пояснений, а также определять сумму взносов расчетным путем, в том числе исходя из данных об иных аналогичных страхователях. Последнее будет возможно в случае отсутствия у страхователя учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения  — из него исключат Раздел I. Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться  «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

— на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

— в электронной форме (при среднесписочной численности работников более 25 человек) — не позднее 25-го числа.

Кроме того, за Фондом будут сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сохранено право проводить:

— камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

— камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

— выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться отделением Фонда в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу этих решений.

Что делать страхователю в связи с передачей администрирования?

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2017 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Архангельское региональное отделение предупреждает — во избежание спорных ситуаций в переходный период страхователям необходимо принять меры к урегулированию задолженности по обязательному социальному страхованию:

— при необходимости провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

— при наличии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам завершить расчеты до окончания финансового года (до 31.12.2016 г);

— при наличии излишне уплаченных сумм и (или) превышения расходов обратиться в отделение Фонда по месту регистрации с соответствующим заявлением, расчетом по Форме 4-ФСС и документами, подтверждающими произведенные расходы.

Успейте подать заявления на зачет переплаты и возмещение расходов

С 1 января 2017 года отделение Фонда не будет осуществлять зачет между страховыми взносами ВНиМ и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 2017 года будет возможен только возврат излишне уплаченных страховых взносов ВНиМ и соответствующих пеней и штрафов: за периоды до 01.01.2017 – через отделение Фонда, за периоды с 01.01.2017 – через налоговые органы.

До 31 декабря 2018 года включительно продолжит действовать так называемый принцип «зачетного механизма», когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (п. 2 ст. 431 НК РФ, п. 3 ст. 5 Закона        № 243-ФЗ).

Передача администрирования страховых взносов из ПФР в ФНС себя оправдала — Медведев

Однако, с 1 января 2017 года согласно п. 9 ст. 431 НК РФ, разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения Фонда подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем страхователям заблаговременно провести сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в отделение Фонда:

заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

—  заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

Правильность расчета и отчисления страховых платежей от граждан и организаций РФ контролируют государственные внебюджетные фонды – ведомства, отвечающие за пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В регионах эти задачи выполняют региональные отделения данных структур. Государственное страхование затрагивает такие направления обеспечения граждан, как:

Аккумулирование средств для последующей выплаты пенсии по достижении определенного в законе возраста — ПФР

Формирование массива средств для создания условий бесплатного или льготного медицинского обслуживания — ФФОМС

Отчисление взносов, направляемых на поддержку граждан в период их временной нетрудоспособности или наступления материнства — ФСС

В совокупности все указанные структуры рассматриваются в качестве органов, контролирующих уплату страховых взносов.

Орган контроля за уплатой страховых взносов – это государственное исполнительное ведомство. Которое регулирует, упорядочивает, контролирует и направляет поток страховых платежей, осуществляемых гражданами по таким направлениям, как пенсионное, социальное и медицинское.

1. ФСС — Ведомство, которое отвечает за правильность уплаты взносов, касающихся материнства и временной нетрудоспособности граждан. Наряду с ним эту функцию в рамках отдельных российских регионов выполняют его территориальные подразделения (ФЗ-255)

2. ПФР — Исполнительный орган, который формирует единую централизованную систему управления средствами, выделяемыми на будущие пенсионные выплаты гражданам. В аналогичном направлении организована и деятельность его территориальных подразделений (ст. 13.ФЗ-213)

3. Является одним из внебюджетных фондов России, который занимается аккумулированием сборов, направляемых в дальнейшем на финансирование медицинского обеспечения граждан РФ

Следует подчеркнуть, что именно ПФР играет в этой цепочке контролирующих органов ключевую роль. Он осуществляет регулярный обмен информацией с ФФОМС на базе специальной электронной системы, а также реализует межведомственное взаимодействие с ФСС.

Законные основания.

Нормативно-правовой базой, на основании которой происходит регулирование контролирующих сферу государственного страхования структур, выступают:

1. ФЗ-212 «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС», 2009. Данный документ подробно рассматривает виды страховых взносов и порядок их уплаты, систему контролирующих органов, их права и обязанности, а также обязательства плательщиков и механизм проведения камеральных и выездных проверок

2. ФЗ-255 «Об обязательном социальном страховании при временной нетрудоспособности и материнстве», 2006. Этот закон затрагивает вопросы, касающиеся страховых отчислений и видов помощи, которая может быть предоставлена при наступлении нетрудоспособности или беременности, а также в ситуации ухода за ребенком

К числу функций, которые осуществляет в процессе своей деятельности ПФР можно отнести:

1. Учет денежных средств, поступающих в качестве страховых выплат.

2. Осуществление персонифицированного учета граждан.

3. Взаимодействие с работодателями по вопросам начисления и уплаты страховых взносов.

4. Централизованное управление средствами, аккумулированными в рамках пенсионной системы.

5. Осуществление выплаты пенсий и иных социальных пособий отдельным категориям граждан.

ФФОМС выполняет в структуре исполнительных органов России такие базовые функции, как:

1. Аккумулирование страховых платежей и контроль над их целевым распределением и использованием.

2. Финансирование программ и проектов в сфере медицинского страхования.

Что же касается ФСС, то к его ведению относятся такие вопросы, как:

Готов законопроект о передаче администрирования страховых платежей

Контроль над сбором средств в виде страховых отчислений и над их последующим целевым использованием;

2. осуществление выплат гражданам на случай временной нетрудоспособности, материнства, профессиональных заболеваний и т.д.;

3. участие в программах и проектах, связанных с вопросами социального страхования.

Все перечисленные выше ведомства несут ответственность за реализацию государственной политики в рамках указанных выше сфер (ст. 3 ФЗ-212). В связи с этим каждый из них наделен комплексом специфических прав и обязанностей.

ПРАВА.

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать не только непосредственно страховые платежи, но также пени, недоимки, штрафы.

Кроме того, к их правам, закрепленным в законодательстве относятся (ст. 29 ФЗ-212):

1. Проведение проверок граждан, ИП и организаций, осуществляющих уплату страховых взносов. Сбор и проверка справок и документов, касающихся начисленных и уплаченных страховых взносов.

2. Вызов плательщиков страховых взносов в ФСС, ПФР И ФФОМС для пояснений, касающихся уплаты страховых платежей (требуется предварительное письменное уведомление плательщика).

3. Установление размера страховых платежей по каждому отдельному плательщику по итогам изучения информации о нем.

4. Требование от физических и юридических лиц соблюдения дисциплины, касающейся уплаты страховых взносов.

5. Обращение в банки по вопросам, касающимся списания со счетов плательщиков страховых платежей.

6. Представление в судебные инстанции исковые заявления, касающиеся уплаты страховых взносов.

Помимо этого, центральные отделения ПФР, ФСС, ФФОМС контролируют и проверяют, а также организуют работу своих территориальных подразделений.

ОБЯЗАННОСТИ

В силу того, что органы, занимающиеся контролем внесения страховых взносов, являются исполнительными органами власти – они имеют и специфические обязанности, в том числе (ст. 29 ФЗ-212):

1. Соблюдать и контролировать соблюдение своими территориальными подразделениями и плательщиками нормативно-правовых актов, касающихся вопросов государственного страхования.

2. Осуществлять учет плательщиков взносов и формировать единую базу, облегчающую межведомственное взаимодействие.

3. Давать консультации и разъяснения плательщикам по поводу уплаты страховых взносов и заполнения бланков справок и документов.

4. Предоставлять гражданам и компаниям сведения о своих реквизитах, для упрощения их задачи по заполнению бумаг и внесению платежей.

5. Решать вопросы, связанные с возвратом плательщикам полностью или частично их страховых платежей.

Кроме того, органы контроля обязаны по запросу физических и юридических лиц выдавать им справки о состоянии их счетов, а также по письменному заявлению участвовать в совместной сверке счетов по страховым выплатам.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Одной из функций российских внебюджетных фондов выступает осуществление проверочных мероприятий. В общем виде органы контроля проводят следующие проверки (ст. 33 ФЗ-212):

· камеральная проверка предполагает детальное изучение документов заемщика, представленных им по факту начисление или оплаты страховых взносов (формы РСВ-1 и 4-ФСС). Она реализуется территориальными отделениями внебюджетных фондов (ст. 34 ФЗ-212).

Обычно регулярные налоговые проверки осуществляются сотрудниками ФСС, ПФР и ФФОМС в течение трех месяцев после представления плательщиками необходимых справок.

В случае обнаружения ошибок и неточностей – органы контроля в течение 5-ти дней сообщают об этом гражданам и организациям и требуют от них исправлений и разъяснений.

Если же противоречий, ошибок и неточностей в документах обнаружено не было, то о результатах камеральной проверки плательщику не сообщают.

· выездная проверка осуществляется строго на основании решения, подписанного руководителем контролирующего органа.

В итоге специалисты ведомства выезжают на место и проверяют все документы за период до трех лет (ст. 35 ФЗ-212). Выездные мероприятия по проверке плательщика страховых взносов обычно охватывают период не более 2 месяцев.

Однако при выявлении серьезных нарушений сроки могут продлеваться, а сами проверочные мероприятия приостанавливаться, но не более, чем на полгода.

В рамках выездной проверки составляется специальный отчет, один экземпляр которого передается плательщику. Подписывает этот документ руководитель контролирующего органа.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *