Передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи

Содержание

По телекоммуникационным каналам связи

В настоящее время во многих странах налогоплательщики

переходят на представление налоговой отчетности в электронном

виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Как уже отмечалось, на основании ст. 80 НК РФ налогопла-

тельщики, отнесенные к категории крупнейших, а также налого-

плательщики, среднесписочная численность работников которых

за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обя-

заны представить налоговую декларацию (расчет) по установлен-

ным форматам в электронном виде. Это относится и к вновь создан-

ным организациям (в том числе при реорганизации), если числен-

ность работников превышает указанный предел. Налогоплатель-

щики, не попавшие в категорию обязанных, при наличии техниче-

ской возможности также могут представить отчетность в электрон-

ном виде по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность

подается в налоговый орган по месту учета по установленной фор-

ме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым ко-

дексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

По телекоммуникационным каналам связи

При

этом налогоплательщик вправе представить в электронном виде

и документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).

В соответствии со ст. 80 НК РФ при передаче налоговой

декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи

днем представления считается дата её отправки. Порядок подачи

налоговой декларации (расчета) и документов в электронном ви-

де определяется Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). На сего-

дня указанный порядок не принят, поэтому до его утверждения

действует Порядок представления налоговой декларации в элек-

тронном виде по телекоммуникационным каналам связи8. Кроме

того, при представлении отчетности в электронном виде следует

руководствоваться такими документами, как:

– Приказ МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705@, ут-

вердивший Методические рекомендации об организации и функ-

ционировании системы представления налоговых деклараций и

бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуника-

ционным каналам связи (далее – Методические рекомендации);

– Приказ МНС России от 04.02.2004 г. № БГ-3-06/76, утвер_______-

дивший Регламент принятия и ввода в автоматизированную ин-

формационную систему налоговых органов данных представляе-

мых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных докумен-

тов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и

бухгалтерской отчетности;

– Административный регламент ФНС России, утвержден-

ный Приказом Минфина России от 18.01.2008 г. № 9н;

– Временный регламент ФНС России, утвержденный При-

казом ФНС России от 06.02.2008 г. № ММ-3-6/50@;

– Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электрон-

ной цифровой подписи».

Форматы налоговых деклараций (расчетов), представляемых

в электронном виде, утверждаются ФНС России и публикуются в

Интернете на официальном сайте www.nalog.ru.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по

телекоммуникационным каналам связи через специализирован-

ного оператора связи. Организация – специализированный опера-

тор связи оказывает услуги по обмену открытой и конфиденциаль-

ной информацией между налоговыми органами и налогоплатель-

щиками в рамках системы представления налоговых деклараций

и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС (разд. 1

Методических рекомендаций).

Информацию о местных специализированных операторах

можно узнать в налоговом органе по месту учета, на сайтах регио-

нальных управлений ФНС России или в СМИ.

8 Порядок утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169.

Оператор связи предоставляет налогоплательщику программ-

ное обеспечение и электронно-цифровую подпись (ЭЦП), которая

равнозначна собственноручной подписи в документе на бумаж-

ном носителе. ЭЦП защищает электронный документ от подделки,

позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа под-

писи и устанавливать отсутствие искажения информации в элек-

тронном документе.

После формирования файла отчетности, подписания её ЭЦП

уполномоченного лица налогоплательщик отправляет информацию

в зашифрованном виде в налоговый орган. Согласно п. 6.9 Мето-

дических рекомендаций оператор фиксирует дату отправки нало-

гоплательщиком налоговой (бухгалтерской) отчетности в элек-

тронном виде как дату её представления и формирует подтвержде-

ние оператора с указанием даты и времени отправки электронно-

го документа9.

Согласно п. 6.10 Методических рекомендаций налоговая

декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной

в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтвержде-

ние, подписанное ЭЦП оператора.

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней)

после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получает

следующие документы:

– квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) в

электронном виде, форма которой утверждена Приказом ФНС

России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение 1);

– протокол входного контроля налоговой декларации (бух-

галтерской отчетности);

– подтверждение оператора.

Обратите внимание: если в протоколе есть информация о не-

прохождении налоговой отчетностью входного контроля, налого-

плательщик исправляет ошибки, указанные в протоколе, а затем

повторяет всю процедуру сдачи форм отчетности, по которым за-

фиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Общую схему приема налоговой отчетности по телекомму-

никационным каналам связи представлена на рис. 4.

9 Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от

01.08.2008 г. № 03-02-07/1-331.

Налогоплательщик Специализированный оператор связи

Квитанция

о принятии налого-

вой декларации

(расчета)

Соответствие утвержденным

форматам и полномочиям

Инспекция

ФНС России

Да Нет

Да Форматно-логический контроль Нет

Уведомление

о непринятии нало-

говой декларации

(расчета)

Регистрация и автоматизированный

ввод показателей налоговой декларации (расчета)

в базу данных

Уведомление об уточнении

налоговой декларации

(расчета)

Рис. 4. Схема приема налоговой декларации (расчета), представленной по ТКС

Пример 3. ООО «Полянка» сдает налоговую отчетность в

электронном виде. Представление бухгалтерской отчетности и фор-

мы 4-ФСС РФ по ТКС вызывает у организации определенные труд-

ности. Обязательно ли представлять указанные документы в элек-

тронном виде?

Поскольку форма 4-ФСС РФ не является налоговой декла-

рацией и (или) расчетом, то в электронном виде она не представ-

ляется, соответственно, её следует сдавать на бумажном носителе.

Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме ФНС Рос-

сии от 12.03.2007 г. № 05-3-07/46.

Кроме того, требование о сдаче отчетности в электронном

виде не распространяется и на бухгалтерскую отчетность. В соот-

ветствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-

ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представ-

ляется пользователям в установленной форме на бумажных носи-

телях и только при наличии технических возможностей может

представляться организацией в электронном виде. Аналогичная

позиция приведена в Письме Минфина России от 15.01.2008 г.

№ 03-02-07/1-11.

Преимущества сдачи отчетности в электронном виде

Преимущества представления бухгалтерской и налоговой от-

четности по телекоммуникационным каналам связи очевидны:

– не требуется дублирования сдаваемых документов на бу-

мажных носителях;

– нет необходимости приходить в налоговые органы, так

как отчетность практически в любое время суток отправляется из

офиса налогоплательщика (экономия рабочего времени);

– отчетность формируется в стандартном формате с исполь-

зованием средств выходного контроля, посредством которого про-

веряется правильность заполнения полей форм отчетности, что

позволяет избежать ошибок. При этом осуществляется проверка

актуальности версии заполняемой формы;

– оперативно обновляются форматы представления отчет-

ности. При изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской от-

четности или введении новых форм отчетности до срока представ-

ления отчетности налогоплательщик получает возможность обно-

вить версии форматов в электронном виде;

– возможность в течение суток получить подтверждение вы-

полнения обязательств перед бюджетами разных уровней (распе-

чатки по налогам) путем получения информационной выписки,

которая передается по ТКС налоговой инспекцией в зашифрован-

ном виде. Также налогоплательщик может в оперативном режиме

посмотреть свою личную карточку в инспекции, таким образом,

не нужно ждать актов сверки;

– получение оперативной информации по электронной поч-

те об изменении налогового законодательства, бюджетных сче-

тов, нормативных актов и т. п.;

– защита налоговой и бухгалтерской отчетности, представ-

ляемой в электронном виде по ТКС, от просмотра и корректировки;

– повышение оперативности обработки информации, исклю-

чение технических ошибок. Отчетность, направленная в налого-

вую инспекцию, проходит входной контроль, и соответствующие

показатели разносятся по лицевым счетам.

Пример 4. По причине сбоя в работе интернет-провайдера

ООО «Сигма» не может представить в установленный срок нало-

говую отчетность по ТКС. Вправе ли организация представить от-

четность на дискете или ином носителе (CD-диске, флэш-карте)?

Представление налоговой декларации (расчета) и докумен-

тов в электронном виде осуществляется в соответствии с Поряд-

ком представления налоговой декларации в электронном виде по

телекоммуникационным каналам связи. При этом налогоплатель-

щик направляет отчетность по ТКС посредством специализирован-

ного оператора связи. Таким образом, представление декларации

в электронном виде не может производиться налогоплательщиком

такими способами, как сдача её на магнитном носителе в налого-

вый орган лично или через представителя и направление магнит-

ного носителя в виде почтового отправления с описью вложения.

Недостатки представления отчетности в электронном

виде.

К недостаткам представления отчетности по каналам ТКС

следует отнести:

– определенные материальные затраты (необходимость иметь

компьютер, подключенный к Интернету, и соответствующее про-

граммное обеспечение);

– проблемы с отправкой электронной отчетности, так как

налогоплательщик может быть ограничен в доступе к Интернету

по причине сбоев в работе интернет-провайдера и спецоператора;

– данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщи-

ком, из-за сбоев программного обеспечения могут отличаться от

сведений, поступивших в налоговый орган. Кроме того, электрон-

ная отчетность может не дойти до налогового органа;

– необходимость в некоторых случаях дублирования отчет-

ности на бумажном носителе со штампом налогового органа. На-

пример, для получения кредита в банке налогоплательщик должен

заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом

органе. Поскольку банк не может проверить юридическую силу до-

кумента, представленного в электронном виде, он требует отчет-

ность на бумаге со штампом налогового органа.

Отчетность в электронном виде, заверенная ЭЦП, имеет рав-

ную юридическую силу с бумажным вариантом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Первичный документ: Налогоплательщик формирует и отправляет письмо с отчетом, которое попадает на сервер оператора связи. Оператор пересылает письмо с отчетом вместе с подтверждением оператора (Подтверждение даты отправки) в налоговую инспекцию.
В Референте пункт Отчетность.
1. Подтверждение даты отправки отправителю: В момент получения оператором письма с отчетом формируется подтверждение даты отправки, которое отсылается налогоплательщику. (В сответствии с п.3.3 Рекомендаций*, в течение 2х часов с момента отправки отчета)
В Референте пункт « 1 Подтверждение оператора»
2. Извещение о получении подтверждения: Налогоплательщик, получив Подтверждение даты отправки, высылает его обратно в сторону оператора, предварительно также переподписав. Переподписанные подтверждения отсылаются автоматически. (В сответствии с п.3.4 Рекомендаций*, в течение 1 суток с момента отправки отчета)
В Референте пункт « 2 Извещение о получении подтверждения оператора»
3. Извещение о получении отчетности: В ответ на письмо с отчетом налоговая инспекция посылает в сторону налогоплательщика Извещение о получении файла (отчета), которое также проходит через сервер оператора связи. Отсылка извещения происходит автоматически.
В Референте пункт «3 Извещение о получении отчетности»
4. Уведомление об отказе: В случае отрицательного результата форматно-логической проверки автоматически формируется Уведомление об отказе. Уведомление отправляется налогоплательщику и проходит через сервер оператора связи, при этом документооборот прерывается. Налогоплательщик должен исправить указанные в протоколе ошибки и послать отчет заново.
В Референте пункт «4 Уведомление об отказе»
4. Квитанция о приеме: В случае положительного результата форматно-логического контроля, автоматически формируется Квитанция о приеме. Квитанция отправляется налогоплательщику и проходит через сервер оператора связи, при этом уведомление об отказе не образуются.
В Референте пункт«4 Квитанция о приеме» (для 2-НДФЛ «Результат обработки отчета»).
5. Извещение о получении квитанции о приеме: При получении налогоплательщиком уведомления об отказе или квитанции о приеме автоматически отсылается извещение о получении результата приема в сторону налоговой инспекции, которое так же проходит через сервер оператора связи.
В Референте пункт «5 Извещение о получении уведомления об отказе», «Извещение о получении квитанции о приеме», для 2-НДФЛ «Извещение о получении результата приема»
6. Уведомление об уточнении: Налоговая инспекция, найдя ошибки в заполнении отчета, формирует Уведомление об уточнении, которое отсылает в сторону налогоплательщика. Уведомление так же проходит через сервер оператора связи. Налогоплательщик должен исправить указанные в протоколе ошибки и послать корректирующий отчет. Для 2-НДФЛ Уведомление об уточнении не отправляется.
В Референте пункт «6 Уведомление об уточнении»
6. Извещение о вводе: Налоговая инспекция, убедившись в правильности заполненного отчета, формирует Извещение о вводе, которое отсылает в сторону налогоплательщика. Извещение так же проходит через сервер оператора связи. Для 2-НДФЛ Извещение о вводе не отправляется.
В Референте пункт6 Уведомление о вводе»
7.

Об особенностях сдачи налоговой отчётности по телекоммуникационным каналам связи

Извещение о получении извещения о вводе: При получении налогоплательщиком уведомления об уточнении или извещения о вводе автоматически отсылает извещение о получении результата обработки в сторону налоговой инспекции, которое так же проходит через сервер оператора связи.
В Референте « 7 Извещение о получении уведомления об уточнении» или «Извещение о получении извещения о вводе», в зависимости от п. 6
Законченный документооборот у налогоплательщика:

В случае, если на каком-то этапе произошел сбой: документооборот в течение долгого времени (более, чем положено по регламенту) остается незавершенным; не пришло подтверждение даты отправки, какой-либо из документов в цикле отсутствует, следует обратиться в налоговую инспекцию или в техническую поддержку оператора связи, в зависимости от того, на чьей стороне возникла ошибка или задержка. Нашим абонентам мы рекомендуем во всех случаях прежде всего обращаться в нашу службу технической поддержки по телефону, указанному в договоре.

По телекоммуникационным каналам связи

В настоящее время во многих странах налогоплательщики

переходят на представление налоговой отчетности в электронном

виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Как уже отмечалось, на основании ст.

80 НК РФ налогопла-

тельщики, отнесенные к категории крупнейших, а также налого-

плательщики, среднесписочная численность работников которых

за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обя-

заны представить налоговую декларацию (расчет) по установлен-

ным форматам в электронном виде. Это относится и к вновь создан-

ным организациям (в том числе при реорганизации), если числен-

ность работников превышает указанный предел. Налогоплатель-

щики, не попавшие в категорию обязанных, при наличии техниче-

ской возможности также могут представить отчетность в электрон-

ном виде по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность

подается в налоговый орган по месту учета по установленной фор-

ме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым ко-

дексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При

этом налогоплательщик вправе представить в электронном виде

и документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).

В соответствии со ст. 80 НК РФ при передаче налоговой

декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи

днем представления считается дата её отправки. Порядок подачи

налоговой декларации (расчета) и документов в электронном ви-

де определяется Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). На сего-

дня указанный порядок не принят, поэтому до его утверждения

действует Порядок представления налоговой декларации в элек-

тронном виде по телекоммуникационным каналам связи8. Кроме

того, при представлении отчетности в электронном виде следует

руководствоваться такими документами, как:

– Приказ МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705@, ут-

вердивший Методические рекомендации об организации и функ-

ционировании системы представления налоговых деклараций и

бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуника-

ционным каналам связи (далее – Методические рекомендации);

– Приказ МНС России от 04.02.2004 г. № БГ-3-06/76, утвер_______-

дивший Регламент принятия и ввода в автоматизированную ин-

формационную систему налоговых органов данных представляе-

мых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных докумен-

тов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и

бухгалтерской отчетности;

– Административный регламент ФНС России, утвержден-

ный Приказом Минфина России от 18.01.2008 г. № 9н;

– Временный регламент ФНС России, утвержденный При-

казом ФНС России от 06.02.2008 г. № ММ-3-6/50@;

– Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электрон-

ной цифровой подписи».

Форматы налоговых деклараций (расчетов), представляемых

в электронном виде, утверждаются ФНС России и публикуются в

Интернете на официальном сайте www.nalog.ru.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по

телекоммуникационным каналам связи через специализирован-

ного оператора связи. Организация – специализированный опера-

тор связи оказывает услуги по обмену открытой и конфиденциаль-

ной информацией между налоговыми органами и налогоплатель-

щиками в рамках системы представления налоговых деклараций

и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС (разд. 1

Методических рекомендаций).

Информацию о местных специализированных операторах

можно узнать в налоговом органе по месту учета, на сайтах регио-

нальных управлений ФНС России или в СМИ.

8 Порядок утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169.

Оператор связи предоставляет налогоплательщику программ-

ное обеспечение и электронно-цифровую подпись (ЭЦП), которая

равнозначна собственноручной подписи в документе на бумаж-

ном носителе. ЭЦП защищает электронный документ от подделки,

позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа под-

писи и устанавливать отсутствие искажения информации в элек-

тронном документе.

После формирования файла отчетности, подписания её ЭЦП

уполномоченного лица налогоплательщик отправляет информацию

в зашифрованном виде в налоговый орган. Согласно п. 6.9 Мето-

дических рекомендаций оператор фиксирует дату отправки нало-

гоплательщиком налоговой (бухгалтерской) отчетности в элек-

тронном виде как дату её представления и формирует подтвержде-

ние оператора с указанием даты и времени отправки электронно-

го документа9.

Согласно п. 6.10 Методических рекомендаций налоговая

декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной

в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтвержде-

ние, подписанное ЭЦП оператора.

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней)

после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получает

следующие документы:

– квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) в

электронном виде, форма которой утверждена Приказом ФНС

России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение 1);

– протокол входного контроля налоговой декларации (бух-

галтерской отчетности);

– подтверждение оператора.

Обратите внимание: если в протоколе есть информация о не-

прохождении налоговой отчетностью входного контроля, налого-

плательщик исправляет ошибки, указанные в протоколе, а затем

повторяет всю процедуру сдачи форм отчетности, по которым за-

фиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Общую схему приема налоговой отчетности по телекомму-

никационным каналам связи представлена на рис. 4.

9 Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от

01.08.2008 г. № 03-02-07/1-331.

Налогоплательщик Специализированный оператор связи

Квитанция

о принятии налого-

вой декларации

(расчета)

Соответствие утвержденным

форматам и полномочиям

Инспекция

ФНС России

Да Нет

Да Форматно-логический контроль Нет

Уведомление

о непринятии нало-

говой декларации

(расчета)

Регистрация и автоматизированный

ввод показателей налоговой декларации (расчета)

в базу данных

Уведомление об уточнении

налоговой декларации

(расчета)

Рис. 4.

Представление налоговой и бухгалтерской отчётности

Схема приема налоговой декларации (расчета), представленной по ТКС

Пример 3. ООО «Полянка» сдает налоговую отчетность в

электронном виде. Представление бухгалтерской отчетности и фор-

мы 4-ФСС РФ по ТКС вызывает у организации определенные труд-

ности. Обязательно ли представлять указанные документы в элек-

тронном виде?

Поскольку форма 4-ФСС РФ не является налоговой декла-

рацией и (или) расчетом, то в электронном виде она не представ-

ляется, соответственно, её следует сдавать на бумажном носителе.

Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме ФНС Рос-

сии от 12.03.2007 г. № 05-3-07/46.

Кроме того, требование о сдаче отчетности в электронном

виде не распространяется и на бухгалтерскую отчетность. В соот-

ветствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-

ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представ-

ляется пользователям в установленной форме на бумажных носи-

телях и только при наличии технических возможностей может

представляться организацией в электронном виде. Аналогичная

позиция приведена в Письме Минфина России от 15.01.2008 г.

№ 03-02-07/1-11.

Преимущества сдачи отчетности в электронном виде

Преимущества представления бухгалтерской и налоговой от-

четности по телекоммуникационным каналам связи очевидны:

– не требуется дублирования сдаваемых документов на бу-

мажных носителях;

– нет необходимости приходить в налоговые органы, так

как отчетность практически в любое время суток отправляется из

офиса налогоплательщика (экономия рабочего времени);

– отчетность формируется в стандартном формате с исполь-

зованием средств выходного контроля, посредством которого про-

веряется правильность заполнения полей форм отчетности, что

позволяет избежать ошибок. При этом осуществляется проверка

актуальности версии заполняемой формы;

– оперативно обновляются форматы представления отчет-

ности. При изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской от-

четности или введении новых форм отчетности до срока представ-

ления отчетности налогоплательщик получает возможность обно-

вить версии форматов в электронном виде;

– возможность в течение суток получить подтверждение вы-

полнения обязательств перед бюджетами разных уровней (распе-

чатки по налогам) путем получения информационной выписки,

которая передается по ТКС налоговой инспекцией в зашифрован-

ном виде. Также налогоплательщик может в оперативном режиме

посмотреть свою личную карточку в инспекции, таким образом,

не нужно ждать актов сверки;

– получение оперативной информации по электронной поч-

те об изменении налогового законодательства, бюджетных сче-

тов, нормативных актов и т. п.;

– защита налоговой и бухгалтерской отчетности, представ-

ляемой в электронном виде по ТКС, от просмотра и корректировки;

– повышение оперативности обработки информации, исклю-

чение технических ошибок. Отчетность, направленная в налого-

вую инспекцию, проходит входной контроль, и соответствующие

показатели разносятся по лицевым счетам.

Пример 4. По причине сбоя в работе интернет-провайдера

ООО «Сигма» не может представить в установленный срок нало-

говую отчетность по ТКС. Вправе ли организация представить от-

четность на дискете или ином носителе (CD-диске, флэш-карте)?

Представление налоговой декларации (расчета) и докумен-

тов в электронном виде осуществляется в соответствии с Поряд-

ком представления налоговой декларации в электронном виде по

телекоммуникационным каналам связи. При этом налогоплатель-

щик направляет отчетность по ТКС посредством специализирован-

ного оператора связи. Таким образом, представление декларации

в электронном виде не может производиться налогоплательщиком

такими способами, как сдача её на магнитном носителе в налого-

вый орган лично или через представителя и направление магнит-

ного носителя в виде почтового отправления с описью вложения.

Недостатки представления отчетности в электронном

виде.

К недостаткам представления отчетности по каналам ТКС

следует отнести:

– определенные материальные затраты (необходимость иметь

компьютер, подключенный к Интернету, и соответствующее про-

граммное обеспечение);

– проблемы с отправкой электронной отчетности, так как

налогоплательщик может быть ограничен в доступе к Интернету

по причине сбоев в работе интернет-провайдера и спецоператора;

– данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщи-

ком, из-за сбоев программного обеспечения могут отличаться от

сведений, поступивших в налоговый орган. Кроме того, электрон-

ная отчетность может не дойти до налогового органа;

– необходимость в некоторых случаях дублирования отчет-

ности на бумажном носителе со штампом налогового органа. На-

пример, для получения кредита в банке налогоплательщик должен

заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом

органе. Поскольку банк не может проверить юридическую силу до-

кумента, представленного в электронном виде, он требует отчет-

ность на бумаге со штампом налогового органа.

Отчетность в электронном виде, заверенная ЭЦП, имеет рав-

ную юридическую силу с бумажным вариантом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Нюансы сдачи отчетности в электронном виде

(Что следует знать, прежде чем заключить договор со специализированным оператором связи)

Уже буквально через полмесяца, с 1 января 2008 г., компаниям со среднесписочной численностью сотрудников более 100 человек нужно будет сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Эту обязанность законодатель закрепил в п. 3 ст. 80 НК РФ. Надежды некоторых налогоплательщиков на то, что все ограничится представлением документов на дискетах, флэш-картах и других магнитных носителях непосредственно в инспекцию, сразу же развеял Минфин России <1>. Представители финансового ведомства считают, что под формулировку "сдача отчетности в электронном виде" подпадает только передача деклараций и расчетов по телекоммуникационным каналам связи.

<1> См. интернет-интервью заместителя начальника Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина от 12 апреля 2007 г. "Новая редакция части первой Налогового кодекса РФ".

В подтверждение своей позиции Минфин России ссылается на п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ. Напомним, что налоговые декларации в электронном виде представляются в определенном порядке <2>. Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи происходит с помощью специализированного оператора связи. Как правильно его выбрать, что делать, чтобы при передаче электронной отчетности не возникло проблем, а также с чего начать, если в компании еще не налажена электронная связь с родной инспекцией, мы и расскажем.

<2> Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169.

Бухгалтеров, которые с 1 января следующего года будут обязаны отчитываться через Интернет, наверняка волнует вопрос: реально ли подключиться, если до наступления нового года осталось совсем немного времени? По словам Леонида Михайловича Волкова, заместителя генерального директора "СКБ Контур" <3>, в Российской Федерации не так много организаций, имеющих в штате более 100 сотрудников. Таких налогоплательщиков около 4 — 5%. Многие из них уже сдают декларации по телекоммуникационным каналам связи. Сверхъестественного наплыва клиентов в конце года не ожидается, но пик подключений все-таки приходится на последний и первый месяцы года. Дело в том, что декабрь и январь — время, когда многие предприятия распределяют бюджеты или решают, как потратить оставшиеся нераспределенные средства. Поэтому подключиться нужно как можно раньше.

<3> Один из специализированных операторов связи, оказывающих услуги в России.

Итак, вопрос о подключении решен. С чего начать? Леонид Михайлович советует обратиться к одному из работающих в регионе специализированных операторов связи или в его авторизованный сервисный центр. Естественно, предварительно нужно изучить сайты операторов, найти отзывы о них на бухгалтерских форумах. Если главный бухгалтер не склонен доверять чужому мнению и во многом полагается на собственный опыт, самый простой способ протестировать потенциального посредника — позвонить в службу технической поддержки выбранного оператора. Тест считается пройденным, если с консультантами удалось связаться без усилий. Причем служба поддержки должна быть доступна круглосуточно.

Есть еще несколько требований, которым должны отвечать специализированный оператор связи и предлагаемое им программное обеспечение. Подключаться можно, если выполнены следующие условия.

  1. Программа для сдачи отчетности удобна и оперативна. Во-первых, бухгалтер должен иметь возможность работать с отчетностью 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Во-вторых, программа должна быть проста в использовании. Например, качественный продукт позволяет отправлять отчетность за 3 клика мышкой, а не за 33. Это легко проверить за демо-компьютером, кроме того, некоторые системы можно протестировать на интернет-сайтах разработчиков.

В-третьих, перед отправкой отчетности система в обязательном порядке должна ее проверить. Причем проверка должна быть не только арифметической, но и логической. Проще говоря, хорошая программа и арифметические ошибки в расчетах выявит, и укажет бухгалтеру на недочеты при их составлении (в частности, на отсутствие ИНН сотрудника в форме N 2-НДФЛ). Такую же проверку качественный программный продукт проводит по кодам — операции, инспекции, доходов, а также по ОКАТО. Например, при тестировании программы можно указать в декларации ложный адрес инспекции и проверить, выявит ли программа ошибку.

В-четвертых, качественное программное обеспечение для сдачи отчетности совместимо со многими бухгалтерскими программами.

И наконец, в-пятых, хороший показатель уровня специализированного оператора связи — время, за которое пользователю приходит подтверждение о поступлении отчетности на сервер оператора. От добросовестных операторов подтверждение обычно приходит через несколько секунд после отправки пользователем отчетности. Этот момент особенно важен, ведь обязанность налогоплательщика сдать декларацию считается выполненной в момент получения подтверждения от оператора связи (п.

Отчетность через интернет, Когда и кто сдают отчетность в электронном виде ?

6.10 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <1>). На практике же зачастую декларации направляются в инспекцию вечером последнего дня сдачи отчетности.

<1> Утверждены Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@.

  1. Формы отчетности актуальны и обновляются автоматически. По словам Л.М. Волкова, автоматическое обновление форм отчетности не требует от бухгалтера вообще никаких действий. Обратившись к оператору, бухгалтер может услышать, что формы обновляются автоматически, но нужно нажать несколько кнопок и т.д. По большому счету, это не является автоматическим обновлением, потому что в дальнейшем бухгалтеру самому придется скачивать и устанавливать новые формы. А значит, могут возникнуть проблемы, которые пользователю будет сложно устранить самостоятельно.
  2. Гарантия доставки отчетности — 100%. За этим компании, собственно, и обращаются к специализированным операторам связи. Один из способов проверить потенциального посредника — пообщаться с инспекторами. Они отлично знают, какой оператор может задержать отчетность.
  3. Информация налогоплательщика надежно защищена. Доступа к информации не должен иметь никто, кроме представителей налогоплательщика и инспекции. Здесь нужно обратить внимание на процесс генерации ключей. По закону это должен делать сам клиент. Если же он хочет передоверить данное право оператору, то от клиента требуется письменное заявление. Если оператор, ничего не объясняя, генерирует ключи сам, значит, он не очень-то трепетно относится к защите данных.

Главный бухгалтер столичной компании ООО "Флекслайн-Н" И.М. Шапорова уже достаточно долго пользуется услугами специализированного оператора связи: "Я считаю, что нужно сказать большое спасибо законодателю и операторам за то, что мы имеем возможность таким образом общаться с инспекцией". Но она не скрывает, что при передаче отчетности не всегда бывает все гладко и нужно быть готовыми к неожиданным проблемам. Например, иногда подтверждения о получении декларации от налоговой инспекции можно и не дождаться.

В этом случае И.М. Шапорова рекомендует позвонить в инспекцию и уточнить, прошел ли отчет. Если этого не произошло, придется ехать к специализированному оператору связи за письмом с подтверждением о своевременности сдачи отчета, которое затем нужно будет представить в инспекцию. "Инспекторы должны поставить "живую" отметку на этом документе", — советует И.М. Шапорова.

Сами операторы не отрицают, что при пользовании их системой могут возникать внештатные ситуации. Мы попросили Л.М. Волкова сформулировать несколько универсальных правил, соблюдение которых позволит бухгалтеру избежать нестандартных обстоятельств. Вот что предлагает специалист:

  • не стоит откладывать сдачу отчета на последний день;
  • если с программой возникли проблемы и что-то не ясно, не надо пытаться разобраться самостоятельно, нужно сразу звонить в службу поддержки. Также необходимо обратиться к консультантам, если из инспекции поступил непонятный протокол;
  • желательно иметь резервный канал доступа в Интернет (например, через мобильный телефон). Скорее всего, это не пригодится, да и сдача отчетности через такое телефонное соединение — не самое приятное занятие. Но зато у бухгалтера будет страховка на случай проблем со связью;
  • всегда нужно помнить, когда заканчивается срок действия договора и связанный с ним срок действия сертификата ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). Не секрет, что зачастую клиенты подключаются к системе электронной отчетности именно в отчетный период, соответственно, срок действия сертификата истекает также в разгар отчетной кампании. В итоге предприятие не может подписывать и шифровать декларации. Ко всему прочему, техническая поддержка специализированного оператора связи наиболее загружена в периоды массовой сдачи отчетности.

Леонид Михайлович считает, что налоговые инспекции технически готовы к приему большего потока электронной отчетности: "Главное, чтобы им не мешали работать так, как они привыкли. Периодически появляется информация о возможной замене всего программного обеспечения в налоговых органах, что вызывает опасения. Правда, достоверность такой информации под вопросом".

Главный бухгалтер И.М. Шапорова также слышала, что отдельные налоговые инспекции пытаются работать напрямую с налогоплательщиками, без участия специализированных операторов связи: "Я бы не рискнула переходить на такой способ сдачи отчетности, зная оснащенность налоговых органов".

Действительно, в этом году в некоторых СМИ появилась информация, что ФНС России проводит эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества специализированных операторов связи. Предполагалось, что компании самостоятельно установят программу для передачи данных в инспекцию, приобретут ключ ЭЦП у выбранного инспекторами удостоверяющего центра. После этого организация сможет отправлять отчетность на сервер инспекции. По замыслу налоговых органов это удешевило бы сдачу отчетности для налогоплательщиков.

Однако, как нам сообщили в Главном научно-исследовательском вычислительном центре (ГНИВЦ) ФНС России, налогоплательщик не может самостоятельно отправлять отчетность на сервер инспекции. Ему как минимум нужны: программный продукт, который сформирует эту отчетность, и поддержка этого продукта; возможность получать подтверждения о доставке. Кроме того, необходимо получить ключ ЭЦП. ГНИВЦ ФНС России не планирует выходить на рынок в качестве посредника между налогоплательщиками и инспекциями. Напомним, что уже с 2005 г. этот орган работает только с крупнейшими налогоплательщиками.

Мы обратились к главным бухгалтерам предприятий, уже давно пользующихся услугами специализированных операторов связи, с просьбой назвать плюсы и минусы такого способа сдачи отчетности.

Комментарий специалиста. Д.В. Январева, главный бухгалтер РЦ МЗН "МИЭЛЬ НЕДВИЖИМОСТЬ", Москва.

Явных минусов не вижу. Но письма от инспекторов, процедуры сверки все равно никуда не денутся. Иногда банки при оформлении кредитов требуют отчетность с "живой" отметкой инспекции.

В остальном — одни плюсы. Я просто и быстро отправляю отчетность, но стараюсь не оставлять это на последние часы на случай, если будут проблемы с компьютером или Интернетом. Я забыла, что такое очередь, легко и безо всяких сопроводительных писем сдаю уточненные декларации. Уже не проверяю запас дискет для сдачи отчетности — они больше не нужны. Но самый большой плюс — я в оперативном режиме вижу свою личную карточку в инспекции, а значит, мне не нужно месяцами ждать актов сверки.

Я оплачиваю услуги оператора раз в год и забываю об этом. Ежемесячно получаю по электронной почте акт и счет-фактуру, а затем в течение 10 — 15 дней приходят бумажные экземпляры по почте.

Комментарий специалиста. И.М. Шапорова, главный бухгалтер ООО "Флекслайн-Н", Москва.

Начну с плюсов. Прежде всего — это возможность сдавать отчетность круглосуточно, без перерывов и выходных, а также отсутствие необходимости лично ездить в налоговую инспекцию. Кроме того, в любое время можно позвонить оператору по возникшим вопросам.

Еще можно удаленно провести сверку платежей на уровне распечатки с лицевого счета и уже с вопросами направляться к инспектору. Существенный плюс — автоматическая проверка отчета перед отправкой в инспекцию. Приятно, что имеются постоянно обновляемые бланки отчетности. Для моей организации это не очень большое преимущество, но для малых предприятий, на мой взгляд, это важно. К плюсам отнесу и простоту программы, что, кстати, имеет значение для бухгалтеров без особых навыков работы с компьютером.

Есть и минусы. Так, необходимо постоянно следить за подтверждениями от оператора и инспекции. Иногда в инспекции случаются технические проблемы, и тогда подтверждения от них можно вовсе не дождаться. Сложно бывает дозвониться до технической службы оператора, особенно в период сдачи отчетности. Есть вероятность, что консультант может оказаться человеком без опыта работы, хотя такое бывает крайне редко. Также для сдачи отчетов по телекоммуникационным каналам связи.

И.Е.Зубарева

Корреспондент журнала

"Новое в бухгалтерском учете

и отчетности в РФ"

Нюансы сдачи отчетности в электронном виде

(Что следует знать, прежде чем заключить договор со специализированным оператором связи)

Уже буквально через полмесяца, с 1 января 2008 г., компаниям со среднесписочной численностью сотрудников более 100 человек нужно будет сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Эту обязанность законодатель закрепил в п. 3 ст. 80 НК РФ. Надежды некоторых налогоплательщиков на то, что все ограничится представлением документов на дискетах, флэш-картах и других магнитных носителях непосредственно в инспекцию, сразу же развеял Минфин России <1>. Представители финансового ведомства считают, что под формулировку "сдача отчетности в электронном виде" подпадает только передача деклараций и расчетов по телекоммуникационным каналам связи.

<1> См. интернет-интервью заместителя начальника Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулина от 12 апреля 2007 г. "Новая редакция части первой Налогового кодекса РФ".

В подтверждение своей позиции Минфин России ссылается на п. 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ. Напомним, что налоговые декларации в электронном виде представляются в определенном порядке <2>. Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи происходит с помощью специализированного оператора связи. Как правильно его выбрать, что делать, чтобы при передаче электронной отчетности не возникло проблем, а также с чего начать, если в компании еще не налажена электронная связь с родной инспекцией, мы и расскажем.

<2> Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169.

Бухгалтеров, которые с 1 января следующего года будут обязаны отчитываться через Интернет, наверняка волнует вопрос: реально ли подключиться, если до наступления нового года осталось совсем немного времени? По словам Леонида Михайловича Волкова, заместителя генерального директора "СКБ Контур" <3>, в Российской Федерации не так много организаций, имеющих в штате более 100 сотрудников. Таких налогоплательщиков около 4 — 5%. Многие из них уже сдают декларации по телекоммуникационным каналам связи. Сверхъестественного наплыва клиентов в конце года не ожидается, но пик подключений все-таки приходится на последний и первый месяцы года. Дело в том, что декабрь и январь — время, когда многие предприятия распределяют бюджеты или решают, как потратить оставшиеся нераспределенные средства. Поэтому подключиться нужно как можно раньше.

<3> Один из специализированных операторов связи, оказывающих услуги в России.

Итак, вопрос о подключении решен. С чего начать? Леонид Михайлович советует обратиться к одному из работающих в регионе специализированных операторов связи или в его авторизованный сервисный центр. Естественно, предварительно нужно изучить сайты операторов, найти отзывы о них на бухгалтерских форумах. Если главный бухгалтер не склонен доверять чужому мнению и во многом полагается на собственный опыт, самый простой способ протестировать потенциального посредника — позвонить в службу технической поддержки выбранного оператора. Тест считается пройденным, если с консультантами удалось связаться без усилий. Причем служба поддержки должна быть доступна круглосуточно.

Есть еще несколько требований, которым должны отвечать специализированный оператор связи и предлагаемое им программное обеспечение. Подключаться можно, если выполнены следующие условия.

  1. Программа для сдачи отчетности удобна и оперативна. Во-первых, бухгалтер должен иметь возможность работать с отчетностью 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Во-вторых, программа должна быть проста в использовании. Например, качественный продукт позволяет отправлять отчетность за 3 клика мышкой, а не за 33. Это легко проверить за демо-компьютером, кроме того, некоторые системы можно протестировать на интернет-сайтах разработчиков.

В-третьих, перед отправкой отчетности система в обязательном порядке должна ее проверить. Причем проверка должна быть не только арифметической, но и логической. Проще говоря, хорошая программа и арифметические ошибки в расчетах выявит, и укажет бухгалтеру на недочеты при их составлении (в частности, на отсутствие ИНН сотрудника в форме N 2-НДФЛ). Такую же проверку качественный программный продукт проводит по кодам — операции, инспекции, доходов, а также по ОКАТО. Например, при тестировании программы можно указать в декларации ложный адрес инспекции и проверить, выявит ли программа ошибку.

В-четвертых, качественное программное обеспечение для сдачи отчетности совместимо со многими бухгалтерскими программами.

И наконец, в-пятых, хороший показатель уровня специализированного оператора связи — время, за которое пользователю приходит подтверждение о поступлении отчетности на сервер оператора. От добросовестных операторов подтверждение обычно приходит через несколько секунд после отправки пользователем отчетности. Этот момент особенно важен, ведь обязанность налогоплательщика сдать декларацию считается выполненной в момент получения подтверждения от оператора связи (п. 6.10 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи <1>). На практике же зачастую декларации направляются в инспекцию вечером последнего дня сдачи отчетности.

<1> Утверждены Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705@.

  1. Формы отчетности актуальны и обновляются автоматически. По словам Л.М. Волкова, автоматическое обновление форм отчетности не требует от бухгалтера вообще никаких действий. Обратившись к оператору, бухгалтер может услышать, что формы обновляются автоматически, но нужно нажать несколько кнопок и т.д. По большому счету, это не является автоматическим обновлением, потому что в дальнейшем бухгалтеру самому придется скачивать и устанавливать новые формы. А значит, могут возникнуть проблемы, которые пользователю будет сложно устранить самостоятельно.
  2. Гарантия доставки отчетности — 100%. За этим компании, собственно, и обращаются к специализированным операторам связи. Один из способов проверить потенциального посредника — пообщаться с инспекторами. Они отлично знают, какой оператор может задержать отчетность.
  3. Информация налогоплательщика надежно защищена. Доступа к информации не должен иметь никто, кроме представителей налогоплательщика и инспекции. Здесь нужно обратить внимание на процесс генерации ключей. По закону это должен делать сам клиент. Если же он хочет передоверить данное право оператору, то от клиента требуется письменное заявление. Если оператор, ничего не объясняя, генерирует ключи сам, значит, он не очень-то трепетно относится к защите данных.

Главный бухгалтер столичной компании ООО "Флекслайн-Н" И.М. Шапорова уже достаточно долго пользуется услугами специализированного оператора связи: "Я считаю, что нужно сказать большое спасибо законодателю и операторам за то, что мы имеем возможность таким образом общаться с инспекцией". Но она не скрывает, что при передаче отчетности не всегда бывает все гладко и нужно быть готовыми к неожиданным проблемам. Например, иногда подтверждения о получении декларации от налоговой инспекции можно и не дождаться.

В этом случае И.М. Шапорова рекомендует позвонить в инспекцию и уточнить, прошел ли отчет. Если этого не произошло, придется ехать к специализированному оператору связи за письмом с подтверждением о своевременности сдачи отчета, которое затем нужно будет представить в инспекцию. "Инспекторы должны поставить "живую" отметку на этом документе", — советует И.М. Шапорова.

Сами операторы не отрицают, что при пользовании их системой могут возникать внештатные ситуации. Мы попросили Л.М. Волкова сформулировать несколько универсальных правил, соблюдение которых позволит бухгалтеру избежать нестандартных обстоятельств. Вот что предлагает специалист:

  • не стоит откладывать сдачу отчета на последний день;
  • если с программой возникли проблемы и что-то не ясно, не надо пытаться разобраться самостоятельно, нужно сразу звонить в службу поддержки. Также необходимо обратиться к консультантам, если из инспекции поступил непонятный протокол;
  • желательно иметь резервный канал доступа в Интернет (например, через мобильный телефон). Скорее всего, это не пригодится, да и сдача отчетности через такое телефонное соединение — не самое приятное занятие. Но зато у бухгалтера будет страховка на случай проблем со связью;
  • всегда нужно помнить, когда заканчивается срок действия договора и связанный с ним срок действия сертификата ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП). Не секрет, что зачастую клиенты подключаются к системе электронной отчетности именно в отчетный период, соответственно, срок действия сертификата истекает также в разгар отчетной кампании. В итоге предприятие не может подписывать и шифровать декларации. Ко всему прочему, техническая поддержка специализированного оператора связи наиболее загружена в периоды массовой сдачи отчетности.

Леонид Михайлович считает, что налоговые инспекции технически готовы к приему большего потока электронной отчетности: "Главное, чтобы им не мешали работать так, как они привыкли.

Интернет-отчетность. Какого оператора предпочесть

Периодически появляется информация о возможной замене всего программного обеспечения в налоговых органах, что вызывает опасения. Правда, достоверность такой информации под вопросом".

Главный бухгалтер И.М. Шапорова также слышала, что отдельные налоговые инспекции пытаются работать напрямую с налогоплательщиками, без участия специализированных операторов связи: "Я бы не рискнула переходить на такой способ сдачи отчетности, зная оснащенность налоговых органов".

Действительно, в этом году в некоторых СМИ появилась информация, что ФНС России проводит эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества специализированных операторов связи. Предполагалось, что компании самостоятельно установят программу для передачи данных в инспекцию, приобретут ключ ЭЦП у выбранного инспекторами удостоверяющего центра. После этого организация сможет отправлять отчетность на сервер инспекции. По замыслу налоговых органов это удешевило бы сдачу отчетности для налогоплательщиков.

Однако, как нам сообщили в Главном научно-исследовательском вычислительном центре (ГНИВЦ) ФНС России, налогоплательщик не может самостоятельно отправлять отчетность на сервер инспекции. Ему как минимум нужны: программный продукт, который сформирует эту отчетность, и поддержка этого продукта; возможность получать подтверждения о доставке. Кроме того, необходимо получить ключ ЭЦП. ГНИВЦ ФНС России не планирует выходить на рынок в качестве посредника между налогоплательщиками и инспекциями. Напомним, что уже с 2005 г. этот орган работает только с крупнейшими налогоплательщиками.

Мы обратились к главным бухгалтерам предприятий, уже давно пользующихся услугами специализированных операторов связи, с просьбой назвать плюсы и минусы такого способа сдачи отчетности.

Комментарий специалиста. Д.В. Январева, главный бухгалтер РЦ МЗН "МИЭЛЬ НЕДВИЖИМОСТЬ", Москва.

Явных минусов не вижу. Но письма от инспекторов, процедуры сверки все равно никуда не денутся. Иногда банки при оформлении кредитов требуют отчетность с "живой" отметкой инспекции.

В остальном — одни плюсы. Я просто и быстро отправляю отчетность, но стараюсь не оставлять это на последние часы на случай, если будут проблемы с компьютером или Интернетом. Я забыла, что такое очередь, легко и безо всяких сопроводительных писем сдаю уточненные декларации. Уже не проверяю запас дискет для сдачи отчетности — они больше не нужны. Но самый большой плюс — я в оперативном режиме вижу свою личную карточку в инспекции, а значит, мне не нужно месяцами ждать актов сверки.

Я оплачиваю услуги оператора раз в год и забываю об этом. Ежемесячно получаю по электронной почте акт и счет-фактуру, а затем в течение 10 — 15 дней приходят бумажные экземпляры по почте.

Комментарий специалиста. И.М. Шапорова, главный бухгалтер ООО "Флекслайн-Н", Москва.

Начну с плюсов. Прежде всего — это возможность сдавать отчетность круглосуточно, без перерывов и выходных, а также отсутствие необходимости лично ездить в налоговую инспекцию. Кроме того, в любое время можно позвонить оператору по возникшим вопросам.

Еще можно удаленно провести сверку платежей на уровне распечатки с лицевого счета и уже с вопросами направляться к инспектору. Существенный плюс — автоматическая проверка отчета перед отправкой в инспекцию. Приятно, что имеются постоянно обновляемые бланки отчетности. Для моей организации это не очень большое преимущество, но для малых предприятий, на мой взгляд, это важно. К плюсам отнесу и простоту программы, что, кстати, имеет значение для бухгалтеров без особых навыков работы с компьютером.

Есть и минусы. Так, необходимо постоянно следить за подтверждениями от оператора и инспекции. Иногда в инспекции случаются технические проблемы, и тогда подтверждения от них можно вовсе не дождаться. Сложно бывает дозвониться до технической службы оператора, особенно в период сдачи отчетности. Есть вероятность, что консультант может оказаться человеком без опыта работы, хотя такое бывает крайне редко. Также для сдачи отчетов по телекоммуникационным каналам связи.

И.Е.Зубарева

Корреспондент журнала

"Новое в бухгалтерском учете

и отчетности в РФ"

Представление отчетности в электронной форме в ряде случаев является обязанностью предпринимателя, нарушение которой грозит привлечением к ответственности и доначислением штрафных санкций. Электронная отчетность подается по телекоммуникационным каналам связи через специальных операторов связи.

Электронная сдача отчетности является одним из наиболее удобных и распространённых способов взаимодействия налогоплательщиков и государственных органов. Передача и получение документации в бесконтактной и безбумажной форме осуществляется по специальным каналам связи – телекоммуникационным (далее ТКС) через операторов электронного документооборота (далее ЭДО).

Плюсы сдачи отчетности «по электронке»

  • Дистанционная сдача документов без необходимости личного посещения госорганов;
  • Экономия времени;
  • Возможность направления документации в любое время суток и любой день недели;
  • Проверка направляемой отчетности на соответствие контрольным соотношениям и актуальности формы представляемого расчета (декларации);
  • Возможность получения сообщений, актов налоговых проверок и иных документов, направляемых в адрес налогоплательщика;
  • Конфиденциальность направляемых сведений.

Электронная сдача отчетности в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды в ряде случаев является обязанностью организации или ИП. При ее несоблюдении предприниматель может быть привлечен к ответственности и оштрафован.

Год регистрации

ИФНС

ПФР

ФСС

Декларации и расчеты (кроме декларации по НДС)

Численность сотрудников больше 100

Количество человек, на которых предоставляются сведения, превышает 25

Численность работников, получивших денежные выплаты – более 25

До 2016

Среднесписочная численность работников – более 100

Среднесписочная численность сотрудников, получивших выплаты – более 25

Не важен

Декларации по НДС

Отчетность по НДФЛ

(2-НДФЛ, 6-НДФЛ)

Количество сотрудников, получивших доходы в проверяемом периоде превысило 25 человек

Электронная сдача отчетности в ПФР

На настоящий момент в Пенсионный фонд плательщик должен отчитываться по 2 формам:

  • СЗВ-М – ежемесячно;
  • РСВ-1 – ежеквартально;

Способы сдачи

  • На бумаге – если среднесписочная численность сотрудников, получивших выплаты, не превысила 25 человек;

    Если организация зарегистрирована в 2016 году, расчеты на бумаге она может сдавать, если количество работников, трудящихся по гражданско-правовым договорам, не превысило 25 человек.

  • «По электронке» – если число сотрудников не превышает 25 человек.

    Сдаем отчетность: по почте, на флешке, бумажном носителе, по ТКС

    В случае нарушения порядка подачи сведений в ПФР по ф. РСВ- 1 с работодателя могут взыскать штраф в размере 200 руб. В отношении расчета СЗВ-М ответственность за подобное нарушение не установлена.

Сроки направления сведений в ПФР

РСВ-1

  • в электронном виде до 20 числа второго месяца, следующего за прошедшим кварталом;
  • на бумаге – до 15 числа второго месяца, следующего за прошедшим кварталом.

СЗВ-М

Вне зависимости от способа сдачи расчет необходимо представить в ПФР до 10 числа каждого месяца.

Электронная отчетность в ФСС

Все работодатели обязаны ежеквартально отчитываться в фонд соцстрахования по форме 4-ФСС.

Способы сдачи

  • На бумаге – если среднесписочная численность сотрудников, получивших выплаты не превысила 25 человек;

    Если организация зарегистрирована в 2016 году, расчет на бумаге она может сдавать, если количество работников, получивших выплаты в отчетном периоде не превысило 25 человек.

  • «По электронке» – если число сотрудников не превышает 25 человек.

    В случае нарушения порядка подачи сведений в ФСС с работодателя могут взыскать штраф в размере 200 руб.

Срок направления сведений в ФСС

  • в электронном виде до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом;
  • на бумаге – до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

Порядок подключения ЭДО

  1. Выбор оператора ЭДО;
  2. Заключение договора на предоставление услуг ЭДО;
  3. Получение усиленной ЭЦП;
  4. Установка ПО (программного обеспечения);
  5. Уведомление ИФНС по месту учета и ПФР о переходе на электронный документооборот.

Выбор оператора ЭДО

Оператором ЭДО (электронного документооборота) является организация, предоставляющая услуги по передаче документации от абонента до государственного органа (и обратно) в электронной форме по ТКС. К указанным организациям предъявляются особые требования, включающие, в том числе, заключение договора с УФНС России по тому региону, в котором осуществляется деятельность оператора ЭДО. Перечень компаний, предоставляющих услуги ЭДО, действующих по месту регистрации юридического лица или ИП, можно найти на сайте ФНС РФ.

Заключение договора на предоставление услуг ЭДО

После того как оператор связи выбран, необходимо обратиться к нему с заявлением на подключение к ТКС.

После получения оператором ЭДО заявления, в течение 3-х дней Вам будет предоставлен пакет документов на подпись, для подключения и обслуживания в системе ЭДО.

Когда документы будут заполнены, необходимо оплатить выставленный оператором счет и приложить оплаченную платежку к основному пакету документов.

Получение ЭЦП

Для того чтобы получить усиленную ЭЦП необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень данных центров приведен на сайте Минкомсвязи.

Для получения сертификата ЭЦП в центр необходимо представить следующие документы:

Физические лица (ИП)

Юридические лица

  • Устав;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • Выписка из ЕГРЮЛ

В случае если желания самостоятельно заниматься получением ЭЦП нет, можно оформить заявление и доверенность на изготовление и получение сертификата ЭЦП представителем оператора ЭДО.

Установка программного обеспечения

После того, как оператором связи будет предоставлено программное обеспечение, его необходимо будет установить на компьютер, имеющий выход в Интернет.

Уведомление государственных органов о переходе на электронную отчетность

Когда все действия по подключению к системе ТКС будут выполнены, абоненту необходимо будет направить заявление в ИФНС и ПФР по месту учета о переходе на электронную форму сдачи отчетности. В ПФР также необходимо будет заключить специальное соглашение с Управлением Пенсионного Фонда того региона, в котором поставлен на учет абонент.

Разобрав вкратце, как происходит подключение к ТКС, когда предприниматель обязан сдавать электронную отчетность и как это происходит, подведем итоги вышесказанному.

  • Отчитываться «по электронке» обязаны юридические лица и ИП, численность сотрудников которых превышает законодательно установленный лимит;
  • Плательщики общей системы налогообложения в обязательном порядке должны подавать декларацию по НДС в электронной форме, независимо от количества работников;
  • Для того чтобы перейти на ЭДО организация или ИП должны проинформировать об этом ИФНС и ПФР по месту учета, а в Пенсионном фонде должны еще заключить соглашение о переходе на ЭДО;
  • В настоящее время способ сдачи документов в безбумажной форме набирает все большую популярность из-за экономии большого количества времени на отправку, отсутствие необходимости посещения госорганов и возможности направления отчетности в любое время суток и день недели, будь-то выходной или праздник.

Полезный сервис:Онлайн-сервис «Мое дело» — формирование онлайн отчетности в налоговую.

Петр Столыпин, 2016-05-31

Васильева Наталья

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Справочные материалы по теме



Сохраните статью в социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *