Персонифицированный учет

Содержание

31 Май 2010 08:58

Нормативно-правовая база

Основными документами, регулирующими порядок представления индивидуальных (персонифицированных) сведений в ПФР, являются:

— Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ);

— Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (далее — Инструкция N 318). Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция N 987н), которая будет действовать с даты признания утраты силы Инструкции N 318. На момент написания статьи документа, отменяющего действие положений этой Инструкции, не было издано. Поскольку Инструкция N 987н разработана, утверждена и в скором времени вступит в силу, в данной статье будем уже опираться на ее отдельные нормы;

— Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (далее — Постановление N 192п).

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Что следует понимать под индивидуальным (персонифицированным) учетом? Как указано в ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством.

К сведению. Под застрахованным лицом следует, в частности, понимать лицо, работающее по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по авторскому и лицензионному договору, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Страхователями, в свою очередь, например, являются учреждения, производящие выплаты физическим лицам (ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ).

Согласно п. 7 Инструкции N 987н индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

а) регистрацию застрахованных лиц;

б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также об иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц и внесение их в лицевые счета;

в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;

г) направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

д) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Представление индивидуальных сведений. Согласно п. 8 Инструкции N 987н каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. Под регистрацией застрахованного лица следует понимать открытие индивидуального лицевого счета и выдачу ему страхового свидетельства. С даты открытия лицевого счета указанное лицо считается зарегистрированным в ПФР.

Индивидуальные сведения по зарегистрированным лицам представляются учреждениями-страхователями в установленные сроки в письменной или электронной форме.

Представление индивидуальных сведений действующими и вновь созданными учреждениями, среднесписочная численность которых превышает 50 человек, может осуществляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи). При этом должны быть обеспечены гарантия их достоверности и защита от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее — Федеральный закон N 1-ФЗ).

Обратите внимание! С 01.01.2011 учреждения индивидуальные сведения о 50 работающих у него застрахованных лиц и более за предшествующий отчетный период должны представлять в электронной форме (п. 58 Инструкции N 987н).

Индивидуальные сведения о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц, об их страховом стаже представляются на основании данных бухгалтерского учета, приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, и заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.

Индивидуальные сведения представляются в территориальные органы ПФР по формам, утвержденным Постановлением N 192п.

Перечень документов, представляемых в ПФР. Учреждениям за первую половину 2010 г. предстоит заполнить и представить в ПФР следующие документы:

а) индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за страхованного лица:

— по форме СЗВ-4-1 — при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице "Стаж работы за отчетный период", либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т.д.;

— по форме СЗВ-4-2 (списочная форма) — при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите "Территориальные условия" формы АДВ-6-1;

б) опись документов, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-1;

в) ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11;

г) список застрахованных лиц, составленный в произвольной форме.

Постановлением N 192п утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета (далее — Инструкция по заполнению форм). В ней перечислены реквизиты форм, указано на то, как правильно их заполнять, на обязательность (необязательность) заполнения реквизитов.

Заполнение формы СЗВ-4-1. Форма СЗВ-4-1 состоит из четырех разделов, в которых указываются:

— сведения о страхователе;

— сведения за расчетный период о застрахованном лице;

— стаж работы за расчетный период;

— сведения за расчетный период о застрахованном лице в целом по страхователю (включая обособленные подразделения).

В разделе "Сведения о страхователе" отражаются номер страхователя, под которым он зарегистрирован в территориальном отделении ПФР, и его краткое наименование. В поле "Расчетный период" указывается год, за который представляются сведения.

В разделе "Сведения за расчетный период о застрахованном лице" в специальные ячейки страхователем заносятся страховой номер индивидуального лицевого счета согласно страховому свидетельству и Ф.И.О. работника в именительном падеже. Причем ячейка "Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета" не подлежит заполнению, если место регистрации работника не изменилось за истекший год или сведения подаются на сотрудника не впервые.

Графа "Сумма начисленных страховых взносов" заполняется в рублях и копейках отдельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии на основании данных индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Графа "Продолжительность периода" заполняется в том случае, если работник в отчетном году болел или брал отпуск за свой счет. Эти данные приводят в месяцах и днях в соответствии с листками временной нетрудоспособности и приказами об отпусках без сохранения зарплаты.

Обратите внимание! В совместном Письме от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П ПФР и ФСС рекомендовали плательщикам страховых взносов использовать в работе образец формы карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Для заполнения раздела "Стаж работы за расчетный период" может понадобиться несколько строк, если:

— в течение года человек увольнялся и вновь нанимался на работу к одному и тому же работодателю;

— менялись условия труда, что отражено в документах;

— в силу специфики деятельности работника невозможно обозначить конкретные периоды, когда он пребывал в особых или вредных условиях труда;

— законодательство предусматривает льготный порядок исчисления стажа в соответствии с помесячным учетом отработанного времени.

В разделе "Стаж работы за расчетный период":

— указывают начальную и конечную даты рабочего стажа (в случае досрочного назначения пенсии);

— такие графы, как "Территориальные условия" и "Особые условия труда", заполняются по необходимости.

Персонифицированный учет с какого года начался

В них вписывают соответствующий код, обозначенный в Приложении 1 к Инструкции по заполнению форм;

— в графе "Исчисление страхового стажа" — две колонки. В первой указывают коды основания, а во второй — количество календарных месяцев и дней, отработанных в особых условиях;

— графа "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" тоже разбита на две колонки. В первой указывают коды основания, а во второй — дополнительные сведения (по обстоятельствам).

Заполнение формы СЗВ-4-2. Как уже было указано выше, данную форму работодатели подают в территориальные отделения ПФР на работников, не имеющих оснований для досрочного получения трудовой пенсии или рабочих периодов, которые требуется выделять. Как правило, в ней содержится информация о большинстве работников.

Форма СЭВ-4-2 состоит из двух разделов:

— "Сведения о страхователе";

— "Сведения за расчетный период о застрахованных лицах".

Их заполнение аналогично заполнению первых двух разделов формы СЗВ-4-1.

Формирование пачек документов. Заполненные формы индивидуальных (персонифицированных) сведений группируют в пачки. В каждую пачку может входить не более 200 документов. В свою очередь, для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных лиц не должно превышать 200 человек (п. 6 Инструкции по заполнению форм). При этом в состав пачки могут входить документы только одного наименования (п. 10 Инструкции по заполнению форм).

Согласно п. 11 Инструкции по заполнению форм индивидуальные сведения формируют в отдельные пачки:

— по застрахованным лицам, которые выходят на пенсию;

— по различным категориям застрахованных лиц;

— содержащие корректирующие сведения;

— содержащие отменяющие сведения.

Пачки составляют следующим образом. Сверху должна находиться опись по форме АДВ-6-1, потом список застрахованных лиц, составленный произвольно, и затем сами формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2.

Пунктом 12 Инструкции по заполнению форм предусмотрен следующий порядок оформления пачки:

— пачка прошивается и пронумеровывается;

— концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны пачки, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который ставится печать организации и делается надпись: "В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью ____ листов";

— к пачке прикладывается список застрахованных лиц, на которых представляются сведения; указанный список составляется в произвольной форме и брошюруется в пачке после описи;

— все документы, входящие в пачку, заверяются печатью организации и подписью руководителя, проставляемыми на описи, которая дополняется словами: "Заверяю, что содержание всех документов, входящих в пачку, состоящую из вышеприведенного числа форм, верно".

Заполнение формы АДВ-6-1. После заполнения индивидуальных сведений и разложения их по пачкам следует сформировать опись документов по форме АДВ-6-1, которая составляется на каждую пачку индивидуальных сведений.

В этой форме предстоит заполнить реквизиты страхователя (регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП, наименование организации), а также указать число листов в пачке.

Правила заполнения этой формы представлены в п. 32 Инструкции по заполнению форм.

Когда в пачке сформированы индивидуальные сведения по форме СЭВ-4-1, в форме АДВ-6-1 следует заполнить графу "Количество документов в пачке", при этом графа "Число застрахованных лиц, представленных в пачке" в этом случае не заполняется.

В форме АДВ-6-1, прилагающейся к пачке с индивидуальными сведениями, заполненными по форме СЭВ-4-2, следует заполнить графы "Количество документов в пачке" и "Число застрахованных лиц, представленных в пачке".

Заполнение формы АДВ-11. Форма предназначена для отражения данных о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование за расчетный период и задолженности по ним на начало и конец этого периода.

В п. 48 Инструкции по заполнению форм представлен порядок занесения сведений в форму АДВ-11.

Кроме реквизитов страхователя, предусмотренных этой формой, в ней указывают число пачек документов по формам СЭВ-4-1 и СЭВ-4-2, общую численность работников, дату представления данных персонифицированного учета в отделения ПФР и коды основного и дополнительного тарифов.

Таблицу "Задолженность по уплате страховых взносов на начало расчетного периода" формы АДВ-11 заполняют учреждения, имеющие задолженность за прошлые годы, причем как просроченную, так и текущую. Суммы указывают отдельно за каждый год с разбивкой на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также по дополнительному тарифу.

В таблице "Начислено страховых взносов за расчетный период" формы АДВ-11 учреждения должны указать суммы страховых взносов, начисленных за соответствующий период 2010 г.

Перечисленную в ПФР сумму страховых взносов отражают в таблице "Уплачено страховых взносов в расчетном периоде". В ней указываются взносы, уплаченные как за расчетный период, так и в счет погашения задолженности прошлых лет. Данные об уплате взносов отражают отдельно по каждому году.

В таблице "Задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода" подводятся итоги по расчетам с ПФР.

Порядок учета индивидуальных сведений

Подготовленные в вышерассмотренном порядке сведения представляются в органы ПФР.

Согласно п. 61 Инструкции N 987н территориальный орган Фонда ежеквартально:

а) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом:

— осуществляет прием от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений;

— производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетный период с аналогичными данными, учтенными в базе данных территориального органа Фонда. По результатам сверки территориальный орган составляет и передает страхователю протокол к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

б) до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом, проверяет правильность заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, представленных страхователями, производящими выплаты физическим лицам;

в) до 1-го числа четвертого календарного месяца, следующего за отчетным периодом, вносит в лицевые счета:

— индивидуальные сведения за истекший отчетный период, представленные страхователями, производящими выплаты физическим лицам;

— сведения о поступивших от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, страховых взносах за застрахованное лицо.

Информирование застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов

Согласно п. 63 Инструкции N 987н ПФР ежегодно направляет (в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта получения):

а) до 1 сентября застрахованным лицам, за которых уплачиваются либо уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, а также уплачивающим либо уплачивавшим дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 56-ФЗ, информацию:

— о состоянии специальной части лицевого счета;

— о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

— о правах, которые имеют застрахованные лица при формировании и инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ;

— о праве застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений согласно Федеральному закону N 56-ФЗ.

По заявлению застрахованного лица информация может направляться ему в электронной форме, при этом юридическая сила указанных сведений должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом N 1-ФЗ;

б) до 31 декабря застрахованным лицам, за которых уплачиваются страховые взносы только на страховую часть трудовой пенсии, сведения о состоянии лицевого счета.

Контроль за достоверностью представленных сведений

Контроль за достоверностью индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, осуществляется территориальными органами ПФР. Он обеспечивается путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений (п. 40 Инструкции N 987н).

Так, по запросу территориального органа ПФР страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

В случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (п. 41 Инструкции N 987н). После получения уведомления учреждение в двухнедельный срок представляет в территориальный орган Фонда уточненные данные.

Если учреждение по истечении установленного срока не устранило имеющиеся расхождения, территориальный орган ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и об уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган ПФР по заявлению застрахованного лица и на основании представленных им документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Главная — Документы

Справки, выдаваемые работодателем увольняющемуся работнику

Законодательством предусмотрена обязанность работодателя выдавать работнику при увольнении определенные справки. Одни справки выдаются обязательно, другие — по запросу работника.

Порядок выдачи документов (их копий), связанных с работой, регулируется ст. 62 ТК РФ. По правилам данной статьи работник должен представить работодателю письменное заявление, содержащее запрос на получение соответствующих справок, документов или их копий. В свою очередь, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления выдать работнику:

  • копии документов, связанных с работой (приказов о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении);
  • выписки из трудовой книжки;
  • справки о заработной плате, начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, периоде работы у данного работодателя и др.

Документы по запросу работника оформляются разными службами организации: справки по форме 2-НДФЛ, о заработной плате, начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование выдает бухгалтерия, а справку о периоде работы у данного работодателя — отдел кадров.

Приведем образец заполнения письменного запроса о выдаче справок.

Рассмотрим детально порядок выдачи отдельных справок.

Справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующие году прекращения работы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" работодатель обязан выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС не начислялись.

Справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующие году прекращения работы (службы, иной деятельности), составляется по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н.

Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в день увольнения застрахованного лица или в день прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, предусмотренные абз. 1 данного пункта, и получить от него письменное подтверждение передачи ему этих сведений.

Необходимая информация содержится в разд. 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" расчета по форме РСВ-1 ПФР (утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п). В этом разделе указываются сведения о работнике за отчетный период, в котором тот уволился: с начала текущего года по дату увольнения.

При представлении сведений следует руководствоваться Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее — Инструкция N 987н).

Для выполнения требования абз. 3 п. 4 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и п. 35 Инструкции N 987н (получить от работника письменное подтверждение того, что ему передали сведения) можно предусмотреть подпись работника на экземпляре разд. 6 расчета по форме РСВ-1 ПФР, который остается в организации. Зафиксировать передачу работнику сведений можно также в журнале учета выданных справок.

Справка о среднем заработке

Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы необходима бывшему работнику в том случае, если после увольнения он не может трудоустроиться. В такой ситуации гражданин имеет право встать на учет в центре занятости (п. 2 ст. 3 Закона РФ N 1032-1). Указанная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 33 Закона РФ N 1032-1).

Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 были утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, а также Правила регистрации безработных граждан.

Справка о среднем заработке за последние три месяца включена в пакет документов, необходимых при постановке гражданина на регистрационный учет, а также для выплаты ему пособия по безработице (п. п. 4, 7 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, п.

Персонифицированный учет

4 Правил регистрации безработных граждан).

Для получения справки работнику нужно подать заявление. Причем он может обратиться за данной справкой уже после увольнения. Приведем образец такого заявления.

Что касается формы справки, на законодательном уровне она не утверждена. Составляя ее в произвольной форме, работодатели не всегда указывают всю необходимую центру занятости информацию.

Для обеспечения единых подходов при постановке граждан на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы Минтруд Письмом от 15.08.2016 N 16-5/В-421 направил для использования в работе рекомендованную форму справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Итак, специалисты ведомства рекомендовали форму справки, в которую включены следующие реквизиты:

  • наименование организации (ИНН, код ОКВЭД);
  • средний заработок за последние три месяца цифрами и прописью;
  • продолжительность оплачиваемой работы за последние 12 месяцев, а также сведения об условиях работы (полном или неполном рабочем дне);
  • информация о наличии в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, периодов, не включенных во время оплачиваемой работы (отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет, отпуска без сохранения заработной платы, времени простоя, времени вынужденного прогула по вине работника, временной нетрудоспособности, в том числе отпуска по беременности и родам, и других периодов, когда заработная плата не выплачивалась);
  • основание для выдачи справки (лицевые счета, платежные документы);
  • подписи руководителя и главного бухгалтера организации, печати организации.

Рекомендовано составлять данную справку на фирменном бланке компании или проставлять в верхнем левом углу штамп организации с указанием юридического адреса.

На что следует обратить внимание при заполнении справки в ситуации, когда сотрудник работал в организации на условиях неполного рабочего времени? В рекомендованной Минтрудом форме справки содержится специальное поле для указания информации о работе на условиях неполного рабочего дня (недели). При этом следует отразить:

  • количество рабочих часов в день и количество рабочих дней;
  • период привлечения к работе на таких условиях;
  • статью ТК РФ, на основании которой установлен неполный рабочий день (неделя).

Если работодатель будет оформлять справку не по рекомендованной форме, соответствующую информацию также надо указать.

Если справка оформляется по форме, утвержденной в регионе, возможно, потребуется информация о периодах работы на условиях неполного рабочего времени с пересчетом на полный рабочий день (неделю). Например, если сотрудник работал на условиях неполного рабочего времени четыре часа в день (20 часов в неделю при нормальной продолжительности рабочей недели 40 часов), в результате пересчета получится 1/2 недели.

Когда нужно выдать справку о среднем заработке, если работник представил заявление в день увольнения? По правилу, установленному ст. 62 ТК РФ, на основании письменного заявления работника работодатель обязан выдать ему копии документов, связанных с работой (в том числе справки о заработке), в течение трех рабочих дней. Однако согласно ст. 84.1 ТК РФ, которой руководствуются при оформлении прекращения трудовых отношений, в день расторжения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, произвести с ним расчет, а также по его письменному заявлению выдать заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Поскольку к таким документам относится и справка о заработке, при наличии заявления работника выдать ее надо в день увольнения.

Предоставление работнику справки о полученных доходах по форме 2-НДФЛ

Согласно п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время действует форма справки 2-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.

Как видим, НК РФ установлена обязанность работодателя выдавать справку по форме 2-НДФЛ только по заявлению работника.

В Письме от 21.06.2016 N 03-04-05/36096 Минфин уточнил, что НК РФ не предусмотрена ответственность налогового агента за невыдачу указанной справки.

Вместе с тем чиновники финансового ведомства отметили, что обязанность предоставления документов, связанных с работой (в том числе справки о полученных доходах и удержанных суммах НДФЛ), установлена в ст. 62 ТК РФ.

Вывод о том, что вопрос предоставления налоговым агентом физическому лицу справки по форме 2-НДФЛ относится к правоотношениям между работодателем и работником, содержится и в Письме Минфина России от 26.08.2016 N 03-04-05/50030.

Финансисты обратили внимание, что установление срока выдачи налоговым агентом физическим лицам справок о полученных доходах не относится к предмету правового регулирования НК РФ.

Увольняющемуся работнику справку 2-НДФЛ нужно выдать в последний день работы (ст. 84.1 ТК РФ).

* * *

В заключение перечислим основные правила предоставления увольняющемуся работнику справок:

  • документы, связанные с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику бесплатно;
  • в обязательном порядке при увольнении работнику выдаются справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующие году прекращения работы, и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах;
  • работодатель должен получить от увольняющегося работника письменное подтверждение передачи ему сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах;
  • справка по форме 2-НДФЛ, справка для службы занятости о среднем заработке и другие справки выдаются по письменному запросу работника;
  • все справки необходимо выдать работнику в день увольнения.

Январь 2017 г.

31 Май 2010 08:58

Нормативно-правовая база

Основными документами, регулирующими порядок представления индивидуальных (персонифицированных) сведений в ПФР, являются:

— Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ);

— Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" (далее — Инструкция N 318). Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция N 987н), которая будет действовать с даты признания утраты силы Инструкции N 318. На момент написания статьи документа, отменяющего действие положений этой Инструкции, не было издано. Поскольку Инструкция N 987н разработана, утверждена и в скором времени вступит в силу, в данной статье будем уже опираться на ее отдельные нормы;

— Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (далее — Постановление N 192п).

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Что следует понимать под индивидуальным (персонифицированным) учетом? Как указано в ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет — это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством.

К сведению. Под застрахованным лицом следует, в частности, понимать лицо, работающее по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по авторскому и лицензионному договору, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Страхователями, в свою очередь, например, являются учреждения, производящие выплаты физическим лицам (ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ).

Согласно п. 7 Инструкции N 987н индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

а) регистрацию застрахованных лиц;

б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также об иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц и внесение их в лицевые счета;

в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;

г) направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

д) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Представление индивидуальных сведений. Согласно п. 8 Инструкции N 987н каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. Под регистрацией застрахованного лица следует понимать открытие индивидуального лицевого счета и выдачу ему страхового свидетельства. С даты открытия лицевого счета указанное лицо считается зарегистрированным в ПФР.

Индивидуальные сведения по зарегистрированным лицам представляются учреждениями-страхователями в установленные сроки в письменной или электронной форме.

Представление индивидуальных сведений действующими и вновь созданными учреждениями, среднесписочная численность которых превышает 50 человек, может осуществляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи). При этом должны быть обеспечены гарантия их достоверности и защита от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее — Федеральный закон N 1-ФЗ).

Обратите внимание! С 01.01.2011 учреждения индивидуальные сведения о 50 работающих у него застрахованных лиц и более за предшествующий отчетный период должны представлять в электронной форме (п. 58 Инструкции N 987н).

Индивидуальные сведения о заработной плате (доходе), начисленных и уплаченных страховых взносах за застрахованных лиц, об их страховом стаже представляются на основании данных бухгалтерского учета, приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, и заверяются подписью руководителя и печатью учреждения.

Индивидуальные сведения представляются в территориальные органы ПФР по формам, утвержденным Постановлением N 192п.

Перечень документов, представляемых в ПФР. Учреждениям за первую половину 2010 г. предстоит заполнить и представить в ПФР следующие документы:

а) индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за страхованного лица:

— по форме СЗВ-4-1 — при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице "Стаж работы за отчетный период", либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т.д.;

— по форме СЗВ-4-2 (списочная форма) — при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите "Территориальные условия" формы АДВ-6-1;

б) опись документов, передаваемых страхователем в ПФР, по форме АДВ-6-1;

в) ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11;

г) список застрахованных лиц, составленный в произвольной форме.

Постановлением N 192п утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета (далее — Инструкция по заполнению форм). В ней перечислены реквизиты форм, указано на то, как правильно их заполнять, на обязательность (необязательность) заполнения реквизитов.

Заполнение формы СЗВ-4-1. Форма СЗВ-4-1 состоит из четырех разделов, в которых указываются:

— сведения о страхователе;

— сведения за расчетный период о застрахованном лице;

— стаж работы за расчетный период;

— сведения за расчетный период о застрахованном лице в целом по страхователю (включая обособленные подразделения).

В разделе "Сведения о страхователе" отражаются номер страхователя, под которым он зарегистрирован в территориальном отделении ПФР, и его краткое наименование. В поле "Расчетный период" указывается год, за который представляются сведения.

В разделе "Сведения за расчетный период о застрахованном лице" в специальные ячейки страхователем заносятся страховой номер индивидуального лицевого счета согласно страховому свидетельству и Ф.И.О. работника в именительном падеже. Причем ячейка "Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета" не подлежит заполнению, если место регистрации работника не изменилось за истекший год или сведения подаются на сотрудника не впервые.

Графа "Сумма начисленных страховых взносов" заполняется в рублях и копейках отдельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии на основании данных индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Графа "Продолжительность периода" заполняется в том случае, если работник в отчетном году болел или брал отпуск за свой счет. Эти данные приводят в месяцах и днях в соответствии с листками временной нетрудоспособности и приказами об отпусках без сохранения зарплаты.

Обратите внимание! В совместном Письме от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П ПФР и ФСС рекомендовали плательщикам страховых взносов использовать в работе образец формы карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

Для заполнения раздела "Стаж работы за расчетный период" может понадобиться несколько строк, если:

— в течение года человек увольнялся и вновь нанимался на работу к одному и тому же работодателю;

— менялись условия труда, что отражено в документах;

— в силу специфики деятельности работника невозможно обозначить конкретные периоды, когда он пребывал в особых или вредных условиях труда;

— законодательство предусматривает льготный порядок исчисления стажа в соответствии с помесячным учетом отработанного времени.

В разделе "Стаж работы за расчетный период":

— указывают начальную и конечную даты рабочего стажа (в случае досрочного назначения пенсии);

— такие графы, как "Территориальные условия" и "Особые условия труда", заполняются по необходимости. В них вписывают соответствующий код, обозначенный в Приложении 1 к Инструкции по заполнению форм;

— в графе "Исчисление страхового стажа" — две колонки. В первой указывают коды основания, а во второй — количество календарных месяцев и дней, отработанных в особых условиях;

— графа "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" тоже разбита на две колонки. В первой указывают коды основания, а во второй — дополнительные сведения (по обстоятельствам).

Заполнение формы СЗВ-4-2. Как уже было указано выше, данную форму работодатели подают в территориальные отделения ПФР на работников, не имеющих оснований для досрочного получения трудовой пенсии или рабочих периодов, которые требуется выделять. Как правило, в ней содержится информация о большинстве работников.

Форма СЭВ-4-2 состоит из двух разделов:

— "Сведения о страхователе";

— "Сведения за расчетный период о застрахованных лицах".

Их заполнение аналогично заполнению первых двух разделов формы СЗВ-4-1.

Формирование пачек документов. Заполненные формы индивидуальных (персонифицированных) сведений группируют в пачки. В каждую пачку может входить не более 200 документов. В свою очередь, для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных лиц не должно превышать 200 человек (п. 6 Инструкции по заполнению форм). При этом в состав пачки могут входить документы только одного наименования (п.

Подготовка сведений персонифицированного учета за 2004 год

10 Инструкции по заполнению форм).

Согласно п. 11 Инструкции по заполнению форм индивидуальные сведения формируют в отдельные пачки:

— по застрахованным лицам, которые выходят на пенсию;

— по различным категориям застрахованных лиц;

— содержащие корректирующие сведения;

— содержащие отменяющие сведения.

Пачки составляют следующим образом. Сверху должна находиться опись по форме АДВ-6-1, потом список застрахованных лиц, составленный произвольно, и затем сами формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2.

Пунктом 12 Инструкции по заполнению форм предусмотрен следующий порядок оформления пачки:

— пачка прошивается и пронумеровывается;

— концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны пачки, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который ставится печать организации и делается надпись: "В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью ____ листов";

— к пачке прикладывается список застрахованных лиц, на которых представляются сведения; указанный список составляется в произвольной форме и брошюруется в пачке после описи;

— все документы, входящие в пачку, заверяются печатью организации и подписью руководителя, проставляемыми на описи, которая дополняется словами: "Заверяю, что содержание всех документов, входящих в пачку, состоящую из вышеприведенного числа форм, верно".

Заполнение формы АДВ-6-1. После заполнения индивидуальных сведений и разложения их по пачкам следует сформировать опись документов по форме АДВ-6-1, которая составляется на каждую пачку индивидуальных сведений.

В этой форме предстоит заполнить реквизиты страхователя (регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП, наименование организации), а также указать число листов в пачке.

Правила заполнения этой формы представлены в п. 32 Инструкции по заполнению форм.

Когда в пачке сформированы индивидуальные сведения по форме СЭВ-4-1, в форме АДВ-6-1 следует заполнить графу "Количество документов в пачке", при этом графа "Число застрахованных лиц, представленных в пачке" в этом случае не заполняется.

В форме АДВ-6-1, прилагающейся к пачке с индивидуальными сведениями, заполненными по форме СЭВ-4-2, следует заполнить графы "Количество документов в пачке" и "Число застрахованных лиц, представленных в пачке".

Заполнение формы АДВ-11. Форма предназначена для отражения данных о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование за расчетный период и задолженности по ним на начало и конец этого периода.

В п. 48 Инструкции по заполнению форм представлен порядок занесения сведений в форму АДВ-11.

Кроме реквизитов страхователя, предусмотренных этой формой, в ней указывают число пачек документов по формам СЭВ-4-1 и СЭВ-4-2, общую численность работников, дату представления данных персонифицированного учета в отделения ПФР и коды основного и дополнительного тарифов.

Таблицу "Задолженность по уплате страховых взносов на начало расчетного периода" формы АДВ-11 заполняют учреждения, имеющие задолженность за прошлые годы, причем как просроченную, так и текущую. Суммы указывают отдельно за каждый год с разбивкой на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также по дополнительному тарифу.

В таблице "Начислено страховых взносов за расчетный период" формы АДВ-11 учреждения должны указать суммы страховых взносов, начисленных за соответствующий период 2010 г.

Перечисленную в ПФР сумму страховых взносов отражают в таблице "Уплачено страховых взносов в расчетном периоде". В ней указываются взносы, уплаченные как за расчетный период, так и в счет погашения задолженности прошлых лет. Данные об уплате взносов отражают отдельно по каждому году.

В таблице "Задолженность по уплате страховых взносов на конец расчетного периода" подводятся итоги по расчетам с ПФР.

Порядок учета индивидуальных сведений

Подготовленные в вышерассмотренном порядке сведения представляются в органы ПФР.

Согласно п. 61 Инструкции N 987н территориальный орган Фонда ежеквартально:

а) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом:

— осуществляет прием от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений;

— производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетный период с аналогичными данными, учтенными в базе данных территориального органа Фонда. По результатам сверки территориальный орган составляет и передает страхователю протокол к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

б) до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом, проверяет правильность заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, представленных страхователями, производящими выплаты физическим лицам;

в) до 1-го числа четвертого календарного месяца, следующего за отчетным периодом, вносит в лицевые счета:

— индивидуальные сведения за истекший отчетный период, представленные страхователями, производящими выплаты физическим лицам;

— сведения о поступивших от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, страховых взносах за застрахованное лицо.

Информирование застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов

Согласно п. 63 Инструкции N 987н ПФР ежегодно направляет (в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта получения):

а) до 1 сентября застрахованным лицам, за которых уплачиваются либо уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, а также уплачивающим либо уплачивавшим дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 56-ФЗ, информацию:

— о состоянии специальной части лицевого счета;

— о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

— о правах, которые имеют застрахованные лица при формировании и инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 31 Федерального закона N 111-ФЗ;

— о праве застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений согласно Федеральному закону N 56-ФЗ.

По заявлению застрахованного лица информация может направляться ему в электронной форме, при этом юридическая сила указанных сведений должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом N 1-ФЗ;

б) до 31 декабря застрахованным лицам, за которых уплачиваются страховые взносы только на страховую часть трудовой пенсии, сведения о состоянии лицевого счета.

Контроль за достоверностью представленных сведений

Контроль за достоверностью индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, осуществляется территориальными органами ПФР. Он обеспечивается путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений (п. 40 Инструкции N 987н).

Так, по запросу территориального органа ПФР страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

В случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган ПФР направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений (п. 41 Инструкции N 987н). После получения уведомления учреждение в двухнедельный срок представляет в территориальный орган Фонда уточненные данные.

Если учреждение по истечении установленного срока не устранило имеющиеся расхождения, территориальный орган ПФР принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и об уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Если страхователь был ликвидирован, территориальный орган ПФР по заявлению застрахованного лица и на основании представленных им документов принимает решение о дополнении (уточнении) лицевого счета застрахованного лица и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2015 г. №2 (далее – приказ) внесены изменения в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённые приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. №290н (далее – правила).

Согласно изменениям (п. 13 правил)– личные карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты могут вестись в электронной форме при обязательной персонификации работника. Работодатель также может организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования).

Персонифицированный учет в пенсионном фонде: особенности

При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учёта выдачи СИЗ.

Вендинговое оборудование – информационная автоматическая система для хранения, учета выдачи и обработки данных для ведения личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты в электронном виде, синхронизированная с АСУ организации со считывателем электронных карт для персонификации работника.

В приказе также указано, что работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, способные воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют. Согласно приказу руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов).

ЧТО УКАЗЫВАТЬ В КАРТОЧКЕ УЧЕТА ВЫДАЧИ СИЗ, КОТОРАЯ ВЕДЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ВМЕСТО ЛИЧНОЙ ПОДПИСИ РАБОТНИКА?

Электронная форма карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты.

В электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором имеется личная подпись работника.

Следовательно, в электронной форме карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором присутствует личная подпись работника.

В Федеральном законе от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования указано, что слова индивидуальный и персонифицированный употребляются как синонимы.

Значит, карточки учета выдачи СИЗ в электронной форме должны быть оформлены на каждого работника с указанием сведений о нём.

Это и будет персонификация работника, т. е. указание конкретных сведений о конкретном работнике (персоне).

материал от 12 октября 2015 года

Тема 7.

Системе пенсионного персонифицированного учета – 15 лет

Организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования

Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

а) регистрацию застрахованных лиц;

б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц, и внесение их в лицевые счета; в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;

г) направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

д) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

— создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов;

— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, «определения тарифа страховых взносов, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах:

— единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

— всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

— использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного страхования, в том числе для реализации пенсионных нрав в соответствия с законодательством Российской Федерации в профессиональных пенсионных системах;

— соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;

— осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

Можно выделить следующие этапы реализации законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете:

— регистрация граждан, проживающих на территории РФ и достигших возраста 14 лет, в системе обязательного пенсионного страхования;

— выдача застрахованным лицам территориальными органами ПФР страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования;

— открытие ПФР индивидуальных лицевых счетов с постоянным страховым номером;

— прием индивидуальных сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы в ПФР;

— ввод в индивидуальный лицевой счет принятых данных о застрахованном лице;

— работа по назначению и перерасчету пенсии на основании сведений персонифицированного учета;

— информирование застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов;

— выдача застрахованным лицам пенсионных книжек и пополнение их содержания путем включения в них ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В Федеральном законе об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» употребляются следующие основные понятия:

— застрахованное лицо — лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которое уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ;

— страхователи — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в РФ); родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Органы службы занятости в отношении безработных, а также организации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, приравнены к понятию «страхователи»;

— физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, — застрахованные лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в РФ); страховые взносы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в ПФР за застрахованных лиц — работников, являющихся субъектами профессиональных пенсионных систем, для реализации ими пенсионных прав;

— индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ;

— индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств 1 вычислительной техники в органах ПФР, содержащий предусмотренные настоящим законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы ПФР;

— специальная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— профессиональная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица — субъекта профессиональной пенсионной системы, в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законом;

— профессиональный стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями. труда, в течение которых в его пользу страхователем вались страховые взносы в ПФР.

§ 3.2. Персонифицированный учет

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании, составляет Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 г., № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»60. Этот Закон вступил в действие с 1 января 2001 г. — сначала на территориях отдельных административно-территориальных единиц Республики Беларусь, определенных Советом Министров Республики Беларусь, а с 1 января 2003 г. — на всей территории нашего государства.

В ст. 3 названного закона указано, что целями персонифицированного учета являются:

  • обеспечение достоверности сведений о страховом стаже застрахованного лица, выплатах (доходе), на которые начислены страховые взносы, и страховых взносах;
  • создание информационной базы для назначения пенсий и пособий;
  • информационное обеспечение процесса прогнозирования расходов на выплату пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, определение размеров страховых взносов, расчет макроэкономических показателей, касающихся государственного социального страхования;
  • повышение заинтересованности в уплате страховых взносов;
  • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий застрахованным лицам.

Персонифицированный учет основывается на принципах:

  • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и учета сведений о застрахованных лицах;
  • достоверности сведений о застрахованных лицах, представляемых каждым плательщиком страховых взносов в органы, осуществляющие персонифицированный учет;
  • использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей государственного социального страхования;
  • ведения персонифицированного учета застрахованных лиц в периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Персонифицированный учет осуществляется уполномоченными государственными органами в области социальной защиты населения.

Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования (далее — Правила) утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

На каждое застрахованное лицо органы, осуществляющие персонифицированный учет, открывают индивидуальный лицевой счет, который отражает: страховой номер; фамилию, имя и отчество, в том числе новую фамилию, если прежняя была изменена после регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет; дату рождения; пол; информацию о месте жительства; серию (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, дату выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего; гражданство; сведения о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для назначения пенсии (включая сведения о работе до 1 января 2009 года, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет); сумму выплат застрахованному лицу или его доход за каждый месяц страхового стажа; размер и сумму обязательных страховых взносов за каждый месяц страхового стажа; другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособия.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование, содержит специальную часть лицевого счета (далее — профессиональная часть лицевого счета), на которой указываются:

  • сведения о профессиональном стаже;
  • тариф взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • сумма выплат застрахованному лицу;
  • сумма начисленных взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • сумма уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • сумма дохода от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • другие сведения, необходимые для ведения профессиональной части лицевого счета и назначения профессиональной пенсии.

Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Застрахованному лицу выдается свидетельство социального страхования в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Физические лица, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь в стаж работы для назначения пенсии кроме страхового стажа засчитываются другие периоды деятельности, могут обратиться после окончания соответствующей деятельности в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.

Застрахованное лицо имеет право: получать у плательщика страховых взносов сведения, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для занесения в его индивидуальный лицевой счет; получать в органах, осуществляющих персонифицированный учет, информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете; требовать от плательщика страховых взносов либо органов, осуществляющих персонифицированный учет, уточнения и (или) дополнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете; обращаться в случае отказа плательщика страховых взносов либо органов, осуществляющих персонифицированный учет, в уточнении и (или) дополнении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, с заявлением в суд; требовать в случаях утраты свидетельства социального страхования, его непригодности и других аналогичных случаях выдачи дубликата свидетельства социального страхования в установленном Правилами порядке.

Застрахованное лицо обязано:

  • представлять в установленном Правилами порядке сведения для его регистрации в органах, осуществляющих персонифицированный учет, и внесения в индивидуальный лицевой счет;
  • сообщать об изменении сведений, включенных в индивидуальный лицевой счет, в установленном Правилами порядке органам, осуществляющим персонифицированный учет, плательщику страховых взносов;
  • предъявлять по требованию органов, осуществляющих персонифицированный учет, плательщика страховых взносов документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в индивидуальный лицевой счет;
  • получить свидетельство социального страхования, хранить и предъявлять его по требованию плательщика страховых взносов, а также должностных лиц органов, осуществляющих персонифицированный учет.

Плательщики страховых взносов имеют право требовать от застрахованного лица при приеме его на работу предъявления свидетельства социального страхования, а в случае его отсутствия — представления сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет.

Плательщики страховых взносов обязаны:

  • представлять в установленном Правилами порядке в органы, осуществляющие персонифицированный учет, сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета;
  • получать в органах, осуществляющих персонифицированный учет, свидетельства социального страхования, а также при необходимости их дубликаты и выдавать под роспись застрахованным лицам;
  • представлять по требованию застрахованного лица сведения о нем, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет;
  • оказывать содействие должностным лицам органов, осуществляющих персонифицированный учет, при проведении ими проверок по вопросам ведения персонифицированного учета;
  • выполнять требования должностных лиц органов, осуществляющих персонифицированный учет, об устранении выявленных при проверке нарушений по вопросам ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, имеют право:

  • требовать от плательщиков страховых взносов представления в установленном Правилами порядке сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета;
  • осуществлять контроль за правильностью представления плательщиками страховых взносов сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, обязаны:

  • обеспечивать полноту и точность внесения представленных сведений в индивидуальные лицевые счета;
  • обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете;
  • представлять застрахованному лицу информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете;
  • разъяснять застрахованным лицам и плательщикам страховых взносов их права и обязанности;
  • представлять органам, осуществляющим выплаты по государственному социальному страхованию, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах.

Застрахованные лица, плательщики страховых взносов и органы, осуществляющие персонифицированный учет, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Споры по вопросам персонифицированного учета разрешаются вышестоящим государственным органом в области социальной защиты населения и (или) в судебном порядке.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»61 плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд) являются:

  • работодатели — юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовой договор), а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах;
  • работающие граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, — индивидуальные предприниматели и творческие работники.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:

  • для работодателей и работающих граждан — все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее — выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств — определяемый ими доход.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» застрахованным лицам, имеющим одновременное право на досрочную профессиональную пенсию и на другие государственные пенсии, ежемесячное денежное содержание назначается по их выбору, но на одну из указанных пенсий.

Досрочная профессиональная пенсия исчисляется путем деления суммы пенсионных сбережений (по данным профессиональной части лицевого счета) на число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.

Если досрочный пенсионный период застрахованного лица меньше 12 месяцев, досрочная профессиональная пенсия устанавливается в размере, не превышающем двукратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату исчисления досрочной профессиональной пенсии.

Перерасчет досрочной профессиональной пенсии осуществляется ежегодно в апреле. Ее новый размер определяется путем деления остатка пенсионных сбережений на оставшееся число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.

Досрочные профессиональные пенсии назначаются застрахованным лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь.

Назначение досрочной профессиональной пенсии осуществляется городским, районным, районным в городе отделом областного, Минского городского управления Фонда.

Застрахованное лицо может обратиться за назначением досрочной профессиональной пенсии в любое время после возникновения права на такую пенсию, но не позднее месяца, предшествующего месяцу достижения им общеустановленного пенсионного возраста.

Заявление о назначении досрочной профессиональной пенсии подается в городской, районный, районный в городе отдел областного, Минского городского управления Фонда. Срок рассмотрения заявления — не более 10 рабочих дней.

Досрочная профессиональная пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о ее назначении.

Досрочные профессиональные пенсии выплачиваются за истекший месяц через уполномоченный банк на основании поручения Фонда.

Выплата досрочной профессиональной пенсии в период занятости застрахованного лица на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, приостанавливается.

При возникновении обстоятельств, влекущих приостановление выплаты досрочной профессиональной пенсии (занятость на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, получение другой государственной пенсии, ежемесячного денежного содержания, другие случаи, предусмотренные законодательством) или прекращение ее выплаты (окончание досрочного пенсионного периода застрахованного лица, смерть застрахованного лица), выплата досрочной профессиональной пенсии приостанавливается (прекращается) с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.

Выплата досрочной профессиональной пенсии возобновляется с месяца, следующего за месяцем, в котором изменились обстоятельства, повлекшие приостановление ее выплаты.

Застрахованным лицам, на профессиональной части лицевого счета которых на день достижения общеустановленного пенсионного возраста имеются пенсионные сбережения, назначается дополнительная профессиональная пенсия.

Дополнительная профессиональная пенсия устанавливается в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который она выплачивается. Период выплаты дополнительной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета на день назначения пенсии, и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на эту дату. При этом, если период выплаты дополнительной профессиональной пенсии составляет более 60 месяцев, пенсионные сбережения в сумме, превышающей требуемую для выплаты данной пенсии в течение указанного периода, по желанию застрахованного лица выплачиваются единовременно.

С какого года подавался персонифицированные отчеты в пенсионный фонд

Выбор застрахованного лица является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнительная профессиональная пенсия выплачивается за истекший месяц через уполномоченный банк на основании поручения Фонда.

Выплата дополнительной профессиональной пенсии производится независимо от получения каких-либо других пенсий или дохода.

При возникновении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты дополнительной профессиональной пенсии (окончание периода выплаты пенсии, смерть застрахованного лица), выплата дополнительной профессиональной пенсии прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.

В соответствии со ст. 21 Закона «О профессиональном пенсионном страховании» застрахованным лицам, работавшим в особых условиях труда до введения профессионального пенсионного страхования, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию, назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовой пенсии за выслугу лет осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

При определении права застрахованного лица на такую трудовую пенсию в качестве недостающего специального стажа, предусмотренного указанным Законом, учитывается соответствующий профессиональный стаж. При этом назначение и выплата трудовой пенсии производятся при согласии застрахованного лица на перечисление пенсионных сбережений, учтенных на профессиональной части его лицевого счета, для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

Перечисление пенсионных сбережений осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2009 года:

  • подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • утвердить предусмотренные настоящим Законом списки и перечни производств, работ, профессий, должностей и
  • показателей, учреждений и организаций, а также принять другие нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Закона;
  • привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
  • принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

60 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 06.01.1999 г., № 230-З (в ред. от 15.07.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 4. — 2/5.

61 О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»: Закон Респ. Беларусь от 28.07.2003 г., № 232-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — 86. — 2/979.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *