Перспективы на будущее
В 2011 году правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011— 2018 годы)», целью которой стало повышение конкурентоспособности туристического рынка страны, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристических услугах. Многие города, в том числе и Хабаровск, начали работу именно в этом направлении — продвижение туристического продукта нашей страны на мировой и внутренний рынок. Итоги работы и планы на будущее в туристической отрасли города озвучила начальник управления международных связей администрации города Татьяна Иванова.
— Что сегодня является основой для развития туристической отрасли в Хабаровске?
— Администрацией города в 2013 году была принята целевая программа «Создание условий по развитию туризма в городе Хабаровске на 2013 — 2015 годы». За прошлый год в реализации этой программы уже достигнут определенный успех, на официальном сайте администрации города появился раздел по туризму на четырех иностранных языках: китайском, корейском, английском и японском. В программе предусмотрено повышение квалификационного уровня кадров туристской сферы и переориентация туристических фирм с выездного направления на обслуживание въездных и внутренних туристических потоков, развитие рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности, формирование положительного имиджа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма, развитие международного сотрудничества.
— Какие мероприятия уже проведены в рамках этой программы?
— Утверждена туристическая символика города. Эмблема включает в себя стилизованное изображение амурского тигра, три сопки, восходящее солнце, реку Амур и надпись «Хабаровск». В рамках развития отрасли проведено два конкурса по созданию новых туристических продуктов, один среди студентов и аспирантов вузов, другой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма. Студенты соревновались в трех номинациях: «Тур выходного дня», «Лучший туристский продукт событийного характера», «Лучшая экскурсия». В номинации «Тур выходного дня» победу одержала студентка ДВГАФК Овсянникова Е. с проектом создания и обустройства веревочного парка «Берендей». Проект призван благоустроить не используемую в настоящее время зону парка «Динамо», разместив на этой территории комплекс экстремальных веревочных аттракционов и развлечений, доступных для всех возрастных категорий горожан и гостей города. В номинации «Лучшая экскурсия» с проектом «Обратная сторона Хабаровска» первенствовала студентка ДВГУПС Кувшинова В. Темой ее проекта явилась организация нестандартного тура по нетипичным для экскурсий местам города Хабаровска. В номинации «Лучший туристский продукт событийного характера» победил также студент ДВГУПС Гусев В., который предложил вниманию конкурсной комиссии проект анимационного тура «Легенды Хабаровска в лицах». В 2014 году конкурс объявлен снова.
Второй конкурс был проведен среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере туризма по созданию презентаций своих туристских продуктов. Администрация города Хабаровска впервые организовала данный конкурс с целью увеличения туристической привлекательности Хабаровска на территории Дальневосточного федерального округа и за рубежом, поддержания имиджа города как туристического центра. В мероприятии приняли участие 4 туристические компании города Хабаровска. Победитель и призеры конкурса получили благодарственные письма и денежные призы.
В декабре 2013 года был организован круглый стол для субъектов малого и среднего предпринимательства туристской отрасли Хабаровска по теме «Хабаровск – столица Хабаровского края и ДФО: организационно-правовые аспекты развития внутреннего туризма в муниципальном образовании». В мероприятии приняли участие представители более 30 туристических компаний. На круглом столе были рассмотрены основные тенденции развития туристского рынка, проблемы развития туризма в муниципальном образовании, а также меры по развитию муниципального туристского комплекса.
Успешно реализуются договоры сотрудничества по обмену туристическими группами и делегациями с городами-побратимами, городами-партнерами. В 2013 году по линии администрации Хабаровск посетило около 70 официальных делегаций из Японии, Китая, Республики Корея, КНДР, Франции, Швеции, Германии, Канады.
— Если говорить о международном сотрудничестве, то с какими странами оно наиболее активно?
— Исторически так сложилось, что весомую роль в международном сотрудничестве и развитии туризма в городе занимают соседские азиатские страны — Япония, Китай и Корея. Тем более для них Хабаровск — ближайший город с европейской архитектурой, поэтому многие иностранцы его и называют «маленьким Парижем».
В сентябре 2014 года организован прием делегации муниципалитета г. Ниигата (Япония) и представителей туристических компаний города — побратима, посетивших Хабаровск с целью ознакомления с туристическим потенциалом города и туристской инфраструктурой. Были организованы и успешно проведены переговоры с туристическими компаниями, приняты решения о дальнейшем сотрудничестве в сфере туризма.
В нынешнем году делегация представителей туристических организаций города Харбина (КНР) во главе с заместителем начальника управления по туризму города Харбина провинции Хэйлунцзян с туристической миссией посетила наш город. Стороны провели переговоры и обсудили вопросы о расширении двустороннего дружественного сотрудничества и реализации совместных проектов в сфере туризма. В рамках данного визита был подписан меморандум о сотрудничестве между управлением международных связей администрации города Хабаровска и управлением по туризму города Харбина (КНР). В ходе визита делегация приняла участие в круглом столе, посвященном развитию внутреннего и въездного туризма. В Дальневосточном государственном университете путей сообщения состоялся круглый стол на тему: «Перспективы развития специализированных видов туризма (событийный, экологический, гастрономический, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экстремальный и иных видов) в г. Хабаровске», в котором приняли участие представители Народного правительства города Харбина, директора китайских туристических компаний и представители туристской отрасли Хабаровска. Участники круглого стола представили туристские ресурсы, обсудили вопросы взаимного сотрудничества в области туризма, презентовали туристские программы, обменялись контактными данными для дальнейшей работы. Между администрацией города Хабаровска и Народным правительством уезда Фуюань (КНР) подписан Протокол намерений по вопросам развития сотрудничества в области туризма.
— Какие ключевые проблемы тормозят развитие отрасли?
— На сегодняшний момент в городе ограниченное количество туристических объектов, поэтому управление разрабатывает новые маршруты, включает новые объекты. Стали популярны экскурсии на предприятия города, например, на завод «Балтика», где также можно поучаствовать в дегустации пива. Постепенно занимает свою нишу парк «Северный» вместе с православным комплексом храма Преподобного Серафима Саровского, Амурский мост с музеем его истории. Также в развитии отрасли ставка делается на событийный туризм, и город имеет уже много ярких примеров: фестиваль «Амурские волны», на который приглашаются участники и гости из разных стран. День рождения города Хабаровска — праздник, который включает в себя массу мероприятий и куда приезжают делегации из городов-побратимов. Главной задачей остается информирование, чтобы привлечь потоки туристов именно к этим событиям.
Еще одной ключевой проблемой остаются высокие транспортные тарифы и отсутствие регулярных рейсов. Например, эта же причина повлияла на снижение туристического потока с городом Ниигата, так как «Якутские авиалинии» только периодически осуществляют этот рейс.
И еще ряд проблем и вопросов, требующих административного решения: растущая конкуренция региональных и приграничных рынков туризма (Приморский край, КНР, другие страны АТР), соответственно — деятельность туристических компаний направлена на обслуживание выездных потоков. Недостаточно высокий уровень сервиса в туристических агентствах и инфраструктуры города, мало бюджетных гостиниц и хостелов, предприятий общественного питания с хорошим уровнем обслуживания, но недорогой ценовой планкой. Сегодня к этим проблемам добавляется и вопрос роста курса иностранных валют.
— Какие мероприятия еще в планах управления?
— В 2014 году организована рекламная кампания. Сейчас мы заняты производством и размещением в СМИ телевизионного рекламного ролика, макетов печатной и наружной рекламы для продвижения туристических возможностей города Хабаровска на территории ДВФО. Состоялся второй конкурс среди студентов, аспирантов вузов по проектам, связанным с разработкой новых туристских продуктов в городе. Пройдут также различные мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры туристской отрасли, формирование и продвижение хабаровского турпродукта, повышение качества услуг.