Предоставление недостоверных сведений

Содержание

Налоговая ответственность за непредставление документов

Статья 126 Налогового кодекса

  • Комментарий к статье 126 НК

  • Истребование документов вне рамок налоговых проверок

  • Полезные ссылки по теме

  • Статья 126 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

    (по состоянию на 01 марта 2018 года)

    1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

      влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

      1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

      влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

      1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

      влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

    2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

      влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

    Комментарий к статье 126 НК

    Статья 126 НК устанавливает ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу документов и сведений о налогоплательщике (плательщике сбора).

    Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК.

    Для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со статьей 93 НК, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что:

    • такие документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07-Ф02-5626/08);

    • если запрашиваемые документы имелись в наличии у налогоплательщика, а также у него была реальная возможность представить их в указанный срок (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 № А41-31823/10; Постановление ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12).

    Исходя из буквального толкования статьи 126 НК налоговый орган в требовании о представлении документов обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа исчисляется из определенного, конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов (Постановления ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 № А06-6839/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.01.2011 № А32-17947/2010).

    Ответственность по статье 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа.

    Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если факт наличия и число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.

    Справка 2-НДФЛ: штраф за недостоверные сведения

    Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо. В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 № Ф06-20963/2013 по делу № А55-4441/2014 отмечено, что требование налогового органа не содержало исчерпывающего перечня истребуемых документов с указанием их реквизитов и точного количества. При установлении количества непредставленных документов и, соответственно, размера штрафа инспекция исходила из предположительного наличия у налогоплательщика запрошенных видов документов, что является недопустимым. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.

    С другой стороны, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2015 № Ф09-2749/15 по делу № А60-31050/2014 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за непредставление документов по требованию налогового органа, указав, что запрошенные документы были конкретизированы по родовым признакам, периодам, были указаны наименования документов (главные книги, отчеты о движении материальных запасов, карточки бухгалтерского счета 62 по контрагентам, лицевые счета работников с отражением сумм начисленного вознаграждения и сумм произведенных удержаний и т.д.). Доказательств того, что требование не исполнено по причине неопределенности истребуемых документов, налогоплательщик не представил.

    Ответ на вопрос о том, возможно ли привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК, если отсутствуют доказательства фактического наличия запрошенных документов, НК не дает. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2013 по делу № А56-76288/2012 суд указал, что при привлечении к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов, необходимо было установить, что налогоплательщик вел такой журнал, но не представил налоговому органу.

    Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК.

    Исходя из статьи 93.1 НК должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 6 указанной статьи отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК.

    Из пункта 2 статьи 126 НК следует, что ответственность установлена за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ по запросу налогового органа. Представление документов, составленных с нарушением формы, которая утверждена в установленном порядке и, следовательно, не является для налогоплательщика рекомендательной, может повлечь ответственность по пункту 2 статьи 126 НК, поскольку имеется вероятность того, что налоговый орган будет считать такой документ непредставленным. Но:

    • ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме не предусмотрена налоговым законодательством (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 № А19-37884/05-32-Ф02-2150/06-С1);

    • представление в налоговый орган расчетов на старых бланках в установленный срок не свидетельствует о совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006, 04.04.2006 по делу № А41-К2-21907/05);

    • ответственность за представление документов с недостатками по форме налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Центрального округа от 17.08.2004 № А09-548/04-10).

    Документы на бумажном носителе представляют в виде заверенных проверяемым лицом копий, листы которых должны быть пронумерованы и прошиты (п. 2 ст. 93 НК).

    Для подтверждения того, что все документы представлены в налоговый орган в полном объеме и в установленный срок, подготовьте акт приема-передачи либо сопроводительное письмо, в котором перечислите все представляемые документы и их реквизиты.

    Если вы направляете документы по почте, то желательно делать это почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись и уведомление будут доказательством того, что инспекция получила затребованные документы.

    Если вы не можете уложиться в отведенный срок, то не позднее чем на следующий день со дня получения требования представьте в налоговый орган уведомление об этом. В том числе уведомление можно направить в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 3 ст. 93 НК).

    Вы не обязаны представлять документы в налоговую инспекцию:

    • по истечении трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ);

    • не относящиеся к проверяемой декларации (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07);

    • если закон не обязывает вас их составлять или иметь (аналитические справки, объяснения причин убытков и т.п.);

    • если требование вручено способом, не предусмотренным налоговым законодательством, в том числе вручено лицу, не являющемуся вашим представителем (абз. 2 п. 1 ст. 93 НК РФ);

    • если из требования неясно, какие документы нужно представить.

    Истребование документов вне рамок налоговых проверок

    Письменный запрос о представлении документов (информации) вне рамок налоговой проверки — это исключение из правил.

    Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя при этом из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Этот вывод следует из статьи 93.1 НК, предусматривающей право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

    • истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК);

    • истребование документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК).

    Если истребование документов производится вне рамок налоговых проверок, то при отказе в представлении таких документов будет применяться ответственность по ст. 129.1 НК (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № СА-4-9/12220@).

    Вне рамок налоговой проверки ФНС вправе истребовать информацию только по конкретной сделке. Если запрос ИФНС не содержит сведений о том, в связи с какими мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы и не указана причина истребования документов по конкретным сделкам (в требовании не указаны: сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы; из него невозможно установить, в отношении какого юридического лица запрашивается информация по конкретной сделке), такие действия ИФНС могут быть признаны незаконными. Так в Постановлении АС ЗСО от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016 суд отметил следующее: при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

    В Письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ "Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок" ФНС России излагает позицию, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

    Большое количество истребуемых документов само по себе в судебной практике не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Однако при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика судьи принимают во внимание:

    • реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

    • реальную возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;

    • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, и если да, в каком объеме;

    • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и если да, то какое решение налогового органа по этому вопросу. Не имеют значения формальные основания для неудовлетворения ходатайства — несоблюдение формы уведомления, недостаточная, по мнению налоговиков, аргументация ходатайства и т.п. В дополнение к сказанному при вынесении решения суды принимают во внимание смягчающие обстоятельства вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (п. 1 ст. 109 НК РФ). Более того, поскольку налоговая ответственность по ст. 129.1 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа выполняется в меньшей мере.

    Статья написана и размещена 2 марта 2018 года. Дополнена —

    Полезные ссылки по теме: "Налоговая ответственность за непредставлениедокументов"

    1. НДФЛ с наследства

    2. Налоговая ответственность за непредставление документов

    3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

    4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    5. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность

    6. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

    7. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

    8. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

    9. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

    10. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

    11. Как платить налоги и сдавать отчетность?

    Tags: ответственность, за непредставление, документов

    В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также некоторыми другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регулирует также порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации (ст. 8) на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 3).

    Статья 19.7. непредставление сведений (информации) 

    КоАП РФ Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных Предупреждение или административный штраф:

    • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
    • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
    • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

    Часть 4 ст. 13.11 КоАП РФ Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки) Предупреждение или административный штраф:

    • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс.

    Статья 5.39. отказ в предоставлении информации

    Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет) Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан Штраф до 200 тыс.

    Ответственность за нарушение закона о персональных данных

    Статья 272 УК РФ Гражданско-правовая Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных. Под убытками при этом понимаются:

    • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
    • утрата или повреждение его имущества;
    • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

    Возмещение убытков Статья 15 Гражданского кодекса Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков) Статья 24 закона о персональных данных, ст.
    КоАП РФ Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие Административный штраф:

    • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
    • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

    Часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных Предупреждение или административный штраф:

    • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
    • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
    • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

    Часть 3 ст.
    Часть 6 ст. 13.11 КоАП РФ Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб. Часть 7 ст. 13.11 КоАП РФ Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде Административный штраф:

    • на граждан – от 100 до 300 руб.;
    • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
    • на юридических лиц – от 3 тыс.

      Штраф за непредставление документов по требованию налоговой

      до 5 тыс.

    Ответственность работника за предоставление ложных сведений коап

    Инфо

    КоАП РФ). 8. С субъективной стороны административные правонарушения могут быть совершены должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности. Причем предоставление и опубликование заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление и (или) опубликование таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, могут быть совершены только умышленно. 9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

    1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса (ст. 23.70). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). 10.
    Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса (абзац дополнен с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 2.
    Кодекса, (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 24.11.2014 N 373-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ, от 07.03.2018 N 42-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ) (см.
    Информация по запросам граждан и организаций предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно). Оператор персональных данных (владелец документированной информации о физических лицах) обязан предоставить информацию бесплатно по требованию граждан, которых она касается. Наряду с указанными федеральными законами обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также некоторыми другими законами.

    Налоговая ответственность за непредставление документов

    Статья 126 Налогового кодекса

  • Комментарий к статье 126 НК

  • Истребование документов вне рамок налоговых проверок

  • Полезные ссылки по теме

  • Статья 126 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

    (по состоянию на 01 марта 2018 года)

    1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

      влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

      1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

      влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

      1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

      влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

    2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

      влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

    Комментарий к статье 126 НК

    Статья 126 НК устанавливает ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу документов и сведений о налогоплательщике (плательщике сбора).

    Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 НК.

    Для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, истребованных налоговым органом в соответствии со статьей 93 НК, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие, что:

    • такие документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативных правовых актов (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07-Ф02-5626/08);

    • если запрашиваемые документы имелись в наличии у налогоплательщика, а также у него была реальная возможность представить их в указанный срок (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 № А41-31823/10; Постановление ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12).

    Исходя из буквального толкования статьи 126 НК налоговый орган в требовании о представлении документов обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа исчисляется из определенного, конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов (Постановления ФАС Поволжского округа от 23.06.2011 № А06-6839/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.01.2011 № А32-17947/2010).

    Ответственность по статье 126 НК РФ подлежит применению за непредставление каждого истребуемого документа. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если факт наличия и число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо. В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 № Ф06-20963/2013 по делу № А55-4441/2014 отмечено, что требование налогового органа не содержало исчерпывающего перечня истребуемых документов с указанием их реквизитов и точного количества. При установлении количества непредставленных документов и, соответственно, размера штрафа инспекция исходила из предположительного наличия у налогоплательщика запрошенных видов документов, что является недопустимым. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом.

    С другой стороны, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2015 № Ф09-2749/15 по делу № А60-31050/2014 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 126 НК РФ за непредставление документов по требованию налогового органа, указав, что запрошенные документы были конкретизированы по родовым признакам, периодам, были указаны наименования документов (главные книги, отчеты о движении материальных запасов, карточки бухгалтерского счета 62 по контрагентам, лицевые счета работников с отражением сумм начисленного вознаграждения и сумм произведенных удержаний и т.д.). Доказательств того, что требование не исполнено по причине неопределенности истребуемых документов, налогоплательщик не представил.

    Ответ на вопрос о том, возможно ли привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК, если отсутствуют доказательства фактического наличия запрошенных документов, НК не дает. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2013 по делу № А56-76288/2012 суд указал, что при привлечении к ответственности за непредставление документов, в том числе журнала учета движения путевых листов, необходимо было установить, что налогоплательщик вел такой журнал, но не представил налоговому органу.

    Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ наступает только в том случае, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК.

    Исходя из статьи 93.1 НК должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно пункту 6 указанной статьи отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК.

    Из пункта 2 статьи 126 НК следует, что ответственность установлена за непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ по запросу налогового органа. Представление документов, составленных с нарушением формы, которая утверждена в установленном порядке и, следовательно, не является для налогоплательщика рекомендательной, может повлечь ответственность по пункту 2 статьи 126 НК, поскольку имеется вероятность того, что налоговый орган будет считать такой документ непредставленным. Но:

    • ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме не предусмотрена налоговым законодательством (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.05.2006 № А19-37884/05-32-Ф02-2150/06-С1);

    • представление в налоговый орган расчетов на старых бланках в установленный срок не свидетельствует о совершении налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2006, 04.04.2006 по делу № А41-К2-21907/05);

    • ответственность за представление документов с недостатками по форме налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Центрального округа от 17.08.2004 № А09-548/04-10).

    Документы на бумажном носителе представляют в виде заверенных проверяемым лицом копий, листы которых должны быть пронумерованы и прошиты (п. 2 ст. 93 НК).

    Для подтверждения того, что все документы представлены в налоговый орган в полном объеме и в установленный срок, подготовьте акт приема-передачи либо сопроводительное письмо, в котором перечислите все представляемые документы и их реквизиты.

    Если вы направляете документы по почте, то желательно делать это почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись и уведомление будут доказательством того, что инспекция получила затребованные документы.

    Если вы не можете уложиться в отведенный срок, то не позднее чем на следующий день со дня получения требования представьте в налоговый орган уведомление об этом. В том числе уведомление можно направить в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 3 ст. 93 НК).

    Вы не обязаны представлять документы в налоговую инспекцию:

    • по истечении трех месяцев со дня представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ);

    • не относящиеся к проверяемой декларации (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07);

    • если закон не обязывает вас их составлять или иметь (аналитические справки, объяснения причин убытков и т.п.);

    • если требование вручено способом, не предусмотренным налоговым законодательством, в том числе вручено лицу, не являющемуся вашим представителем (абз.

      Ответственность за нарушение законодательства

      2 п. 1 ст. 93 НК РФ);

    • если из требования неясно, какие документы нужно представить.

    Истребование документов вне рамок налоговых проверок

    Письменный запрос о представлении документов (информации) вне рамок налоговой проверки — это исключение из правил.

    Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя при этом из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Этот вывод следует из статьи 93.1 НК, предусматривающей право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

    • истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК);

    • истребование документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК).

    Если истребование документов производится вне рамок налоговых проверок, то при отказе в представлении таких документов будет применяться ответственность по ст. 129.1 НК (Письмо ФНС России от 27.06.2017 № СА-4-9/12220@).

    Вне рамок налоговой проверки ФНС вправе истребовать информацию только по конкретной сделке. Если запрос ИФНС не содержит сведений о том, в связи с какими мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы и не указана причина истребования документов по конкретным сделкам (в требовании не указаны: сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы; из него невозможно установить, в отношении какого юридического лица запрашивается информация по конкретной сделке), такие действия ИФНС могут быть признаны незаконными. Так в Постановлении АС ЗСО от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016 суд отметил следующее: при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля запрашиваются документы (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля), а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется предоставление информации.

    В Письме от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216@ "Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок" ФНС России излагает позицию, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

    Большое количество истребуемых документов само по себе в судебной практике не является основанием для признания действий налогового органа незаконными. Однако при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика судьи принимают во внимание:

    • реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований);

    • реальную возможность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов, а также были ли изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении;

    • реальную возможность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается вопрос, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, и если да, в каком объеме;

    • обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято и если да, то какое решение налогового органа по этому вопросу. Не имеют значения формальные основания для неудовлетворения ходатайства — несоблюдение формы уведомления, недостаточная, по мнению налоговиков, аргументация ходатайства и т.п. В дополнение к сказанному при вынесении решения суды принимают во внимание смягчающие обстоятельства вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (п. 1 ст. 109 НК РФ). Более того, поскольку налоговая ответственность по ст. 129.1 НК РФ не зависит от объема непредставленных документов (информации), в случае истребования большого объема документов (информации) стимулирующая функция штрафа выполняется в меньшей мере.

    Статья написана и размещена 2 марта 2018 года. Дополнена —

    Полезные ссылки по теме: "Налоговая ответственность за непредставлениедокументов"

    1. НДФЛ с наследства

    2. Налоговая ответственность за непредставление документов

    3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

    4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    5. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность

    6. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

    7. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

    8. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

    9. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

    10. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

    11. Как платить налоги и сдавать отчетность?

    Tags: ответственность, за непредставление, документов

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *