Процедура лицензирования образовательной деятельности

Содержание

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Федерального  закона  от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Особенности лицензирования образовательной деятельности в части наличия приложения к лицензии, дополнительных оснований для переоформления лицензии и предоставления временной лицензии устанавливаются статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются исчерпывающий перечень лицензируемых образовательных услуг (перечень лицензируемых образовательных программ) и лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализацией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми, консультации).

Лицензированию подлежит не сама организация, а осуществляемая образовательная деятельность.

Процедура лицензирования образовательной деятельности включает в себя проведение проверок соответствия содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений положениям статей 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и сведениям о соискателе лицензии, содержащимся в федеральных информационных ресурсах, состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Законодательная база по вопросам лицензирования

Лицензирование образовательной деятельности регулируют актуальные тексты следующих нормативных правовых актов:

Постановления Правительства Российской Федерации

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

Лицензирование образовательной организации

Методические рекомендации

Общие вопросы лицензирования образовательной деятельности

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного права и прав человека Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Общие положения

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — по тексту ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, в том числе, только на основании специального разрешения (лицензии) .

Под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности лицензирования образовательной деятельности в части наличия приложения к лицензии, дополнительных оснований для переоформления лицензии и предоставления временной лицензии.

За получением лицензии на осуществление образовательной деятельности в лицензирующие органы могут обратиться с письменным заявлением следующие соискатели лицензии:

— образовательные организации;

— организации, осуществляющие обучение;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющих образовательную деятельность с привлечением работников и (или) иных специалистов.

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализацией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми).

Нормативно-правовое обеспечение процедуры лицензирования образовательной деятельности

1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3. Федеральный закон  от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

4. Постановление  Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

5. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью";

6. Постановление Правительства России от 16 июля 2012 года № 722 «Об утверждении правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

8. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»;

9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 г. № 536 «Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему»;

10. Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 марта 2015 г. № 244;

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 25 ноября 2014 г. № 1517.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующими органами:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности следующих организаций:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования осуществляет лицензирование образовательной деятельности:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования;

индивидуальных предпринимателей , осуществляющих образовательную деятельность с привлечением работников и (или) иных специалистов.

Предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности

Для получения лицензии соискатель подает в лицензирующий орган по установленной форме заявление и необходимые документы.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно, представителем по доверенности, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа.

В заявлении указываются сведения, предусмотренные статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перечень прилагаемых к заявлению документов указан в пункте 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

При направлении заявления в лицензирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», иных федеральных государственных информационных систем, региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также информационных систем участников межведомственного взаимодействия, документы подписываются (заверяются) и согласуются электронной цифровой подписью лица, имеющего соответствующие полномочия.

Если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований и (или) документы представлены не в полном объеме, то в течение 3-х рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Соискателю при положительном решении лицензирующего органа выдается установленного образца лицензия с приложением.

В приложении к лицензии указываются сведения:

о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования;

адреса мест осуществления образовательной деятельности (за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности

Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:

реорганизации юридического лица в форме преобразования;

реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц;

изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица (изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность);

изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии (приложения к лицензии), а также выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензионный контроль

При осуществлении лицензированной образовательной деятельности необходимо соблюдать лицензионные требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Лицензирующим органом проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Таким образом, первая плановая проверка может быть проведена уже через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Проведение внеплановых выездных проверок в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, может быть проведено лицензирующим органом только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ, без направления предварительного уведомления лицензиату.

При подготовке проведения внеплановых выездных проверок по всем остальным основаниям требуется уведомление объекта контроля о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

По итогам проверки действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом в следующих случаях:

привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

3 статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

Статья 333.33 и статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

21.11.2015

Лицензирование образовательной деятельности

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Федерального  закона  от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Особенности лицензирования образовательной деятельности в части наличия приложения к лицензии, дополнительных оснований для переоформления лицензии и предоставления временной лицензии устанавливаются статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются исчерпывающий перечень лицензируемых образовательных услуг (перечень лицензируемых образовательных программ) и лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализацией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми, консультации).

Лицензированию подлежит не сама организация, а осуществляемая образовательная деятельность.

Процедура лицензирования образовательной деятельности включает в себя проведение проверок соответствия содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений положениям статей 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и сведениям о соискателе лицензии, содержащимся в федеральных информационных ресурсах, состояния помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Законодательная база по вопросам лицензирования

Лицензирование образовательной деятельности регулируют актуальные тексты следующих нормативных правовых актов:

Постановления Правительства Российской Федерации

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

Порядок осуществления лицензирования образовательной деятельности

Для осуществления образовательной деятельности и получения возможности использования льгот при налогообложении, предусмотренных законодательством РФ, образовательные учреждения должны иметь лицензию. Согласно п. 3 Положения N 277 <1> лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленными полномочиями осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования.

В статье рассмотрим правила проведения лицензирования образовательной деятельности, определимся с расходами, возникающими в ходе получения лицензии.

<1> Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".

Основные понятия, используемые в статье

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

  • лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу;
  • лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  • лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
  • соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Общие положения

Поскольку лицензирование образовательной деятельности не подпадает под нормы Федерального закона N 128-ФЗ, лицензирование этой деятельности осуществляется в соответствии с Положением N 277.

Положением N 277 определено, что правила проведения лицензирования применить ко всем образовательным учреждениям нельзя. Их действие не распространяется:

  • на образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
  • на образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны;
  • на федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований.

Кроме того, не подлежит лицензированию:

  • образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
  • индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Положением N 277 разграничены сферы проведения лицензирования образовательной деятельности учебных заведений между Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования. Так, согласно п. 4 Положения N 277 Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности:

а) высших учебных заведений;

б) научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования;

в) образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;

г) федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;

д) российских образовательных учреждений и их филиалов, расположенных за пределами территории РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, проводят лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, расположенных на территориях этих субъектов (за исключением соискателей лицензий и лицензиатов, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции Рособрнадзора), и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов РФ и за пределами территории РФ (п. 6 Положения N 277).

Каким требованиям и условиям должен отвечать лицензиат?

Согласно п. 8 Положения N 277 для получения лицензии на ведение образовательной деятельности учреждения должны отвечать определенным требованиям и условиям, а именно:

а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным требованиям;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно-методической документации, предусмотренной Законом РФ "Об образовании", а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности;

д) соблюдение лицензиатом установленных требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся;

е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников;

ж) соблюдение лицензиатом Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.

Документы, необходимые для получения лицензии

Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности лицензиат (соискатель лицензии) представляет в лицензирующий орган заявление, предварительно согласовав его с учредителем, и необходимый пакет документов, перечисленных в п. 10 Положения N 277, составленных по формам, утвержденным Приказом Минобразования России N 1800 <2>.

<2> Приказ Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 "Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, Приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу".

Заявление и прилагаемые к нему документы могут либо представляться в лицензирующий орган непосредственно образовательным учреждением, либо отправляться им по почте (с описью вложения) (п. 15 Положения N 277).

Особые требования предъявляются к порядку оформления документов, направляемых для лицензирования образовательной деятельности. Согласно Письму Рособрнадзора N 02-55-6 ин/л <3> документы, представляемые для прохождения лицензионной экспертизы, должны быть скреплены скоросшивателем с учетом возможности свободного чтения текста документов. Они должны быть расположены в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами и информационно-методическими письмами, регламентирующими перечень таких документов, с приложением одного экземпляра их описи и копии платежного поручения об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Заявление учредителя о проведении лицензионной экспертизы, а также вторые экземпляры описи документов и копии платежного поручения об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии не скрепляются.

<3> Письмо Рособрнадзора от 20.03.2008 N 02-55-6 ин/л "Об упорядочении работы с документами, представляемыми образовательными учреждениями (организациями) профессионального образования и научными организациями для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности".

Перечень документов начинается с их описи: указывается количество листов в каждом из документов, а в конце описи — общее количество представленных документов, листов в томе и количество томов.

Опись заверяется печатью и подписью руководителя соискателя лицензии.

В течение трех дней с даты поступления документов лицензирующим органом проводится проверка на полноту и правильность их оформления.

Если все представленные документы соответствуют установленным требованиям, то они принимаются по описи, копия которой с отметкой (уведомлением) о дате их приема направляется (вручается) образовательному учреждению — соискателю лицензии. Направление (вручение) ему копии описи поступивших документов с отметкой (уведомлением) лицензирующего органа означает принятие заявления к рассмотрению.

Документы, представленные образовательным учреждением для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии.

В некоторых случаях соискатель лицензии представляет неполный комплект документов, а также документы, содержащие технические ошибки либо оформленные с нарушением требований Положения N 277. В этом случае лицензирующий орган в течение пяти дней с даты их поступления направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление с приложением перечня недостающих документов и (или) документов, оформление которых не соответствует установленным требованиям. Если в течение двух месяцев с даты получения уведомления указанные документы не будут представлены соискателем лицензии в лицензирующий орган, документы, представленные для получения лицензии, возвращаются ее соискателю.

Порядок проведения лицензионной экспертизы

Для осуществления проверки полноты и достоверности представленных сведений о соискателе лицензии, а также проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом создается экспертная комиссия.

Конкретный состав комиссии определяется лицензирующим органом с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также заявленных к лицензированию образовательных программ. В ее состав должны входить: должностное лицо (лица) лицензирующего органа, представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположен соискатель лицензии, представители образовательных учреждений, научных организаций, эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Минобрнауки.

Положением N 277 определено, что экспертиза должна проводиться с выездом экспертной комиссии непосредственно в образовательное учреждение в течение месяца с даты ее создания. Подготовка заключения без выезда комиссии допускается:

  • при проведении лицензирования образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения либо аккредитованных в его составе филиалов — при условии, что они имеют не истекшую на момент подачи заявления лицензию, предлагаемые ими условия образовательного процесса со времени получения лицензии не изменились, а в их деятельности в период действия лицензии не было выявлено нарушений лицензионных требований и условий;
  • при проведении лицензирования образовательной деятельности по новым образовательным программам аккредитованного образовательного учреждения или научной организации либо аккредитованных в их составе филиалов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по другим образовательным программам, срок действия которой истекает не ранее чем через год.

Расходы по проведению лицензионной экспертизы

Все затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем образовательного учреждения (п. 20 Положения N 277).

Согласно п. 2 Порядка N 285 <4> затраты на проведение лицензионной экспертизы включают в себя расходы на обеспечение работы экспертной комиссии, создаваемой Рособрнадзором или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования (далее — лицензирующие органы), для проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии на право ведения образовательной деятельности лицензионных требований и условий в части:

а) расходов на оплату труда экспертов, включаемых в состав экспертной комиссии, начислений на оплату труда экспертов. Сумма оплаты труда экспертов определяется как произведение числа экспертов в составе экспертной комиссии, продолжительности проведения экспертизы в часах и ставки почасовой оплаты труда экспертов.

Число экспертов, включаемых в состав экспертной комиссии, определяется в зависимости от количества образовательных программ, по которым проводится экспертиза, и составляет не более трех человек на одну образовательную программу и не более десяти человек в составе экспертной комиссии.

Продолжительность проведения экспертизы в часах определяется по количеству фактически отработанных экспертом часов в составе экспертной комиссии, но не более трех рабочих дней при восьмичасовой продолжительности ежедневной работы.

Ставка почасовой оплаты труда экспертов устанавливается лицензирующим органом на уровне среднего часового заработка государственного гражданского служащего соответствующего лицензирующего органа.

Сумма начислений на оплату труда экспертов определяется в соответствии с законодательством РФ;

б) накладных расходов на обеспечение деятельности экспертной комиссии. Накладные расходы на обеспечение деятельности экспертной комиссии включают в себя расходы, связанные с направлением членов экспертной комиссии в образовательные учреждения и научные организации для проведения лицензионной экспертизы, и расходы на организационно-техническое обеспечение проведения лицензионной экспертизы (включая расходы на приобретение расходных материалов, на оплату услуг банков, связи, в том числе по переводу сумм оплаты труда экспертов по месту их жительства).

<4> Порядок определения затрат на проведение экспертизы при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 285.

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Образовательная лицензия дает право организациям предоставлять детскому и взрослому населению услуги в сфере обучения, воспитания, личностного и профессионального развития. С 2013-го это право, наравне с госучреждениями, закреплено за частными фирмами и ИП. Самостоятельное получение лицензии – процедура трудоемкая, занимающая не один месяц.

Зачем нужна лицензия на образовательную деятельность?

По закону наличие лицензии дает право на осуществление профессиональной деятельности и налоговые льготы. Диплом или аттестат, полученный выпускником в учреждении, не имеющем образовательной лицензии, не действителен. Ее отсутствие – серьезное правонарушение, за которое предусмотрены штрафы и более строгие санкции.

Порядок выдачи лицензии на образовательную деятельность регламентирован:

  1. Законом об образовании РФ № 273-ФЗ (2012).
  2. Законом о лицензировании № 99-ФЗ (2011).
  3. Постановлением Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 г.

Под действие этих нормативов попадают коммерческие и некоммерческие заведения дошкольного и общеобразовательного профиля, профессионального и дополнительного образования, нанимающие педагогический персонал. Исключение составляют преподаватели, единолично оказывающие услуги по обучению, без привлечения других сотрудников. Не нужна лицензия и для проведения разовых семинаров и тренингов, слушатели которых не аттестуются.

Что нужно для получения образовательной лицензии?

Создав соответствующую материально-техническую базу и разработав учебный план, соискатель собирает документы для подачи в лицензирующий орган.

В Минобразования предоставляются такие документы, как:

  • заявление;
  • образовательная программа;
  • Свидетельства о регистрации (ОГРН);
  • листа записи ЕГРЮЛ;
  • Свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • справки:

Полный список необходимых документов можно узнать у специалистов Единого Лицензионного Центра. Лицензиат подает заявку в ведомство своего субъекта федераций лично или по почте. Перечень бумаг индивидуальных предпринимателей отличается отсутствием учредительных документов.

Сроки выдачи лицензии на образовательную деятельность

Инспекторы Минобрнауки проверяют корректность заполнения и комплектность всех документов в течении ближайших дней. При наличии нарушений бумаги вернут на доработку сроком 30 дней.

Второй этап – выезд на место для изучения достоверности собранной информации. Вердикт о выдаче образовательной лицензии выносится в течение 60 дней. Отказ, правомерный в случае недостоверных сведений или ненадлежащих условий, может быть обжалован в суде. Лицензия выдается на определенное время (1 год) или бессрочно, но надзорные органы в праве ее приостановить при нарушении норм и правил.

Ускорить процесс поможет сервис нашей компании – лицензия на образовательную деятельность под ключ. Ожидая документы, можно заняться оборудованием помещений, выполнением санитарных и пожарных норм, составлением учебных программ. Зная все нюансы, мы поможем избежать ненужных хлопот, пустой траты времени и лишней бюрократии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *