Продолжительность камеральной налоговой проверки составляет

Вынесение решения по результатам камеральной проверки

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, т.е в течение 10 рабочих дней рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен.

Наши публикации

Чаще всего решение о продлении принимается в случае вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) или неявки лица, присутствие которого необходимо для принятия решения (пп. 5 п. Зет. 101НКРФ).

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

— истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у
третьих лиц (ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ);

— допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

— проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).
Приведенный перечень является закрытым.

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц).

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются вид мероприятия, срок его проведения, а также обстоятельства, которыми вызвано проведение мероприятия.

Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется печатью.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных нарушений налогового законодательства и не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Это следует из абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения.

Окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом
налогового правонарушения таким образом, как они были установлены
проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась
проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а
также подлежащий уплате штраф.

Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налогоплательщик вправе обжаловать с учетом особенностей, которые установлены ст. ст. 101.2, 137 — 139 НК РФ.

Глава 2. Планирование выездных налоговых проверок

Сроки проведения 

Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки

5 марта 2015 года инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 6 марта по 5 июня 2015 года.

Если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Последний день трехмесячного срока приходится на выходной (нерабочий) день

3 февраля 2015 года инспекция получила от организации декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 3 мая 2015 года, в выходной (нерабочий) день. В связи с этим проверка должна быть завершена в ближайший рабочий день, следующий за выходным. Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 4 февраля по 5 мая 2015 года.

Если в последнем месяце срока, отведенного на проведение камеральной налоговой проверки, не будет соответствующего числа, то срок проверки закончится в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. В последнем месяце трехмесячного периода нет соответствующего числа

Инспекция получила от организации уточненную декларацию по транспортному налогу 31 марта 2015 года. Три месяца на проведение камеральной проверки истекают в соответствующее число третьего месяца, то есть 31 июня 2015 года. Но поскольку такой даты не существует, проверка должна быть завершена в последний рабочий день июня. Следовательно, предельный срок проведения камеральной проверки по представленной декларации – с 1 апреля по 30 июня 2015 года.

Ситуация: с какого момента отсчитывается срок проведения камеральной налоговой проверки? Организация подала декларацию (расчет) досрочно

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Исключений из этого правила не предусмотрено.

Следовательно, если организация подает налоговую декларацию (расчет) досрочно, то срок камеральной проверки нужно отсчитывать со дня, следующего за днем ее (его) фактического поступления в инспекцию.

Пример определения предельного срока камеральной налоговой проверки. Организация подала декларацию (расчет) досрочно

Предельный срок подачи декларации по транспортному налогу за 2014 год истекает 2 февраля 2015 года (перенос с 1 февраля — выходного дня). Декларация поступила в инспекцию досрочно – 12 января 2015 года. Срок на проведение камеральной проверки по представленной декларации следует отсчитывать с 13 января 2015 года. Вести отсчет срока со 2 февраля 2015 года – по истечении предельного срока на подачу декларации – неверно.

Ситуация: как отсчитываются сроки проведения камеральной налоговой проверки декларации (расчета), если в ходе нее организация подала в инспекцию уточнение по этой же декларации (расчету)?

Срок проведения камеральной налоговой проверки отсчитывается со дня, следующего за днем поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует в отношении подачи как первичных деклараций (расчетов), так и их уточнений. Исключений из этого правила не предусмотрено.

Если во время камеральной проверки декларации (расчета) организация подает уточнение по этой же декларации (расчету), то инспекция обязана прекратить все действия в отношении первоначальной камеральной проверки и начать камеральную проверку уточнения (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в день подачи уточнения срок камеральной проверки по первоначальной декларации (расчету) автоматически прекращается. Со следующего дня начнется отсчет нового трехмесячного срока на проведение камеральной проверки по представленному в инспекцию уточнению.

Пример определения предельного срока проведения камеральной налоговой проверки. Во время камеральной проверки первичной декларации организация подает по ней уточнение

21 января 2015 года организация подала в инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2014 год. Обнаружив ошибку в поданной декларации, 13 февраля 2015 года организация подает по ней уточнение.
Предельный срок камеральной проверки по первичной декларации – с 22 января по 13 февраля 2015 года.
Предельный срок камеральной проверки уточненной декларации – с 14 февраля по 14 мая 2015 года.

Ситуация: может ли налоговая инспекция продлить (приостановить) срок проведения камеральной налоговой проверки?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве установлен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки, который равен трем месяцам (п. 2 ст. 88 НК РФ). Возможность его продления (приостановления) Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ни при каких обстоятельствах. Даже если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08, Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, если инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по камеральной налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения камеральной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Подтверждает такой вывод информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71. В нем суд указал, что трехмесячный срок, отведенный инспекции на проведение камеральной проверки, не является пресекательным для выявления фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию. Это значит, что инспекция вправе вынести решение по итогам камеральной проверки и в более поздние сроки, чем те, что установлены в Налоговом кодексе РФ.

Вынесение решения по результатам камеральной проверки

Отмене такое решение подлежать не будет.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений с аналогичными выводами (см., например, определение ВАС РФ от 9 февраля 2007 г. № 634/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16 октября 2006 г. № Ф08-4729/2006-2006А, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А33-11602/07-Ф02-1903/08, от 12 декабря 2007 г. № А58-3205/07-Ф02-9017/07, Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. № Ф04-2620/2008(4154-А45-26), Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. № А65-9497/07, от 4 октября 2007 г. № А65-29298/06).

В то же время, если по истечении трехмесячного срока проведения камеральной проверки инспекция выставит иное решение (например, требование о представлении документов), его можно будет признать незаконным.

Вынесение решения по результатам камеральной проверки

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, т.е в течение 10 рабочих дней рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен. Чаще всего решение о продлении принимается в случае вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) или неявки лица, присутствие которого необходимо для принятия решения (пп. 5 п. Зет. 101НКРФ).

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

— истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у
третьих лиц (ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ);

— допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

— проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).
Приведенный перечень является закрытым.

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц).

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются вид мероприятия, срок его проведения, а также обстоятельства, которыми вызвано проведение мероприятия.

Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется печатью.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных нарушений налогового законодательства и не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Это следует из абз. 1 п.

Вынесение решения по результатам налоговых проверок

6 ст. 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения.

Окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом
налогового правонарушения таким образом, как они были установлены
проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась
проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а
также подлежащий уплате штраф.

Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налогоплательщик вправе обжаловать с учетом особенностей, которые установлены ст. ст. 101.2, 137 — 139 НК РФ.

Глава 2. Планирование выездных налоговых проверок

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ.

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, – в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности. При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте – датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Рис. 1. Акт камеральной налоговой проверки

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки.

Камеральная проверка: когда нормы диктует судебная практика

Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

Рис. 2. Возражения на акт камеральной проверки

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Предмет

Камеральная

Выездная

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Нет

Да

Срок проведения

3 месяца

2 месяца

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или  нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка — что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Наталья Васильева, 2017-06-24

Васильева Наталья

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети:

Что надо знать, чтобы не платить штрафы при камеральной проверке

Автор: Титаева А.В., 20 апреля 2005г.

      В последнее время налоговые органы уделяют больше внимания проведению камеральных, а не выездных налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами. При этом какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка, по сути, начинается со дня представления налоговой декларации и должна завершиться до истечения трехмесячного срока со дня предоставления декларации. Как правило, организации узнают о проведении камеральной проверки в момент получения либо требования о предоставлении документов либо решения об уплате недоимки и пени или решения о привлечении к налоговой ответственности (взыскании штрафных санкций по статье 126 или по статье 122 НК РФ).
      При получении подобного документа организации в первую очередь нужно обратить внимание на соблюдение должностным лицом налогового органа сроков проведения камеральной проверки. Зачастую налоговые органы нарушают этот срок.
      Несоблюдение налоговыми органами сроков проведения камеральной проверки в основном происходит по причине отсутствия в Налоговом Кодексе последствий этого нарушения. Неурегулированность в Налоговом Кодексе этого вопроса вызывает массу споров с налоговыми органами относительно признания результатов камеральной проверки, проведенной с опозданием, особенно в отношении взыскания выявленных недоимок, пеней, начисленных штрафов. Президиум ВАС РФ в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 указал, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
      Таким образом, организации следует различать следующие важные моменты.

  1. В случае выявления в налоговой декларации ошибок, ставших причиной недоимки и несвоевременной уплаты налога, факт несоблюдения налоговым органом сроков камеральной проверки не может освободить организацию от погашения задолженности и пени.
  2. Нарушение сроков проведения камеральной проверки может освободить организацию от штрафов, начисленных налоговым органом по результатам проведения камеральной проверки. Если решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не удастся обжаловать в вышестоящей организации, то организации целесообразно не торопиться с погашением штрафа в добровольном порядке. Штраф налоговые органы могут взыскать только через суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (п.1 статьи 115 НК РФ).

      Если налоговые органы все-таки подадут иск в суд, то нужно помнить, что бремя доказывания совершенного нарушения лежит именно на налоговом органе (ст.65 АПК РФ). При этом ст.64 АПК РФ запрещает использовать в суде доказательства, добытые с нарушением федерального закона. А Налоговый кодекс как раз и запретил проводить камеральные проверки по истечении трех месяцев со дня подачи декларации. Соответственно, все доказательства, полученные по истечении установленных сроков, будут незаконными и они должны быть отклонены судом.
      В том случае, если сроки проведения камеральной проверки налоговым органом не нарушены, следует со всей тщательностью проанализировать соблюдение процедуры оформления результатов камеральной проверки.
      Оформление камеральной налоговой проверки напрямую зависит от ее результатов. Как правило, если в поданной декларации ошибок или противоречий нет, то проверяющий ее инспектор просто подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.
      В случае же обнаружения налоговым органом каких-либо ошибок и противоречий инспектор обязан зафиксировать их и о выявленных ошибках и противоречиях сообщить налогоплательщику. Причем налогоплательщику положено не только сообщить об обнаруженных ошибках, но и направить требование о внесении в отчетность необходимых исправлений в установленный налоговым органом срок (абз.3 ст.88 НК РФ).
      Хотя составление акта по результатам камеральной проверки НК РФ прямо не предусматривает, тем не менее, ряд статей Налогового кодекса (например, пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32) свидетельствует о том, что налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику копию акта налоговой проверки. При этом не конкретизируется, по результатам какой именно проверки у налоговиков возникает такая обязанность. Проверка, согласно Налоговому кодексу, может быть как выездная, так и камеральная (ст.87 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, составление акта является обязательным и при проведении камеральной проверки, причем независимо от ее результатов.
      Заметим, что в пункте 37 Постановления от 28.02.2001 № 5 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что акт по камеральной проверке составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс об этом умалчивает.
      Однако большинство арбитражных судов придерживаются другой позиции. По их мнению, оформлять результаты камеральной проверки налоговики должны так же, как и результаты выездной. Иначе нарушаются права налогоплательщиков.
      Составить акт по результатам проведения камеральной проверки налоговый орган может в произвольной форме, так как правила ст.100 НК РФ, устанавливающие требования к акту выездной налоговой проверки, в данном случае не применяются.
      Если же в результате камеральной проверки налоговый орган выносит решение о взыскании штрафа, то следует принимать во внимание статью 101 НК РФ, которая устанавливает порядок привлечения налогоплательщика к ответственности.
      В данном случае о результатах налоговой проверки обязательно уведомляется налогоплательщик, который имеет право представить свои возражения или объяснения по акту камеральной проверки.
      Затем материалы камеральной проверки должен рассмотреть руководитель налогового органа или его заместитель. Причем если налогоплательщик предоставлял свои возражения по акту, то материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или её представителей. Это значит, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогоплательщика о времени и месте такого рассмотрения.
      И лишь по результатам рассмотрения дела налоговая инспекция может вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Причем такое решение должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями ст.101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами НК РФ. В постановлении излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика. Копия такого решения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку либо передается другим способом, свидетельствующим о дате ее получения (например, почтой с уведомлением о вручении).
      Но самое главное: в этом случае действует правило о том, что несоблюдение налоговым органом такого порядка может стать основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности (п.6 ст.101 НК РФ).
      Таким образом, если организация получила решение об уплате штрафа, но при этом налоговые органы не потрудились составить акт проверки и ознакомить вас с ним, не выслушали ваших возражений либо допустили иные нарушения установленной статьей 101 НК РФ процедуры, не нужно спешить платить штраф.

В течение какого срока составляется акт камеральной налоговой проверки?

Пусть инспекторы сами обращаются в суд.
      Основанием для отказа в уплате штрафных санкций является нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности.
      Подтверждением высказанной позиции служат следующие нормы Налогового Кодекса: пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32, ст. 100 и 101.Скорее всего суд вас поддержит. В качестве примеров рассмотрения дел в пользу налогоплательщиков можно привести Постановление ФАС РФ Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 г. № Ф04-7933/2004(6061-А46-7); Постановление ФАС РФ Уральского округа от 13 октября 2004 г. № Ф09-4220/04-АК, а также Постановление ФАС РФ Северо-Западного округа от 16 сентября 2004 г. № А42-1266/04-31.
      Обращаем внимание, что несоблюдение налоговым органом процедуры оформления результатов камеральной проверки и процедуры производства по делу о налоговом правонарушении может освободить организацию от ответственности по уплате штрафных санкций, но не освобождает от погашения недоимки и пеней.

Вынесение решения по результатам камеральной проверки

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, т.е в течение 10 рабочих дней рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен. Чаще всего решение о продлении принимается в случае вынесения решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) или неявки лица, присутствие которого необходимо для принятия решения (пп. 5 п. Зет. 101НКРФ).

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

— истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у
третьих лиц (ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ);

— допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

— проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).
Приведенный перечень является закрытым.

Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц).

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются вид мероприятия, срок его проведения, а также обстоятельства, которыми вызвано проведение мероприятия.

Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется печатью.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе до вынесения решения ознакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных нарушений налогового законодательства и не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Это следует из абз. 1 п. 6 ст.

Нарушение срока камеральной проверки

101 НК РФ.

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения.

Окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом
налогового правонарушения таким образом, как они были установлены
проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась
проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а
также подлежащий уплате штраф.

Решение по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налогоплательщик вправе обжаловать с учетом особенностей, которые установлены ст. ст. 101.2, 137 — 139 НК РФ.

Глава 2. Планирование выездных налоговых проверок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *