Система налогообложения виды

Виды налогов и сборов в Российской Федерации, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13-15 НК РФ. Кроме того, в состав налоговой системы России включаются Страховые взносы, а также Специальные налоговые режимы.

Комментарий

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц;

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых;

8) Водный налог;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) Государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

4) Курортный сбор (проводится эксперимент до 31.12.2022 на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ)

Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Страховые взносы

Страховые взносы регулируются с 1 января 2017 года главой 34 "Страховые взносы" и ст. 18.1. и 18.2. НК РФ.

До 1 января 2017 года формально, страховые взносы не входили в налоговую систему и регулировались отдельным законом — Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Но по сути, это самый настоящий налог. Тем более, что они по сути представляют собой скорректированный Единый социальный налог, который применялся до 1 января 2010 года, регулировался главой 24 НК РФ и был отменен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Специальные налоговые режимы

НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы, которые могут применяться теми, кто подпадает под их условия. В случае применения специальных налоговых режимов, вместо некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов может уплачиваться налог, определенный специальным налоговым режимом. Традиционная система налогов, указанных выше, именуется как Общая система налогообложения (ОСН).

Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) Упрощенная система налогообложения (УСН);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) Патентная система налогообложения.

Неналоговые платежи

Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые неналоговые платежи.

Подробнее: Неналоговый платёж — обязательный платёж, который не входит в перечень налогов и сборов.

Отмененные налоги

В России применялись, но были отменены следующие федеральные налоги:

Единый социальный налог (ЕСН) — применялся с 2002 по 2009 годы. С 2010 года вместо ЕСН применяются Страховые взносы.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения — регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.

В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:

Налог с продаж — применялся в 2002 и 2003 годах. Отменен с 2004 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц — региональный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие местные налоги:

Налог на рекламу — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2004 гг. Отменен с 2005 года.

Сбор на содержание милиции — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Сбор на благоустройство территорий — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие сборы:

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) — налог, который взимался в России с реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и зачислялся в дорожные фонды России с 1991 по 2000 годы.

Налог на пользователей автомобильных дорог — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог с владельцев транспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог на приобретение автотранспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2000 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Дополнительно

Где получить информацию по региональным и местным налогам?

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами управления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для целей налогообложения — правовая формула (конструкция) применяемая в законодательстве, чтобы обозначить, что соответствующая норма права имеет отношение исключительно к правоотношениям в сфере налогообложения.

Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

Федеральные налоги и сборы — перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 налогового кодекса Российской Федерации.

Региональные налоги — перечень региональных налогов установлен ст. 14 налогового кодекса Российской Федерации.

Местные налоги и сборы — перечень местных налогов и сборов установлен ст. 15 налогового кодекса Российской Федерации.

Общая система налогообложения (ОСН)

Налог

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

Налоговая система — система общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

ОСНО – общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП — индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке.

2.2.Какие бывают налоги

Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.

Налоговые ставки

Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).

Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

• Объем расходов небольшой;

• ИП осуществляет деятельность без наемных работников;

• оплата происходит через электронные платежные системы.

Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоднее, если:

• большой объем расходов;

• расходы можно легко подтвердить перед налоговой;

• планируется, что доходы будут регулярными;

• если для выбранного вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в ряде регионов нужно, чтобы доход от этого вида деятельности был не менее 70–80% от общего дохода).

Виды налогов и сборов в Российской Федерации, полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13-15 НК РФ. Кроме того, в состав налоговой системы России включаются Страховые взносы, а также Специальные налоговые режимы.

Комментарий

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц;

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых;

8) Водный налог;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) Государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

4) Курортный сбор (проводится эксперимент до 31.12.2022 на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ)

Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Страховые взносы

Страховые взносы регулируются с 1 января 2017 года главой 34 "Страховые взносы" и ст. 18.1. и 18.2. НК РФ.

До 1 января 2017 года формально, страховые взносы не входили в налоговую систему и регулировались отдельным законом — Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Но по сути, это самый настоящий налог. Тем более, что они по сути представляют собой скорректированный Единый социальный налог, который применялся до 1 января 2010 года, регулировался главой 24 НК РФ и был отменен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Специальные налоговые режимы

НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы, которые могут применяться теми, кто подпадает под их условия. В случае применения специальных налоговых режимов, вместо некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов может уплачиваться налог, определенный специальным налоговым режимом. Традиционная система налогов, указанных выше, именуется как Общая система налогообложения (ОСН).

Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:

1) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) Упрощенная система налогообложения (УСН);

3) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) Патентная система налогообложения.

Неналоговые платежи

Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые неналоговые платежи.

Подробнее: Неналоговый платёж — обязательный платёж, который не входит в перечень налогов и сборов.

Отмененные налоги

В России применялись, но были отменены следующие федеральные налоги:

Единый социальный налог (ЕСН) — применялся с 2002 по 2009 годы. С 2010 года вместо ЕСН применяются Страховые взносы.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения — регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.

В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:

Налог с продаж — применялся в 2002 и 2003 годах. Отменен с 2004 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц — региональный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие местные налоги:

Налог на рекламу — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2004 гг. Отменен с 2005 года.

Сбор на содержание милиции — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Сбор на благоустройство территорий — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие сборы:

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) — налог, который взимался в России с реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и зачислялся в дорожные фонды России с 1991 по 2000 годы.

Налог на пользователей автомобильных дорог — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог с владельцев транспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг.

Какие бывают налоги в россии

и поступал в Дорожные фонды.

Налог на приобретение автотранспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2000 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Дополнительно

Где получить информацию по региональным и местным налогам?

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами управления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для целей налогообложения — правовая формула (конструкция) применяемая в законодательстве, чтобы обозначить, что соответствующая норма права имеет отношение исключительно к правоотношениям в сфере налогообложения.

Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

Федеральные налоги и сборы — перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 налогового кодекса Российской Федерации.

Региональные налоги — перечень региональных налогов установлен ст. 14 налогового кодекса Российской Федерации.

Местные налоги и сборы — перечень местных налогов и сборов установлен ст. 15 налогового кодекса Российской Федерации.

Общая система налогообложения (ОСН)

Налог

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

Налоговая система — система общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основные налоги России

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

1. Общий режим

2. Специальный налоговый режим

Общий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:

1). Федеральные налоги и сборы

2). Региональные налоги

3). Местные налоги

Федеральные налоги и сборы– это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):

· Налог на добавленную стоимость

· Акцизы

· Налог на доходы физических лиц

· Налог на прибыль организаций

· Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

· Водный налог

· Государственная пошлина

· Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.

При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:

1. Налоговые ставки

2. Порядок и сроки уплаты

Существует на данный момент 3 региональных налога:

1). Транспортный налог

2). Налог на игорный бизнес

3). Налог на имущество организаций

Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москве(в городах федерального значения) устанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.

Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:

a) Налоговые ставки

b) Порядок и сроки уплаты налогов

c) Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФ

Существует 2 местных налога:

1). Земельный налог

2). Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов общего режима налогообложения:

1. По сферам налогового законадательства:

· Федеральные

· Региональные

· Местные

2. По методу установления, способу изъятия:

· Косвенные (НДС, акцизы)

· Прямые (остальные 11 налогов)

3. В зависимости от порядка использования,назначения:

· Целевые (специальные) налоги

· Общие (обезличенные)

4. В зависимости от групп налогоплательщиков:

· Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)

· Налоги, уплачиваемые только физическими лицами (НДФЛ и налог на имущество физическихлиц)

· Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земельный, транспортный налог, государственная пошлина и другие)

· Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями ( НДС, акцизы и другие)

Специальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные наоговые режимы могут предусматривать:

· Особый порядок определения элементов налогообложения

· Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов

В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:

1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)

2). Упрощенная система налогообложения

3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:

1. Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.

2. Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.

3. Введение специальных налоговых режимов, которые включают:

· Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)

· Упрощенная система налогообложения

· Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

· Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции

4. Снижение налоговых ставок, таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%.

5. Совершенствование налогового администрирования, под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.

Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1239 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ

Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Подобно тому как в законодательном акте определение налога дается с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп.

Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».

Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

• принципы налогообложения;

• порядок установления и введения налогов;

• система налогов;

• порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

• права и обязанности участников налоговых отношений;

• формы и методы налогового контроля;

• ответственность участников налоговых отношений;

• способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.

Система налогов включает большое число ра’зных налогов. Идеи единого налога, заменяющего множество фискальных платежей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, который позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над многообразием форм хозяйственной жизни, нарушил принцип равного налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедливым.

К тому же уклонения от уплаты единого налога были бы очень ощутимы для бюджета, поскольку при этом происходит уклонение от уплаты как бы всех налогов сразу. Риск для государства слишком высок. К тому же возрастают побудительные стимулы к уклонению, так как сумма единого налога значительно превысила бы суммы отдельных налогов.

И.М. Кулищер отмечает, что «народы недаром предпочитали во все времена одному налогу множественность их, памятуя, что человек, который был бы сокрушен тяжестью, заключающейся в одном предмете, легко выносит ее, когда она распределена по всему телу»1.

Однако обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система налогов неизбежно порождает нарушения налогового законодательства. В данном случае законность нарушается из-за неразумных действий законодателя. Это оборачивается негативным отношением граждан к правовой системе в целом.

Система налогов может быть перегружена неэффективными налогами, и тогда затраты на их административное обслуживание превысят сумму поступлений. Это характерно для российской системы налогов. Доходы от некоторых мелких налогов (порядка 15) столь незначительны, что при их начислении нарушается принцип «самоокупаемости». В частности, к таким налогам относят сборы за парковку автотранспорта, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право пользования местной символикой, за право проведения кино- и телесъемок и др. О подобных платежах русский финансист петровской эпохи И.Т. Посошков писал: «токмо людям турбация (смущение) великая: мелочный сбор, мелок он и есть»2.

1КулишерИ.М. Очерки финансовой науки.—Петроград: Наука и школа, 1919.— С. 149.

2 Анталоги^иировой правовой мысли.

Основные услуги

В 5 т. Т. IV. Россия XI—XIX в./Руковод. науч. проекта Г.Ю. Семигин.— М.: Мысль, 1999.— С. 283.

С введением части второй Налогового кодекса Российской Федерации предполагается реформировать систему налогов, взимаемых в России, заменить длинный ряд мелких неэффективных налогов налогами, важными в фискальном отношении. До введения части второй НК РФ сохраняют силу ст. 19—21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащие перечень российских налогов. Система этих налогов представлена на схеме IV-1.

Система налогов, установленная в части первой НК РФ, приведена на схеме IV-2.

Система налогов — плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, обуславливающие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов1.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.

Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

1Оганян К.И. Налоговое бремя в России: Кто должен платить налепи/Налоговый Вестник— 1999.— № 9.— С. 11 —13.


 


Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46,42 и 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

В консолидированном бюджете Российской Федерации на 1999 год доля прямых налогов составляла 42% (в том числе с физических лиц — 14%), косвенных налогов — также 42% (в том числе НДС — 30%, акцизы —12%). Очевидно, что в России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц.

Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. Поскольку в СССР основная масса собственности находилась в руках государства, то и основная масса доходов бюджета формировалась за счет доходов от этой собственности, т.е. за счет платежей государственных предприятий (более 70%). Налоги на доходы населения были незначительны — 8—9%.

По этой же причине вСССР практически отсутствовали имущественные налоги: если почти все, что можно считать избытком над самым необходимым, находилось в руках государства, налогообложение теряло смысл1.

Неразвитостью сферы социального страхования объяснялась малая доля взносов от социального страхования.

Экономическое единство системы налогов — непременное условие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет права переступать»2.

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показывает, что если у налогоплательщика изымается более 40—50% доходов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

Этот показатель ориентирован на среднестатистического налогоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного налогоплательщика может существенно различаться. Так, в России уровень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой3.

1Горский И.В. Налоги в рыночной экономике.— М.: Анкил, 1992.— С. 33.

2Пансков В.Н. Налоговое бремя в российской налоговой системе/УФинансы.— 1998—№11—С. 19.

3 См.: Пансков В.Г.— Указ. соч.

Единая денежная система

6.Одноканальная система налогов,т.е. все налоги, собираются по стране и аккумулируются в центре.

Классификация налогов в РФ (с примерами)

Единые вооруженные силы.

8.Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

В унитарном государстве административно-территориальные единицыне обладают политической самостоятельностью.

Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус,занимают равное положение по отношению к государству в целом (симметричныеунитарные государства). Если же есть регионы, обладающие наци­ональными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (ассиметричныеунитарные государства).

В Судане, например, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный реги­ональный народный совет, который формирует исполнительный орган — Высший ис­полнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе многих унитарных государств. Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности уста­навливаются высшими органами власти страны.

Все унитарные государства можно разделить на централизованныеи децентра­лизованные.

Централизованнымсчитается государство, в котором во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

Децентрализованныеунитарные государства те, в которых высшие территори­альные единицы (области, губернии, кантоны) являются строго административными, асамоуправляются лишь муниципальные территории. При этом последние избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов мес­тной жизни.

Примером может служить Турция. Местное самоуправление в основных админис­тративно-территориальных единицах (илах) в осуществляют представители централь­ной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы — Энджомены. В окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах — совет старейшин и староста, который одновременно является и пред­ставителем ила.

Региональное государство— специфическая форма территориального устройс­тва на базе децентрализации унитарного государства. Это своего рода промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Региональным является государство, в котором территория целостного унитарного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и в ЮАР. Вся территория такого государства разделена на политические автономные образования (20 в Италии, 17 в Испании, 10 в Шри-Ланке, 9 в ЮАР). Эти образования не принимают своих конституций (исключение ЮАР), но имеют свои за­конодательные собрания (хотя парламентами не называются) и свою администрацию (комитет, совет).

В эти автономные образования назначается представитель государства (губерна­тор, комиссар). Обычно он имеет небольшие полномочия.

Признакирегионального государства.

1. Право территориальной автономии принимать законыпо местным вопросам. Перечень этих вопросов обычно невелик: рынки, сельское хозяйство, охрана окружа­ющей среды и др.

2. Органы власти автономии принимаютакт (устав),сходный с конституцией, но он утверждается общенациональным парламентом.

3. Законодательно закрепляется разграничение полномочиймежду центром и автономиями (регионами).

4. Контрольза деятельностью региональных органов центральными органами власти — конституционным судом, правительством и т.д.

5. Отсутствие представительстварегионов в верхней палатепарламента, отсутствие полномочийв судебнойсфере.

Таким образом, региональное государство не определяется конституцией как федерация, оно считается унитарным государством, но на деле обладает чертами федеративного государства.

Федеративное государство(от латинского Тоейиз — «союз») — это государство, состоящее из множества (Россия и.США) или нескольких (Канада) государственноподобных образований,обладающих определенной степенью политической самостоя­тельности. Эти образования носят название субъектов федерации.

В США — 50 субъектов (штатов), в Швейцарии — 23 кантона, в Индии — 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств — Россия, Германия, Австрия, Малайзия, Нигерия, Танзания. Канада, Мексика и др.

Общие признаки,характерные для федеративных государств.

1.Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.

2.Двухуровневость:а) системы органов государственной власти, б) системы зако­нодательства: федеральная и субъектов федерации (субъекты вправе принимать свои конституции (уставы)).

3.Верховенство федеральногоправа.

4. Бикамерализм(двухпалатное строение парламента) в построении федераль­ного парламента, при котором одна из палат представляет интересы субъектов феде­рации.

5. Финансовая зависимостьсубъектов от федеральной власти (субъекты лишены права эмиссии денег).

6.Двухканальная система налогов(у субъектов есть свой бюджет).

7.В ряде федераций существует двухуровневое гражданство— федеральное и гражданство субъектов.

8.Разграничение предметов ведения (тех вопросов, которые компетентны решать) федерального центра и субъектов федерации.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом,т.е. полным вер­ховенством власти на своей территории, самостоятельностью в международных отно­шениях, лишены права выхода из состава федерации (право сецессии).

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвы­чайных средств политического и правового характера, которыми обладает федераль­ный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внут­ренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, возможна приостановка полномочий власти на местах.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *