Система охраны труда

Стандарты предприятий по безопасности труда

Стандарты предприятий по безопасности труда являются составной частью Системы стандартов безопасности труда.

Требования и нормы, устанавливаемые в стандартах предприятий по безопасности труда разрабатываются в соответствии с требованиями государственных и отраслевых стандартов ССБТ, стандартов на продукцию и производственные процессы, содержащих разделы «Требования безопасности» и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются по следующим основным группам: организационно-методические стандарты, стандарты требований безопасности к нестандартному производственному оборудованию, стандарты требований безопасности к производственным процессам, стандарты требований к организации обеспечения работающих средствами защиты и их эксплуатации.

Организационно-методические стандарты устанавливают организацию работы по безопасности труда, обучению и инструктажу рабочих и служащих, порядок контроля и надзора за безопасностью труда на рабочих местах, надзор и контроль за объектами повышенной опасности, порядок аттестации персонала, обслуживающего эти объекты, оценку уровня безопасности труда на рабочих местах.

Стандарты требований безопасности к нестандартному оборудованию (станкам, ‘ средствам механизации, инструменту, приспособлениям) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12. 2.

Нормативные документы СУОТ

003 — 74 («ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности») и другим стандартам ССБТ, стандартам на продукцию, аналогичную со стандартизируемой, содержащим разделы «Требования безопасности», и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам должны соответствовать требованиям ГОСТ 12. 3. 002 — 75 («ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности») и другим стандартам ССБТ, стандартам на производственные процессы, аналогичным стандартизируемым, содержащим разделы «Требования безопасности», и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты требований к организации обеспечения работающих средствами защиты и их эксплуатации включают порядок составления заявок на средства индивидуальной защиты по цехам (участкам) и предприятию в целом, порядок приемки поступающих на предприятие средств индивидуальной защиты, составления рекламаций, требования к хранению этих средств, их выдачи, использования, стирки, чистки и ремонта, требования к испытаниям и проверке исправности средств индивидуальной защиты, использования средств коллективной защиты.

Проекты стандартов предприятий по безопасности труда согласовываются с ФЗМК и инженером по технике безопасности. Стандарты предприятии внедряют в соответствии с Методическими указаниями по внедрению стандартов ССБТ в отраслях народного хозяйства (РДМУ 83 — 76).

Прокладка коммуникаций

« Ремонт

· предотвращение несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками) во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортном, бытового травматизма и происшествий на воде;

· соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения;

· охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся (воспитанников), организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха;

· создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее педагогическое образование, систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

Организация службы охраны труда в образовательном учреждении

системы образования.

Образовательное учреждение, несущее в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 32, пункт 3 "в") ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников данного учреждения во время образовательного процесса, организует работу по охране труда согласно Положения, которое может быть оформлено в виде отдельного документа, включено или учтено в Уставе образовательного учреждения, Правилах внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностях работников, годовых планах работы, приказах и других локальных актах, определяющих степень личной ответственности руководителей, административных и педагогических работников за соблюдение правил и норм охраны труда.

Руководитель или иное ответственное лицо определенное Уставом образовательного учреждения обеспечивает проведение в жизнь мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за ведением обязательной документации, предусмотренной номенклатурой дел по охране труда (приложение № 2).

В целях организации сотрудничества по охране труда администрации и работников, а также обучающихся и их родителей в образовательном учреждении создается совместный комитет (комиссия) по охране труда (приложение № 3), в состав которой входят на паритетных началах представители администрации, профессиональных союзов, иных представительных органов, уполномоченных работниками, обучающимися и их родителями.

Совет. Попечительский совет. Педагогический совет образовательного учреждения:

рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

заслушивает руководителя образовательного учреждения о выполнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников.

Руководитель образовательного учреждения:

Помимо обеспечения безопасных условий и охраны труда, предусмотренных ст.212 ТК РФ:

организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;

обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда.

Стандарты безопасности труда

Своевременно организует осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;

назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;

утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и служащих образовательного учреждения;

принимает меры по внедрению предложений членов коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;

выносит на обсуждение совета (педагогического, попечительского совета), производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;

отчитывается на собраниях Трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся и воспитанников, улучшению условий образовательного процесса, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;

организует обеспечение работников образовательного учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и правилами, а также обучающихся и воспитанников при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ и т.п.;

осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровья и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;

оформляет прием новых работников только при наличии положительного заключения медицинского учреждения. Контролирует своевременное проведение диспансеризации работников, обучающихся и воспитанников;

организует в установленном порядке работу комиссий по приемке образовательного учреждения к новому учебному год. Подписывает акты приемки образовательного учреждения;

обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда;

немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;

заключает и организует совместно с профкомом выполнение ежегодных соглашений по охране труда. Подводит итоги выполнения соглашения по охране труда один раз в полугодие;

утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих, обучающихся и воспитанников. В установленном порядке организует пересмотр инструкций;

проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформляет проведение инструктажа в журналах;

планирует в установленном порядке периодическое обучение работников образовательного учреждения по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;

принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов; созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;

принимает меры совместно с медицинскими работниками по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы;

обеспечивает учебно-трудовую нагрузку работающих, обучающихся и воспитанников с учетом и психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;

запрещает проведение образовательного процесса при наличии опасных условий для здоровья обучающихся или работающих;

определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;

несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса.

Заместитель (помощник) директора по административно-хозяйственной работе (по хоз.части):

обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;

обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории образовательного учреждения.

организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;

обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состояния образовательного учреждения;

Стандарты предприятий по безопасности труда

Стандарты предприятий по безопасности труда являются составной частью Системы стандартов безопасности труда.

Требования и нормы, устанавливаемые в стандартах предприятий по безопасности труда разрабатываются в соответствии с требованиями государственных и отраслевых стандартов ССБТ, стандартов на продукцию и производственные процессы, содержащих разделы «Требования безопасности» и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются по следующим основным группам: организационно-методические стандарты, стандарты требований безопасности к нестандартному производственному оборудованию, стандарты требований безопасности к производственным процессам, стандарты требований к организации обеспечения работающих средствами защиты и их эксплуатации.

Организационно-методические стандарты устанавливают организацию работы по безопасности труда, обучению и инструктажу рабочих и служащих, порядок контроля и надзора за безопасностью труда на рабочих местах, надзор и контроль за объектами повышенной опасности, порядок аттестации персонала, обслуживающего эти объекты, оценку уровня безопасности труда на рабочих местах.

Стандарты требований безопасности к нестандартному оборудованию (станкам, ‘ средствам механизации, инструменту, приспособлениям) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12. 2. 003 — 74 («ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности») и другим стандартам ССБТ, стандартам на продукцию, аналогичную со стандартизируемой, содержащим разделы «Требования безопасности», и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты требований безопасности к производственным процессам должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.

Как составить положение об организации работы по охране труда

3. 002 — 75 («ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности») и другим стандартам ССБТ, стандартам на производственные процессы, аналогичным стандартизируемым, содержащим разделы «Требования безопасности», и другой нормативной документации по безопасности труда.

Стандарты требований к организации обеспечения работающих средствами защиты и их эксплуатации включают порядок составления заявок на средства индивидуальной защиты по цехам (участкам) и предприятию в целом, порядок приемки поступающих на предприятие средств индивидуальной защиты, составления рекламаций, требования к хранению этих средств, их выдачи, использования, стирки, чистки и ремонта, требования к испытаниям и проверке исправности средств индивидуальной защиты, использования средств коллективной защиты.

Проекты стандартов предприятий по безопасности труда согласовываются с ФЗМК и инженером по технике безопасности. Стандарты предприятии внедряют в соответствии с Методическими указаниями по внедрению стандартов ССБТ в отраслях народного хозяйства (РДМУ 83 — 76).

Прокладка коммуникаций

« Ремонт

ВЫВОДЫ
Положение о СУОТ разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

ОТВЕТ
Положение о СУОТ на предприятии — основа организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Определение СУОТ дано в статье 209 ТК РФ как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Типовое положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, то есть в помощь всем российским организациям в структурировании системы, разработки политики, целей и рабочих процедур в области охраны труда.
Создание СУОТ должно базироваться на соблюдении государственных нормативных требований охраны труда, учитывая при этом специфику собственной деятельности, достижения современной науки, наилучшую практику и другие национальные, международные, межгосударственные стандарты, рекомендации МОТ по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, действующими у работодателя. Охрана труда подразумевает многоуровневое распределение обязанностей и ответственностей, поэтому интеграция СУОТ в общую систему играет очень важную практическую роль.
Положение разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Несмотря на то что положение является типовым, в нем в полной мере описывается структура системы, необходимые процедуры, распределение функций, управление документацией и т. д.
В положение о СУОТ с учетом специфики работодателя включаются указанные ниже разделы.
1. Политика работодателя в области охраны труда.
2. Цели работодателя в области охраны труда.
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя).
4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (с подразделами).
5.

Стандарт предприятия. Руководство по системе управления охраной труда (стр. 1 )

Планирование мероприятий по реализации процедур.
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9. Управление документами СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Политика определяется на основании предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии, ее доступность для всех работников является важным аспектом функционирования СУОТ в целом. Политикой определяются цели работодателя в сфере охраны труда, которые должны быть сформулированы исходя из специфики деятельности, текущего состояния охраны труда, перспектив развития и модернизации производства, оценки их достижимости.
Типовое положение достаточно подробно описывает наполнение всех разделов. Примером может служить раздел «Обеспечение функционирования СУОТ». В нем выделяются не только 6 уровней управления (от уровня производственной бригады до работодателя в целом), но и возможное распределение обязанностей в сфере охраны труда по должностям. Количество уровней управления и распределения обязанностей зависит от специфики деятельности конкретного работодателя, структуры общей системы управления, численности и т. д. Распределение обязанностей можно закрепить в указанном разделе СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и должностных инструкциях. Организации с численностью менее 15 человек могут упростить СУОТ за счет сокращения уровней управления охраной труда, при этом обязательным условием является сохранение полного объема обязанностей.
Огромную роль в функционировании СУОТ играют процедуры, направленные на достижение целей в сфере охраны труда. Типовое положение предлагает работодателям следующие основные процедуры:
1) подготовка работников по охране труда;
2) оценки условий труда;
3) управление профессиональными рисками (включая в себя идентификацию опасностей; анализ, оценку и упорядочивания выявленных опасностей, меры снижения профессиональных рисков);
4) наблюдение за состоянием здоровья работников;
5) информирование работников об условиях труда;
6) обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
7) обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
8) обеспечение работников молоком или лечебно-профилактическим питанием;
9) обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ и снабжении.
Серьезное внимание должно уделяться оценке профессиональных рисков. При разработке собственного положения СУОТ работодателю придется особо проработать идентификацию опасностей, их упорядочивание и анализ. В положении приведены основные опасности, которые работодатель может рассматривать с учетом специфики собственной деятельности.
Исполнение процедур должно проводиться в соответствии с утвержденным планом мероприятий. В нем должны быть отражены результаты анализа состояния охраны труда, общий перечень мероприятий, ожидаемый результат, сроки реализации процедур, ответственные лица и источники финансирования.
В СУОТ должен быть обеспечен контроль реализации процедур и функционирования системы в целом. Типовым положением рекомендованы виды контроля, которыми может воспользоваться работодатель с учетом специфики своей деятельности.
Работодатель должен постоянно улучшать функционирование СУОТ. При планировании улучшений необходимо ориентироваться на оценку степени достижения целей, выполнение принятых обязательств и эффективности действий.
В положении о СУОТ рекомендуется включать раздел, регламентирующий работу с авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. В разделе должен быть установлен порядок выявления потенциальных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Внедрение СУОТ на предприятии потребует разработки новых и актуализацию действующих локальных нормативных актов. В положении необходимо установить порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ. В Типовом положении выделяются контрольно-учетные документы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению. К ним относятся:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Управление охраной труда на основе СУОТ является эффективным инструментом, что подтверждается  мировой практикой ее применения. Многие работодатели уже имеют действующие системы управления охраны труда, разработанные на основе государственных и межгосударственных стандартов, таких как: ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 или ГОСТ 12.0.230-2007. Для таких работодателей появляется не лишний повод провести анализ действующей СУОТ, а при необходимости организовать улучшение и актуализацию системы. Другим работодателям придется столкнуться с разработкой и внедрением СУОТ, что, безусловно, окажется непростой задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат.
Повышение эффективности охраны труда, обеспечение безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний все это является основной задачей СУОТ. Результат будет зависеть от всеобщего понимания целей и исполнительной ответственности каждого работника организации.

Дмитрий Викторович СМИРНОВ,
директор филиала в Новосибирске, направление «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG 

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов. Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль — доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».

В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает:

  • разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
  • выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
  • разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку потребности в выше перечисленных действиях;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий;
  • обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон;
  • разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии;
  • управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя:

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ, некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

  • возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы. К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации.

Перечень нормативно-правовых актов по охране труда в организации. Пример

Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ, гл. 33-36.;
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ;
  3. ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;
  4. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  5. Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства): Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.;
  6. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие / П.П.Кукин и др. – М.: «Высшая школа», 2002.;
  7. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Владивосток, 2007
  8. Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда, Москва МОТ, 2011.;
  9. Информационный сайт: Международная организация труда ООН в России: www.unrussia.ru.

ВЫВОДЫ
Положение о СУОТ разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

ОТВЕТ
Положение о СУОТ на предприятии — основа организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Определение СУОТ дано в статье 209 ТК РФ как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Типовое положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, то есть в помощь всем российским организациям в структурировании системы, разработки политики, целей и рабочих процедур в области охраны труда.
Создание СУОТ должно базироваться на соблюдении государственных нормативных требований охраны труда, учитывая при этом специфику собственной деятельности, достижения современной науки, наилучшую практику и другие национальные, международные, межгосударственные стандарты, рекомендации МОТ по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, действующими у работодателя. Охрана труда подразумевает многоуровневое распределение обязанностей и ответственностей, поэтому интеграция СУОТ в общую систему играет очень важную практическую роль.
Положение разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Несмотря на то что положение является типовым, в нем в полной мере описывается структура системы, необходимые процедуры, распределение функций, управление документацией и т. д.
В положение о СУОТ с учетом специфики работодателя включаются указанные ниже разделы.
1. Политика работодателя в области охраны труда.
2. Цели работодателя в области охраны труда.
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя).
4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (с подразделами).
5. Планирование мероприятий по реализации процедур.
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9. Управление документами СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Политика определяется на основании предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии, ее доступность для всех работников является важным аспектом функционирования СУОТ в целом. Политикой определяются цели работодателя в сфере охраны труда, которые должны быть сформулированы исходя из специфики деятельности, текущего состояния охраны труда, перспектив развития и модернизации производства, оценки их достижимости.
Типовое положение достаточно подробно описывает наполнение всех разделов.

Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2018!

Примером может служить раздел «Обеспечение функционирования СУОТ». В нем выделяются не только 6 уровней управления (от уровня производственной бригады до работодателя в целом), но и возможное распределение обязанностей в сфере охраны труда по должностям. Количество уровней управления и распределения обязанностей зависит от специфики деятельности конкретного работодателя, структуры общей системы управления, численности и т. д. Распределение обязанностей можно закрепить в указанном разделе СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и должностных инструкциях. Организации с численностью менее 15 человек могут упростить СУОТ за счет сокращения уровней управления охраной труда, при этом обязательным условием является сохранение полного объема обязанностей.
Огромную роль в функционировании СУОТ играют процедуры, направленные на достижение целей в сфере охраны труда. Типовое положение предлагает работодателям следующие основные процедуры:
1) подготовка работников по охране труда;
2) оценки условий труда;
3) управление профессиональными рисками (включая в себя идентификацию опасностей; анализ, оценку и упорядочивания выявленных опасностей, меры снижения профессиональных рисков);
4) наблюдение за состоянием здоровья работников;
5) информирование работников об условиях труда;
6) обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
7) обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
8) обеспечение работников молоком или лечебно-профилактическим питанием;
9) обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ и снабжении.
Серьезное внимание должно уделяться оценке профессиональных рисков. При разработке собственного положения СУОТ работодателю придется особо проработать идентификацию опасностей, их упорядочивание и анализ. В положении приведены основные опасности, которые работодатель может рассматривать с учетом специфики собственной деятельности.
Исполнение процедур должно проводиться в соответствии с утвержденным планом мероприятий. В нем должны быть отражены результаты анализа состояния охраны труда, общий перечень мероприятий, ожидаемый результат, сроки реализации процедур, ответственные лица и источники финансирования.
В СУОТ должен быть обеспечен контроль реализации процедур и функционирования системы в целом. Типовым положением рекомендованы виды контроля, которыми может воспользоваться работодатель с учетом специфики своей деятельности.
Работодатель должен постоянно улучшать функционирование СУОТ. При планировании улучшений необходимо ориентироваться на оценку степени достижения целей, выполнение принятых обязательств и эффективности действий.
В положении о СУОТ рекомендуется включать раздел, регламентирующий работу с авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. В разделе должен быть установлен порядок выявления потенциальных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Внедрение СУОТ на предприятии потребует разработки новых и актуализацию действующих локальных нормативных актов. В положении необходимо установить порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ. В Типовом положении выделяются контрольно-учетные документы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению. К ним относятся:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Управление охраной труда на основе СУОТ является эффективным инструментом, что подтверждается  мировой практикой ее применения. Многие работодатели уже имеют действующие системы управления охраны труда, разработанные на основе государственных и межгосударственных стандартов, таких как: ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 или ГОСТ 12.0.230-2007. Для таких работодателей появляется не лишний повод провести анализ действующей СУОТ, а при необходимости организовать улучшение и актуализацию системы. Другим работодателям придется столкнуться с разработкой и внедрением СУОТ, что, безусловно, окажется непростой задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат.
Повышение эффективности охраны труда, обеспечение безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний все это является основной задачей СУОТ. Результат будет зависеть от всеобщего понимания целей и исполнительной ответственности каждого работника организации.

Дмитрий Викторович СМИРНОВ,
директор филиала в Новосибирске, направление «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *