Транспортный налог ООО срок сдачи

Содержание

Отчетность по транспортному налогу по-новому

С тех пор как функции по разработке и утверждению налоговых деклараций были переданы Минфину, по многим налогам и сборам налогоплательщики уже успели ознакомиться с новыми формами налоговой отчетности в "редакции" финансового ведомства. В этом году очередь дошла и до транспортного налога.

Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов)

В апреле этого года в Минюсте была зарегистрирована форма налогового расчета по авансовым платежам, а Приказом N 65н <1> Минфин утвердил новую форму декларации по транспортному налогу.

<1> Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

Эти две формы налоговой отчетности имеют много общего, однако у них есть и отличительные особенности. При этом нет необходимости составлять предварительный расчет суммы налога: рассчитать его можно по ходу заполнения отчетности. О том, как это сделать, а также о других особенностях порядка заполнения и представления налогового расчета и декларации, пойдет речь в данной статье.

Порядок заполнения декларации

Общая структура налогового расчета по авансовым платежам и декларации по транспортному налогу одинакова и включает в себя:

  • титульный лист;
  • разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика;
  • разд. 2, в котором производится расчет налога по каждому транспортному средству (ТС).

Все перечисленные разделы обязательны к заполнению. При этом, как и в любой другой налоговой отчетности, для расчета суммы налога сначала заполняют вспомогательные листы (разд. 2), на основании которых составляют итоговый лист (разд. 1). При оформлении налогового расчета и декларации налогоплательщик может руководствоваться инструкциями, которые приведены в Приложении N 2 к Приказам Минфина России N N 48н <2>, 65н.

<2> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

Заполнение налогового расчета и декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются таким образом, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета транспортного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. Для плательщиков транспортного налога ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру необязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно при заполнении налогового расчета или декларации.

Пример. По состоянию на 01.01.2006 на балансе ООО "Трансинвест" числится:

  • легковой автомобиль ВАЗ-2110 с двигателем мощностью 75 л. с.;
  • грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 — 120 л. с.

В мае 2006 г. ООО "Трансинвест" приобрело и поставило на учет микроавтобус ГАЗ-3221 "Газель" с двигателем мощностью 110 л. с. В июне этого года на легковой автомобиль установлен более мощный двигатель — 100 л. с. В декабре автомобиль угнан.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта РФ, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ. При этом для грузового автомобиля установлена льгота, уменьшающая сумму налога на 50%. Все транспортные средства зарегистрированы на территории одного муниципального образования.

Произведем расчет налога за 2006 г. и отразим эти данные в декларации. Начинать следует с отражения информации обо всех объектах налогообложения в разд. 2, данные которого переносятся в разд. 1. В нем отражается общая сумма транспортного налога, которая уплачивается в бюджет.

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству"

В отличие от прежней формы налоговой декларации <3>, в которой на каждое транспортное средство заполнялся отдельный лист данного раздела, в новой форме разд. 2 указываются все ТС, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у организации ТС на территории нескольких муниципальных образований разд. 2 заполняется по каждому из них. При этом на каждом бланке по строке 010 согласно Общероссийскому классификатору ОК 019-95 <4> указывается код ОКАТО, соответствующий муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС.

<3> Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Не применяется начиная с представления налоговой декларации за 2006 г.
<4> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Далее в разд. 2 указываются все данные о ТС:

  • код вида ТС в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (для легкового автомобиля — 510 04, грузового — 520 01, микроавтобуса — 540 03);
  • идентификационный номер ТС согласно данным документа о его регистрации (VIN);
  • марка ТС, указанная в регистрационном документе (легковой автомобиль — ВАЗ-2110, грузовой — ЗИЛ-5301, микроавтобус — ГАЗ-3221);
  • регистрационный знак ТС.

Все эти данные указываются по коду строки 020 в графах 2 — 5. В графах 6 — 14 отражаются показатели, влияющие на расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Первым из показателей, определяющих сумму транспортного налога, является налоговая база (графа 6). Для автотранспортных средств она определяется в лошадиных силах. Рядом (графа 7) сразу следует проставить единицу измерения налоговой базы по ОКЕИ (для л. с. — 251).

Отметим, в случае замены двигателя в Инструкции к прежней налоговой декларации предписывалось заполнять два листа этого раздела и рассчитывать налог с учетом срока службы каждого из двигателей в налоговом периоде. В Порядке заполнения новой формы этого указания нет, однако правило расчета налога в такой ситуации не изменилось — налог необходимо рассчитать дважды (по каждому двигателю в отдельности), используя не одну, а две строки, в каждой из которых указывается мощность двигателя и информация о сроке его эксплуатации в виде корректирующего коэффициента. Он определяется согласно п. 3 ст. 362 НК РФ как отношение числа полных месяцев эксплуатации каждого из двигателей к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12).

Значения коэффициента при эксплуатации легкового автомобиля в течение 11 мес. (с января по ноябрь):

  • с двигателем мощностью 75 л. с. — 0,42 (5/12);
  • с двигателем мощностью 100 л. с. — 0,50 (6/12) <5>.

<5> Из количества месяцев эксплуатации легкового автомобиля исключен последний месяц года, в котором он угнан. При этом организации необходимо иметь копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона.

В отношении иных транспортных средств данный коэффициент рассчитывается исходя из времени их регистрации в течение налогового периода:

  • для грузового автомобиля — 1 (12/12);
  • для микроавтобуса — 0,67 (8/12).

Если на территории субъекта РФ по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то организации в графе 8 следует указать количество лет, прошедших с года выпуска ТС. В дальнейшем с учетом этого показателя налогоплательщик сможет скорректировать налоговую ставку. В случае если законом субъекта РФ такая возможность не предусмотрена, в данной графе ставится прочерк, и в графе 10 указывается ставка налога, установленная по каждому ТС.

Для ТС, поименованных в нашем примере, ставка налога составит (ст. 361 НК РФ):

  • для легкового автомобиля — 5 руб/л. с.;
  • для грузового — 8 руб/л. с.;
  • для микроавтобуса — 10 руб/л. с.

Рассчитаем сумму налога, которая указывается в графе 11 разд. 2, умножив налоговую базу (гр. 6) на ставку налога (гр. 10) и коэффициент (гр. 9) по каждому ТС.

По легковому автомобилю сумма налога составит 408 руб. (75 л. с. x 0,42 x 5 руб. + 100 л. с. x 0,50 x 5 руб.), по грузовому — 960 руб. (120 л. с. x 1 x 8 руб.), микроавтобусу — 737 руб. (110 л. с. x 0,67 x 10 руб.).

Графы 12, 13 организация заполняет по тем ТС, по которым применяются налоговые льготы. В частности, для грузового автомобиля нужно указать код 202000 и сумму льготы — 480 руб. (960 руб. / 2).

Итоговое значение подлежащего уплате транспортного налога, которое определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13, отражается в графе 14. Отметим, что в декларации указываются все зарегистрированные ТС, в том числе и те, которые освобождены от налогообложения, — по ним в графе 14 ставится прочерк.

В налоговой декларации разд. 2 будет заполнен следующим образом.

Раздел 2 (фрагмент)

Код ТС Налоговая
база
Коэффициент Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
Код
льготы
Сумма
льготы,
руб.
Налог к
уплате,
руб.
2 6 9 10 11 12 13 14
510 04 75 0,42 5 158 158
510 04 100 0,50 5 250 250
520 01 120 1 8 960 20 200 480 480
540 03 110 0,67 10 737 737

Правила заполнения налогового расчета по авансовым платежам аналогичны порядку заполнения декларации, за исключением того, что коэффициент и сумма авансового платежа рассчитываются по итогам отчетного периода.

С этого года из налоговой декларации исключен разд. 3, который в прошлом году налогоплательщики заполняли по каждому виду транспортных средств отдельно, указывая все ТС (в том числе льготируемые и освобожденные от налогообложения). Поэтому, заполнив разд. 2, можно переходить к разд. 1.

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"

В нем бухгалтеру нужно указать:

  • код бюджетной классификации (КБК);
  • код ОКАТО;
  • исчисленную сумму налога;
  • сумму авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет;
  • сумму налога к уменьшению.

В отличие от декларации в налоговом расчете указывается только сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Также следует учесть, что расчет по авансовым платежам заполняется не нарастающим итогом с начала года, то есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода суммы, исчисленные за предыдущий налоговый период, не учитываются. Они отражаются по итогам года в налоговой декларации.

Раздел 1, так же как и разд. 2, заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. При этом в налоговую инспекцию, которой подведомственны несколько муниципальных образований, налогоплательщик представляет только одну налоговую декларацию.

В 2006 г. налогоплательщики транспортного налога в платежных поручениях на перечисление налога согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <6> проставляют КБК 182 1 06 04000 02 1000 110 (стр. 010). Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 04011 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <7>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц <8>.

<6> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
<7> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г.
<8> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью.

Сумма исчисленного налога в разд. 1 отражается по коду строки 030. Этот показатель следует взять из графы 14 разд. 2, для чего нужно сложить все значения с соответствующим кодом ОКАТО. Таким образом, сумма исчисленного налога по строке 020 показывается отдельно по каждому муниципальному образованию. По условиям примера она составит 1625 руб.

В аналогичном порядке заполняются:

  • строка 040, в которой указывается сумма авансовых платежей по транспортному налогу;
  • строка 050, в которой отражается сумма налога, определяемая как разность показателей строк 030 и 040, и которая соответствует разнице между годовой суммой налога и перечисленными авансовыми платежами.

В случае если значение по строке 050 — отрицательная величина (стр. 030 < стр. 040), то по коду данной строки указывается нулевое значение, а в строке 060 — сумма излишне уплаченного в бюджет налога, которая определяется как разность показателей строк 040 и 030.

Все вышеуказанные сведения в разд. 1 в обязательном порядке подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера. В случае отсутствия главного бухгалтера достоверность и полноту сведений может подтвердить бухгалтер или иное лицо, которое составляет декларацию и ведет бухгалтерский учет в организации на договорных началах.

Титульный лист

После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, ему следует заполнить титульный лист. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (по налогу на прибыль, налогу на имущество). Однако в титульном листе декларации по транспортному налогу не указывается место ее представления. Это объясняется тем, что согласно гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ налогоплательщик лишен права выбора: отчетность представляется по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В остальном титульный лист содержит стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации:

  • вид документа ("1" — первичный, "3" — корректирующий);
  • отчетный год, за который представляется отчетность;
  • наименование налогового органа и его код;
  • наименование организации, ее ОГРН, код города и номер телефона налогоплательщика.

В новой редакции налоговой декларации отсутствует страница 2 титульного листа, в которой организации указывали персональные данные по каждому лицу, подписавшему декларацию. Нет ее также и в налоговом расчете по авансовым платежам. Таким образом, как заметит читатель, отчетность по транспортному налогу с этого года значительно сократилась и содержит только те листы, которые необходимы для расчета налога, а также контроля над его исчислением и уплатой.

В заключение рассмотрим отдельные вопросы представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.

Порядок представления налогового расчета и декларации

Налоговые расчеты по транспортному налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае если последний день срока представления отчетности по транспортному налогу приходится на нерабочий день, то можно представить налоговый расчет по авансовым платежам в следующий ближайший за ним рабочий день (Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 19.01.2006 N 06-07/00952@). Однако в тех регионах, где законодатели не установили отчетные периоды, организации отчитываются только по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08).

Срок представления налоговой декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Отметим, налоговые декларации обязаны представлять все организации, за которыми зарегистрированы ТС, даже если последние не являются объектами налогообложения. При этом, как указано в Письме УФНС по Московской обл. от 07.02.2006 N 19-42-И/0127, налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию без исчисления сумм налога с указанием кода льготы.

Ответственность за непредставление декларации в срок

Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <9>. Налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.

<9> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".

На практике во избежание штрафных санкций многие бухгалтеры, не успев по тем или иным причинам отразить в декларации сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую инспекцию имеющуюся декларацию, а потом представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций налоговым законодательством не определен.

Налогоплательщики, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, могут обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.

И.С.Иванов

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Производить уплату транспортного налога обязаны владельцы транспортных средств как юридические, так и физические лица. Размер налога рассчитывается с мощности транспортного средства в лошадиных силах, умноженной на ставку. Что касается налоговой базы для транспортных средств, у которых отсутствует двигатель (например, весельных лодок) определяется в отдельном порядке.

Прежде чем рассмотреть срок уплаты транспортного налога, узнаем, что является объектом обложения. В соответствии с законами РФ, лица юридические и физические, на которых зарегистрированы определенные виды транспортных средств, должны платить вышеуказанный налог на следующие ТС:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотороллеры и мотоциклы;
  • другие машины, передвигающиеся самостоятельно на гусеничном или пневматическом ходу;
  • вертолеты и самолеты;
  • моторные лодки, буксируемые суда, гидроциклы;
  • парусные суда, яхты, катера;
  • мотосани, снегоходы и др.

От уплаты освобождаются весельные лодки, троллейбусы, локомотивы, промысловые суда, молоковозы, скотовозы и другие механизмы, используемые в производстве сельскохозяйственной продукции. Также предусмотрен перечень лиц, которые освобождаются от этих поборов.

Срок уплаты транспортного налога и срок сдачи налоговой декларации

Сроки оплаты транспортного налога можно найти в Налоговом кодексе (глава 28. статья 363), распоряжениях и приказах (Приказ налоговой службы РФ № Б Г-3-21 / 177, выпущенный в апреле 2003 года). Согласно этим документам, в качестве налогового периода устанавливается завершенный календарный год.

Важно! Начисление сбора производится с учетом количества месяцев, в которые механизм был зарегистрирован на того или иного владельца. Например, если в текущем году автомобиль был зарегистрирован на физическое лицо в течение 2-х месяцев, то начисление налога будет произведено с коэффициентом 2\12.

В чём особенности нулевой декларации по транспортному налогу за 2018 год

Для граждан налог исчисляется налоговыми подразделениями на основании данных, полученных от структур, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств. Срок уплаты транспортного налога за истекший год для этой категории может быть определен на разные даты для разных регионов, но не ранее 1-го ноября года, идущего за отчетным (согласно статье 363 Налогового кодекса).

Особенности уплаты для юридических лиц

Юридические лица производят начисление этого сбора сами. Налоговым периодом опять же признается календарный год. Однако в ряде регионов организации осуществляют уплату налога в авансовом порядке. В этих целях год делится на четыре квартала, которые обозначаются, как отчетный период. И сбор, подлежащий уплате за год, делится на четыре части. Срок уплаты транспортного налога за прошедший период должен быть осуществлен до конца месяца, следующего за окончанием соответствующего квартала.

По результатам календарного года организация подает декларацию по этому налогу по форме номер 1152004 (по КНД). В разных регионах, где уплачивают транспортный налог, срок сдачи декларации на данный момент установлен единый – до 1 февраля. В декларации указывается сумма налога, которую компания исчислила, суммы уплаченных ежеквартальных платежей, а также указание на размер денежных средств, подлежащих доплате или возврату из бюджета. Срок уплаты транспортного налога, а также его порядок могут различаться для отдельных регионов, поэтому нужно смотреть законодательство той области, в которой определено место нахождения принадлежащего вам транспортного средства.

Отчетность по транспортному налогу по-новому

С тех пор как функции по разработке и утверждению налоговых деклараций были переданы Минфину, по многим налогам и сборам налогоплательщики уже успели ознакомиться с новыми формами налоговой отчетности в "редакции" финансового ведомства. В этом году очередь дошла и до транспортного налога. В апреле этого года в Минюсте была зарегистрирована форма налогового расчета по авансовым платежам, а Приказом N 65н <1> Минфин утвердил новую форму декларации по транспортному налогу.

<1> Приказ Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

Эти две формы налоговой отчетности имеют много общего, однако у них есть и отличительные особенности. При этом нет необходимости составлять предварительный расчет суммы налога: рассчитать его можно по ходу заполнения отчетности. О том, как это сделать, а также о других особенностях порядка заполнения и представления налогового расчета и декларации, пойдет речь в данной статье.

Порядок заполнения декларации

Общая структура налогового расчета по авансовым платежам и декларации по транспортному налогу одинакова и включает в себя:

  • титульный лист;
  • разд. 1, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика;
  • разд. 2, в котором производится расчет налога по каждому транспортному средству (ТС).

Все перечисленные разделы обязательны к заполнению. При этом, как и в любой другой налоговой отчетности, для расчета суммы налога сначала заполняют вспомогательные листы (разд. 2), на основании которых составляют итоговый лист (разд. 1). При оформлении налогового расчета и декларации налогоплательщик может руководствоваться инструкциями, которые приведены в Приложении N 2 к Приказам Минфина России N N 48н <2>, 65н.

<2> Приказ Минфина России от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

Заполнение налогового расчета и декларации предполагает отражение в ней всех показателей, которые группируются таким образом, чтобы по ним можно было рассчитать налог в целом по всем объектам налогообложения. При этом гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не предусмотрены специальные регистры для расчета транспортного налога в отличие от других налогов. Например, налог на прибыль исчисляется плательщиком по данным налогового учета (аналитических налоговых регистров), исходными данными для расчета НДС являются показатели книги покупок и книги продаж, сумма налога на имущество определяется на основе регистров бухгалтерского учета, а для расчета ЕСН бухгалтер использует индивидуальные карточки сумм начисленных выплат и вознаграждений. Для плательщиков транспортного налога ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру необязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно при заполнении налогового расчета или декларации.

Пример. По состоянию на 01.01.2006 на балансе ООО "Трансинвест" числится:

  • легковой автомобиль ВАЗ-2110 с двигателем мощностью 75 л. с.;
  • грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 — 120 л. с.

В мае 2006 г. ООО "Трансинвест" приобрело и поставило на учет микроавтобус ГАЗ-3221 "Газель" с двигателем мощностью 110 л. с. В июне этого года на легковой автомобиль установлен более мощный двигатель — 100 л. с. В декабре автомобиль угнан.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта РФ, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ. При этом для грузового автомобиля установлена льгота, уменьшающая сумму налога на 50%. Все транспортные средства зарегистрированы на территории одного муниципального образования.

Произведем расчет налога за 2006 г. и отразим эти данные в декларации. Начинать следует с отражения информации обо всех объектах налогообложения в разд. 2, данные которого переносятся в разд. 1. В нем отражается общая сумма транспортного налога, которая уплачивается в бюджет.

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству"

В отличие от прежней формы налоговой декларации <3>, в которой на каждое транспортное средство заполнялся отдельный лист данного раздела, в новой форме разд. 2 указываются все ТС, которые находятся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии у организации ТС на территории нескольких муниципальных образований разд. 2 заполняется по каждому из них. При этом на каждом бланке по строке 010 согласно Общероссийскому классификатору ОК 019-95 <4> указывается код ОКАТО, соответствующий муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС.

<3> Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Не применяется начиная с представления налоговой декларации за 2006 г.
<4> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

Далее в разд. 2 указываются все данные о ТС:

  • код вида ТС в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации (для легкового автомобиля — 510 04, грузового — 520 01, микроавтобуса — 540 03);
  • идентификационный номер ТС согласно данным документа о его регистрации (VIN);
  • марка ТС, указанная в регистрационном документе (легковой автомобиль — ВАЗ-2110, грузовой — ЗИЛ-5301, микроавтобус — ГАЗ-3221);
  • регистрационный знак ТС.

Все эти данные указываются по коду строки 020 в графах 2 — 5. В графах 6 — 14 отражаются показатели, влияющие на расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Первым из показателей, определяющих сумму транспортного налога, является налоговая база (графа 6). Для автотранспортных средств она определяется в лошадиных силах. Рядом (графа 7) сразу следует проставить единицу измерения налоговой базы по ОКЕИ (для л. с. — 251).

Отметим, в случае замены двигателя в Инструкции к прежней налоговой декларации предписывалось заполнять два листа этого раздела и рассчитывать налог с учетом срока службы каждого из двигателей в налоговом периоде. В Порядке заполнения новой формы этого указания нет, однако правило расчета налога в такой ситуации не изменилось — налог необходимо рассчитать дважды (по каждому двигателю в отдельности), используя не одну, а две строки, в каждой из которых указывается мощность двигателя и информация о сроке его эксплуатации в виде корректирующего коэффициента. Он определяется согласно п. 3 ст. 362 НК РФ как отношение числа полных месяцев эксплуатации каждого из двигателей к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12).

Значения коэффициента при эксплуатации легкового автомобиля в течение 11 мес. (с января по ноябрь):

  • с двигателем мощностью 75 л. с. — 0,42 (5/12);
  • с двигателем мощностью 100 л. с. — 0,50 (6/12) <5>.

<5> Из количества месяцев эксплуатации легкового автомобиля исключен последний месяц года, в котором он угнан. При этом организации необходимо иметь копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона.

В отношении иных транспортных средств данный коэффициент рассчитывается исходя из времени их регистрации в течение налогового периода:

  • для грузового автомобиля — 1 (12/12);
  • для микроавтобуса — 0,67 (8/12).

Если на территории субъекта РФ по отдельным транспортным средствам установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока их полезного использования, то организации в графе 8 следует указать количество лет, прошедших с года выпуска ТС. В дальнейшем с учетом этого показателя налогоплательщик сможет скорректировать налоговую ставку. В случае если законом субъекта РФ такая возможность не предусмотрена, в данной графе ставится прочерк, и в графе 10 указывается ставка налога, установленная по каждому ТС.

Для ТС, поименованных в нашем примере, ставка налога составит (ст. 361 НК РФ):

  • для легкового автомобиля — 5 руб/л. с.;
  • для грузового — 8 руб/л. с.;
  • для микроавтобуса — 10 руб/л. с.

Рассчитаем сумму налога, которая указывается в графе 11 разд. 2, умножив налоговую базу (гр. 6) на ставку налога (гр. 10) и коэффициент (гр. 9) по каждому ТС.

По легковому автомобилю сумма налога составит 408 руб. (75 л. с. x 0,42 x 5 руб. + 100 л. с. x 0,50 x 5 руб.), по грузовому — 960 руб. (120 л. с. x 1 x 8 руб.), микроавтобусу — 737 руб. (110 л. с.

Отчетность по транспортному налогу по-новому

x 0,67 x 10 руб.).

Графы 12, 13 организация заполняет по тем ТС, по которым применяются налоговые льготы. В частности, для грузового автомобиля нужно указать код 202000 и сумму льготы — 480 руб. (960 руб. / 2).

Итоговое значение подлежащего уплате транспортного налога, которое определяется как разность значений, указанных в графах 11 и 13, отражается в графе 14. Отметим, что в декларации указываются все зарегистрированные ТС, в том числе и те, которые освобождены от налогообложения, — по ним в графе 14 ставится прочерк.

В налоговой декларации разд. 2 будет заполнен следующим образом.

Раздел 2 (фрагмент)

Код ТС Налоговая
база
Коэффициент Ставка
налога,
%
Сумма
налога,
руб.
Код
льготы
Сумма
льготы,
руб.
Налог к
уплате,
руб.
2 6 9 10 11 12 13 14
510 04 75 0,42 5 158 158
510 04 100 0,50 5 250 250
520 01 120 1 8 960 20 200 480 480
540 03 110 0,67 10 737 737

Правила заполнения налогового расчета по авансовым платежам аналогичны порядку заполнения декларации, за исключением того, что коэффициент и сумма авансового платежа рассчитываются по итогам отчетного периода.

С этого года из налоговой декларации исключен разд. 3, который в прошлом году налогоплательщики заполняли по каждому виду транспортных средств отдельно, указывая все ТС (в том числе льготируемые и освобожденные от налогообложения). Поэтому, заполнив разд. 2, можно переходить к разд. 1.

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет"

В нем бухгалтеру нужно указать:

  • код бюджетной классификации (КБК);
  • код ОКАТО;
  • исчисленную сумму налога;
  • сумму авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет;
  • сумму налога к уменьшению.

В отличие от декларации в налоговом расчете указывается только сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Также следует учесть, что расчет по авансовым платежам заполняется не нарастающим итогом с начала года, то есть при определении величины авансового платежа по итогам каждого отчетного периода суммы, исчисленные за предыдущий налоговый период, не учитываются. Они отражаются по итогам года в налоговой декларации.

Раздел 1, так же как и разд. 2, заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся ТС. При этом в налоговую инспекцию, которой подведомственны несколько муниципальных образований, налогоплательщик представляет только одну налоговую декларацию.

В 2006 г. налогоплательщики транспортного налога в платежных поручениях на перечисление налога согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <6> проставляют КБК 182 1 06 04000 02 1000 110 (стр. 010). Этот же код нужно отразить и в налоговой декларации. Если организация по ошибке отразит в разд. 1 прежний КБК 182 1 06 04011 02 1000 110, который был указан в Приказе Минфина России N 114н <7>, то налоговый инспектор может потребовать внести исправления в налоговую декларацию. Ошибки в налоговой декларации исправляются так: неверное значение соответствующего показателя перечеркивается, после чего вписывается правильное значение и проставляются подписи должностных лиц <8>.

<6> Приказ Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
<7> Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Утратил силу с 1 января 2006 г.
<8> Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации подписи должностных лиц при исправлении ошибок должны быть заверены печатью.

Сумма исчисленного налога в разд. 1 отражается по коду строки 030. Этот показатель следует взять из графы 14 разд. 2, для чего нужно сложить все значения с соответствующим кодом ОКАТО. Таким образом, сумма исчисленного налога по строке 020 показывается отдельно по каждому муниципальному образованию. По условиям примера она составит 1625 руб.

В аналогичном порядке заполняются:

  • строка 040, в которой указывается сумма авансовых платежей по транспортному налогу;
  • строка 050, в которой отражается сумма налога, определяемая как разность показателей строк 030 и 040, и которая соответствует разнице между годовой суммой налога и перечисленными авансовыми платежами.

В случае если значение по строке 050 — отрицательная величина (стр. 030 < стр. 040), то по коду данной строки указывается нулевое значение, а в строке 060 — сумма излишне уплаченного в бюджет налога, которая определяется как разность показателей строк 040 и 030.

Все вышеуказанные сведения в разд. 1 в обязательном порядке подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера. В случае отсутствия главного бухгалтера достоверность и полноту сведений может подтвердить бухгалтер или иное лицо, которое составляет декларацию и ведет бухгалтерский учет в организации на договорных началах.

Титульный лист

После того как бухгалтер укажет сумму налога по всем объектам налогообложения, ему следует заполнить титульный лист. Порядок его оформления аналогичен правилам заполнения такого листа в других налоговых декларациях (по налогу на прибыль, налогу на имущество). Однако в титульном листе декларации по транспортному налогу не указывается место ее представления. Это объясняется тем, что согласно гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ налогоплательщик лишен права выбора: отчетность представляется по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). В остальном титульный лист содержит стандартный перечень реквизитов, которые указывает организация в любой налоговой декларации:

  • вид документа ("1" — первичный, "3" — корректирующий);
  • отчетный год, за который представляется отчетность;
  • наименование налогового органа и его код;
  • наименование организации, ее ОГРН, код города и номер телефона налогоплательщика.

В новой редакции налоговой декларации отсутствует страница 2 титульного листа, в которой организации указывали персональные данные по каждому лицу, подписавшему декларацию. Нет ее также и в налоговом расчете по авансовым платежам. Таким образом, как заметит читатель, отчетность по транспортному налогу с этого года значительно сократилась и содержит только те листы, которые необходимы для расчета налога, а также контроля над его исчислением и уплатой.

В заключение рассмотрим отдельные вопросы представления отчетности и ответственности налогоплательщика за нарушение исполнения данной обязанности.

Порядок представления налогового расчета и декларации

Налоговые расчеты по транспортному налогу представляются организациями в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае если последний день срока представления отчетности по транспортному налогу приходится на нерабочий день, то можно представить налоговый расчет по авансовым платежам в следующий ближайший за ним рабочий день (Письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 19.01.2006 N 06-07/00952@). Однако в тех регионах, где законодатели не установили отчетные периоды, организации отчитываются только по итогам налогового периода (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-06-04-04/08).

Срок представления налоговой декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Отметим, налоговые декларации обязаны представлять все организации, за которыми зарегистрированы ТС, даже если последние не являются объектами налогообложения. При этом, как указано в Письме УФНС по Московской обл. от 07.02.2006 N 19-42-И/0127, налоговые декларации представляются в налоговую инспекцию без исчисления сумм налога с указанием кода льготы.

Ответственность за непредставление декларации в срок

Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 <9>. Налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.

<9> Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 "Об ответственности за нарушение налогового законодательства".

На практике во избежание штрафных санкций многие бухгалтеры, не успев по тем или иным причинам отразить в декларации сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую инспекцию имеющуюся декларацию, а потом представляют "уточненку". За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций налоговым законодательством не определен.

Налогоплательщики, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, могут обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.

И.С.Иванов

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

У декларации по транспортному налогу есть определенный законодательством РФ срок сдачи. В связи с этим юридическим лицам важно его не пропустить и сдать документ вовремя. При нарушении сроков сдачи декларации, работники налоговой могут наложить штрафы на налогоплательщика, что, несомненно, негативно отразится на бюджете компании.

Для того чтобы не иметь подобных проблем, предлагаем вам ознакомиться со сроком сдачи декларации по транспортному налогу за 2017 год в этой статье. Мы рассмотрим, когда и куда необходимо подавать документ и остановимся на вопросе о том, почему важно очень важно перерегистрировать транспортное средство, выбившее из процесса работы организации.

Когда и куда сдавать документ за 2017 год?

Те предприниматели и организации, которые на протяжении 2017 года приобрели транспортные средства, обязаны представить отчет, в котором будут содержаться данные о транспортном налоге. При этом срок подачи декларации не зависит от того, в какой момент была покупка транспортного средства.

Обратите внимание на то, что декларацию нужно будет подавать и тем организациям, которые приобрели и смогли реализовать транспортное средство в течение 2017 года.

Отметим, что если ТС было куплено не в начале 2017 года (или находилось в эксплуатации незначительный срок в 2017 году), то в такой ситуации производится автоматический перерасчет суммы транспортного налога в меньшую сторону.

Пример:

ООО «Гамма» купило автомобиль для служебных целей в июле 2017 года. Через короткий промежуток времени транспортное средство было продано — в сентябре того же года. Несмотря на то, что автомобиль был в пользовании у ООО «Гамма» недолго, организации необходимо соблюдать сроки подачи декларации по транспортному налогу за 2017 год.

Налог в казну будет перечислен только за месяцы нахождения автомобиля в эксплуатации у ООО «Гамма».

Ответственные руководители предприятий не должны забывать о том, что срок подачи декларации по транспортному налогу определяется Налоговым кодексом РФ. Срок подачи декларации по транспортному налогу одинаков для всех российских регионов и не зависит от места постановки на учет транспортного средства и места его регистрации.

Кроме того, не следует путать срок оплаты транспортного налога со сроком подачи декларации по нему. Каждый субъект РФ имеет право решать самостоятельно, когда оплата налога должна поступать в региональные бюджеты.

На основании пункта 3, статьи 363.1 НК РФ, срок подачи декларации по транспортному налогу за 2017 год — не позднее 1 февраля 2018 года.

Чтобы выяснить, куда необходимо подавать декларацию по транспортному налогу, нужно сначала определить, при каком налоговом органе была произведена регистрация ТС.

Транспортный налог для организаций

Как показывает практика, декларации обычно сдают в ИФНС, где регистрировалось транспортное средство.

И для крупных и для прочих плательщиков срок подачи декларации по транспортному налогу одинаковый. Декларацию должны сдавать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Физические лица декларацию по транспортному налогу не сдают.

Обратите внимание, что если организация отправила декларацию не в тот налоговый орган, то это приравнивается к непредставлению документа в установленные действующим российским законодательством сроки. В связи с этим к предприятию могут применить штрафные санкции.

Ответственность за нарушение сроков подачи декларации

Важно учитывать, что независимо от того, по каким причинам декларацию по транспортному налогу организации не удалось сдать вовремя, избежать ответственности ей не удастся. Как уже отмечалось выше, российским законодательством установлены сроки подачи документа и их нарушение грозит штрафами.

В соответствии с НК РФ, если срок сдачи декларации по транспортному налогу был нарушен, то организация обязана оплатить штраф, который может составлять от 5% до 30% от общего размера транспортного налога за 2017 год. При этом заплатить в казну придется не менее 1 000 рублей, которые являются минимальным размером штрафа (на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ).

Специалистам юридического отдела организации также может грозить административное наказание в виде оплаты штрафных санкций.

Размер штрафов в данном случае будет составлять от 300 до 500 рублей.

Следует понимать, что наказание может быть не только административным, но и налоговым. Таким образом, нельзя исключать вероятность оплаты одновременно двух штрафов. То есть, каждая организация, которая имеет транспортные средства, должна иметь четкое понимание, что перечисление в бюджет налога совершенно не связано с оплатой штрафов за несвоевременное предоставление декларации по транспортному налогу.

В случае если налоговая инспекция выявила, что организация на протяжении нескольких лет нарушает сроки подачи документа, то это может привести к блокировке расчетного счета предприятия. Решения такого рода принимаются руководством ИФНС.

В целях безопасности лучше всего не затягивает со сдачей отчетности в налоговые органы. Блокировка банковского счета неизбежно приведет к тому, что рабочий процесс в организации будет нарушен. Кроме финансовых потерь добавится еще и бумажная волокита.

Какие могут возникнуть трудности при заполнении декларации за 2017 год?

При заполнении декларации по транспортному налогу, необходимо обратить внимание на такие моменты:

1. Строка 110: здесь необходимо указать период в месяцах (но не более 12 месяцев, ведь декларация сдается за год).

2. Начиная с 2016 года, в декларации по транспортному налогу обязательно следует отразить, в какой период месяца было зарегистрировано транспортное средство — до 15-го числа или после него (строка 130). Это очень важно и влияет на правильный расчет размера налога, так как становится понятным, когда именно транспорт перешел от одной организации к другой.

Скачать бланк декларации по транспортному налогу

Бланк декларации по транспортному налогу 2017 года и правила его заполнения доступны по кнопке ниже:

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Комментарии

Нажимая на кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что ваш комментарий не содержит персональных данных в любой их комбинации

Вопросы и ответы в комментариях даются пользователями сайта и не носят характера юридической консультации. Если вам необходима юридическая консультация, рекомендуем получить ее, задав вопрос по телефонам, указанным выше, или через эту форму

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *