• Свежий №
  • Об издании
  • Архив Номеров
  • Приложения
  • Размещение
  • Контакты
ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

Специальный выпуск «Страницы победы» 2015

| |

Локомотив Победы / Какой вклад внес Дальний Восток в ленд-лиз Великой Отечественной

Во время Великой Отечественной войны существовало несколько транспортных схем, по которым в Советский Союз доставлялась помощь союзников. Из них Тихоокеанский маршрут обеспечил около половины поставок по ленд-лизу. Большую роль в доставке груза играли корабли ТОФ, но затем вся тяжесть переправки на запад ложилась на работников железной дороги, где женщины трудились наравне с мужчинами. А летом 1945-го им же нужно было обеспечить переброску войск на восток.

Путь предстоял не из легких — Охотское море, через которое он пролегал, весьма неспокойно. Кроме того, маршрут был опасен и тем, что приходилось идти через японские территориальные воды, ведь Курилы и Южный Сахалин тогда занимали японцы. 

Хотя после вооруженного конфликта в конце 1930-х на Хасане и Халхин-Голе Япония заключила с СССР перемирие (стороны подписали пакт о нейтралитете), она вела активные боевые действия с американцами. По этой причине ленд-лизовские грузы везли суда под советским флагом. Но японцы останавливали, досматривали, нередко арестовывали гражданские корабли, а бывало, и топили. Поэтому приходилось осуществлять конвой караванов силами Тихоокеанского флота. 

«Весь маршрут от порта Владивосток был заминирован. Для того чтобы прошли гражданские корабли, военные суда-сопроводители должны были вначале бомбить фарватер глубоководными бомбами, только после этого все проходили»,— вспоминает ветеран Виктор Сергеевич Иванушко, служивший на боевом корабле «Зарница». 

С ноября 1941-го и до окончания войны из США было поставлено в СССР около 15 тыс. самолетов, свыше 7 тыс. танков, 8 тыс. зенитных орудий. Кроме военной техники союзники отправляли тракторы, автомобили, мотоциклы, продукты питания, обмундирование и др. Большинство грузов до расположения частей Красной армии доходили по железной дороге. 

«Весь грузопоток шел через порт Владивосток. Владивостокский железнодорожный узел стал работать с небывалой нагрузкой. По сравнению с довоенным временем она увеличилась в 36 раз»,— рассказывает председатель совета ветеранов войны и труда моторвагонного депо Первая Речка Анатолий Закорюкин. Всего со станций Дальневосточной магистрали было отправлено почти 8 млн т ленд-лизовских грузов. Кстати, по ленд-лизу поступала и железнодорожная техника — паровозы серии Еа и Ем. Их строили по старым отечественным чертежам на заводах «Американской локомотивной компании». Машину так и называли — «Русский американец». 

Через Владивосток из США в Советский Союз поступило более тысячи таких паровозов. Приходили они на специально оборудованных пароходах, после чего технику готовили в депо Первая Речка для дороги на запад. 

Приходил и другой подвижной состав. В Уссурийске (тогда Ворошилов-Уссурийск) начали собирать платформы, транспортеры и кислотные цистерны, также поступавшие из-за океана в разобранном виде. В августе 1943-го в городе открыли вагоносборочные мастерские — будущее рефрижераторное вагонное депо. 

Эля Абрамович Хесин был командирован туда одним из первых. Собирал платформы для перевозки танков. «К ним шли отдельно тележки и рама. Мы ее ставили на колеса, устанавливали борта, собирали автотормоза. Затем испытывали, сдавали все как положено. Кровь из носа, но в сутки — за две смены — нужно собрать 50 платформ»,— отметил ветеран.  

Вплоть до Победы выходных у рабочих не было. Условия труда поначалу были сносными, в сборочном цеху имелось централизованное отопление, однако в первую зиму по чьему-то недогляду из-за аварии батареи оказались переморожены. Тепло до конца войны так и не восстановили. «Зимой 1944-1945 в цеху разводили костры, чтобы немного обогреться. Крутишь гайки, руки немеют от холодного металла. И спецодежды не было, донашивали свое. Но настроение у всех было боевое, знали, насколько то, что мы делаем важно,— рассказал Эля Хесин.— Хотя порой едва хватало сил дойти до дома после затянувшейся смены».

В августе 1945 по договоренности с союзниками СССР открыл войну с Японией. «Если с 1941 года весь грузопоток шел на запад, то после 9 мая началась переброска войск на Дальний Восток. Причем все проходило в режиме полной секретности. И когда Красная армия стала освобождать Маньчжурию, в том числе используя Китайско-Восточную железную дорогу, через пограничную станцию Гродеково вели воинские эшелоны локомотивные бригады Первореченского и Уссурийского депо»,— говорит Анатолий Закорюкин.  

Операция прошла молниеносно — 2 сентября Япония капитулировала. А «Русский американец» продолжал трудиться еще долгие годы. Во Владивостоке к 50-летию Победы на постамент у местного вокзала поставили один из паровозов серии Еа. С тех пор здесь ежегодно 9 мая собираются владивостокцы. Паровоз — это и свидетельство союзничества в годы Второй мировой. В знак этого в 2008 году у паровоза установили мемориальную доску. В торжестве помимо ветеранов приняли участие моряки из США.

«С одной стороны, об этом факте не знают тысячи людей, путешествующих по Транссибу, и, в частности, туристы из США. С другой, паровоз Еа может стать и своеобразным памятником ленд-лизу — символом союза наших стран, которые, объединившись, сумели одержать победу в самой страшной войне ХХ века»,— подчеркнул тогда на церемонии генконсул США во Владивостоке Томас Армбрустер. 

Эти слова не теряют актуальности до сих пор.

Павел Усов



Другие статьи номера:
  • Такая нешаблонная Победа / Как субъекты Дальнего Востока отличатся в праздновании 9 Мая

  • Дорогие земляки!

  • Герои на карте / О тех, кто, совершив подвиг в Великую Отечественную, дал свои имена улицам

  • Локомотив Победы / Какой вклад внес Дальний Восток в ленд-лиз Великой Отечественной

  • Нужны добровольцы / Корпус «незаменимых людей» пополнился к 70-летнему юбилею Победы








Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV