Турпоток свернул на автодорогу
В Хабаровском крае развивается въездной и внутренний туризм, причем набирают популярность туры с участием автотранспорта. Их развитие, впрочем, сдерживает немало проблем — старение автобусного парка, неразвитость на ряде направлений автодорог и отсутствие придорожной сервисной инфраструктуры. Решать вопрос в условиях нынешнего объема финансирования можно пока лишь последовательно. Приоритет сейчас отдается трассе Лидога—Ванино, которую предполагается закончить в 2017 году.
За последнее время в Хабаровском крае наметилась устойчивая динамика роста по въездному туризму. Количество россиян, прибывших в регион в прошлом году, увеличилось на 6,8% к 2014-му и составило 498,8 тыс. Иностранных туристов побывало 23,5 тыс. человек — на 11,9% больше, чем годом ранее. В целом прошлогодний объем реализации туристических услуг в крае вырос на 5,7% — до 1,2 млрд руб.
При этом набирает популярность автомобильный туризм. Как сообщил и.о. зампреда краевого правительства — министра промышленности и транспорта края Иван Кондуб, в настоящее время туристы пользуются 84 пассажирскими автомаршрутам, в том числе десятью межмуниципальными на регулярной основе. По словам заместителя главы краевого министерства культуры Хабаровского края — начальника управления по туризму Виталия Селюкова, в условиях растущих тарифов на воздушный и железнодорожный транспорт автомобильный находит все больший спрос у любителей активного отдыха. «Более чем 60 турбаз, зарегистрированных в крае, и 155 турмаршрутов, которые имеем в регионе, сосредоточено вокруг Хабаровска, Комсомольска-на -Амуре, Советской Гавани, а также Совгаванском, Ванинском, Николаевском, Солнечных районах, районе им. Лазо,— уточнил чиновник.— Но востребованным туристским потенциалом обладают и заказные перевозки автотранспортом в районы им. Полины Осипенко и Ульчский». Например, спросом пользуется сообщение Селихино—Де-Кастри—Николаевск-на-Амуре, прежде всего, за счет приезжающих в санаторий „Анненские воды“».
Гендиректор ООО «Туристическая фирма „Пять звезд“» Иван Новиков говорит, еще несколько лет назад драйвером роста автомобильного туризма было направление в КНР. Кризис, удорожание юаня к рублю существенно изменил характер турпотоков, выездов дальневосточников в Китай стало существенно меньше. «Чтобы не потерять объемы, наша компания продвигает маршруты внутреннего туризма среди жителей Хабаровского края и иностранцев»,— пояснил он.
Если говорить о китайцах, которые наоборот стали больше посещать Россию, то помимо крупных городов у них становятся востребованными экотуры. «В феврале этого года была организована первая поездка китайских туристов из провинции Хэйлунцзян, в которую вошел автобусный тур из Хабаровска до Ванино с последующим участием в фестивале „Серебряная корюшка“,— рассказал Иван Новиков.— После этого приятной неожиданностью стала инициатива гостей по установлению побратимских связей между Ванино и городом Фуюань, которая и была реализована».
Сейчас турфирма работает над привлечением туристов из КНР на праздник первой горбуши, который традиционно проходит в Совгаванском районе в конце июня.
Между тем развитие автотуров сдерживает старение автобусного парка и неразвитость транспортных магистралей. Состояние дорог в Ванинском, Николаевском, Совгаванском, Ульчском районах и имени Полины Осипенко не позволяет осуществлять регулярные автобусные перевозки, говорит Виталий Селюков. «Острая проблема — отсутствие на ряде автодорог придорожной инфраструктуры,— добавил он.— Ее создание должно быть синхронизировано со строительством и реконструкцией трасс».
«Для нас проблемный участок — отрезок автодороги между Богородским и селом Подгорным (является частью трассы Селихино—Николаевск-на-Амуре.),— говорит Иван Новиков. — Состояние автомобильных мостов удручающее, и пока дорожники с капитальным строительством туда не зашли».
За три последних года в Хабаровском крае введено в эксплуатацию 205 км автодорог, в том числе в 2015 году — 68 км. Из федерального бюджета региону было выделено около 12 млрд руб. В числе строек и трасса Селихино—Николаевск-на-Амуре. В рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» за несколько лет там построено 132 км нового покрытия, правда, это немногим более 1/5 протяженности магистрали.
Приоритет в крае отдается строительству 323-километровой трассы Лидога—Ванино, которое предполагается завершить в следующем году. Первой ласточкой в ее обустройстве сопутствующей инфраструктурой может стать создание объектов придорожного сервиса на 217 км дороги, включая зону отдыха, мотель, медпункт, автозаправку и вертолетную площадку. В настоящее время идет регистрация земельного участка под строительство.
Кроме того, в планах полное обеспечение трассы Лидога—Ванино сотовой связью. На начало года мобильной сетью было покрыто 56 км (17% магистрали). «Пилотный проект по созданию коротковолновой сети на этой автодороге показал свою неэффективность. Совместно с Минкомсвязью России удалось найти новое решение — специализированные антенны дальнего радиуса действия, обеспечивающие покрытие сотовой связью в радиусе 40–50 км», — ранее говорил министр информационных технологий и связи Хабаровского края Сергей Федоров. На первом этапе планируется запустить трансляцию сигнала со стороны села Лидога и Совгавани. До конца 2016 года будет смонтирован и введен в эксплуатацию дополнительный объект связи на 161 км трассы. Это обеспечит устойчивый прием сигнала мобильных телефонов более чем на половине длины дороги.
Павел Усов