ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

Телеком Дальнего Востока

| ритейл |

Наличных становится меньше

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2014 году весь российский рынок онлайн-продаж вырос почти на треть и составил 713 млрд руб. На сегодняшний день в России пользуются интернетом 73 млн человек, из которых 40 млн совершают покупки через интернет. Причем 20% оформляют заказ, используя мобильный телефон.

«Согласно опросу, в 2013 году покупки в онлайн-магазинах оплатили картой 55,3% покупателей, а в 2014-м этот показатель вырос до 61,7%. Доля наличных платежей снизилась за последние четыре года на 20%»,— говорится в исследовании АКИТ.

Хотя считается, что в Дальневосточном федеральном округе проникновение интернета ниже, чем в среднем по России (по данным экспертов «Яндекса», регулярно в Сеть выходят 58% взрослых жителей региона), тем не менее, дальневосточники активны в виртуальной торговле. Так, «Связной» увеличил прошлогодний товарооборот на Дальнем Востоке (он достиг 4,3 млрд руб.) в основном за счет онлайн-продаж. В сегменте смартфонов почти каждое пятое проданное на Дальнем Востоке устройство было реализовано через интернет-магазин или розничную сеть этого ритейлера. К сведению, «Связной» продал более 250 тыс. смартфонов на сумму около 2,6 млрд руб. 

Прошлогодние продажи мобильных устройств и аксессуаров росли и через интернет-магазин «МегаФон» на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. Рост оказался в четыре раза по отношению к 2013 году, констатируют в пресс-службе компании. Большой популярностью у покупателей, в частности, пользовались смартфон Apple Iphone 6 и планшет MegaFon Login 3. 

«У Дальнего Востока очень высокий потенциал для развития торговли в интернете. Сегодня этот ресурс начинают использовать компании, работающие в различных нишах, — как самостоятельные интернет-магазины, так и офлайн-компании в качестве дополнительного канала. Люди, раз-другой сделавшие покупки в интернете, начинают делать это более активно, оценив удобство, качество обслуживания и оперативность доставки заказа. Как следствие, увеличивается доверие клиентов к каналу интернет-продаж в целом»,— рассказали в пресс-службе «МегаФона».

В свою очередь в «Евросети» пояснили, что компания рассматривает интернет-площадку в первую очередь как вспомогательную для расширения покупательских возможностей. «Онлайн-продажи в России в большинстве своем представлены „серыми“ дилерами, рынок крайне нездоровый, работать на нем официалам как самостоятельным бизнесам весьма сложно и часто нецелесообразно»,— отмечает  управляющий Дальневосточного филиала «Евросети» Дмитрий Бельский. На онлайн-коммерцию пока приходится не более 5% товарной выручки, а прирост объемов-онлайн продаж в филиале в 2014 году составил 239% по сравнению с 2013 годом. «Безусловно, по мере открытия представительств и начала сотрудничества с такими интеграторами, как eBay, обороты онлайн-продаж растут дополнительными темпами», - отметил Дмитрий Бельский.

Между тем начало 2015 года показало, что ситуация на рынке становится сложной. В целом по России за январь—март реализовано 4,7 млн смартфонов, что на 7% ниже, отмечают в «Связном», ссылаясь на данные GfK. 

«Рынок смартфонов к первому кварталу предыдущего года вырос всего на 6% в натуральном выражении и на 15% в денежном только за счет роста цен на рынке. В частности, средняя цена выросла на 8% и составила в регионе 10,1 тыс. руб.,— говорит управляющий Дальневосточного филиала «Евросети» Дмитрий Бельский.— В продажах планшетов ситуация схожа. В январе—марте, по сравнению с первым кварталом 2014 года, рынок просел на 13% в натуральном выражении и на 27% — в денежном. При этом средняя цена на устройство упала на 16% — до 9 тыс. руб.». Ее падение, объясняет господин Бельский, обусловлено тем, что, во-первых, в прошлом году не было бюджетных моделей — ниже 3 тыс. руб. А кроме того, новые бренды наращивают свое присутствие на рынке планшетов активнее, чем на рынке «умных» телефонов.

Как отмечается в обзоре, подготовленном компанией J’son & Partners Consulting, доля традиционных производителей смартфонов — Apple, Samsung, LG, Sony, HTC на российском рынке имеет устойчивую тенденцию к снижению. На это влияет растущее проникновение производителей второго эшелона (B-бренда), которые в основном представлены китайскими и тайваньскими компаниями, активно проводящими экспансию на российский рынок в последние три года. При этом основной моделью их продвижения является онлайн-торговля.

Добавим, B-бренды в нынешних экономических условиях более живучи. По результатам трех месяцев 2015 года снижение их продаж России не коснулось, наоборот, в штучном исчислении они выросли на 14%, а в рублевом — на 31%.


Контекст/  цена на Гаджеты А-брендов растет большими темпами

В последнем квартале 2014 года многие производители подняли розничные цены на мобильные устройства, но повышение стоимости «бюджетного» сегмента не так критично для потребителей, отмечают в J’son & Partners Consulting. „Это дает огромные потенциальные возможности роста новым производителям и операторам, которые могут предлагать мобильные устройства по цене, наиболее востребованной на рынке“, — считают аналитики J’son & Partners Consulting. Например, если в 2012 году стоимость мобильных устройств А-брендов была в 1,9 раза выше стоимости В-бренда и в 2,7 раза выше стоимости брендированных операторских смартфонов, то в 2014-м разница составила 2,7 раза и 6,8 раза соответственно. Вадим Пасмурцев


Контекст/  Дальневосточники предпочитают Android

Специализированный проект HiTechMail.ru  выяснил, каким мобильным оперативным системам отдают предпочтение жители разных регионов России. В целом по России 70% всех смартфонов работают на Android, 16% — на iOS. Устройства на остальных мобильных платформах (Windows Phone, Symbian и другие) занимают 14% рынка.

На Дальнем Востоке существенно выше средней (под 90%) доля Android-смартфонов. Сказывается близость к Китаю, делают вывод эксперты. В основном это тот самый бюджетный noname, который продвинутые интернет-пользователи любят покупать на Aliexpress, чтобы не переплачивать российским брендам, продающим то же самое в два-три раза дороже, но с другой надписью на корпусе.  Не секрет, что все эти устройства работают под управлением операционной системы Android. 

В целом по стране наиболее популярными смартфонами на Android являются различные модели Samsung. Среди лидеров — Galaxy S4 mini, а также флагманы прошлых лет — Galaxy SIII и SII, которые оставались актуальными и продавались долгое время. При этом доля Android в целом растет быстрее, чем iOS. Причина проста — большое количество моделей и производителей, особенно в бюджетном сегменте. Игорь Михайлов

ВАДИМ ПАСМУРЦЕВ




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV