Портовые споры
Несмотря на сдержанные прогнозы относительно динамики перевалки в дальневосточных портах, стивидоры Ванино демонстрируют уверенный рост приема грузов. Вероятно, тренд будет укрепляться и дальше за счет расширения мощностей Ванинско-Совгаванского узла, в том числе строительства будущих терминалов, объединенных особой портовой экономической зоной. Однако вопрос целесообразности создания ПОЭЗ сегодня ставится под сомнение. В Хабаровском крае планируется развивать другие привлекательные для инвесторов режимы деятельности — в рамках территорий опережающего развития и свободного порта Хабаровск.
В марте в портах Дальнего Востока, связанных с железной дорогой, выгрузка подвижного состава возросла на 16,6% к прошлогоднему результату. В том числе на припортовых станциях Ванинско-Совгаванского узла в Хабаровском крае она увеличилась на 12% — среднесуточно местные получатели грузов выгружали 1153 вагона.
Рост грузопереработки обеспечен главным образом за счет экспортного угля. Как сообщили в Дальневосточной дирекции управления движением, от месяца к месяцу объемы поступления грузов растут в адрес ЗАО «Дальтрансуголь» (входит в СУЭК). Оператор специализированного терминала в среднем выгружал в январе 739 вагонов в сутки, в феврале — 797. В марте он вышел на среднесуточную выгрузку в 810 вагонов, тогда как годом ранее — 714. По итогам месяца, сообщили в СУЭК, впервые в истории терминала было выгружено почти 1,8 млн т угля.
Увеличились объемы и у ОАО «Ванинский морской торговый порт». В январе—марте его производственные комплексы обработали более 1,6 млн т грузов, что на 430 тыс. т превысило прошлогодний результат. Рост обеспечен за счет экспорта угля, лесопродукции, черных металлов, а также импортного глинозема. «Динамика грузооборота порта позволяет предположить, что общие показатели работы в 2016 году могут быть лучше прошлогодних»,— сказал гендиректор порта Игорь Прищепов.
Ранее некоторые участники рынка прогнозировали, что рост перевозок экспортных грузов через порты Дальнего Востока, в первую очередь угля, будет не таким уверенным, как в предыдущие годы. Причиной называлась не только низкая цена на топливно-энергетические ресурсы, но и насыщение рынка. «2016 год будет более сложным, и мы выйдем на некую статику. Это всего лишь свидетельство того, что спрос догнал предложение»,— говорил управляющий директор АО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев.
За рынки приходится бороться, признает Сергей Цивилев, гендиректор угледобывающей компании «Колмар», которая намерена выдать в этом году 4,3 млн т угля на комплексах «Денисовский» и «Инаглинский» в Якутии. В планах компании — активное освоение рынка Японии.
«В 1990-х Россия потеряла контроль за качеством углей, и этим воспользовались австралийцы, бренд которых теперь является премиальным, а остальные угли дисконтируются от этого бренда. Мы хотим вернуть доверие японских металлургов, чтобы за наш уголь давали премию»,— отметил Сергей Цивилев в интервью «Интерфаксу».
Часть своей продукции «Колмар» сейчас отправляет на экспорт в страны АТР через «Дальтрансуголь». В дальнейшем топливо пойдет через новый терминал близ Ванино, который строит компания «Сахатранс». Комплекс сможет принимать крупные сухогрузы дедвейтом до 168 тыс. т, а заявляемая мощность его перевалки — до 24 млн т ежегодно. На такие объемы предприятие намерено выходить поэтапно, проектная мощность первой очереди составит 12 млн т в год. «Угольная продукция пойдет из Сибири, из Кемеровской области, из Якутии. Поставщики есть, они уже подтвердили поставки углей для нашего терминала»,— проинформировал заместитель гендиректора ООО «Сахатранс» Александр Углов.
Стоимость перегрузочного комплекса оценивается более чем в 30 млрд руб. При этом проект компании получил право на государственную инфраструктурную поддержку в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Инвестору будет предоставлена субсидия в 3,2 млрд руб. на прокладку сопутствующих инженерных коммуникаций.
Новые терминалы должны появиться и в рамках портовой особой экономической зоны «Советская Гавань». Правда, реализация этой идеи затянулась почти на восемь лет. Только в прошлом году был утвержден проект планировки территории на первую площадку — участок «Мыс Марии». Ожидается, что работа активизируется после передачи части полномочий Минэкономразвития РФ управляющей компании — АО «Портовая особая экономическая зона Советская Гавань». В 2016 году, уточнили в правительстве края, нужно будет приступить к проектированию инфраструктуры, расширить земельные участки на 76 гектаров в районе мыса Муравьева, а также официально оформить резидентов ПОЭЗ.
Однако уже высказываются сомнения в ее необходимости. В апреле аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, руководивший проверкой ПОЭЗ «Советская Гавань», отметил, что срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестпроектов на ее территории. «Потенциальные социально-экономические эффекты для Хабаровского края от функционирования указанной особой экономической зоны в период 2010—2016 годов не достигнуты. В результате ненадлежащей работы органов управления ОЭЗ сложилась ситуация, при которой в соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение ее существования»,— заявил Юрий Росляк.
По его словам, сейчас организуется территория опережающего развития «Хабаровск» и планируется образовать свободный порт Хабаровск, которые предполагают более привлекательные для инвесторов режимы осуществления деятельности. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности существования в Хабаровском крае и особой портовой экономической зоны.
Действительно, губернатор Вячеслав Шпорт заявлял, что в состав свободного порта Хабаровск войдут еще четыре порта: Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри, Ванино и Совгавань. «Для наших гаваней распространение режима свободного порта открывает новые возможности. Это и более активное развитие внешнеэкономической деятельности, и новые перспективы по морскому рыболовству и переработке биоресурсов»,— говорил глава края.
Перспективы свободного порта Хабаровск эксперты связывают с развитием экономических отношений и торговли с китайской провинцией Хэйлунцзян, в том числе через будущий переход в районе Большого Уссурийского острова. Как отметил завкафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Александр Балалаев, с увеличением товарооборота между КНР и Россией возрастет и объем грузовых перевозок между северо-востоком Китая и Дальневосточным регионом. «Для организации международного транспортного коридора Харбин — Большой Уссурийский остров — Ванино целесообразно строительство современного контейнерного терминала на станции Красная Речка, где будут формироваться ускоренные контейнерные поезда в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла»,— говорит он.
Между тем, подчеркнули в Счетной палате, федеральными и региональными органами власти какие-либо расчеты относительно эффектов для экономики Хабаровского края от одновременного функционирования ТОРов, ПОЭЗ и свободного порта, а также их взаимного влияния не осуществлялись.
Павел Усов