Вторым заходом
Генеральная схема развития сети железных дорог РФ до 2025 года учтет перспективу перевозок в адрес портов Хабаровского края. Для обеспечения их роста запланировано строительство второго пути на участке Волочаевка-2—Комсомольск.
В настоящее время на правительственном уровне рассматривается вопрос об актуализации основных параметров Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» до 2020 и 2025 годов. Документом предусматривается до 10,3 трлн руб. инвестиций в железнодорожную инфраструктуру России, в том числе на Дальнем Востоке.
По словам руководителя Института экономики и развития транспорта Федора Пехтерева, Генсхема вбирает в себя первый и второй этап модернизации Восточного полигона сети. В Хабаровском крае одним из главных объектов модернизации станет линия Волочаевка-2—Комсомольск протяженностью 340 км. Из однопутной она к 2025 году должна превратиться в двухпутную. Этот участок является стратегическим для Дальневосточной железной дороги — он связывает транссибирский и северный широтный ход (БАМ). По нему следуют поезда в востребованные сегодня у грузоотправителей морские порты Ванино и Советская Гавань.
В настоящее время на линии Волочаевка-2—Комсомольск ведется удлинение приемо-отправочных путей на таких станциях как Форель, Подали, Менгон, Тейсин, Болонь, Вандан, Литовко и других. За счет реконструкции раздельных пунктов на данном направлении возможно будет увеличить длину и вес грузовых поездов, а следовательно, и провозную способность однопутной линии.
По итогам первого этапа программы развития Восточного полигона (до 2020 года) она составит 37,4 млн т в год. Этого недостаточно, подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов. «Мы понимаем, что по порту Ванино будет увеличение грузопотока. Появится новая грузовая база, в частности, в Амурской области приступят к освоению Огоджинского месторождения, по которому заявляется отгрузка не менее 15 млн т в год. Если не будет второго пути, к Ванино через участок Волочаевка-2—Комсомольск мы не проедем, тем более что к 2025 году линия Комсомольск—Ванино будет по сути двухпутной»,— отметил Алексей Цыденов.
В настоящий момент реконструкция участка Комсомольск—Ванино является главной стройкой по программе Восточного полигона РЖД (в 2016 году по проекту на Дальневосточную железную дорогу будет выделено 41,9 млрд руб.) Только в прошлом году на этой линии построен разъезд Инау, реконструированы станции Гурское, Пивань, Тулучи, Оунэ. На перевальном перегоне Кун — Пони укладывался второй путь. В результате среднее время следования поездов там сокращено с 24 до 14-16 минут, сообщил главный инженер ДВЖД Сергей Рябов. В 2016 году предстоит уложить вторые пути на перегонах Монгохто — Ландыши и Имбо — Усть-Орочи.
Помимо развития инфраструктуры между Комсомольском и Ванино, отмечает доцент Дальневосточного университета путей сообщения Николай Костенко, для обслуживания Совгаванского порта и других объектов будущей ПОЭЗ требуется реконструкция станции Совгавань-Город, сооружение 12-километрового участка в направлении резидентов портовой зоны на Мысе Муравьева, а также строительство районного парка для обеспечения грузовых железнодорожных операций на Мысе Марии.
К модернизации линий стимулирует дальнейшее освоение каменноугольных месторождений Дальнего Востока и Сибири. Так, угледобывающая компания «Колмар» в 2015 году отгрузила 1,5 млн т топлива, в том числе на экспорт в азиатские страны через специализированный комплекс «Дальтрансуголь» в Ванино (входит в состав СУЭК). В ближайшие три года она намерена увеличить отправки угля в десять раз, прежде всего за счет развития обогатительного комплекса «Инаглинский».
Свою продукцию через терминал «Дальтрансугля» экспортирует также «Ургалуголь». Сегодня компания развивает собственную систему обогащения продукции, в результате чего выпускаемое топливо становится конкурентным на международных рынках. В прошлом году выработка обогатительной фабрики «Чегдомын» достигла 3,2 млн т — вдвое больше предыдущего результата. «Очень важно, чтобы обогатительная фабрика работала эффективно, тем более логистика нам позволяет сегодня наш уголь доставлять до Ванино»,— сказал генеральный директор ОАО «Ургалуголь» Александр Добровольский.
За счет развития Ургальского и других месторождений будет наращивать перевалку терминал АО «Дальтрансуголь» у Ванино. Сейчас компания реализует проект по развитию железнодорожной инфраструктуры для достижения перерабатывающей способности 24 млн т ежегодно (в 2015 году комплекс переработал 18 млн т угля).
В районе Ванинского порта возникнут новые перегрузочные мощности. О намерении строить терминал ежегодной мощностью более 15 млн т заявляют в руководстве «Тувинской энергетической промышленной корпорации», которая реализует проект разработки Элегестского месторождения угля в Туве. Подобный комплекс с перевалкой более 20 млн т в год уже строит близ станции Дюанка компания «Сахатранс».
В правительстве Хабаровского края неоднократно отмечали, что для освоения перспективных объемов перевозок необходимо строить второй путь. Грузооборот стивидорных компаний Ванино-Совгаванского узла (по итогам 2015 года — 26,8 млн т) с учетом развития особой портовой экономической зоны со временем может достигнуть 100 млн т в год и более. С однопуткой такие объемы не обеспечить.
Павел Усов