Обходной маневр
Летом 2011 года в Хабаровском крае завершилась проходка нового Кузнецовского тоннеля. Сегодня это крупнейший инвестпроект в транспортной отрасли региона. За счет нового объекта значительно увеличится провозная способность железнодорожной инфраструктуры в направлении Комсомольск — Советская Гавань.
От строительства этого сооружения во многом зависят планы инвесторов по развитию Ванино-Совгаванского промышленно-транспортного узла. Намерения о создании там своих производств и терминалов озвучивали такие крупные компании, как «Мечел», Petropavlovsk, «Базовый элемент». В прошлом году на проектную мощность вышел перегрузочный угольный комплекс ОАО «СУЭК» в бухте Мучка, набирает обороты производства деревообрабатывающий завод ООО «СП Аркаим», построенный близ поселка Ванино. Об увеличении объемов перевалки грузов заявляли в ОАО «Ванинский морской торговый порт» и ЗАО «Трансбункер».
Запуск тоннеля должен повлиять и на создание особой портовой экономической зоны Советская Гавань. Как отметил руководитель по развитию ОЭЗ портового типа ОАО «Особые экономические зоны» Игорь Марычев, по самым оптимистичным прогнозам к 2030 году ежегодный объем транспортируемых через Совгавань грузов может достигнуть 35,8 млн т. Инвестиции в инфраструктуру зоны за этот период составят 49,4 млрд руб. Правда, аналитики Исследовательского института Номура (Япония) подчеркивают, что это достижимо лишь при выполнении ряда обязательных условий. Среди них — ликвидация узких мест на Байкало-Амурской магистрали.
В 2011 году по линии Комсомольск — Совгавань было перевезено более 16 млн т различных грузов. Хотя потребности грузоотправителей в перевозках больше. Впервые железнодорожники столкнулись с нехваткой пропускной способности. Причем в 2015 году прогнозируется более чем двукратный прирост перевозок грузов в адрес Ванино-Совгаванского узла. Провозные возможности однопутной линии Комсомольск — Совгавань ограничены. И главное барьерное место — действующий Кузнецовский тоннель (его длина — 413 м). Построенное в 1940-х при пересечении Сихотэ-Алиньского хребта сооружение расположено на одном из самых сложных по рельефу участков железной дороги: путь отличается наличием кривых малого радиуса и крутым подъемом. Кроме того, действующий тоннель требует капитального ремонта. Все это вкупе не позволяет проводить грузовые составы весом более 4 тыс. т на перегонах Оунэ — Кузнецовский (в восточном направлении) и Соллу — Кузнецовский (западном).
Чтобы расшить узкое место, понадобился обходной 25-километровый участок дороги между станциями Оунэ и Высокогорная с новым тоннелем протяженностью 3,9 км. «Он сделает путь через Кузнецовский перевал более пологим, и это позволит устранить существующие ограничения, поможет поднять весовые нормы поездов до 5,5 тыс. т, а в дальнейшем до 6 тыс. т, и тем самым увеличить провозную способность всей линии Комсомольск — Совгавань»,— поясняет начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко.
Реализация проекта за счет средств ОАО «РЖД» и Инвестфонда РФ на общую сумму около 60 млрд руб. стартовала в 2008 году. Сначала была проложена сервисная штольня диаметром 4,3 м. После началась проходка основного тоннеля в 9,5 м, по которому пойдут поезда. На ней был задействован мощный тоннелепроходческий комплекс канадской фирмы Lovat (длина конструкции — 125 метров, вес — свыше 1 тыс. т). Эта машина, несмотря на крепкие породы, встречавшиеся на пути выработки, за полтора года пробила в скале галерею под будущий путь.
Открыть же движение по новому участку и тоннелю железнодорожники собираются во второй половине текущего года. В настоящее время продолжается обустройство объекта необходимыми коммуникациями. Плюс работы развернуты на подходах к самому сооружению. На обходном участке дороги появятся две небольшие станции — Новый Кузнецовский и Мули — и несколько мостов. Кроме того, предстоит строительство двухпутных вставок. Как сообщили в Дальневосточной дирекции по комплексной реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», в конце года был заключен договор подряда на укладку второго пути от тоннеля до разъезда Новый Кузнецовский и станции Высокогорная. Двухпутная вставка появится и на перегоне Оунэ — Косграмбо. Получить разрешение от Главгосэкспертизы на ее строительство планируется в марте 2012 года.
Стоит сказать, что помимо Кузнецовского тоннеля идет модернизация на других участках линии Комсомольск — Совгавань. За последние два года открылись разъезды Людю, Удоми, Дайчи, Дакка, Тудур, Хокайти. Эти небольшие станции оснащены современной системой микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-И. По словам заместителя главного инженера ДВЖД по Комсомольскому региону Сергея Рябова, опыт эксплуатации показывает, что оборудование достаточно надежно, положительно влияет на безопасность движения поездов, поскольку риски, связанные с человеческим фактором, благодаря новшеству сводятся к минимуму.
Железнодорожная инфраструктура развивается на другом направлении: Новый Ургал — Комсомольск. В 2010 году на участке открылись разъезды Сонах и Орокот, прекратившие свою работу почти десять лет назад вследствие падения объемов перевозок по БАМу. Теперь, говорят железнодорожники, станции востребованы для продвижения возрастающего грузопотока.
Игорь Михайлов