Нефтяников позвала труба
Рост цен на бензин в 2011 году составил в среднем около 15% по России, а на Дальнем Востоке отмечался дефицит топлива. Региональные власти не смогли переломить ситуацию — ведь причины этих явлений носят системный характер. Нефтяные компании обещают нарастить производство топлива, но их инвестпрограммы завершатся лишь в конце 2012 – начале 2013 года, равно как и строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан».
Прошедший год был отмечен очередным топливным кризисом — цены взлетели в среднем на 3-4 руб. по региону (или на 15%), кроме того, сразу в нескольких дальневосточных субъектах наблюдался дефицит топлива. В конце 2011 года независимые топливные операторы Дальнего Востока обратились по этому поводу к президенту, его дальневосточному полпреду, правительству и депутатам Госдумы. Региональные власти и органы ФАС выступили инициаторами нескольких проверок в адрес доминирующих в регионе вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — НК «Роснефть» и НК «Альянс»
Правда, в конечном итоге, не выявив серьезных нарушений антимонопольного законодательства, представители власти ограничились «просьбами и требованиями» в адрес ВИНК. Так, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт направил в адрес компаний НК «Альянс» и НК «Роснефть» просьбу «по увеличению объема продукции наших заводов». После многочисленных жалоб независимых трейдеров на политику нефтяных компаний Хабаровское УФАС рекомендовало нефтяным монополистам и их дочкам не отказывать без оснований независимым компаниям в поставках топлива.
Нефтяники не в восторге от роли главных виновников топливного дефицита. Управляющий ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (входит НК «Альянс») Виктор Лемеха, к примеру, в декабре сообщал о том, что объем переработки нефтепродуктов на предприятии за 11 месяцев 2011 года составил 3,4 млн т, что на 13,3% выше по сравнению с прошлым годом. По итогам года, отметил господин Лемеха, завод должен переработать 3,7 млн т нефти — «рекордный уровень за последние 20 лет». Гендиректор ООО «Роснефть – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод» Владимир Мелехин также утверждал, что «завод вырабатывает достаточное количество нефтепродуктов, которое полностью может закрыть внутренний рынок».
Более того, представители ВИНК заявляют, что поставки бензина независимым операторам выросли в сравнении с прошлогодними показателями. Гендиректор ООО «РН-Востокнефтепродукт» Иван Патютько сообщил, что компания в 2011 году увеличила объем поставок на 26% по сравнению с предыдущим годом, хотя количество оптовых потребителей также возросло. Дефицит топлива, как убеждены представители НК «Альянс» и НК «Роснефть», будет преодолен после присоединения местных НПЗ к нефтепроводу ВСТО, что позволит уйти от железнодорожных перевозок. Транспортировка тонны нефтепродуктов по трубе, согласно подсчетам крупных компаний, обойдется на $80 дешевле, чем по тарифу железной дороги. Соединение хабаровского НПЗ с нефтепроводом ВСТО, по словам гендиректора ОАО «Хабаровскнефтепродукт» Александра Попова, должно произойти в 2013-14 году. Однако реализовать данную идею непросто в связи с географическим расположением завода в Хабаровске, ведь «порядка 11 км нужно вести нефтяной трубопровод по жилой застройке города».
Как объясняет пресс-секретарь НК «Альянс» Андрей Румянцев, причины топливного дефицита в регионе — системные. «На Дальнем Востоке два завода, потребление топлива — 1 млн т в год. То есть около 200 тыс. т необходимо завозить дополнительно»,— утверждает пресс-секретарь «Альянса» Андрей Румянцев. По словам господина Румянцева, ХНПЗ сегодня мог бы перерабатывать свыше 4,5 млн т в год, если бы железная дорога могла перевозить такие объемы сырья и продуктов и если бы вся корзина продуктов завода была востребована. «Но, пока мы не ввели ГКГО (комплекс гидрокрекинга-гидроочистки), мы не можем увеличить объемы дизтоплива с серой 0,05, не можем выпускать больше высокооктановых бензинов — реалии таковы, что мы уперлись: 300-310 тыс. т по сырью в месяц, 1200 т бензинов в сутки»,— настаивает господин Румянцев. Нефтепровод ВСТО может обеспечить завод сырьем лишь ко второму кварталу 2013 года. К этому же времени должна быть завершена большая часть работ в рамках второго этапа реконструкции ХНПЗ. Для обеспечения независимых АЗС, добавляет представитель НК, у компании ресурсов просто нет.
Отметим, что, согласно планам «Альянса», после реконструкции Хабаровский НПЗ сможет производить до 1,8 млн т высококачественного дизельного топлива, авиационного керосина и автомобильного бензина. Руководство рассчитывает, что работы завершатся в установленные сроки — к 2013 году. Как следует из отчета Alliance Oil за четвертый квартал 2011 года, для завершения модернизации ХНПЗ запланированы капитальные инвестиции в размере $490-540 млн.
Дальневосточный полпред президента Виктор Ишаев считает, что избежать дефицита можно только решением инфраструктурных и общеэкономических проблем. «Некоторые предлагают увеличить количество участников рынка и благодаря конкуренции сдерживать рост цен. Сомневаюсь, что нефтеперерабатывающий завод, у которого есть своя розничная сеть, будет продавать независимым АЗС топливо для реализации по более низким ценам», — считает господин Ишаев. Полпред также предлагает в первую очередь насыщать топливом внутренний рынок. «Если приоритетом будет поставка топлива за рубеж, цены будут продолжать расти. Это решение должно принять государство», — подчеркивает Виктор Ишаев. Кроме того, полпред пообещал всячески способствовать продвижению проекта ВСТО, в рамках которого предполагается не только подключить «к трубе» нефтеперерабатывающие заводы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, но и построить нефтехимический завод в городе Находке Приморского края.
Эксперты полагают, что трейдеры воспользовались временными трудностями, которые испытывают нефтяники в связи с реконструкцией дальневосточных заводов. Ожидаемый рост нефтепереработки произойдет лишь после завершения модернизации хабаровского и Комсомольского НПЗ, а также после строительства ответвлений от нефтепровода ВСТО к ним, объясняет директор института нефти и газа Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Александр Гульков. «Независимые трейдеры, конечно, создают конкуренцию, но наличие большого числа АЗС, особенно в отдаленных районах, вряд ли можно считать плюсом, они же перекупщики»,— считает Александр Гульков. «Сегодня в регионе есть только два НПЗ. Предполагалось строительство НПЗ под Находкой, но там будет нефтехимический комбинат», — добавляет эксперт. Впрочем, в регионе всегда есть третий поставщик — это Ангарский НПЗ (также принадлежит «Роснефти»), на котором компании могут брать топливо. По его мнению, «Роснефть» сегодня имеет базу, чтобы покрыть рынок Дальнего Востока, но ее приоритетом является экспорт. Раньше в регионе доминировала НК «Альянс», но теперь у компании гораздо меньше возможностей: «Альянс» сам покупает нефть, «Роснефть» же является и добытчиком, и экспортером, и переработчиком. «Для государства же развитие внутреннего рынка и наращивание переработки не так критично, ведь состояние экономики определяет экспорт сырья», — говорит эксперт.
Вадим Пасмурцев