Рыбная биржа раскидывает сети
В сентябре на регулярной основе заработала Дальневосточная рыбная биржа (ДВРБ). По замыслу организаторов, ДВРБ должна помочь рыбопромышленникам наладить прямые поставки в крупные сети, а также минимизировать затраты на посредников, повысив доходность своего бизнеса. Впрочем, промысловики менять привычные схемы сбыта пока не торопятся.
Система электронных биржевых торгов биоресурсами, считают авторы проекта ДВРБ, позволит сделать работу рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока более прогнозируемой за счет увеличения объема продукции, которая по прибытии на российский берег уже имеет конечного покупателя и напрямую отгружается в его адрес. Кроме того, деятельность биржи должна исключить звено посредников на пути от причала порта до прилавка магазина. Это, по идее , должно привести к снижению цен. --«В основе электронной торговли лежит принцип работы через удаленные терминалы. Неважно, где находятся продавец и покупатель, все работают в режиме реального времени»,— говорит президент ЗАО «ДВРБ» Сергей Лелюхин.
Регистрация компаний для участия в электронной площадке по купле-продаже морских биоресурсов началась еще в мае. В том же месяце в тестовом режиме прошли первые трансакции. А 4 сентября уже в рамках постоянной эксплуатации совершены две сделки: в первый день реализовано свыше 2,5 т красной икры и партия биодобавок.
«Чтобы развернулась биржевая торговля, необходимо значительное количество зарегистрированных участников. Мы направили информационные письма более чем 150 компаниям из разных регионов. Активно подключилась Якутия, например, зарегистрирован на бирже крупный кооператив „Рыба Арктики“. Правительство Камчатки тоже проводит работу в данном направлении,— рассказывает Сергей Лелюхин.— Также готово прийти на биржу свыше 90 предприятий — потребителей рыбопродукции из западных регионов страны».
ДВРБ заработала на платформе ЗАО «Биржа Санкт-Петербург», которое действует 23 года. В дальнейшем предполагается вести торги самостоятельно — не исключено, что это произойдет на базе будущего рыбного кластера в Приморье. «Без торговой площадки для реализации водных биоресурсов, продукции переработки кластер не имеет смысла»,— убежден господин Лелюхин.
Некоторые рыбопромышленники скептически смотрят на это начинание. По словам президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, сегодня у рыбопромышленников есть возможности в реализации продукции через другие площадки, минуя ДВРБ. Например, каждый вторник в Москве проходят открытые электронные торги, которые осуществляет крупнейшая российская сбытовая сеть X5 Retail Group. Она объединяет 1873 магазина. Еженедельно по средам проводит аналогичные закупки рыбопродукции сеть «Магнит» — второй по величине ритейлер с 1264 продмаркетами.
«Мы понимаем интерес российских рыбопромысловых предприятий в участии в этих торгах. Тем более, правительство РФ постоянно говорит о прямой связи между промышленниками и розничными сетями. На этих торгах формируются объемы, цены — ясная экономическая модель. Не очень понятно, как в эту цепочку встроится Дальневосточная рыбная биржа»,— рассуждает Герман Зверев.
Хотя в Росрыболовстве поддержали идею создания биржи, у ведомства также есть к проекту вопросы. В частности, под сомнение поставлена инициатива руководства ДВРБ об обязательной покупке через биржевую площадку морепродуктов зарубежными потребителями. Предложение выдвигается как одна из мер, направленных на пресечение незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла. При этом, подчеркивают в ДВРБ, на отечественных поставщиков это правило не будет распространяться. «Но если российский рыбак продает улов иностранному покупателю, а тот обязан покупать его через биржу, это по сути означает, что наш рыбодобытчик обязан реализовывать свою продукцию через биржу»,— приходит к выводу замглавы Росрыболовства Василий Соколов.
По мысли чиновника, браконьеры продолжат использовать существующие теневые схемы. «Тем не менее, нужно подорвать экономическую основу этой деятельности как таковой, перекрыть рынки сбыта нелегальной продукции, чтобы заниматься ННН-промыслом стало просто невозможно»,— подчеркивает Василий Соколов.
Кроме того, в Росрыболовстве говорят, что немало отечественных рыбохозяйственных предприятий испытывает трудности в реализации морепродуктов напрямую, и биржа здесь может помочь. Главный специалист ООО «Тойота Цусе Восток Авто» Олег Масленников рассказал о том, как однажды ему нужно было купить определенную партию фарша сурими. «Перерыл интернет, какие-то компании-поставщики знакомые, какие-то нет. Если бы была рыбная биржа, имея смартфон, за считанные минуты можно было бы найти нужные сведения, совершить сделку. Главное сегодня — быстрота и ясность информации. В этом смысл биржи»,— заключает предприниматель.
Павел Усов