Транзитным маршем
Обеспечение транзита между странами северо-восточной Азии через территорию России стало одной из наиболее обсуждаемых на Восточном экономическом форуме тем. Трансграничную логистику пытаются увязать с возможностями транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Дополнительно к ним к 2025 году на севере Приморья холдинг «Самарга» планирует возвести крупный универсальный порт, который будет связан с Транссибом 360-километровой железной дорогой. Амбициозные планы по обеспечению транзитных почтовых отправлений вынашивает и «Почта России», которая через два года обещает построить собственный логистический центр в Хабаровске.
Великий связной
Регионам из стран Северо-Восточной Азии предложено вложиться в транспортную инфраструктуру Приморья. «Приморский край сегодня играет особую роль в глобальном проекте сопряжения стратегий развития экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Уникальные преференции Свободного порта Владивосток, реализация инфраструктурных проектов в сфере транспорта и логистики позволят сформировать кратчайшие транспортные коридоры из Азии в Европу с использованием международных транспортных коридоров „Приморье-1“ и „Приморье-2“,— заявил приморский губернатор Владимир Миклушевский.
По его словам, под эгидой Минвостокразвития разработана концепция данных МТК, которая включает строительство морских терминалов, объектов энергетической, дорожной инфраструктуры, реконструкцию автомобильного пункта пропуска Краскино и приграничной станции Махалино. «Согласно расчетам, к 2030 году потенциальный дополнительный грузооборот по международному транспортному коридору „Приморье-1“ может составить до 7 млн т грузов в контейнерах и до 5 млн т зерна. По МТК „Приморье-2“ — до 15 млн т контейнерных грузов и до 23 млн т зерна»,— обозначил параметры губернатор. По его словам, на разных этапах развития в совокупности потребуется более 300 млрд руб. «Реализация этих проектов — выгодное вложение инвестиций, так как в результате значительно сокращаются пути следования грузов»,— обратился губернатор к представителям соседних стран.
В области трансграничной логистики скрыт большой потенциал, также считает зампред правительства китайской провинции Хэйлунцзян Хайтао Ли. «Из Харбина через Суйфэньхэ и далее через приморские порты интермодальные маршруты могут выйти в Корею, Японию и юго-восточные провинции Китая. У нас планируется развитие инфраструктуры погранпереходов. В будущем по МТК „Приморье-1“ выйдем с нынешних объемов транспортировки в 23 млн т до 70 млн т»,— прогнозирует он.
У представителей Дальневосточной железной дороги расчеты пока скромнее. Транзитные перевозки по коридору «Приморье-1» на начальном этапе оцениваются в 300 контейнеров в месяц. При этом в январе — августе 2016 года на направлении Суйфэньхэ — Гродеково — порты Приморского края было перевезено всего 369 контейнеров.
Возможности МТК помимо грузовых перевозок могут быть задействованы для туристического обмена. Так, губернатор южнокорейской провинции Кангвон Чой Мунсун представил идею объединения уже построенных и создаваемых в регионах Северо-Восточной Азии железных и автомобильных дорог, портов, аэропортов, а также туристических зон в преддверии трех Олимпиад: в 2018 году в городе Пхенчхан (Республика Корея), в 2020-м в Токио, в 2022-м в Пекине. К тому же в провинции Кангвон в следующем году планируется спустить на воду мощный круизный лайнер, который будет курсировать между портами Владивосток, Зарубино, Сокчо, Донхэ, Сакаиминато и Шанхай.
Третий выход к океану
Идею создания еще одного транспортного коридора дополнительно к «Приморью-1» и «Приморью-2» вынашивает ООО «Самарга Холдинг». Проект предполагает организацию железнодорожного сообщения от Хабаровска до района устья реки Самарги на севере Приморского края, где будет возведен универсальный морской порт.
Первым объектом должен стать терминально-логистический центр «Ракитное», который планируется построить рядом с узловой станцией Хабаровск-2. Оттуда к Японскому морю проложат двухпутный участок железной дороги. Его общая протяженность составит 360 км, при этом порядка 70 км трассы пройдет по территории Хабаровского края, остальная — по Приморью. При строительстве инфраструктуры может быть задействована часть железнодорожной линии Кругликово — Сукпай (так называемая Оборская железная дорога). Когда-то это была ведомственная ветка, служившая главным образом для перевозки леса, но с 2009 года она не функционирует.
Другая неотъемлемая часть проекта — морской терминал в бухте Адими, куда впадает река Самарга. Новый порт грузооборотом до 80 млн т ежегодно будет располагать контейнерным (мощностью перевалки до 1 млн контейнеров), угольным (20 млн т), универсальным (10 млн т) терминалами, а также комплексами по перевалке нефтепродуктов (10 млн т) и обработке паромных грузовых судов (10 млн т). По словам одного из учредителей ООО «Самарга Холдинг» Александра Васильева, предполагается наладить движение паромов с такими дальневосточными территориями как Камчатка, Магаданская область, Сахалин и Курилы. Но основная задача нового МТК — обеспечение внешнеторговых перевозок.
Как заявил Александр Васильев, конечная цель проекта — минимизация логистических издержек и увеличение торгово-транспортного потока между РФ и странами АТР. По его словам, МТК «Самарга» сократит дальность грузовых перевозок по Транссибу примерно на 500 км. А близость будущего перегрузочного комплекса к АТР — в частности, до японского порта Вакканай не более 300 км — дает возможность привлечения транзитных грузопотоков.
Реализовать проект предполагается к 2026 году. Его стоимость сейчас оценивается более 400 млрд руб., из них 210 млрд руб. пойдут на прокладку железной дороги и приобретение подвижного состава. Основной объем инвестиций, уточнил Александр Васильев, рассчитывается привлечь из частных источников, в том числе из стран АТР.
Власти региона заявили о поддержке идеи нового транспортного коридора. «Хабаровский край и в целом Дальний Восток привлекательны в первую очередь с точки зрения транзитного потенциала. И, безусловно, проект, который реализует „Самарга Холдинг“, будет интересен российским и иностранным инвесторам»,— подчеркнул заместитель председателя правительства Хабаровского края министр инвестиционной и земельно-имущественной политики Юрий Чайка.
Почта расширяет границы
В свою очередь «Почта России» заявила о строительстве логистического центра в Хабаровске. Он станет единственным в своем роде на Дальнем Востоке и будет обрабатывать как международную, так и внутрироссийскую почту. Потребность в таком учреждении обусловлена ростом объема почтовых отправлений, в том числе из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Ожидается, что пропускная способность логистического центра составит более 270 млн почтовых отправлений в год.
«Мы наблюдаем период, когда бурно развивается интернет-торговля и товарообмен по электронным каналам достигает колоссальных величин. Например, в РФ он удваивается ежегодно,— рассказывает гендиректор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов.— Существует также понятие международного рынка почтового транзита, он исчисляется миллиардами долларов. До недавнего времени Россия не участвовала в этом рынке вообще».
В 2015 году в качестве пилотного проекта компания запустила скорый почтовый поезд Москва — Владивосток. По словам господина Страшнова, достигнут хороший результат, сегодня загрузка такого состава — более 85%. Поэтому в планах «Почты России» к 2018 году продлить данный маршрут с одной стороны до Пекина, с другой — до Берлина.
«Мы начинаем диалог с западноевропейскими и китайскими партнерами, а также с Japan Post Service. Уровень заинтересованности высокий, мы можем предложить альтернативный канал поставки и обмена почтовыми сообщениями из Азии в Европу по уникальной схеме и тарифам. Транзитный потенциал — это колоссальный бизнес»,— резюмировал Дмитрий Страшнов.
Для достижения данной задачи большая роль отводится логистическим сортировочным центрам, которых у «Почты России» будет по стране порядка десяти. В Хабаровске такой комплекс должен заработать в 2018 году.
Павел Усов