ДФО Обзор. Март 2015

| строительство |

Цемент поддержит инфраструктура

После достаточно неплохих операционных результатов за прошлый год производители цемента столкнулись с неопределенностью. Игроки строительного рынка уже испытывают трудности: по данным Хабаровскстата, более 40% опрошенных руководителей стройорганизаций Хабаровского края заявили, что их деятельность ограничивает недостаток средств. Тем не менее, производителей цемента может поддержать активность подрядчиков при реализации инфраструктурных строек в ДФО по заказу госструктур и госкомпаний.

В целом поставщики цемента прошлый год закончили весьма неплохо. Об этом можно судить по динамике железнодорожных перевозок. На Дальневосточной магистрали погружено 1 млн 168 тыс. т цементной продукции — на 8,7% больше, чем в 2013-м. В том числе со станций в границах Хабаровского края и ЕАО отправлено 283,2 тыс. т цемента (+22,4%), Приморья — 863,4 тыс. т (+4,4%), Сахалина — 22 тыс. т (+24,5%). Основную долю перевозок занимает продукция цементных заводов в Спасске-Дальнем (по итогам прошлого года выпустил 1,4 млн т готового продукта) и Теплоозерске (412,2 тыс. т), которые входят в группу компаний «Востокцемент». Совокупный прирост к 2013 году у холдинга составил порядка 6%. 

Безусловно, на потребности в цементе во многом сказалась ликвидация последствий прошлогоднего паводка и восстановление жилфонда в Приамурье, а также строительство коммерческого жилья. В частности, в Хабаровском крае было сдано 410 тыс. кв. метров жилья. По данным краевого минстроя, таких темпов объемов ввода жилплощади не было 20 лет (для сравнения, в 2013-м эта цифра была втрое меньше). Причем около 20% из общего числа построенной недвижимости — это квартиры и дома для тех, кто пострадал от наводнения. Всего для подтопленцев в Хабаровском крае построили свыше 1,8 тыс. жилых помещений. 

Но какая ситуация на рынке сложится в 2015, прогнозировать сложно. Согласно недавнему опросу Хабаровскстата, 41% опрошенных руководителей строительных организаций сообщили о том, что их деятельность ограничивается недостатком финансирования. Уже в декабре объем выполненных работ по строительству в крае составил 6,5 млрд руб. (всего по 2014 году — 53,6 млрд руб.) — это почти на четверть меньше, чем в том же месяце 2013-го.

О том, что конец прошлого года спутал все карты, говорят сами производители. Если большая его часть для строительной отрасли была более-менее прогнозируемой, имелась определенная стабильность, то, по выражению гендиректора «Востокцемента» Андрея Пушкарева, декабрь явился «неким подобием землетрясения». «Еще в июле 2014-го мы адресовали производственным активам компании послание на будущий год, которое сегодня можно назвать нереально оптимистичным. Все изменилось очень быстро. И сегодня наше послание приходится оперативно пересматривать. Мы приняли решение, что прежний бюджет мы принимаем и работаем по нему, но вводим мораторий на некоторые статьи расходов. Уже сейчас готовимся к плохому сценарию. Этот момент еще не наступил, но мы к нему готовы. Придется принимать непопулярные решения, отложить ежегодную индексацию зарплат, но сохранить производства и рабочие места»,— рассказал Андрей Пушкарев.

Впрочем, на Дальнем Востоке строятся крупные инфраструктурные объекты. Это, в частности, космодром Восточный (сдача первой очереди комплекса запланирована на декабрь 2015-го). В активную фазу должны перейти работы по таким объектам энергетики, как Совгаванская ТЭЦ, Нижне-Бурейская ГЭС, Сахалинская и Якутская ГРЭС-2. 

Кстати, в Якутии спрос на цемент также подстегивает реализация инвестпрограммы АК «АЛРОСА». Как сообщил гендиректор ОАО ПО «Якутцемент» Алиш Мамедов, более 40% производимой продукции (в 2014 году предприятие произвело 288 тыс. т) поставлялось этой компании, и одна из причин модернизации цемзавода — перспективное с ней сотрудничество. После расширения производственных мощностей в 2016 году завод сможет ежегодно производить почти 0,5 млн т готового продукта. Причем это будет играть на руку местным строителям за счет снижения затрат на логистику. Сейчас часть цемента в республику поступает, как правило, по сложной схеме. Сначала он завозится из Приморья, Бурятии, Иркутской и Свердловской областей по железной дороге до порта Осетрово, затем речным путем по Лене. Все это сказывается на конечной цене стройматериала. 

Для повышения конкурентоспособности производители цемента обещает гибкую ценовую политику. Как уточнили  в «Востокцементе», это возможно за счет оптимизации издержек опять-таки при доставке продукции. По словам Андрея Пушкарева, сегодня в полном объеме используется парк закупленных годом ранее вагонов-хопперов для транспортировки цемента по железной дороге, а также пересмотрена система автотранспортных перевозок. 

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV