ДО ВЛАДИВОСТОКА – ЗА 6 ЧАСОВ
Внедрение инновационных технологий в дорожном строительстве и достаточное финансирование позволят уже в ближайшем будущем почти вдвое сократить путь между Хабаровском и Владивостоком по федеральной трассе «Уссури» – самому оживленному и востребованному направлению в Дальневосточном федеральном округе.
Два самых больших города Дальнего Востока сравнительно недавно получили
возможность регулярного автомобильного
сообщения – всего лишь в 80-е годы прошлого века эта дорога обрела те
очертания, в которых, по большому счету, пребывает и сейчас. Предприятия были
рады получить альтернативу железной дороге в принципе, а автомобилисты-любители
перестали готовиться к ежегодной дороге на море как к большому путешествию с обязательными
ночевками где-нибудь в Кировском или Спасске. Правда, и смельчаков, и
автомобилей в то время было несоизмеримо меньше, можно было полдня ехать без
попутных машин, и в целом трасса «Уссури» удовлетворяла спрос. Однако на сей
момент из 750 километров дороги 570
километров требуют реконструкции и строительства. В болотистых местностях
дорожное полотно просело, не выдерживая давления сгустившегося транспортного
потока. Мостики сделались «горбатыми» и похожими на трамплины, провоцируя
аварии. Твердое покрытие на некоторых участках называется твердым исключительно
номинально и напоминает рваные капроновые колготки. В таких дырах колеса
грузовиков и легковых машин остаются с одинаковой частотой. И рядом с каждой
придорожной харчевней расцвел сопутствующий сервис – шиномонтажки и целые
ремонтные базы, а также гостиницы разного уровня комфортности, потому как снова
в путешествии от Хабаровска до
Владивостока можно провести и 11 часов, и даже больше, в зависимости от
километров, которые вы проезжаете. Например, этой весной, богатой на снегопады,
час пути «съедал» Котиковский перевал, а
подъезды к Вяземскому не позволяли развить скорость больше 30 километров в
час. Считайте – минус еще часик, и еще,
и еще... Итого –дальневосточник перед выбором:
самолетом – быстро и хорошо, поездом тоже неплохо, хоть и всю ночь, а на
автомобиле – пусть и ощутимо дешевле, чем воздухом и по рельсам, но
непредсказуемо. «Машину бить жалко» – самая частая причина отказаться от
поездки по «Уссури» в нынешнем ее состоянии.
То же расстояние в 700 с небольшим километров, но в другую сторону от
Хабаровска – до Благовещенска – преодолевается за шесть, максимум семь
часов. Реконструированная трасса «Амур» –
ко всем своим плюсам – еще и обошла населенные пункты стороной. Теперь не надо
сбрасывать скорость до 60, а местами и до 40 километров в час, и терять время в
пути.
По тому же принципу пошли и в реконструкции автомобильной дороги «Уссури»
Хабаровск – Владивосток. В 2011-м году был сдан объездной участок Уссурийска –
автомобилисты получили почти час экономии времени. Сейчас ведутся работы в
проблемном месте между Уссурийском и Артемом. Восьмикилометровый участок
обещают ввести в эксплуатацию уже в этом году, а в следующем объект будет
полностью завершен. Злополучный Котиковский
перевал не сровняют, но обойдут: на
участке уже ведется строительство. Кроме того, в планах построить объезд
Лермонтовки и ввести в строй объездную дорогу у Бикина. Всё это, безусловно, приведет не только к
экономии времени в пути. По главным улицам поселков больше не будут проноситься
днем и ночью автомобили и грузовики, угрожая безопасности людей. Существенно
снизится количество выхлопных газов в жилых кварталах и автомусора: рваных покрышек, емкостей из-под масел и
прочих технических жидкостей, которые водители чаще всего бросают прямо на
месте остановки.
Преобразования ждут и «ворота» Хабаровска – участок дороги с 12-го по 36-й
километры. Он превратится всовременную
автомобильную дорогу первой технической категории с четырьмя полосами движения
и цементобетонным покрытием, которое пока нигде не применялось на Дальнем
Востоке. Срок гарантии такого покрытия – 25 лет. Таким образом, перспектива доехать из
Хабаровска до Владивостока за 6 часов становится более чем реальной. Когда? Уже
через пять-шесть лет.
А сколько стоит эта реальность? Это вопрос философский: сколько стоит
экономическая стабильность региона, сколько стоит безопасность и целостность
страны? Сколько стоит благополучие дальневосточника и его семьи? Дорожная сеть
– это кровеносная система. Нет дороги – нет жизни. Пришла дорога – и жизнь
пришла вместе с ней. Пример – всё та же трасса «Амур» Чита – Хабаровск. Лет
шесть назад автомобилист, решивший проехаться даже до Благовещенска, был
вынужден брать с собой запас еды и воды – потому как за Амурским мостом
начинался «голодный край»: ни придорожных кафе, ни магазинов. Сегодня вследствие
развития малого бизнеса полная инфраструктура обеспечивает комфорт в
передвижении – и дорога принадлежит не только аскетичным дальнобойщикам.
Ежегодно несколько сот туристов проезжают по экзотическому для иностранца
маршруту Байкал –Владивосток именно по трассе «Амур». Новая дорога расширила контакты и рынки сбыта предприятий
Амурской области и Хабаровского края: теперь благовещенские производители
сельскохозяйственной продукции везут свой товар в Хабаровск и далее заметно активнее, чем раньше. И сроки
доставки продукции выдерживаются, и охват населенных пунктов больше. Нет
необходимости доказывать, насколько важна современная, безопасная, доступная
для круглогодичного и круглосуточного использования автотрасса и для других
дальневосточных регионов.
На дальневосточные дороги
федерального значения в ближайшие три года до 2015-го включительно
планируется потратить 77 миллиардов рублей. И это самое масштабное вложение в
дорожную отрасль на территории Российской Федерации. Работа поручена ФКУ
«Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе
России».
ФКУ
ДСД «Дальний Восток» была образована в
1995 году, имеет филиалы в Якутске и Благовещенске, представительства в
Магадане и в Москве. Дирекция является единым заказчиком по строительству и
реконструкции, а также частично по
содержанию и капитальному ремонту более 6 тысяч километров федеральных
автомобильных дорог на Дальнем Востоке – от Читы до Хабаровска и от Магадана до
Якутска. С момента создания Дирекции на
Дальнем Востоке введено в строй 1 840,46 км автодорог. В 2013 году в
работе находится 50 объектов, из них 18 планируется ввести в эксплуатацию в
этом же году. Основное внимание и, соответственно, объемы инвестиций
направляются на реконструкцию федеральной автомобильной дороги «Лена» Невер – Якутск,
на втором месте по объему инвестиций – трасса «Уссури», затем «Колыма» от
Якутска до Магадана и «Амур».
20,6 млрд руб. в ближайшие три года
выделены на приведение в нормативное состояние почти 130 километров дороги
«Уссури» и 1 462,138 погонных метра мостов на ней, что обеспечит
ускоренный выход к крупнейшим морским портам на восточном побережье России.
Еще 9,6 млрд руб. выделяется на
реконструкцию автомобильной дороги «Колыма» Якутск – Магадан. По правде говоря,
автодорогой в полном понимании ее назвать сложно. Крайняя изношенность дорожной
одежды, пучины и просадки дорожного полотна, продольные уклоны и радиусы
поворотов, не вписывающиеся в нормативы, – всё это делает дорогу очень опасной.
Два жизненно важных объекта этой самой суровой по климатическим и
географическим условиям трассы в России готовятся к введению в эксплуатацию уже
в этом году. Это мост через Колыму длиной 417 метров с подходами к нему и
участок Чёрного и Жёлтого прижимов.
Ошеломительные по красоте и одновременно кошмарные с точки зрения безопасности
километры дороги по скалам дорожные строители укрепляют и расширяют, досыпая
земляное полотно. Но уже известно, что в обозримом будущем избавиться от этого
серпантина не удастся. В долгосрочной перспективе по этому направлению –
ликвидация последнего из оставшихся на Колыме разрывов, не позволяющих
организовать бесперебойное движение по всей трассе. Речь о мостовом переходе
через реку Алдан.
В 2013 году начинаются работы по ликвидации подобного разрыва у Якутска.
Через Лену нет мостов! Что означает отсутствие моста через реку? Вспомните,
когда подобное было на Амуре: работающая по часам переправа, очередь из
автомобилей на несколько часов… Два раза в год парализует и без того вялое
движение ледоход. О каком стабильном экономическом развитии может идти речь? В
ближайшие три года 44,7 миллиарда рублей направляется на решение этой проблемы.
Якутские водители получат круглогодичное автомобильное сообщение и качественную
современную трассу через Лену, от Большого Невера до Тынды, а также от Томмота
до Нижнего Бестяха. Реконструкцией будет
охвачено 107 километров
автомобильной дороги в Амурской области и 220 километров в Республике
Саха (Якутия). В план 2013 года включено начало строительства подъезда к границе с КНР в с. Джалинда.
Транспортный поток в этом направлении со временем будет только увеличиваться в
связи со строительством нефтеналивного терминала и развитием таможенного
перехода на границе с Китаем. Следующий транзитом транспорт благодаря новой
дороге обойдет пос. Невер и г. Сковородино. Реконструкция автомобильной
дороги А360 «Лена» Невер – Якутск позволит
полноценно использовать всю транспортную схему России от Москвы до Магадана. А
на связующем звене этого «большого садового кольца», автомобильной дороге
«Амур», в текущем году закончится
строительство второй стадии обхода Тёплого озера и приведение в нормативное
состояние еще нескольких участков дороги.
Таковы перспективы развития дорожной сети региона в ближайшем будущем.
Говорить о скудном финансировании проектов не приходится, скорее, важен фактор
их полного освоения. И тогда до Якутска можно будет доехать не за трое суток, и
до Владивостока добраться не за 12 часов. Люди на Дальнем Востоке станут ближе
друг к другу – и регион преодолеет оторванность от России в целом. Одна страна
– одни дороги.