ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. События и Люди 2012 года

| ИНФРАСТРУКТУРА |

ДО ВЛАДИВОСТОКА – ЗА 6 ЧАСОВ

Внедрение инновационных технологий в дорожном строительстве и достаточное финансирование позволят уже в ближайшем будущем почти вдвое сократить путь между Хабаровском и Владивостоком по федеральной трассе «Уссури» – самому оживленному и востребованному направлению в Дальневосточном федеральном округе.

Два самых больших города Дальнего Востока сравнительно недавно получили возможность регулярного  автомобильного сообщения – всего лишь в 80-е годы прошлого века эта дорога обрела те очертания, в которых, по большому счету, пребывает и сейчас. Предприятия были рады получить альтернативу железной дороге в принципе, а автомобилисты-любители перестали готовиться к ежегодной дороге на море как к большому путешествию с обязательными ночевками где-нибудь в Кировском или Спасске. Правда, и смельчаков, и автомобилей в то время было несоизмеримо меньше, можно было полдня ехать без попутных машин, и в целом трасса «Уссури» удовлетворяла спрос. Однако на сей момент из 750 километров дороги  570 километров требуют реконструкции и строительства. В болотистых местностях дорожное полотно просело, не выдерживая давления сгустившегося транспортного потока. Мостики сделались «горбатыми» и похожими на трамплины, провоцируя аварии. Твердое покрытие на некоторых участках называется твердым исключительно номинально и напоминает рваные капроновые колготки. В таких дырах колеса грузовиков и легковых машин остаются с одинаковой частотой. И рядом с каждой придорожной харчевней расцвел сопутствующий сервис – шиномонтажки и целые ремонтные базы, а также гостиницы разного уровня комфортности, потому как снова в путешествии от Хабаровска  до Владивостока можно провести и 11 часов, и даже больше, в зависимости от километров, которые вы проезжаете. Например, этой весной, богатой на снегопады, час  пути «съедал» Котиковский перевал, а подъезды к Вяземскому не позволяли развить скорость больше 30 километров в час.  Считайте – минус еще часик, и еще, и еще... Итого –дальневосточник перед выбором:  самолетом – быстро и хорошо, поездом тоже неплохо, хоть и всю ночь, а на автомобиле – пусть и ощутимо дешевле, чем воздухом и по рельсам, но непредсказуемо. «Машину бить жалко» – самая частая причина отказаться от поездки по «Уссури» в нынешнем ее состоянии. 

То же расстояние в 700 с небольшим километров, но в другую сторону от Хабаровска – до Благовещенска – преодолевается за шесть, максимум семь часов.  Реконструированная трасса «Амур» – ко всем своим плюсам – еще и обошла населенные пункты стороной. Теперь не надо сбрасывать скорость до 60, а местами и до 40 километров в час, и терять время в пути.


По тому же принципу пошли и в реконструкции автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток. В 2011-м году был сдан объездной участок Уссурийска – автомобилисты получили  почти час  экономии времени. Сейчас ведутся работы в проблемном месте между Уссурийском и Артемом. Восьмикилометровый участок обещают ввести в эксплуатацию уже в этом году, а в следующем объект будет полностью завершен.  Злополучный Котиковский перевал не сровняют, но обойдут:  на участке уже ведется строительство. Кроме того, в планах построить объезд Лермонтовки и ввести в строй объездную дорогу у Бикина.  Всё это, безусловно, приведет не только к экономии времени в пути. По главным улицам поселков больше не будут проноситься днем и ночью автомобили и грузовики, угрожая безопасности людей. Существенно снизится количество выхлопных газов в жилых кварталах и автомусора:  рваных покрышек, емкостей из-под масел и прочих технических жидкостей, которые водители чаще всего бросают прямо на месте остановки.

Преобразования ждут и «ворота» Хабаровска – участок дороги с 12-го по 36-й километры.  Он превратится всовременную автомобильную дорогу первой технической категории с четырьмя полосами движения и цементобетонным покрытием, которое пока нигде не применялось на Дальнем Востоке. Срок гарантии такого покрытия – 25 лет.  Таким образом, перспектива доехать из Хабаровска до Владивостока за 6 часов становится более чем реальной. Когда? Уже через пять-шесть лет.

А сколько стоит эта реальность? Это вопрос философский: сколько стоит экономическая стабильность региона, сколько стоит безопасность и целостность страны? Сколько стоит благополучие дальневосточника и его семьи? Дорожная сеть – это кровеносная система. Нет дороги – нет жизни. Пришла дорога – и жизнь пришла вместе с ней. Пример – всё та же трасса «Амур» Чита – Хабаровск. Лет шесть назад автомобилист, решивший проехаться даже до Благовещенска, был вынужден брать с собой запас еды и воды – потому как за Амурским мостом начинался «голодный край»: ни придорожных кафе, ни магазинов. Сегодня вследствие развития малого бизнеса полная инфраструктура обеспечивает комфорт в передвижении – и дорога принадлежит не только аскетичным дальнобойщикам. Ежегодно несколько сот туристов проезжают по экзотическому для иностранца маршруту Байкал –Владивосток именно по трассе «Амур». Новая дорога  расширила контакты и рынки сбыта предприятий Амурской области и Хабаровского края: теперь благовещенские производители сельскохозяйственной продукции везут свой товар в Хабаровск и далее  заметно активнее, чем раньше. И сроки доставки продукции выдерживаются, и охват населенных пунктов больше. Нет необходимости доказывать, насколько важна современная, безопасная, доступная для круглогодичного и круглосуточного использования автотрасса и для других дальневосточных регионов.

На дальневосточные дороги  федерального значения в ближайшие три года до 2015-го включительно планируется потратить 77 миллиардов рублей. И это самое масштабное вложение в дорожную отрасль на территории Российской Федерации. Работа поручена ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России».

ФКУ ДСД «Дальний Восток»  была образована в 1995 году, имеет филиалы в Якутске и Благовещенске, представительства в Магадане и в Москве. Дирекция является единым заказчиком по строительству и реконструкции, а также частично  по содержанию и капитальному ремонту более 6 тысяч километров федеральных автомобильных дорог на Дальнем Востоке – от Читы до Хабаровска и от Магадана до Якутска.  С момента создания Дирекции на Дальнем Востоке введено в строй 1 840,46 км автодорог. В 2013 году в работе находится 50 объектов, из них 18 планируется ввести в эксплуатацию в этом же году. Основное внимание и, соответственно, объемы инвестиций направляются на реконструкцию федеральной автомобильной дороги «Лена» Невер – Якутск, на втором месте по объему инвестиций – трасса «Уссури», затем «Колыма» от Якутска до Магадана и  «Амур».

 20,6 млрд руб. в ближайшие три года выделены на приведение в нормативное состояние почти 130 километров дороги «Уссури» и 1 462,138 погонных метра мостов на ней, что обеспечит ускоренный выход к крупнейшим морским портам на восточном побережье России.

 Еще 9,6 млрд руб. выделяется на реконструкцию автомобильной дороги «Колыма» Якутск – Магадан. По правде говоря, автодорогой в полном понимании ее назвать сложно. Крайняя изношенность дорожной одежды, пучины и просадки дорожного полотна, продольные уклоны и радиусы поворотов, не вписывающиеся в нормативы, – всё это делает дорогу очень опасной. Два жизненно важных объекта этой самой суровой по климатическим и географическим условиям трассы в России готовятся к введению в эксплуатацию уже в этом году. Это мост через Колыму длиной 417 метров с подходами к нему и участок Чёрного и Жёлтого  прижимов. Ошеломительные по красоте и одновременно кошмарные с точки зрения безопасности километры дороги по скалам дорожные строители укрепляют и расширяют, досыпая земляное полотно. Но уже известно, что в обозримом будущем избавиться от этого серпантина не удастся. В долгосрочной перспективе по этому направлению – ликвидация последнего из оставшихся на Колыме разрывов, не позволяющих организовать бесперебойное движение по всей трассе. Речь о мостовом переходе через реку Алдан.

В 2013 году начинаются работы по ликвидации подобного разрыва у Якутска. Через Лену нет мостов! Что означает отсутствие моста через реку? Вспомните, когда подобное было на Амуре: работающая по часам переправа, очередь из автомобилей на несколько часов… Два раза в год парализует и без того вялое движение ледоход. О каком стабильном экономическом развитии может идти речь? В ближайшие три года 44,7 миллиарда рублей направляется на решение этой проблемы. Якутские водители получат круглогодичное автомобильное сообщение и качественную современную трассу через Лену, от Большого Невера до Тынды, а также от Томмота до Нижнего Бестяха. Реконструкцией будет  охвачено 107 километров  автомобильной дороги в Амурской области и 220 километров в Республике Саха (Якутия). В план 2013 года включено начало строительства  подъезда к границе с КНР в с. Джалинда. Транспортный поток в этом направлении со временем будет только увеличиваться в связи со строительством нефтеналивного терминала и развитием таможенного перехода на границе с Китаем. Следующий транзитом транспорт благодаря новой дороге обойдет пос. Невер и г. Сковородино. Реконструкция автомобильной дороги  А360 «Лена» Невер – Якутск позволит полноценно использовать всю транспортную схему России от Москвы до Магадана. А на связующем звене этого «большого садового кольца», автомобильной дороге «Амур», в  текущем году закончится строительство второй стадии обхода Тёплого озера и приведение в нормативное состояние еще нескольких участков дороги.

Таковы перспективы развития дорожной сети региона в ближайшем будущем. Говорить о скудном финансировании проектов не приходится, скорее, важен фактор их полного освоения. И тогда до Якутска можно будет доехать не за трое суток, и до Владивостока добраться не за 12 часов. Люди на Дальнем Востоке станут ближе друг к другу – и регион преодолеет оторванность от России в целом. Одна страна – одни дороги.





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV