ДФОбзор. Дальневосточное обозрение. События и люди 2012 года

ДФОбзор. События и Люди 2012 года

| ПРИВАТИЗАЦИЯ |

Ванино пустили по частным рукам

В начале нынешнего года разрешилась интрига самого значимого приватизационного аукциона Дальнего Востока: госпакет Ванинского порта через ОАО «Мечел» в итоге достался трем кипрским офшорам. Порт остается наиболее перспективным с точки зрения потенциала развития, тем более что соседняя ПОЭЗ в Совгавани будет расширена за счет участков в Ванино, но кто и как будет его развивать — пока не понятно.

Неясности доприватизационного этапа

О том, кому же достанется 55% (или 73,33% обыкновенных именных акций) уставного капитала ОАО «Ванинский морской торговый порт», которые государству с первого раза приватизировать не удалось, гадали весь прошлый год. Круг претендентов на Ванино оставался примерно ясным: в него, рассуждая логически, попадали все конкуренты компании «Сэлтехстрой», победившей в торгах за госпакет 19 мая 2011 года, но так и не оплатившей покупку.

Главными претендентами считались UCL Holding Владимира Лисина, «Сибуглемет» Анатолия Скурова и En+ Group Олега Дерипаски (последняя через Soleggiato Investments Ltd уже владела 21,64% голосующих акций, или 28,12% уставного капитала порта). Компании одна за другой получали обязательное одобрение на покупку от ФАС. К ним также присоединились «Мечел» Игоря Зюзина и структура государственного «Уралвагонзавода» — «УВЗ-Логистик». И с этим все было как будто бы ясно.
Некоторые неясности были с тем, кто и как будет управлять портом до повторной попытки продажи. После того, как En+ заявило о неэффективности действующего менеджмента ОАО во главе с гендиректором Альфиром Богудиновым, Ванино было решено назначить управляющую компанию. Совет директоров порта выбирал из UCLH, структур «Сибуглемета» и агента правительства по продаже госпакета порта — «ВТБ Капитала», в итоге остановившись на последнем.

Исполнительный директор ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал» Александр Романов объяснял, что Ванино должно быть «прозрачной структурой с качественным корпоративным управлением», к тому же порт «не должен быть только угольным». «Он создавался как многофункциональный морской транспортный узел — там есть и контейнерные терминалы, развита перевалка грузов»,— пояснял Александр Романов. В УК хотели «подтолкнуть к созданию пулов инвесторов, консолидировать их интересы и сформировать инвестиционные предложения, которые будут выгодны и инвесторам, и продавцу». А также «увеличить прозрачность работы корпоративного управления, создать стратегические предпосылки, дав импульс для дальнейшего развития».

Неясно было, когда повторный аукцион состоится. Правда, в сентябре Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил законность взыскания с «Сэлтехстроя» в пользу Росимущества 75,114 млн рублей за срыв первого аукциона по продаже госпакета Ванино. Ранее решение о взыскании принял Федеральный арбитражный суд Москвы, суд апелляционной инстанции данное решение отменил, после чего Росимущество подало жалобу на судебные акты нижестоящих инстанций.

Через неделю после решения суда о взыскании штрафа с «Сэлтехстроя» «ВТБ Капитал» объявил, что торги по Ванино намечены на 7 декабря. Для допуска к участию в тендере нужно было пройти квалификационный отбор, а также получить безотзывную банковскую гарантию в пользу государства на 3 млрд руб. Претендентов столь жесткие условия не смутили.

Неожиданности итогового аукциона


По итогам торгов лучшую цену за Ванино предложила «Мечел-Транс», дочка ОАО «Мечел» — 15,5 млрд руб. при стартовой стоимости пакета 1,5 млрд руб. En+ оказалась готова заплатить за госпакет 10,5 млрд руб. (в 2011-м «Сэлтехстрой» выиграл торги при ставке чуть больше — в 10,8 млрд руб.). Две структуры UCL Holding предлагали 4,6 млрд руб. и 5,6 млрд руб., «Сибирский антрацит» — 5,6 млрд руб., ОАО «Междуречье» (подконтрольное «Сибуглемету») — 4,9 млрд руб., СУЭК — 3,7 млрд руб. Победа «Мечела» оказалась неожиданностью, потому что с Ванино он не работает, предпочитая поставлять уголь через собственное ОАО «Торговый порт Посьет» (Приморье). К тому же компания ранее взяла в аренду участок в бухте Мучке, рядом с Ванино, где хотела построить угольный терминал на 20-25 млн т (первая очередь — 5 млн т), что с покупкой Ванинского порта становилось несколько бессмысленным.

Тем не менее, в начале нынешнего года «Мечел» сообщил о том, что закрыл сделку и сменил гендиректора порта — с 15 января им был избран Олег Ткачев, представитель топ-менеджмента ОАО «Торговый порт Посьет». Но буквально через несколько дней ОАО «Мечел» объявило, что продало 71,83% обыкновенных именных акций (или 53,87% уставного капитала) Ванинского порта российским и иностранным инвесторам, оставив у себя около 1,5% обыкновенных именных акций предприятия. Причем в сообщении компании подчеркивалось, что «инвесторы не имеют интересов в перевалке грузов через Ванино». Ранее гендиректор «Мечела» Евгений Михель заявлял, что с учетом высокой долговой нагрузки группы «недолговое фондирование» для покупки Ванино предоставит консорциум российских и иностранных инвесторов, но кто именно — в компании не раскрывали.

Среди наиболее вероятных зарубежных партнеров по сделке называют южнокорейские корпорации STX Group (занимается судостроением) и Posco (крупнейшая сталелитейная компания страны): «Мечел» декларировал возможность совместных проектов с ними. Российским партнером могла выступить одна из структур, близких к ОАО РЖД, более того, монополия в дальнейшем может стать акционером Ванино.

24 января порт официально раскрыл своих новых владельцев, но ясности это не прибавило. «Мечел», сообщили в порту, продал по 23,68% акций предприятия трем кипрским компаниям: Travigne Trading Limited, Sedmino Investments Limited, Opern Trade Limited. Travigne Trading Ltd принадлежит зарегистрированной на Виргинских островах Navolution Ventures Ltd. Владельцы двух других покупателей — также офшоры: Sedmino Investments Ltd принадлежит некой ISIS Nominees Ltd, зарегистрированной в Джерси, а Opern Trade Ltd — еще одной кипрской TCSL Troodos Corporate Services Ltd.

У «Мечела» остается 2,29% акций порта и сохраняется операционный контроль, заверяют в компании. Но ситуация с Ванино уже привлекла внимание ФАС: в ведомстве считают, что при превышении 20-процентной доли покупки актива компании были обязаны подать ходатайство и получить согласие правительственной комиссии. Ответ от «Мечела» по поводу новых акционеров порта ФАС ожидает к середине февраля. Государство, впрочем, некоторая неясность в данном вопросе, похоже, не особенно волнует: вице-премьер Аркадий Дворкович уже успел заявить, что итоги приватизации госпакета Ванино пересматриваться «не будут». ««Мечел» — коммерческая компания… Если это сделано в рамках законодательства, то значит, все нормально»,— заметил господин Дворкович.

Определенности и неопределенности перспективы


Итоги деятельности Ванинского порта за 2012 год еще не обнародованы, тем не менее, очевидно, что предприятие на фоне неясности с приватизацией и управлением слегка стагнировало. За три квартала прошлого года, согласно отчетности компании, выручка порта снизилась до 1,13 млрд руб. с 1,169 млрд руб. годом ранее. Валовая прибыль стивидора составила 283,7 млн руб. против 354,7 млн руб. за аналогичный период прошлого года, чистая прибыль — 149,4 млн руб. (годом ранее — 193,3 млн руб.). Дебиторская задолженность ОАО сократилась с 266,3 млн руб. на 31 декабря 2011 года до 141,3 млн руб. на 30 июля, среди крупнейших дебиторов — ОАО РЖД по претензиям за несвоевременную доставку грузов (44,6 млн руб.). Кредиторская задолженность порта упала со 116,8 млн руб. на начало года до 106,5 млн руб.

Тем не менее, порт остается наиболее перспективным с точки зрения развития на Дальнем Востоке. Он стабильно входит в пятерку крупнейших морских портов России на Дальнем Востоке и в десятку — по стране. Ванино обрабатывает уголь, цветные и черные металлы, лес, пиломатериалы, руду и контейнеры, то есть является универсальным. Средний годовой грузооборот порта сравнительно невелик — 6,5 млн т. Приморский порт Восточный, для сравнения, без учета продукции спецморнефтепорта Козьмино перевалил за 2012 год 26,43 млн т, из них 18 млн т пришлось на ОАО «Восточный порт». Соседний порт Находка обработал за год 16,91 млн т. Суммарный грузооборот портов Находкинского округа «Росморпорт» оценил почти в 60 млн т грузов, в том числе 26,4 млн т угля, 24,2 млн т нефти и нефтепродуктов, 6 млн т черных и цветных металлов и 3,9 млн т (410 тыс. TEU) контейнеров.

Однако ОАО РЖД продолжает модернизацию БАМа для увеличения провозной мощности по направлению к Ванино и Совгавани. Сданный в декабре прошлого года Кузнецовский тоннель уже увеличивает ее до 19,4–22,4 млн т в год, а к 2016 году на дороге намерены добиться увеличения показателя до 35,5 млн т. В то же время, уже сейчас у порта есть резервы: по оценке экспертов, он недозагружен, поскольку пропускная способность причального фронта Ванино равна 8,8 млн т, а с учетом паромной переправы — до 13,7 млн т.
Правда, рядом с портом работают терминалы других компаний, занимающие солидную долю перевозки, например Ванинский балкерный терминал ЗАО «Дальтрансуголь» (подконтролен СУЭК) мощностью перевалки в 12 млн т — и с перспективой увеличения объемов до 20 млн т в год. В октябре стало известно о том, что Volga Resources Геннадия Тимченко покупает ООО «Сахатранс», владеющее участком в 200 га земли в бухте Мучке, рядом с портом Ванино. Компания ранее заявляла, что намерена построить там комплекс по перевалке грузов. Первая очередь мощностью до 13,2 млн т в год (6,2 млн т угля, 6 млн т железорудного концентрата, 1 млн т пиломатериалов в контейнерах), как заявлялось, могла быть запущена в 2015 году. Вторую очередь мощностью 18,8 млн т в год (9,3 млн т угля, 8 млн т железорудного концентрата, 1,5 млн т пиломатериалов в контейнерах) компания планировала запустить в 2020 году. В Volga Resources говорят, что хотят сохранить проект — речь может идти о терминале по перевалке угля и железорудного концентрата мощностью до 12 млн т в год. Железная же дорога в нынешнем году, по оценкам самих угольщиков, пропустит на Ванино лишь чуть более 19 млн т.

Однако перспективы Ванинского порта стали значительно шире после того, как в конце октября Минэкономики одобрило идею расширения за счет участков в Ванино проекта портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), создающейся в соседней Советской Гавани. В правительстве Хабаровского края пояснили, что предполагают выделение под ПОЭЗ дополнительно до 1,1 тыс. га — с учетом предложений уже работающих в Ванинском районе ОАО СУЭК, «Саха (Якутской) транспортной компании», структур En+ и «Мечела». Ранее потенциальные резиденты первой очереди ПОЭЗ в Совгавани заявляли, что планируют строительство железорудного терминала на 7 млн т в год (Petropavlovsk) и зернового терминала до 2,5 млн т в год и контейнерного — на 280 тыс. TEU (ОАО «Росагроснаб»).

В октябре также стало известно, что хабаровские власти предложили стать подрядчиком строительства терминала по перевалке железной руды мощностью 7 млн тонн в год и стоимостью более 6 млрд руб. в Советской Гавани южнокорейской Posco. Более того, региональное правительство озвучило идею сделать корейскую корпорацию управляющей компанией ОЭЗ. Согласно законодательству, в этом случае компания должна будет  подготовить участок зоны к размещению резидентов, вложиться в строительство инфраструктуры, а в дальнейшем быть ее эксплуатантом. 




«Мечел» займет Ванино полностью.
У клиентов порта все больше проблем 

«Мечел» договорился с En+ о выкупе акций порта Ванино. Группа Олега Дерипаски продает все 28,12% уставного капитала стивидора, включая привилегированные акции, получая при этом гарантии перевалки алюминия и глинозема через Ванино. Другие грузоотправители уже испытывают серьезные трудности с обслуживанием в порту: вслед за «Сибуглеметом» на «Мечел» пожаловалась лесопромышленная RFP Group, сообщив, что из-за действий нового менеджмента порта вынуждена искать новые пути экспорта. 


«Мечел» договорился с En+ о выкупе акций порта Ванино. Группа Олега Дерипаски продает все 28,12% уставного капитала стивидора, включая привилегированные акции, получая при этом гарантии перевалки алюминия и глинозема через Ванино. Другие грузоотправители уже испытывают серьезные трудности с обслуживанием в порту: вслед за «Сибуглеметом» на «Мечел» пожаловалась лесопромышленная RFP Group, сообщив, что из-за действий нового менеджмента порта вынуждена искать новые пути экспорта.

Два источника, знакомые с ходом переговоров «Мечела» и En+ о выкупе акций порта Ванино, сообщили, что стороны принципиально договорились о сделке, о ней может быть объявлено в ближайшие дни. По данным собеседников, группа Олега Дерипаски продает в итоге не только 21,6% обыкновенных голосующих акций стивидора, о чем речь шла изначально, но и привилегированные акции (около 48% от их общего количества). То есть «Мечел» покупает в общей сложности 28,12% уставного капитала Ванино. Пакет будет приобретен «Мечел-трансом», сумма сделки составит около 5 млрд руб. В En+ и «Мечел-трансе» от комментариев отказались. 


«Мечел-транс» закрыл сделку по покупке у государства за 15,5 млрд руб. 73,33% обыкновенных акций (55% уставного капитала) Ванино в середине января. Но на прошлой неделе 71,04% акций (по 23,68%) порта получили кипрские офшоры — «Седмино Инвестментс Лимитед», «Оперн Трейд Лимитед» и «Травине Трейдинг Лимитед». Официально в «Мечеле» лишь говорят, что за ними стоят «российские и иностранные инвесторы». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что сделка «полностью соответствует законодательству» и является «абсолютно легитимной», но уточнил, что «с идеей необходимости деофшоризации это контрастирует».
В год через Ванино переваливается в общей сложности около 6 млн т грузов. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что одним из ключевых вопросов в переговорах En+ и «Мечела» было сохранение перевалки грузов En+ (в первую очередь алюминия и глинозема). «На сегодня проблем с этим у En+ нет»,— уточнил он. Однако у ряда компаний, работающих с Ванино, уже возникли трудности. 


Стало известно, что новые пути экспорта леса ищет RFP Group. По словам заместителя руководителя департамента логистики ООО «Торговый дом РФП» (входит в RFP Group) Валерия Шрейдера, за неполный январь объемы отгрузки лесных грузов на железнодорожный транспорт у группы упали на 20,6% и это связано с политикой «Мечел-транса». «Новые хозяева порта отказываются работать с лесом. На январь они утверждают перевалку не более 10 тыс. т, на февраль вообще отказываются согласовывать заявку. Мы к этому оказались не готовы. Сейчас разрабатываем другие схемы отгрузки продукции»,— отмечает он. В частности, больше леса и лесоматериалов планируется отправлять через железнодорожный погранпереход Гродеково—Суйфэньхэ (КНР) и морской терминал в Советской Гавани. Кроме того, часть древесины будет направлена на станцию Мылки — в адрес нового завода группы по производству шпона. 


Председатель ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко назвал решение новых владельцев порта «ударом в солнечное сплетение» для всех лесоэкспортеров региона. «Предприятия на грани остановки,— уверяет он.— Япония впервые за несколько лет начала увеличивать потребление леса, и наша задача удовлетворить этот наметившийся рост поставками лиственницы из России, пока это не сделали США. Предприятия намерены развернуть часть объемов с китайского рынка на Японию через Ванино. Но «Мечел» наплевал на интересы региона, на его развитие и намерен узурпировать свою монополию на обработку грузов в порту». Господин Сидоренко подчеркнул, что Ванино — единственный незамерзающий порт в Хабаровском крае. Перевалка больших объемов лесных грузов в Ванино уже давно отлажена, добавляет он, Советской Гавани будет сложнее справиться с новыми объемами. 


В ФАС уже жаловалось ОАО «Междуречье» (структура «Сибуглемета»), которому было отказано фактически во всех заявках на перевалку в Ванино в январе. Служба направила предупреждение порту, он должен был ответить до 15 января, но вместо этого подал иск к ФАС в арбитражный суд. Глава «Сибуглемета» Александр Мелехов уточнил, что у компании заключен с портом контракт на перевалку грузов до конца 2015 года; за нарушение предусмотрены штрафы и компенсация убытков. По словам топ-менеджера, «Сибуглемет» работает также с портами Восточный и Находка, но логистика строилась с учетом Ванино, возникают неудобства и издержки (их размер еще не оценен). Если порт не откликнется на претензию, «Сибуглемет» обещает подать к нему иск. 


В «Мечеле» заявили, что «компания не является контролирующим акционером порта, поэтому не может комментировать его операционную деятельность». Источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что мощности Ванино в настоящий момент ограниченны, а «Мечел» хочет максимально задействовать их под перевалку своего угля, в том числе те причалы, через которые сейчас переваливается лес. Услугами порта пользуются также компании «Сибирский антрацит» и «Стройсервис», но в них пока ничего не говорят о проблемах с перевалкой.

Евгений Тимошинов, Анатолий Джумайло;  Игорь Михайлов, Дмитрий Щербаков, Вадим Пасмурцев
Коммерсантъ, № 15 (5046) за 29 января 2013 года

Дмитрий Щербаков




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV