ДФОбзор. Май 2014

| НЕДРА |

Бум при низких ценах

По данным Минэнерго, за последние пять лет экспорт российского угля возрос на 30%, при этом практически вдвое — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как следствие, в марте в ряде портов Дальнего Востока достигнут рекордный объем перевалки сыпучих грузов. В то же время, несмотря на положительную динамику продаж, на внешних рынках продолжается падение цен.

С начала этого года ведущие угледобывающие компании России наращивают экспорт продукции. В ОАО «УК „Кузбассразрезуголь“» сообщили о том, что если за первый квартал 2013-го зарубежным потребителям было отправлено 56,3% от общей угледобычи (или 6,2 млн т), то сегодня доля экспорта достигла 72% (7,6 млн т). Из 25 млн т добытого в январе — марте предприятиями СУЭК угля экспортировано 10,3 млн т. Поставки за рубеж по сравнению с прошлым годом выросли на 21%, тогда как продажи на внутреннем рынке сократились на 16%. Причем среди основных зарубежных потребителей азиатские страны — Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония.

Добычу за счет экспорта активизировала и «дочка» СУЭК в Хабаровском крае — ОАО «Ургалуголь». Предприятие в первом квартале отправило 1,1 млн т своей продукции (рост на 2,7% к прошлогоднему уровню), в том числе 680 тыс. т — за границу. На 4% увеличило отгрузку на Дальневосточную железную дорогу ОАО «Якутуголь» (входит в «Мечел») — до 2,1 млн т. При этом 1,5 млн т пришлось на экспортные маршруты.

Сейчас морские порты региона активно работают с продукцией угольщиков Дальнего Востока и Сибири. По данным  ОАО «РЖД», погрузка только кузбасского угля в направлении терминалов ДФО выросла на треть к 2013 году. О рекордных показателях переработки угля сообщили, например, в ЗАО «Дальтрансуголь». В марте этот терминал перегрузил впервые за свою историю около 1,7 млн т. Перевалка угля в ОАО «Ванинский морской торговый порт» в том же месяце также достигла исторического максимума — 412 тыс. т. Во многом это стало возможным вследствие недавнего ввода в эксплуатацию современной перегрузочной техники, проинформировал гендиректор компании Игорь Прищепов. Рекорд поставлен и ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт». На протяжении марта стивидор впервые обрабатывал в среднем по 235 вагонов с углем в сутки. Всего в первом квартале НМТП выгрузил более 2 млн т грузов (плюс 22%), из которых почти половина пришлась на уголь.

Наращивается вывоз продукции угледобытчиков Сахалина. В страны АТР они отправили более 280 тыс. т, что в 3,3 раза больше, чем в первом квартале 2013 года. Как проинформировали в министерстве энергетики и ЖКХ Сахалинской области, на увеличение отправок повлияла благоприятная ледовая обстановка минувшей зимой — впервые за несколько лет отгрузка производилась на флот в замерзающих портах острова, таких как Шахтерск (арендуется структурами «Восточной горнорудной компании»). «Более того, после нескольких лет простоя заработал незамерзающий Невельский морской рыбный порт, через который сейчас на экспорт отгружает свой уголь ООО „Горняк-1“»,— уточнили в министерстве.

В правительстве РФ уверены, что тенденция роста угольных поставок будет сохраняться и дальше. «Учитывая меры по развитию транспортной инфраструктуры и освоению новых высокорентабельных месторождений, а также возрастающие объемы продуктов обогащения угля на внутреннем рынке, мы прогнозируем увеличение добычи к 2030 году до 480 млн т в оптимистичном варианте,— заявил глава Минэнерго Александр Новак.— В том числе в Дальневосточном федеральном округе — с 33 до 75 млн т».

Действительно, в странах АТР говорят о намерении увеличить потребление российского угля. Как сообщил руководитель департамента технических исследований японской корпорации JFE Techno-Research Нобуфуми Инада, в настоящее время угольная продукция из РФ занимает третье место в импорте в Японию после Австралии и Индонезии. Но из ежегодно ввозимых 175 млн т угля на Россию приходится менее 11 млн т, хотя есть возможности нарастить поставки с того же Сахалина за счет более дешевой логистики. «После аварии на АЭС Фукусима в стране расконсервируют ТЭЦ, работающие на твердом топливе. В связи с этим возникла потребность в увеличении поставок угля»,— пояснил Нобуфуми Инада.

Растет экспорт российского топлива и в соседний Китай. Через железнодорожный пограничный переход Гродеково—Суйфэньхэ в КНР в январе — марте отправлено 662 тыс. т угля, на 76% больше аналогичного результата прошлого года. Заработал и другой пункт пропуска — Махалино—Хуньчунь. За первый квартал через него экспортировано почти 150 тыс. т угля.

О том, что Китай все больше становится стратегическим потребителем угольной продукции из РФ, свидетельствуют в «Мечеле». В апреле компания подписала соглашение с крупнейшей в КНР сталелитейной корпорацией Baosteel Resources, которое предполагает увеличение объемов поставок до 1,2 млн т коксующегося угля в год. Оно заключено на год с возможностью последующей пролонгации. Предыдущий контракт «Мечел» выполнил в полном объеме, в рамках его осуществлены пробные поставки угля с Эльгинского месторождения в Якутии.

«Благодаря новому соглашению около 10% от объема экспорта угольной продукции группы „Мечел“ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет приходиться на долю Baosteel Resources,— комментирует гендиректор ООО «УК Мечел-Майнинг» Павел Штарк.— Соглашение свидетельствует о том, что и мы, и наши партнеры нацелены на долгосрочное сотрудничество. Кроме того, китайская сторона выразила заинтересованность в дополнительных поставках углей разных марок».

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику продаж, продолжается падение мировых цен на уголь. Рост себестоимости добычи вкупе с высокими затратами на транспортировку твердого топлива до экспортных портов, отмечает Александр Новак, уже негативно отразился на финансовых показателях крупных угледобывающих компаний России. «Даже такие крупные производители как „Кузбассразрезуголь“, „Южкузбассуголь“, „Якутуголь“ имеют значительные убытки по результатам работы в 2013 году и большие кредитные обязательства. Общий объем кредитов составляет 161 млрд руб.»,— говорит глава Минэнерго.

Действительно, цены на уголь на рынках Азии в первом квартале упали почти вдвое в связи с большим количеством сырья на рынке, сокращением производственных издержек и принятием различных мер, направленных на экономию бюджета. «Например, Glencore Xstrata снизила ставки австралийского паровичного угля на 14% для японских компаний. После внесенных корректировок цена за 1 т сырья с доставкой в апреле составила $81,8, в то время как в конце прошлого года была равна $95»,— приводит сравнительные данные Анна Шмакова из агентства Sogra.

 Ее коллега Анастасия Редько констатирует снижение стоимости и коксующегося угля. Причем контрактные цены упадут второй квартал подряд. В апреле — июне поставки кокса для черной металлургии Японии подешевеют на 16% по сравнению с январем. «Предложение угля остается профицитным, в то время как спрос не увеличивается, так что спотовые цены заметно упали»,— поясняет аналитик Sogra.

Однако в перспективе, говорят в Минэнерго, потребление должно пойти вверх. По прогнозам международных агентств, к 2030 году угольный рынок вырастет в АТР в полтора раза. «Уровень российского экспорта к тому времени увеличится на 70 млн т, при этом изменится соотношение в западном и восточном направлениях. Весь прирост придется на восточное направление, в то время как поставки на атлантический рынок не изменятся»,— предполагают в ведомстве.

 

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV