ДФОбзор. Май 2014

| НЕДРА |

Угольщики протягивают руки

В прогнозе Минэнерго дальневосточным месторождениям угля уготована солидная роль в общероссийском экспорте. Действительно, добывающие компании в жажде освоить богатейшие районы забираются далеко от инфраструктуры, после чего обращаются за помощью к государству и частным инвесторам.

Экспорт со смещенным центром тяжести

Центр тяжести в российской угледобыче смещается на Восток, такие оценки содержатся в скорректированной программе развития угольной промышленности России до 2030 года.  Согласно этому документу, подготовленному Минэнерго еще в 2012 году, а потом подвергшемуся пересмотру, к 2030 году добыча угля вырастет до 410-460 млн тонн, суммарный экспорт может составить 170-205 млн тонн. Развитие новых проектов на востоке страны (например Эльгинское месторождение «Мечела» и Элегестское ТЭПК) позволит к 2030 году удвоить экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) до 120 млн тонн. Поставки в западном направлении либо сохранятся на нынешнем уровне (84 млн тонн), либо сократятся до 60 млн тонн. «Наиболее перспективными с точки зрения наращивания производственного потенциала становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегестское, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и др. месторождения), Республика Саха (Эльгинское, Чульмаканское и др. месторождения) и Забайкальский край (Апсатское месторождение)»,— говорится в программе Минэнерго.

Однако дальневосточные проекты имеют ряд характерных сложностей, которые затрудняют их реализацию — на фоне и без того низких цен на уголь. Российским компаниям, испытывающим недостаток собственных ресурсов, приходится искать зарубежных инвесторов, среди которых особое место принадлежит основному импортеру — Китаю. Впрочем, в российском угле заинтересованы и основные конкуренты на внешних рынках — австралийцы.

 

«Мечел» в кармане

Так, «Мечел» Игоря Зюзина еще с 2012 года пытается договориться о продаже доли в ОАО «Эльгауголь» зарубежными инвесторам, но неудачно. К проблемам Эльги подключилось правительство — в апреле курирующий промышленность вице-премьер Аркадий Дворкович на правительственной встрече предложил первому заместителю премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли стать совладельцами проекта. В проекте потенциально заинтересованы китайские Baosteel и Shenhua. Кроме того, переговоры по Эльге ведутся с японскими Mitsui, Sumitomo и JBIC, а также с корейской POSCO. В 2012 году «Мечел» планировал продать около 25% Эльги за $1 млрд. Теперь компания готова предложить азиатским инвесторам 49% и оценивает долю в $2,5-3 млрд. Полученные средства «Мечел» намерен направить на сокращение своей долговой нагрузки — $9 млрд на конец апреля. При этом сама компания должна инвестировать в Эльгу $720 млн в течение года.

Освоение Эльгинского месторождения с запасами более 2,1 млрд тонн — самый дорогостоящий проект «Мечела». К 2017 году компания собирается запустить на месторождении первую очередь в 11,7 млн тонн. Общие инвестиции составят около $5 млрд, из которых осталось вложить $2,5 млрд. В настоящее время проект реализуется как силами угольщиков, так и на средства ВЭБа, который еще в 2013 году утвердил предоставление «Мечелу» проектного финансирования в объеме $2,5 млрд. Эксперты сходятся в том, что проект может быть прибыльным, однако на его реализации сказывается сложное финансовое положение угледобывающей компании.

Ключевой проблемой проекта является инфраструктура. В марте сообщалось, что «Мечел» может продать ОАО «РЖД» железнодорожную ветку Улак—Эльга за 50-70 млрд руб., чтобы погасить часть долга перед российскими банками. Однако в инвестпрограмме монополии не заложены средства на покупку участка, утверждает президент РЖД Владимир Якунин. Выкуп «Российскими железными дорогами» у «Мечела» железнодорожной ветки до Эльгинского угольного месторождения был бы принципиально правильным, но пока на это нет «финансовых ресурсов», аналогичное мнение высказал на Петербургском международном экономическом форуме Аркадий Дворкович.

«Ростех» глобалит

Еще один потенциально крупнейший угледобывающий проект так и не могут запустить в Амурской области. Речь идет об Гербикано-Огоджинском угленосном районе. По прогнозам, общие запасы Гербикано-Огоджинского угленосного района составляют 14,6 млрд тонн. Еще в 2010 году интерес к разработке Огоджи проявила китайская Shenhua. С российской стороны участником реализации проекта определено ОАО «Российская топливная компания» (Ростоппром, 72,75% капитала принадлежит РФ). В конце 2011 года партнеры создали СП «Огоджинская энергетическая компания». Однако Ростоппром обанкротился в прошлом году, а месторождение до сих пор остается в нераспределенном фонде. Ранее в СМИ появилась информация о том, что конкурс на право пользования участками недр в районе Огоджи может быть проведен в начале 2014 года.

В начале мая в Москве губернатор Амурской области Олег Кожемяко и генеральный директор ООО «РТ — Глобальные ресурсы», структуры Ростеха, Андрей Коробов подписали соглашение о комплексном освоении Гербикано-Огоджинского угленосного района. «Заключение подобных соглашений, сказал губернатор, существенно приближает осуществление глобального плана создания на территории Амурской области горно-металлургического кластера со всеми вытекающими из этого проекта выгодными последствиями для социально-экономической сферы региона»,— цитировала пресс-служба губернатора. Однако сам «Ростех» предпочел не комментировать этот проект.

Советник губернатора Амурской области Анатолий Пак отмечает, что «в силу разных причин» конкурс на указанное месторождение не состоялся в том числе из-за банкротства Ростоппрома. «Учитывая необходимый объем инвестиций и ресурсов, в том числе административных, я не вижу ни одной российской компании, способной освоить данные участки недр, кроме Ростеха»,— считает Анатолий Пак. По его словам, данный проект не предполагает прямого финансового участия области в его освоении или строительстве инфраструктуры. «У нас есть механизмы предоставления различных льгот, в том числе по налогу на прибыль. После получения лицензии оператор Огоджинского проекта также может претендовать на данные льготы, которые частично компенсируют его затраты. Есть федеральные целевые программы, в которые можно включить строительство инфраструктуры. Уверен, что владелец лицензии найдет поддержку в лице регионального правительства»,— заявил Анатолий Пак.

По его словам, основной сложностью помимо горно-геологических условий является инфраструктура. Данную проблему победителю аукциона придется решать сообща, совместно с компанией Petropavlovsk, которая намерена запустить Гаринское железорудное месторождение и создать горно-металлургический кластер, а также при поддержке областного правительства, подчеркивает Анатолий Пак. Проекту Petropavlovsk, как и Огодже, нужна железнодорожная ветка, строительство и эксплуатацию которой может взять на себя РЖД — после выделения соответствующего финансирования в рамках существующих федеральных целевых программ. Проект освоения Гербикано-Огоджинского угленосного района потребует инвестиции в размере не менее $4 млрд, ссылается господин Пак на экспертные оценки. Отметим, для связи Огоджи с Транссибом необходимо проложить в тайге 147 км железнодорожных путей, а также решить вопрос с энергетической инфраструктурой.

 

Чукотские тигры

Наконец, «полюсом недоступности» для угольщиков является Чукотка, где австралийская  Tigers Realm Coal Limited (TIG) упорно пытается спасти свои добывающие проекты, чья общая стоимость превышает $2,2 млрд.  TIG с 2012 года занимается разработкой месторождения Амаам Беринговского угольного бассейна на Чукотке. Добычу планировалось начать в 2017 году, а весь уголь отправлять на экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион. В начале 2013 года, однако, стало известно, что компания нуждается в сторонних капиталовложениях.

В конце прошлого года стало известно, что РФПИ и инвестфонд BVPEF войдут в капитал австралийской угольной компании. BVPEF через BV Mining Holding Ltd намеревался вложить $33 млн в обмен на 24,4% акций TIG, РФПИ — 11% TIG за $14,9 млн. Весной Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявил о закрытии сделки. Как следует из сообщения самой TIG, 31 марта доля одного из владельцев компании, Tigers Realm Minerals Pty Ltd, уменьшилась с 22,86% до 13,84%. В результате допэмиссии доля других владельцев компании, объединенных в Tigers Realm Group, уменьшилась с 31,3% до 19,37%. В декабре компания сообщала, что из 62 млн австралийских долларов привлеченных в проект инвестиций 16 млн австралийских долларов составят средства РФПИ. «По мере развития проекта мы не исключаем возможность дополнительного привлечения инвестиций, но на данном этапе, пока готовится ТЭО, об этом говорить преждевременно»,— отмечают в РФПИ. Представитель фонда, впрочем, отметил, что сроки реализации проекта не изменились.

Полученные средства пойдут на завершение банковского ТЭО, разработку месторождения Фандюшкинское поле (часть Северного Амаама), а также продолжение разведки на Амааме. Первые продажи угля TIG планирует начать зимой 2016 года за счет Фандюшкинского проекта, экспортироваться уголь будет через порт Беринговский. Добычу на Амааме планируется начать в 2017 году, когда должен быть построен глубоководный порт. Проектная мощность Фандюшкинского составит до 1,5 млн тонн угля в год, Амаама — 10 млн тонн угля и 5-6 млн тонн концентрата.

В конце февраля губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин провел встречу с главным управляющим австралийской компании Tigers Realm Coal Limited (TIG) Крэйгом Пэри и старшим вице-президентом Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Денисом Винокуровым. На встрече Крэйг Пэри заявил, что результаты разведочных работ оказались обнадеживающими. «Думаем, что мы немного ошиблись с первоначальными данными и планируем добывать как минимум 2 млн тонн коксующегося угля в год вместо ранее заявленного миллиона. Более точно можно сказать после завершения геологоразведочных работ»,— заявил Крэйг Пэри. Губернатор, в свою очередь, отметил, что в правительстве округа считают верным решение TIG разрабатывать Амаам в несколько этапов, знают «все тонкости поставленных задач, все нюансы» и всячески будут помогать австралийским инвесторам.

Вадим Пасмурцев




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV