Второе открытие БАМа
Изменения, которые происходят сегодня на Восточном полигоне ОАО «РЖД», можно сравнить с открытием Шелкового пути, связавшего Европу и Азию. За последний десяток лет значительно укрепились международные экономические отношения между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что привело к серьезному росту объемов экспорта и импорта. О перспективе налаживания новых связей с азиатскими партнерами, итогом чего станут стремительные изменения в экономической, социальной географии Востока России, можно судить по возрастающим потокам грузов по направлению к дальневосточным портам, по изменению номенклатуры этих грузов. Масштабная программа модернизации Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, строительство которой началось сорок лет назад, должна обеспечить России достойное место в транспортной и торговой сети стран АТР, уверены в РЖД.
Россия совершает восточный разворот
По данным РЖД, с 2003 года нагрузка на сеть железных дорог на Востоке России увеличилась почти в два раза, с 340 млрд до 570 млрд тонно-километров в год. Грузооборот на БАМе в границах Дальневосточной железной дороги (то есть в Тындинском и Комсомольском территориальных управлениях) увеличился почти в два раза и составил свыше 47,7 млрд тонно-километров. И он продолжает расти. Причиной тому стал глобальный «восточный разворот» экспортно-импортных потоков России, началу которого мы все являемся свидетелями. Развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского реги она и взятый государством курс на экспортно-ориентированное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона будут и в дальнейшем формировать основную повестку транспортного развития Востока России.
Рост грузопотока в направлении дальневосточных портов и погранпереходов требует немалых вложений в железнодорожную инфраструктуру, при том что возможности Транссибирской магистрали, построенной более 100 лет назад, почти исчерпаны. Поэтому развитие Байкало-Амурской магистрали как «второго Транссиба» приобретает общегосударственное значение. Благодаря обеспеченному БАМом железнодорожному выходу к портам Тихоокеанского побережья (Ванино, Советская Гавань) сокращается дальность перевозок грузов, по сравнению с Транссибом — на 466 км. Учитывая данное преимущество, на основе Байкало-Амурской магистрали появилась реальная перспектива создания трансконтинентального «моста» Азия—Европа. План модернизации Восточного полигона в перспективе ставит задачу разделить функции БАМа и Транссиба. По БАМу в основном будут перевозиться сырьевые грузы, а по Транссибу те, что требуют большей скорости, — пассажирские поезда, контейнеры, рефсекции, сельхозпродукция.
• Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:
— Развитие зоны БАМа — один из приоритетов ОАО «РЖД». Эта тема давно и активно продвигается компанией в государственных структурах и бизнес-сообществе, наши инициативы поддерживают в федеральном депутатском корпусе. Необходимы конкретные поступательные действия в развитии как самой магистрали, так и прилегающих территорий. И если в 90-е годы прошлого века проблемой БАМа была его недозагруженность, то сейчас магистраль все чаще становится «узким местом» на пути продвижения грузов. Перспективы развития грузоперевозок в Восточном полигоне страны предполагают более интенсивные темпы роста, чем в целом по сети железных дорог, в особенности — в полигоне тяготения Байкало-Амурской магистрали. Так, если общий рост грузооборота железнодорожного транспорта прогнозируется к 2020 году на уровне около 40%, то на БАМе предполагается его увеличение более чем в 2,5 раза. Поэтому для обеспечения пропуска такого грузопотока потребуется строительство дополнительной железнодорожной инфраструктуры. Важно отметить, что этот регион в силу сложившихся природно-географических и экономических условий на протяжении многих десятилетий развивался при активном участии и финансовой поддержке государства.
Проходя по малоосвоенным районам, магистраль связывает богатые природными ресурсами районы Дальнего Востока с промышленными центрами страны. В районах тяготения БАМа открыто множество уникальных источников минерального сырья: цветные и редкие металлы, железные полиметаллические руды, уголь, никель, слюда, асбест, различные строительные материалы. БАМ создает необходимые условия для развития энергетического хозяйства. Получат развитие такие объекты как Мокская ГЭС, Удоканская ГРЭС, Ниманский гидроэнергетический каскад, которые ранее считались малоперспективными из-за удаленности от промышленных баз и отсутствия потенциального спроса на вырабатываемую энергию.
Открытие стабильного круглогодичного сообщения по БАМу серьезно изменит экономическое районирование Востока России. В будущем здесь возможно появление крупных территориально-промышленных комплексов и транспортных узлов. Это Южно-Якутский ТПК, специализирующийся на развитии угольной, железорудной и горно-химической промышленности; Верхне-Ленский ТПК, который предусматривает развитие лесной, перерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; Северобайкальский ТПК, где может быть запущено крупнейшее в стране производство асбеста, глиноземного и калийного сырья, цветных металлов; Мамско-Бодайбинский ТПК — здесь предполагается создание крупного центра горнорудной промышленности; Удоканский промышленный узел — на базе крупнейшего в стране медно-рудного месторождения; Тындинский промышленный узел — он может стать крупным транспортно-распределительным центром для предприятий лесной отрасли; Верхне-Зейский промышленный узел — на базе переработки древесины и добычи угля.
Стройки нового века
За минувшие десять лет, начиная с 2003 года, ОАО «РЖД» уже вложило порядка 37 млрд руб. в развитие Байкало-Амурской магистрали. В результате запущен 30-километровый участок железнодорожной линии Известковая—Чегдомын в обход зоны затопления водохранилища Бурейской ГЭС; модернизированы сети технологической связи на участках Тында—Бамовская и Тында—Хани; построена волоконно-оптическая линия связи на участке Тында—Беркакит—Нерюнгри; реконструированы мосты на участках Хани—Тында—Ургал и Тында—Нерюнгри; модернизировано свыше 305 км железнодорожного пути. Кроме того, около 292 млн руб. вложено в строительство технологического жилья, построены жилые дома на станциях Тырма, Известковая, Февральск, Юктали, Верхнезейск, Горин, Чильчи.
Особое значение для развития Северного широтного хода имеет реконструкция железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля. Это одно из важнейших мероприятий по развитию Восточного БАМа, рассчитанное до 2016 года. В результате уже проведенных работ по реконструкции участка Оунэ—Высокогорная и строительству нового Кузнецовского тоннеля (запущен в декабре 2012 года) грузооборот на подходах к Ванинско-Советскогаванскому узлу, где дорога работает в зоне высоких технологических нагрузок, вырос в 1,7 раза против уровня 2008 года. На железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань удалось добиться беспрецедентного роста перевозок — почти в три раза, с 8,1 млн т в 2008 году до 22,2 млн т в 2013 году.
Эксплуатационные расходы за первый год эксплуатации нового участка Оунэ—Высокогорная с вновь построенным Кузнецовским тоннелем снизились на 356 млн руб. В том числе за счет экономии дизтоплива — на 85 млн руб., высвобождения локомотивов — на 117 млн руб., локомотивных бригад — на 18 млн руб. В 2016 году, после полной реализации проекта и строительства новых разъездов, провозная способность участка Комсомольск-на-Амуре—Советская Гавань составит 32,6 млн т.
• Михаил Заиченко, начальник Дальневосточной железной дороги:
— Прогрессирующий рост перевозок на полигоне железной дороги требует создания опережающих инфраструктурных заделов грузонапряженных направлений. Принятые в последнее время решения президента Российской Федерации, правительства о необходимости модернизации Байкало-Амурской магистрали ставят перед нами приоритетные задачи прежде всего по реализации запланированных проектов и максимально эффективного использования финансовых средств. Особенно это значимо для железнодорожников Дальневосточной магистрали в год 40-летия начала строительства БАМа.
Добавим, что на заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, состоявшемся 2 апреля 2013 года в Якутске под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева, было принято решение о выделении в 2013 — 2017 годах из федерального бюджета не менее 260 млрд рублей на проекты по развитию Транссиба и БАМа.
С 2014 по 2016 годы инвестпрограммой ОАО «РЖД» запланированы вложения в развитие БАМа в объеме порядка 84 млрд руб. Они пойдут на реконструкцию восьми станций, строительство 29 разъездов, строительство вторых путей на шести перегонах, строительство автоблокировки и диспетчерской централизации на 662,4 км железной дороги, на реконструкцию 25 объектов искусственных сооружений и модернизацию 14 объектов железнодорожного пути.
В соответствии с консервативным вариантом Генеральной схемы развития сети железных дорог на период до 2020 года, грузопоток на Восточном полигоне к 2020 году достигнет 155 млн т в год. Общий прирост грузов планируется в размере 55 млн т к уровню 2012 года. При этом 45 млн т из приращенного объема пойдут в порты и погранпереходы Дальнего Востока. Чтобы справиться с резко возросшей нагрузкой на Дальневосточную магистраль, необходимо 562 млрд руб. инвестиций, подсчитали в РЖД. Из этого объема компания предполагает проинвестировать 302 млрд руб., в том числе 40 млрд рублей на развитие восточной части БАМа для перевозки угля с Эльгинского месторождения.
Оставшиеся суммы вложит государство, также дорога рассчитывает на частных инвесторов. В соответствии с решениями Президента РФ Владимира Путина и Правительства России государственная поддержка проектов развития Восточного полигона составит 260,2 млрд руб. Всего на полигоне Дальневосточной железной дороги планируется: строительство 34 станций и разъездов, реконструкция 38 существующих станций, строительство пяти вторых путей на перегонах и двух двухпутных вставок, оборудование трех участков автоблокировкой и диспетчерской централизацией, реконструкция станций железнодорожного участка длиной 121 км, реконструкция железнодорожной инфраструктуры одного погранперехода.
В результате пропускная способность на участке Хани—Тында вырастет до 33,8 млн т в год; на участке Штурм—Тында до 31 млн т в год; на участке Тында—Новый Ургал до 23 млн т в год; на участке Новый Ургал—Комсомольск до 33 млн т в год; на участке Волочаевка II—Комсомольск до 28 млн т в год; на участке Комсомольск—Советская Гавань до 35,6 млн т в год.
В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в границах БАМа планируется строительство железнодорожной линии на участке Шимановская—Февральск протяженностью 289 км и объемом финансирования 23,2 млрд руб. Проект предназначен для освоения Гаринского железорудного месторождения. В рамках освоения Эльгинского месторождения каменного угля будет построена железнодорожная линия Улак—Эльга протяженностью 313 км и объемом финансирования 32,4 млрд руб. Кроме того, предполагается строительство железнодорожной линии на участке Хани—Олекминск протяженностью 450 км и объемом финансирования 45 млрд руб. Данные проекты будут реализованы за счет федерального бюджета и средств частных инвесторов.