ДФО Обзор. Декабрь 2016

| Транспорт |

Частно-государственная конкуренция

Уходящий год в транспортной отрасли запомнится банкротством крупнейших предприятий. При этом, если в пассажирских перевозках продолжился процесс развала муниципальных организаций на фоне проигранной частникам конкуренции, то в грузовых уже частная компания не устояла перед госсектором. При всей разности приведших к банкротству причин пострадавших перевозчиков роднят не только размеры, — ситуация развивалась длительный период при сомнительной роли регуляторов, управленческих структур. Чиновники и перевозчики полагают, что проблемные последствия могут возникнуть только в пассажирском сегменте.

Муниципалы освобождают маршруты

В конце октября Арбитражный суд Хабаровского края признал МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» Комсомольска-на-Амуре банкротом по иску ФНС из-за задолженности в 21,37 млн руб. Процедура наблюдения введена на полгода, рассмотрение отчета арбитражного управляющего намечено на 20 марта 2017 года.

По совпадению, произошло это в день, когда 50 работников предприятия объявили сидячую забастовку в связи с двухмесячной задержкой зарплаты. По словам представителя мэрии Комсомольска-на-Амуре Ивана Лаврентьева, проблемы предприятия обострились в конце прошлого года на фоне падения выручки и роста расходов на ГСМ, коммунальные и зарплатные платежи. По данным администрации, долги МУП приблизились к 50 млн руб., большая часть которых — перед ФНС, поставщиками и коммунальщиками. В мэрии рассчитывают, что процедура банкротства поможет их погасить.

МУП «ПАТП № 1», согласно базе «СПАРК-Интерфакс», создано в мае 1994 года. Чистый убыток перевозчика в 2015 году составил 15,64 млн руб. По данным за 2014 год, парк перевозчика состоял из 129 автобусов. На данный момент за предприятием значится 16 внутренних маршрутов Комсомольска-на-Амуре. Еще два года назад МУП делило пассажирские перевозки города с коммерческими конкурентами «пятьдесят на пятьдесят», рассказали в администрации. Но перевозчик постепенно уступил центр города и был незаменим только на дальних маршрутах, связывающих центр с микрорайонами окраин. Таких в маршрутной карте пять, и в транспортном отделе горадминистрации надеются, что эти линии останутся за МУП и после прохождения процедуры банкротства. 

Счета предприятия арестованы. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении директора ПАТП-1 Евгения Танаги за незаконное начисление и выплату премий на сумму около 750 тыс. руб. Основной части работников до 9 января 2017 года зарплата сокращена до двух третей с формулировкой «простой по вине работодателя».

В мэрии отмечают, что ни акция работников ПАТП-1, ни сам факт банкротства не сказались на городских пассажирских перевозках, поскольку горожанам «по большому счету все равно, в чьей собственности транспорт». Коммерческие перевозчики разделяют оптимизм властей относительно перспектив транспортной системы города. Как сказал один из предпринимателей, «население ухода муниципалов уже не заметит, а их парк пригодится другим».
Вместе с тем, в администрации Комсомольска-на-Амуре признают, что финансовые проблемы испытывает и второй муниципальный перевозчик МУП «Трамвайное управление», на погашение долгов которого перед энергетиками из бюджета было выделено 9 млн руб. Транш смягчил остроту ситуации, но не разрешил ее, и власти города пока решения не видят. 

Тем временем банкротные процессы в муниципальном транспорте получили продолжение и развитие в Хабаровске. Еще в конце прошлого года МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» (ХТТУ) и «Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (ХПАТП-1) подали на банкротство из-за финансовых проблем. Как заявляли в мэрии, после введения с 1 ноября прошлого года денежных компенсаций за проезд вместо единых социальных проездных только за месяц МУПы потеряли порядка 16-17% доходов по ХПАТП-1 и 26-27% по ХТТУ. Себестоимость перевозки льготников, говорили в МУПах, в два раза выше сумм субсидий. Из краевой казны выделялось около 900 млн руб. субсидий в год, но в транспортных предприятиях настаивали, что объем выпадающих доходов за 2015 год у ХПАТП-1 — 909,3 млн руб., ХТТУ — 579 млн руб. Кредиторская задолженность МУПов на 1 января нынешнего года составляла 377 млн руб., в том числе около 301,5 млн руб. — по налогам и сборам. Чтобы вывести МУПы на окупаемость, цену проезда необходимо было поднять в 2,5 раза — до 50 руб. В течение нынешнего года не раз заходила речь о новом тарифе, в итоге транспортникам установили верхнюю планку в 30 руб. в вечернее время.

В середине ноября конкурсный управляющий МУП ХТТУ Владимир Игнатов представил оценку инвентаризации имущества должника. На 1 августа 2016 года, по его оценке, на балансе предприятия значилось 783,76 млн руб. основных средств и 17,12 млн руб. товарно-материальных ценностей. Инвентаризация дебиторской задолженности по состоянию на 11 октября выявила долги перед МУП в размере 3,8 млн руб., на расчетном счете организации на ту же дату числилось 468,7 тыс. руб. Претензии кредиторов на конец октября, когда прошло последнее их собрание, оценивались в 215,1 млн руб. Ближайшее заседание по банкротному делу в отношении МУП ХТТУ назначено на 18 января 2017 года. 

МУП ХПАТП-1 в 2015 году увеличило чистый убыток к предыдущему году на 22,8% — до 159 млн руб. Как следует из отчета предприятия, объем продаж остался на прежнем уровне — порядка 880 млн руб., прибыль с продаж составила 180,6 млн руб. 27 июля на предприятии введена процедура конкурсного производства. В середине августа весь персонал  — 1,23 тыс. человек — получил уведомления о сокращении.

На муниципальные предприятия приходится порядка 40% пассажирских перевозок города при наличии на рынке 86 предприятий. Глава транспортного управления мэрии Сергей Суковатый высказывал планы «очищения» МУПов через банкротство и акционирование. Но представители частных перевозчиков еще в период начала банкротства МУПов предполагали, что мэрия попытается чинить препоны конкурентам-частникам. И оказались правы, поскольку летом транспортное управление озвучило планы реформирования общественного транспорта, основанные на оптимизации маршрутов и их числа. Также мэрия провела конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки по городским маршрутам, итоги которого неоднократно обжаловались во всех инстанциях, причем как проигравшими, так и победившими участниками. В результате УФАС настаивает на том, что ряд победителей тендера не выполнили условия, и рынку уже в будущем году грозит очередной передел. Муниципальные власти уже в декабре обратились к антимонопольщикам с просьбой дать перевозчикам дополнительный срок на исправление недочетов.

Первый частник сошел с рельсов

В секторе грузоперевозок в уходящем году подошел к логическому завершению еще один длительный процесс — потеря позиций одной из самых первых в России частных железнодорожных грузовых компаний АО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ). В середине декабря стало известно о намерении ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) вступить в дело о банкротстве группы. При подаче заявления в Арбитражный суд Хабаровского края «Магнитка» указала, что выступает в качестве правопреемника одного из кредиторов ООО «УК РФЦ-Капитал». Сумма претензий пока не уточняется. Рассмотрение заявления назначено на 9 января 2017 года. Временное наблюдение в ДВТГ вводилось еще в марте 2011 года, но процедура дважды прекращалась, поскольку стороны достигали мировых соглашений. Однако соглашения эти были оспорены в судах, и банкротный процесс возобновился. Чуть ранее, в августе, было введено конкурсное производство в ООО «Дальнефтетранс», с которого начиналась группа ДВТГ. 

По данным Kartoteka.ru, 50% ООО «Дальнефтетранс» принадлежит самому обществу, еще 50% — московскому ООО «Элсинапром» Евгении Павловой. Компания создана в 2000 году. ООО обеспечивало доставку сырья на принадлежащий «Роснефти» Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод. На первом этапе перевозчик располагал тысячей цистерн, 800 из которых взял в аренду у ОАО «РЖД». В 2003 году вокруг компании образована «Дальневосточная транспортная группа». ДВТГ открыла филиалы и представительства в Казахстане, Китае, Узбекистане, Южной Корее, Великобритании, занимается перевозкой нефтепродуктов, леса, угля, глинозема, контейнеров. В 2006 году приобрела 88,9% акций ОАО «Находкинский морской рыбный порт», в 2007-м построила грузовой терминал Забайкальск-Маньчжурия на границе с КНР. Объем грузоперевозок в 2008 году достиг 26,2 млн т, но вскоре последовало вызванное кризисом сокращение контейнерных грузоперевозок. В 2009 году SPV-структура холдинга ООО «ДВТГ-Финанс» допустила дефолты в расчетах с держателями облигаций. На данный момент по трехлетним облигациям на 1 млрд руб. все выплаты просрочены, по пятилетним на 5 млрд руб. с июля 2013 года просрочены оферта и купоны.

Основным кредитором «Дальнефтетранса» является ВТБ, сумма претензий которого после корректировки Шестым арбитражным апелляционным судом составила 1 млрд 402 млн руб. Завершающая банкротная процедура продлится до 22 февраля 2017 года. Как сообщил „Ъ“ конкурсный управляющий Дмитрий Бичуцкий, сумма долгов компании оценивалась в 3,12 млрд руб., «но может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, поскольку часть требований еще обжалуется». Рассмотрение его отчета запланировано на 20 февраля. 

В собственности «Дальнефтетранса», согласно данным сайта ДВТГ, — более 6 тыс. цистерн для транспортировки светлых и вязких нефтепродуктов и мобильная промыво-пропарочная станция на станции Хабаровск-2, обслуживаемая собственным локомотивом. По балансу на 1 января имущество компании стоит примерно 1 млрд руб.

Процедура наблюдения в «Дальнефтетрансе» вводилась в 2010 году — по обращению самой компании. Но два года спустя последовало мировое соглашение с кредиторами, по которому должник обязался полностью погасить задолженность в 5,1 млрд руб. ежемесячными платежами к 2022 году. 16 августа 2013 года суд прекратил производство по делу, компания показывала стабильную чистую прибыль по РСБУ. Однако в прошлом году «Дальнефтетранс» просрочил долговые выплаты, и в марте 2016 года процедура наблюдения была возобновлена.

«ДВТГ была крупнейшим транспортировщиком нефти „Роснефти“ в Китай. С запуском нефтепровода Сковородино—Мохэ (ответвление ВСТО, введено в 2011 году) это направление для группы постепенно сошло на нет»,— отмечает источник „Ъ“ в железнодорожной отрасли. Снижение объемов перевозок ДВТГ произошло и в других сегментах, например, в 2014 году на бизнес группы отрицательно повлиял запрет Ространснадзора на перевозку крупнотоннажных контейнеров в полувагонах — компания располагала большим их парком. До этого оператор формировал на станции Рыбники, к которой примыкает Находкинский морской рыбный порт, маршрутные контейнерные поезда по нескольким направлениям. Решающим же фактором ухудшения операционных показателей «Дальнефтетранса», по словам эксперта, послужило сокращение перевозок в адрес Комсомольского НПЗ. Созданная в 2002 году «дочка» «НК Роснефть» ЗАО «РН-Транс» к 2010 году замкнула на себя перевозку продукции завода. Эксперт полагает, что ситуация никаких потрясений на рынке уже не вызовет. 

ЭРНЕСТ ФИЛИППОВСКИЙ




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV