ДФО Обзор. Декабрь 2016

| |

Факторинг как альтернатива стандартному кредиту

Сегодня бизнес как никогда требует своевременного пополнения оборотных средств, оперативного финансирования и лояльных схем взаимодействия с партнерами. Факторинг призван решать обозначенные задачи компаний. О том, что такое факторинг и как дебиторская задолженность быстро превращается в «живые деньги», в интервью для журнала «ДФО Обзор» рассказал Сергей Румянцев, заместитель управляющего Дальневосточного филиала ПАО «Промсвязьбанк».

— Сергей, расскажите, что такое факторинг и как этот банковский продукт работает?

— Факторинг — это своего рода альтернатива кредиту, когда ты точно знаешь, что заказчик оплатит через несколько недель, а твоему бизнесу средства нужны уже сегодня. Банки или факторинговые компании предоставят вам деньги сразу же после продажи товара (тогда как покупатель еще не расплатился). Взамен выданных средств банк получает право требования дебиторской задолженности. Банк также отправит вам отчет о состоянии общей задолженности клиента. А если ваши продажи будут расти, увеличит сумму финансирования. Еще один плюс — факторы (то есть банки или факторинговые компании) не требуют залога, но делят с вами риски. Существует два основных вида факторинга — без права регресса и с правом регресса.

Представим себе, что компания закупает сырье или комплектующие в Китае, хотя это может быть и российский поставщик. Оплачивает — тратит фактически последнее со счета. Позволить себе кредит она не может, так как нет обеспечения. Ждет поставки около месяца. Производит товар за неделю, поставляет его в торговую сеть и 90 дней ждет оплаты. Получается, что оборачиваются средства примерно за 4 месяца, т.е. за год можно выпустить и продать три партии товара. Если передать сделку на факторинг, то сразу после отгрузки продукции для торговой сети можно получить деньги и оплатить поставку следующего сырья. При такой схеме производитель может реализовать  раза в два больше продукции, 8 - 10 партий в год. И партнер нередко предоставляет скидки от объема. Выгодно получается.

— Чем активнее пользуются в крае — факторингом с правом регресса или без права регресса? Когда лучше использовать факторинг без права регресса, а когда с правом регресса?

— Традиционно наиболее популярным видом факторинга является факторинг с регрессом, ввиду того, что, во-первых, данный вид факторинга значительно дешевле факторинга без регресса, и, во-вторых, процент финансирования от уступленного требования значительно выше (до 95%). При использовании факторинга с правом регресса риск непоступления денег от покупателя лежит на поставщике. Его используют поставщики, которые доверяют покупателю и уже имеют долгую положительную историю. Понимая, что покупатель оплатит поставку, компании выбирают данный вид факторинга исключительно для пополнения оборотных средств.  

Если же вы используете факторинг без права регресса, банк полностью принимает на себя риск неоплаты поставки покупателем. Поставщики могут спокойно отгружать товары, оказывать услуги, в том числе даже незнакомым контрагентам, так как сделка защищена банком. 

— Сергей, а как работает экспортный факторинг и чем он отличается от стандартного? Насколько он востребован на Дальнем Востоке?

— Принципиальная разница заключается в том, что в схеме экспортного факторинга поставщик и покупатель являются резидентами разных государств. Сам продукт уникален — его предлагают не так много банков и факторинговых компаний в России. Продукт востребован на Дальнем Востоке, ведь это очень удобный и часто незаменимый инструмент для тех компаний, которые работают с иностранными контрагентами. К примеру, при финансировании сделок между российской и китайской сторонами.

Работать на рынке международного факторинга достаточно сложно, здесь очень важно хорошо знать все тонкости валютного регулирования и валютного контроля в разных странах.  Потому спектр услуг в данном направлении предоставляют лишь крупные игроки, в число которых входит и Промсвязьбанк. В ноябре 2016 года Промсвязьбанк вновь признан лучшим банком в России в сегменте международного факторинга. Международная факторинговая ассоциация FCI (Factors Chain International) опубликовала итоги ежегодного мирового рэнкинга Factor of the Year Awards 2015.

— Если говорить о потенциальном клиенте факторинговой компании, то что можно назвать «входным билетом» для пользования услугой? Какие требования предъявляет фактор к клиенту? Вы оцениваете обороты компании или что-то еще?

— Такого понятия, как «входной билет», для желающих воспользоваться факторингом у нас нет. Наши базовые требования к клиенту очень просты. Первое — это должен быть легальный, т.е. полностью соответствующий законодательству РФ, бизнес. Второе — прозрачные («белые») безналичные расчеты с контрагентами без каких-либо теневых схем, векселей, бартера и т.д. Третье — отсрочка платежа с дебитором в пределах 180 дней. И наконец, финансовая устойчивость и положительная платежная дисциплина дебитора, его согласие работать по схеме факторинга. 

 

ПАО «Промсвязьбанк» Генеральная лицензия Банка России №3251





Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV