«РусГидро» подогревает инвестклимат
Холдинг «РусГидро» к 2016 году должен завершить строительство четырех новых генерирующих мощностей для Дальнего Востока. В 2012 году федеральный бюджет выделил на эти средства 50 миллиардов рублей, еще около
6 миллиардов собственных средств привлекла энергокомпания. для полной замены 2,7 ГВт устаревших мощностей и создания задела в 1 ГВт к 2025 году потребуется свыше 440 миллиардов. В «РусГидро» и подконтрольной ей РАО «Энергетические системы Востока» надеются, что правительство прислушается к предложениям энергетиков и внедрит более совершенные механизмы возврата инвестиций. Тогда вкладываться в новую генерацию на Дальнем Востоке станет не только социально значимым, но и прибыльным делом.
Выпадающая мощность
К 2025 году Дальнему Востоку понадобится около 4,1 ГВт новой электрической генерации для поддержания работоспособности энергосистемы, из них 2,7 ГВт нужно для замещения старых мощностей. Для обеспечения необходимой энергоинфраструктурой зон ускоренного роста понадобится еще 4,4 ГВт новых мощностей. Как подсчитали в компании, только на первоочередные стройки потребуется не менее 440 млрд руб. инвестиций. Полностью покрыть эти суммы государственный бюджет не готов. О том, чтобы поднять и без того высокие тарифы для потребителей, оплачивая новые станции из их кармана, тоже речи не идет.
Тарифной выручки ОАО «РАО Энергетические системы Востока», которая входит в группу «РусГидро» и является ключевым оператором-эксплуатантом дальневосточной энергетики, хватает едва-едва на поддержание текущей деятельности. Основной акционер также не может полностью субсидировать новые стройки, поскольку выполняет собственную программу по модернизации и строительству новых ГЭС по всей России. Но вводить новые энергообъекты надо.
Угрожающие цифры содержатся в исследовании дальневосточного полпредства, проведенного еще летом 2013 года: физический износ электростанций составляет 61,3%, электрических сетей — 63,7%, электрических подстанций — 74%. Срочная замена нужна более чем 80% сетевого хозяйства.
В 2012 году российское правительство решило выделить средства для строительства новых станций на самых проблемных участках дальневосточной энергосистемы. После долгих кабинетных баталий 50 млрд руб. целевых бюджетных средств были переданы «РусГидро» в рамках докапитализации компании. Соответствующий указ подписал в конце ноября 2012 года Владимир Путин. На эти деньги будет построено четыре новых объекта — ТЭЦ в Советской Гавани вместо старой Майской ГРЭС, Якутская ГРЭС-2 (1-я очередь) на смену устаревшей Якутской ГРЭС, 2-я очередь единственной в городе Благовещенской ТЭЦ и новая Сахалинская ГРЭС-2 (1-я очередь).
Расходные обязательства
Однако на момент выделения средств ни проектной документации по новым объектам, ни соответствующих территориально-планировочных, градостроительных решений не было. Сроки исполнения задачи сжатые — к 2016 году нужно ввести в строй крупные энергетические объекты совокупной электрической мощностью 543 МВт и тепловой мощностью 872 Гкал/ч. В то же время, на момент принятия государством решения о докапитализации «РусГидро» на 50 млрд руб., стоимость строительства четырех новых станций даже по самым оптимистичным оценкам составляла свыше 63 млрд руб. Поэтому изначально предполагалось использование дополнительных источников финансирования: это прежде всего проценты от размещения 50 миллиардов бюджетных средств на специальном депозите в Сбербанке, а также собственные средства «РусГидро» и «РАО ЭС Востока».
В течение 2013 года было завершено проектирование станций, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. К весне 2014 года холдинг был готов к проведению тендеров на выбор генподрядчиков по строительству. Однако в марте глава Счетной палаты Татьяна Голикова на совещании в правительстве заявила, что «РусГидро» не использовало выделенные еще в 2012 году бюджетные 50 млрд руб. По заявлению главы Счетной палаты, с этих средств, которые холдинг положил на депозит в Сбербанке, «РусГидро» уже получило прибыль по процентам в размере 3,5 млрд руб. Вице-премьер Аркадий Дворкович однако отметил: это позволило сохранить и без того скудные средства федерального бюджета, пока шли проектные и оценочные работы. В свою очередь, и в «РусГидро» объяснили: бюджетные средства остались в неприкосновенности, дополнительные миллиарды, набежавшие по процентам, тоже целиком пойдут на дальневосточные стройки. На тот момент компания уже израсходовала около 3 млрд руб. собственных средств на разработку проектно-сметной документации, отвод земельных участков и иные работы, в целом по данным контрактам запланированы расходы в 5,8 млрд руб.
Более того, без согласований со стороны госорганов, экспертного сообщества и того же Сбербанка потратить целевые средства невозможно. А в Счетной палате были прекрасно осведомлены, что деньги будут размещены в банке. Чтобы обеспечить контроль над использованием бюджетных средств, Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, ОАО «Сбербанк России» и ОАО «РусГидро» еще в декабре 2012 года подписали четырехстороннее соглашение. Согласно этому документу, расход любых сумм из упомянутых 50 млрд руб. возможен только после прохождения длительной цепочки проверок и согласований. Каждый проект должен быть передан на госэкспертизу и независимый аудит, обсуждение проектов и результатов их независимого аудита проходит на площадке Научно-технического совета Единой энергетической системы («НТС ЕЭС»), после этого требуется получить официальное разрешение у Минэнерго РФ, чтобы перечислить генподрядчику строительства и подрядчикам по поставкам оборудования необходимые суммы. Причем перечисляются они не единым переводом, а несколькими целевыми траншами, каждый из которых тщательно отслеживается. Следить за тем, как расходуются эти средства, должен и Сбербанк, и Счетная палата.
Поскольку все работы, включая проектные, пришлось вести с нуля, и каждый этап обставлен всевозможными согласованиями и экспертизами, на разработку документов ушло около года. К тому же строительство Якутской ГРЭС-2 планировалось на участке, относящемся к лесному фонду, а Сахалинской ГРЭС-2 — частично на землях сельхозназначения, частично — лесного фонда. А «Схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики на период до 2030 года», которая позволила перевести их в категорию земель промышленного назначения, необходимого для строительства, правительство утвердило только в ноябре прошлого года. Это также затянуло процесс. В декабре прошлого года был определен генподрядчик по строительству второй очереди Благовещенской ТЭЦ, им стало ОАО «Силовые машины», которое в рамках аукциона предложило цену 7,198 млрд руб. при начальной цене 7,316 млрд руб. В конце января были подведены итоги конкурса на строительство Якутской ГРЭС-2, победитель ОАО «Теплоэнергетическая компания Мосэнерго» обязался построить объект за 17,381 млрд рублей при стартовой цене конкурса 19,687 млрд руб. В конце июня определился строитель ТЭЦ в Советской Гавани — ОАО «ГлобалЭлектроСервис», с ценой предложения 13,178 млрд руб. при стартовой цене 14,977 млрд руб.
По проекту Сахалинской ГРЭС-2 генподрядчик должен быть определен осенью — проект еще проходит госэкспертизу и независимый аудит. Без их результатов конкурс начинать нельзя. Работы по проектированию затянулись, так как местная общественность долго не согласовывала проект электростанции, работающей на угле. Газовый донор Сахалин уже не мыслил существования на острове новой энергетики, не работающей на экологически чистом голубом топливе. Но проектные решения предусматривают минимальную нагрузку на окружающую среду: на ГРЭС будут использованы современные технологии фильтрации выбросов, шлако- и золоудаления. Немалую роль сыграло и наличие угледобывающих предприятий, которые нуждаются в поддержке спроса. Договор на генподряд и оборудование планируется подписать в ноябре, приступить к строительству в середине 2015 года. К слову, только Якутская ГРЭС-2 из всех четырех проектов будет работать на газе: завозить твердое топливо в отрезанный от «материка» Якутск крайне дорого. При этом газ уже поставляется на ГРЭС-1 по твердому контракту, и перекрывать построенную и работающую «трубу» экономически невыгодно.
Инвестклимат-контроль
В конце марта «РусГидро» наконец получило разрешение контролирующих министерств и ведомств на использование целевых бюджетных средств. Однако эти стройки лишь перекроют мощности, которые в ближайшем будущем должны быть выведены из энергосистемы Дальнего Востока. Региону нужно гораздо больше энергии. Ведь «избыток электричества», который якобы формируется дальневосточными ГЭС и вынужденно, по заниженным ценам сбывается в Китай, скорее мифический. Потому что если передавать эти «излишки», скажем, в энергодефицитное Приморье, затраты на транспортировку электричества и технологические риски этого процесса перекроют всю возможную выгоду. Питать этим током Сахалин или Чукотку нереально – электросетевых связей этих регионов с Объединенной энергосистемой Востока просто нет. Стабильность энергосистемы тоже требует новых электростанций, ведь запуск любого крупного предприятия чреват пиковыми нагрузками. Кроме того, помимо электричества региону нужно тепло, а передавать его на расстояния намного сложнее, чем ток.
При этом ключевой проблемой является отсутствие интереса к таким стройкам у инвесторов. Существующие тарифы — при существующем уровне затрат — мешают вкладывать деньги в новую энергетическую инфраструктуру. Средства, которые получает поставщик энергии в лица «РАО ЭС Востока», расходуются только на топливо и необходимые ремонты.
«Нам дают ровно столько, сколько нужно для поддержания статус-кво, — говорят в «Энергосистемах Востока». — 7 из 10 мегаватт-часов идет на удовлетворение потребностей населения, социальных, государственных и прочих объектов, промышленность забирает только 30%. При этом потребители накапливают долги, госструктуры, такие как Минобороны, не всегда выполняют обязательства».
Итак, в бюджете денег мало, у генератора — практически нет, банки не готовы кредитовать неприбыльное производство. Если бы на Дальнем Востоке было достаточно предприятий, способных сформировать устойчивый и высокий спрос, можно было бы начать строительство генерации в надежде, что это окупится. При сопоставимом с общероссийским спросе можно говорить и об уравнивании тарифов. Но новые предприятия тоже создавать невыгодно, поскольку тарифы пока высоки... Замкнутый круг, из которого и федеральные власти, и госмонополии ищут выход уже не один год.
Уже сегодня Федеральная служба по тарифам рассматривает возможность введения тарифов сроком на 3-5 лет вперед. Энергетики пошли дальше и предложили внедрить механизм долгосрочных договоров — единый закупщик заключает их с новым генератором минимум на 20 лет. Кроме того, производителям электроэнергии надо дать возможность заключать прямые долгосрочные двухсторонние договоры с потребителями по принципу take-or-pay — «бери или плати».
Второй вариант, который также обсуждается энергетиками — RAB-регулирование (Regulatory Asset Base, регулируемая база задействованного капитала). Основной принцип его в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить как минимум отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития предприятия, а также соответствовать уровню риска инвестирования. Регулятор в лице тарифной службы устанавливает тариф таким образом, чтобы компания имела возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал в течение длительного срока, не менее 20 лет.
«Для нас оптимальным был бы срок в 20 лет, — говорит заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям ОАО «РАО ЭС Востока» Алексей Каплун. — Только так мы сможем дать потенциальным инвесторам внятные условия возврата вложений, ведь за пять лет крупную станцию не окупишь. Если говорить о конкретных инструментах, то нам хотелось бы видеть RAB-регулирование в сетях, а в генерации — механизмы, гарантирующие возврат капитала и получение доходности. Такие предложения мы сегодня обсуждаем достаточно серьезно. Консолидированную позицию будем согласовывать с профильными министерствами, чтобы по итогам вынести ее на заседания правительства».
Энергетики рассчитывают, что долгосрочные тарифы будут введены уже в 2016 году. Это значит, что после достройки четырех новых электростанций (из которых на трех предполагаются еще и вторые очереди строительства), холдинг «РусГидро» сможет реализовывать свои энергетические проекты в гораздо более благоприятном инвестиционном климате.