ДФОбзор. Июль-Август 2014.

| ТРАНСПОРТ |

Байкало-Амурский мультипликатор

Развитие БАМа — это не только модернизация железных дорог, но и освоение новых крупных месторождений Сибири и Дальнего Востока. Достроенная в 1984 году магистраль не сразу раскрыла свой потенциал. Из девяти крупных территориально-производственных комплексов, которые должны были обеспечить загрузку магистрали, заработал только Нерюнгринский угольный бассейн. модернизация БАМа должна изменить положение дел.

По словам замглавы Минтранса РФ Сергея Аристова, при оптимальном соотношении инвестиций и потребностей отраслей промышленности в перевозках грузов, а также по результатам реконструкции участков БАМа и Транссиба объемы вывоза продукции с месторождений на востоке страны к 2020 году должны возрасти на 55 млн т к уровню 2012-го. Учитывая экспортную направленность логистики, уточнил главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный, ежегодный грузопоток в адрес Ванино-Совгаванского узла достигнет 32,6 млн т, а портов и сухопутных пограничных переходов на юге Приморья — 94,9 млн т.  


В целом рост объемов перевозок в направлении терминалов Дальнего Востока по участкам БАМа и Транссиба должен составить 40-45%. В настоящее время проектно-изыскательские и строительные работы ведутся на 564 объектах Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной магистралей.


Развитие действующих и освоение новых запасов полезных ископаемых, на что направлена модернизация БАМа, предусмотрено госпрограммой. Один из стратегических проектов — освоение крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди. Запасы Удокана составляют 2,754 млрд т руды со средним содержанием меди 0,97%. Количество меди суммарно оценивается в , 26,7 млн т. Также минеральные ресурсы Удокана содержат 1056 млн унций серебра со средним содержанием 11,9 г/т. «Это уникальнейшее месторождение. Вот уже более 30 лет вокруг него ходят разговоры об освоении, но его масштабы до сих пор не позволяли отдельным компаниям в одиночку решить эту задачу»,— отметил губернатор Забайкальского края Константин Ильковский.  Инвестиции в разработку Удокана сегодня оцениваются около 200 млрд руб.
Недавно разработчик проекта «Байкальская горная компания» (входит в группу компаний «Металлоинвест») и китайский инвестфонд HOPU Investments Co. подписали договор о сотрудничестве, который предусматривает привлечение акционерных и долгосрочных заемных средств. До конца 2014 года китайская сторона планирует приобрести миноритарный пакет в проекте.  


К зоне БАМа тяготеют также два крупных железорудных месторождения — Гаринское в Амурской области и Таежное в Якутии. По словам вице-президента по крупным проектам, руководителя дивизиона «Руда» группы компаний «Евраз» Марата Атнашева, строительные работы на горно-обогатительном комбинате Таежный начнутся во втором квартале 2015 года. Пуск намечен на конец 2016-го. Общая сумма инвестиций составит 10 млрд руб. Сначала на железную дорогу будет отгружаться до 3 млн т железной руды в год, в дальнейшем — до 16 млн.  


У компании «Петропавловск — Черная Металлургия» (брэнд IRC Ltd) в ближайших планах разработка Гаринского месторождения. Добыча здесь составит 10 млн т руды. Местный комбинат будет ежегодно выпускать до 7,2 млн т промпродукта, который пойдет на дальнейшую переработку на Кимкано-Сутарский ГОК. Пока что «Петропавловск — Черная Металлургия» ведет добычу только на Куранахском месторождении через свою «дочку» ООО «Олекминский рудник». За январь — май 2014 года рудник отгрузил на БАМ свыше 0,5 млн т продукции. В его планах увеличить отправки до 4 млн т.


Перспективы освоения благодаря модернизации БАМа и Транссиба имеют и такие угольные месторождения, как Элегестское в Туве, Эльгинское в Якутии, Огоджинское в Амурской области, Апсатское в Забайкалье. Увеличить свои мощности до 7,1 млн т в год рассчитывает в Хабаровском крае «Ургалуголь». Однако встает вопрос об окупаемости инвестиций в инфраструктуру. Ведь из 55 млн т прироста грузов в результате модернизации 46,8 млн — низкомаржинальные грузы. В том числе 29 млн т придется на уголь.


По словам Владимира Крапивного, при первоначальном расчете выходило, что средства РЖД окупались бы в течение 58 лет. «Поэтому был задействован механизм с привлечением инвестиционных средств государства, направленный на мультипликативный эффект, чтобы в последующие годы на стадии реализации инвестпроекта и эксплуатации вернуть в бюджет к 2025 году более 350 млрд руб. через налоговые платежи и страховые сборы»,— отметил он.

 

Игорь Михайлов




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV