ДФОбзор. Дальневосточное обозрение.

ДФОбзор №1. Январь 2011

ДВЖД: Год большого рывка

В 2010 году Дальневосточная железная дорога обеспечила по сравнению с предыдущим отчетным периодом рекордный рост грузооборота — 29%. Поскольку железнодорожный транспорт выступает своеобразным барометром экономики, можно говорить о начавшемся посткризисном восстановлении отечественной промышленности.


«Финансово-экономический кризис не обошел стороной нашу страну, основательно подкосив многие отрасли. С целью преодоления неблагоприятных последствий на железнодорожном транспорте мы вышли с предложением к руководству ОАО «Российские железные дороги» о перераспределении грузопотоков в направлении железных дорог восточного региона и морских портов Дальнего Востока. Нас поддержали. Весь 2009 год Дальневосточная железная дорога отработала с ростом грузооборота на 6,7% к уровню 2008-го, в 2010-м темпы роста грузовых перевозок выросли до 29% к уровню 2009-го и до 35% к докризисному 2008 году»,— сообщил начальник Дальневосточной магистрали Михаил Заиченко.
Как показывает статистика, темпы роста объема перевозок по ДВЖД сегодня намного опережают среднесетевые. За счет активизации отгрузки грузов в адрес портов Дальнего Востока и, как следствие, увеличения транзитного грузопотока, в отдельные сутки магистраль принимала с соседних дорог более 100 грузовых поездов. Большую прибавку к работе железнодорожникам дал запуск первой очереди нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан: со станции Сковородино к терминалу в бухте Козьмино было перевезено свыше 15 миллионов тонн нефти.
Что немаловажно, одновременно росла погрузка в границах самой Дальневосточной магистрали. В 2009 году ее падение к уровню предыдущего года было наиболее ощутимо среди других дорог сети. При среднесетевом снижении объемов отправления грузов на 15%, на ДВЖД оно достигло 26%. Сегодня Дальневосточная дорога в лидерах по приросту погрузки. За 12 месяцев со станций ДВЖД отправлено более 44 миллионов тонн различных грузов. Прирост погрузки к 2009 году достиг 13,6%, тогда как в целом по РЖД он составил 8,7%.
«Безусловно, экономика дальневосточного региона оживилась,— отмечают в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) ОАО «РЖД».— Характерный тому пример — ОАО «Амурметалл» — по сути, единственный на Дальнем Востоке металлургический завод. В 2009-м предприятие из-за дефицита оборотных средств и неблагоприятной ситуации на мировом рынке прибегало к остановке своих мощностей. В этом году завод стабилизировал свою работу, как следствие, объем производства черных металлов у него вырос почти на 40%».
Положительно сказывается на развитии реального сектора экономики реализация в ДФО масштабных инфраструктурных проектов. Это строительство объектов в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, прокладка магистральных нефте- и газопроводов, создание необходимой инфраструктуры для освоения крупных месторождений.
Все эти факторы во многом обусловили то, что годовое задание, установленное Дальневосточной дороге правлением ОАО «РЖД», было выполнено уже 3 декабря. Свыше плана погружено более 4 миллионов тонн.


Положительный результат достигнут благодаря увеличению основными грузоотправителями дальневосточного региона объемов погрузки по таким номенклатурам грузов, как уголь, нефтепродукты, импорт, строительные и лесные грузы, автомобили, оборудование.
По данным ТЦФТО, проведенная в последние годы модернизация оборудования на Хабаровском и Комсомольском НПЗ, а также отлаженные формы взаимодействия железной дороги, собственников вагонного парка с предприятиями позволили увеличить отгрузку нефтепродуктов на 8% к прошлому году. В плюсе также были ведущие угледобывающие компании Дальнего Востока: «Якутуголь», «Ургалуголь», «Приморскуголь». Почти в полтора раза выросла погрузка по импортным грузам. В частности, увеличилась отправка глинозема, который поступает в Россию из Австралии с припортовой станции Ванино на Саяногорский и Братский алюминиевые заводы «Русала».
Заметно активизировались контейнерные перевозки. По Приморскому краю погрузка контейнеров выросла более чем на 80%. В этом году возобновились отправки ускоренных контейнерных поездов с автозапчастями из Японии и Южной Кореи для отечественного автопрома. В разгар кризиса они фактически были прекращены. Увеличился объем перевозок грузов в контейнерах и в связи с организацией дополнительных контейнерных линий из стран АТР в Россию через дальневосточные морские порты.
Появляется в регионе новая грузовая база. Запущен в эксплуатацию Олекминский горно-обогатительный комбинат, входящий в группу компаний Petropavlovsk. Он осуществляет разработку Куранахского железорудного месторождения в Амурской области. Первую партию железной руды ГОК отправил еще в 2008 году, но затем отгрузка приостанавливалась до прошлой осени. Предприятие начало поставки железорудного концентрата в Китай через железнодорожный погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ. За сентябрь-ноябрь со станции Олекма отправлено 1 542 вагона или более 96 тыс. тонн руды. Сейчас ГОК вышел на стабильную погрузку, в декабре он подал заявку на отгрузку 40 тыс. тонн концентрата.
Во Владивостоке набирает обороты завод ООО «Соллерс — Дальний Восток», осуществляющий сборку автомобилей. Большая часть выпускаемых машин, к примеру, внедорожников южнокорейской марки SsangYong, отправляется в западные регионы страны. Их погрузка ведется на станции Гайдамак. Кстати, выросла отправка иномарок со станции Сухановка. Перевозки японских Mazda там организованы совместно с ОАО «РейлТрансАвто», имеющим терминал на территории морского порта в бухте Троицы на юге Приморья.
В новом году дорога должна погрузить 47,9 миллиона тонн, с увеличением к прошлому году на 4,4%. Поставленное на 2011 год компанией РЖД задание, говорят железнодорожники, реалистично и вполне по силам. По прогнозам, будут увеличивать отгрузку «Якутуголь», нефтеперерабатывающие заводы, выйдет на полную мощность Олекминский ГОК, возрастет перевалка глинозема через Ванино, — а это существенная погрузка для дороги.


Сегодня положительная тенденция наблюдается и в лесоперерабатывающем секторе, хотя необработанной древесины по-прежнему возится больше. Новые мощности по переработке леса вводят такие крупные предприятия региона, как ООО «Торговый дом РФП» (в холдинг входят компании «Дальлеспром» и «Флора»), ООО «Римбунан Хиджау ДВ», ООО СП «Аркаим». Последнее, кстати, уже увеличило объем выпуска лесоматериалов на 50% за счет расширения рынка сбыта.
Помимо собственной погрузки увеличится прием грузов с других железных дорог. В целом объем перевозок на ДВЖД в текущем году должен вырасти на 7%. В свою очередь, с целью освоения возрастающих объемов перевозок на ДВЖД продолжится масштабное развитие инфраструктуры. Суммарный объем капитальных вложений составит 26,3 миллиарда руб., что более чем на 7 миллиардов руб. выше плана 2010 года.
На Транссибе и Байкало-Амурской магистрали продолжится развитие станций, устройств автоматики и телемеханики, электроснабжения, комплексная реконструкция железнодорожного пути. Приоритетным инвестиционным проектом, реализуемым при поддержке государства, остается усиление подходов к портам Ванино и Советская Гавань с реконструкцией участка Оунэ — Высокогорная и строительством нового Кузнецовского тоннеля.
Особое внимание уделяется развитию локомотивного парка дороги. В 2010 году на магистраль поступили 50 новых электровозов серии «Ермак» и 10 маневровых тепловозов серии ТЭМ7А. Плюс модернизированы 53 секции магистральных тепловозов серии ТЭ10. Им произведена замена старых дизельных двигателей на новые с меньшим расходом дизтоплива и более высокой пробежной нормой. В 2011 году на обновление локомотивного парка предусматриваются 7,5 миллиарда рублей. Кроме того, с ОАО «Желдорреммаш» планируется заключить дополнительное соглашение по модернизации тягового подвижного состава на 1 миллиард 31 миллион рублей.
На сегодня доля новых электровозов в приписном парке ДВЖД выросла до 49%. Это позволило оптимизировать действующие технологии управления поездо- и вагонопотоками, расширить полигон движения тяжеловесных составов с углем и нефтью к портам Находкинского узла.
За счет поступления новой техники, улучшения состояния путевого хозяйства, а также усовершенствования схемы обработки подвижного состава в пути следования на дороге повышается маршрутная скорость транзитных поездов. В настоящее время «Российские железные дороги» внедряют проект «Транссиб за семь суток», который призван привлечь дополнительные объемы перевозок на железнодорожный транспорт. В рамках проекта отрабатывается технология, позволяющая довести скорость движения контейнерных поездов с 1,2 тыс. км до 1,5 тыс. км в сутки.
Кстати, возможностями ускоренных составов уже заинтересовались отправители дальневосточной рыбопродукции. Во время путины, в июне-октябре, со станций Владивосток и Мыс Чуркин ушло 42 поезда с рефрижераторными контейнерами против 24 за тот же прошлогодний период. Ими было доставлено 63,8 тыс. тонн рыбы, что на 62% больше, чем в 2009 году. Организация таких маршрутов позволила грузоотправителям во время путины получить преимущества по сравнению с обычными грузовыми перевозками. В рефконтейнерных поездах груз из Владивостока доходит до Новосибирска за шесть суток, до Екатеринбурга — за семь.


Для обеспечения роста перевозок увеличивается штат специалистов, занятых на эксплуатации. Впервые за последние годы штатное расписание было увеличено на 2,9 тыс. единиц, принято более 7 тысяч работников массовых профессий, с учетом естественного оттока кадров. В 2011 году при ожидаемом увеличении грузопотока продолжится долгосрочное взаимодействие с региональными центрами занятости по подготовке и обучению неработающего населения. Планируется обучить востребованным на предприятиях железнодорожного транспорта профессиям 2 тысячи 846 человек. Это машинисты и помощники машинистов локомотива, монтеры пути, составители поездов, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава.
«На фоне других дорог мы обладаем колоссальным преимуществом — дорога обеспечена стабильным объемом работы, дающим право на прием дополнительного контингента работников, которые обеспечивают продвижение груза и текущее содержание инфраструктуры»,— говорит Михаил Заиченко.
Для закрепления специалистов на линейных предприятиях дорога уделяет особое внимание решению социальных вопросов железнодорожников. Так, для улучшения жилищных условий ведется строительство технологического жилья. В 2010 году было введено 11 домов модульного типа общей площадью 1,4 тыс. кв. метров. Кроме того, на вторичном рынке для работников линейных станций приобретено 30 квартир.
В рамках реализации ипотечной программы РЖД 120 железнодорожникам магистрали оказана корпоративная поддержка в части приобретения жилья, из них 43 человека являются молодыми специалистами. Кроме того, 56 сотрудникам ДВЖД, у которых в период выплаты ипотечного кредита родились дети, произведен перерасчет на сумму 17,2 миллиона рублей.
«В целом в 2010 году на различные виды поддержки работникам дороги направлено 135 миллионов рублей. И на 2011 год объем помощи будет примерно такой же»,— отметил Михаил Заиченко.


«Финансово-экономический кризис не обошел стороной нашу страну, основательно подкосив многие отрасли. С целью преодоления неблагоприятных последствий на железнодорожном транспорте мы вышли с предложением к руководству ОАО «Российские железные дороги» о перераспределении грузопотоков в направлении железных дорог восточного региона и морских портов Дальнего Востока. Нас поддержали. Весь 2009 год Дальневосточная железная дорога отработала с ростом грузооборота на 6,7% к уровню 2008-го, в 2010-м темпы роста грузовых перевозок выросли до 29% к уровню 2009-го и до 35% к докризисному 2008 году»,— сообщил начальник Дальневосточной магистрали Михаил Заиченко.
Как показывает статистика, темпы роста объема перевозок по ДВЖД сегодня намного опережают среднесетевые. За счет активизации отгрузки грузов в адрес портов Дальнего Востока и, как следствие, увеличения транзитного грузопотока, в отдельные сутки магистраль принимала с соседних дорог более 100 грузовых поездов. Большую прибавку к работе железнодорожникам дал запуск первой очереди нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан: со станции Сковородино к терминалу в бухте Козьмино было перевезено свыше 15 миллионов тонн нефти.
Что немаловажно, одновременно росла погрузка в границах самой Дальневосточной магистрали. В 2009 году ее падение к уровню предыдущего года было наиболее ощутимо среди других дорог сети. При среднесетевом снижении объемов отправления грузов на 15%, на ДВЖД оно достигло 26%. Сегодня Дальневосточная дорога в лидерах по приросту погрузки. За 12 месяцев со станций ДВЖД отправлено более 44 миллионов тонн различных грузов. Прирост погрузки к 2009 году достиг 13,6%, тогда как в целом по РЖД он составил 8,7%.
«Безусловно, экономика дальневосточного региона оживилась,— отмечают в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) ОАО «РЖД».— Характерный тому пример — ОАО «Амурметалл» — по сути, единственный на Дальнем Востоке металлургический завод. В 2009-м предприятие из-за дефицита оборотных средств и неблагоприятной ситуации на мировом рынке прибегало к остановке своих мощностей. В этом году завод стабилизировал свою работу, как следствие, объем производства черных металлов у него вырос почти на 40%».
Положительно сказывается на развитии реального сектора экономики реализация в ДФО масштабных инфраструктурных проектов. Это строительство объектов в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС, прокладка магистральных нефте- и газопроводов, создание необходимой инфраструктуры для освоения крупных месторождений.
Все эти факторы во многом обусловили то, что годовое задание, установленное Дальневосточной дороге правлением ОАО «РЖД», было выполнено уже 3 декабря. Свыше плана погружено более 4 миллионов тонн.
Положительный результат достигнут благодаря увеличению основными грузоотправителями дальневосточного региона объемов погрузки по таким номенклатурам грузов, как уголь, нефтепродукты, импорт, строительные и лесные грузы, автомобили, оборудование.
По данным ТЦФТО, проведенная в последние годы модернизация оборудования на Хабаровском и Комсомольском НПЗ, а также отлаженные формы взаимодействия железной дороги, собственников вагонного парка с предприятиями позволили увеличить отгрузку нефтепродуктов на 8% к прошлому году. В плюсе также были ведущие угледобывающие компании Дальнего Востока: «Якутуголь», «Ургалуголь», «Приморскуголь». Почти в полтора раза выросла погрузка по импортным грузам. В частности, увеличилась отправка глинозема, который поступает в Россию из Австралии с припортовой станции Ванино на Саяногорский и Братский алюминиевые заводы «Русала».
Заметно активизировались контейнерные перевозки. По Приморскому краю погрузка контейнеров выросла более чем на 80%. В этом году возобновились отправки ускоренных контейнерных поездов с автозапчастями из Японии и Южной Кореи для отечественного автопрома. В разгар кризиса они фактически были прекращены. Увеличился объем перевозок грузов в контейнерах и в связи с организацией дополнительных контейнерных линий из стран АТР в Россию через дальневосточные морские порты.
Появляется в регионе новая грузовая база. Запущен в эксплуатацию Олекминский горно-обогатительный комбинат, входящий в группу компаний Petropavlovsk. Он осуществляет разработку Куранахского железорудного месторождения в Амурской области. Первую партию железной руды ГОК отправил еще в 2008 году, но затем отгрузка приостанавливалась до прошлой осени. Предприятие начало поставки железорудного концентрата в Китай через железнодорожный погранпереход Гродеково — Суйфэньхэ. За сентябрь-ноябрь со станции Олекма отправлено 1 542 вагона или более 96 тыс. тонн руды. Сейчас ГОК вышел на стабильную погрузку, в декабре он подал заявку на отгрузку 40 тыс. тонн концентрата.
Во Владивостоке набирает обороты завод ООО «Соллерс — Дальний Восток», осуществляющий сборку автомобилей. Большая часть выпускаемых машин, к примеру, внедорожников южнокорейской марки SsangYong, отправляется в западные регионы страны. Их погрузка ведется на станции Гайдамак. Кстати, выросла отправка иномарок со станции Сухановка. Перевозки японских Mazda там организованы совместно с ОАО «РейлТрансАвто», имеющим терминал на территории морского порта в бухте Троицы на юге Приморья.
В новом году дорога должна погрузить 47,9 миллиона тонн, с увеличением к прошлому году на 4,4%. Поставленное на 2011 год компанией РЖД задание, говорят железнодорожники, реалистично и вполне по силам. По прогнозам, будут увеличивать отгрузку «Якутуголь», нефтеперерабатывающие заводы, выйдет на полную мощность Олекминский ГОК, возрастет перевалка глинозема через Ванино, — а это существенная погрузка для дороги.
Сегодня положительная тенденция наблюдается и в лесоперерабатывающем секторе, хотя необработанной древесины по-прежнему возится больше. Новые мощности по переработке леса вводят такие крупные предприятия региона, как ООО «Торговый дом РФП» (в холдинг входят компании «Дальлеспром» и «Флора»), ООО «Римбунан Хиджау ДВ», ООО СП «Аркаим». Последнее, кстати, уже увеличило объем выпуска лесоматериалов на 50% за счет расширения рынка сбыта.
Помимо собственной погрузки увеличится прием грузов с других железных дорог. В целом объем перевозок на ДВЖД в текущем году должен вырасти на 7%. В свою очередь, с целью освоения возрастающих объемов перевозок на ДВЖД продолжится масштабное развитие инфраструктуры. Суммарный объем капитальных вложений составит 26,3 миллиарда руб., что более чем на 7 миллиардов руб. выше плана 2010 года.
На Транссибе и Байкало-Амурской магистрали продолжится развитие станций, устройств автоматики и телемеханики, электроснабжения, комплексная реконструкция железнодорожного пути. Приоритетным инвестиционным проектом, реализуемым при поддержке государства, остается усиление подходов к портам Ванино и Советская Гавань с реконструкцией участка Оунэ — Высокогорная и строительством нового Кузнецовского тоннеля.
Особое внимание уделяется развитию локомотивного парка дороги. В 2010 году на магистраль поступили 50 новых электровозов серии «Ермак» и 10 маневровых тепловозов серии ТЭМ7А. Плюс модернизированы 53 секции магистральных тепловозов серии ТЭ10. Им произведена замена старых дизельных двигателей на новые с меньшим расходом дизтоплива и более высокой пробежной нормой. В 2011 году на обновление локомотивного парка предусматриваются 7,5 миллиарда рублей. Кроме того, с ОАО «Желдорреммаш» планируется заключить дополнительное соглашение по модернизации тягового подвижного состава на 1 миллиард 31 миллион рублей.
На сегодня доля новых электровозов в приписном парке ДВЖД выросла до 49%. Это позволило оптимизировать действующие технологии управления поездо- и вагонопотоками, расширить полигон движения тяжеловесных составов с углем и нефтью к портам Находкинского узла.
За счет поступления новой техники, улучшения состояния путевого хозяйства, а также усовершенствования схемы обработки подвижного состава в пути следования на дороге повышается маршрутная скорость транзитных поездов. В настоящее время «Российские железные дороги» внедряют проект «Транссиб за семь суток», который призван привлечь дополнительные объемы перевозок на железнодорожный транспорт. В рамках проекта отрабатывается технология, позволяющая довести скорость движения контейнерных поездов с 1,2 тыс. км до 1,5 тыс. км в сутки.
Кстати, возможностями ускоренных составов уже заинтересовались отправители дальневосточной рыбопродукции. Во время путины, в июне-октябре, со станций Владивосток и Мыс Чуркин ушло 42 поезда с рефрижераторными контейнерами против 24 за тот же прошлогодний период. Ими было доставлено 63,8 тыс. тонн рыбы, что на 62% больше, чем в 2009 году. Организация таких маршрутов позволила грузоотправителям во время путины получить преимущества по сравнению с обычными грузовыми перевозками. В рефконтейнерных поездах груз из Владивостока доходит до Новосибирска за шесть суток, до Екатеринбурга — за семь.
Для обеспечения роста перевозок увеличивается штат специалистов, занятых на эксплуатации. Впервые за последние годы штатное расписание было увеличено на 2,9 тыс. единиц, принято более 7 тысяч работников массовых профессий, с учетом естественного оттока кадров. В 2011 году при ожидаемом увеличении грузопотока продолжится долгосрочное взаимодействие с региональными центрами занятости по подготовке и обучению неработающего населения. Планируется обучить востребованным на предприятиях железнодорожного транспорта профессиям 2 тысячи 846 человек. Это машинисты и помощники машинистов локомотива, монтеры пути, составители поездов, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава.
«На фоне других дорог мы обладаем колоссальным преимуществом — дорога обеспечена стабильным объемом работы, дающим право на прием дополнительного контингента работников, которые обеспечивают продвижение груза и текущее содержание инфраструктуры»,— говорит Михаил Заиченко.
Для закрепления специалистов на линейных предприятиях дорога уделяет особое внимание решению социальных вопросов железнодорожников. Так, для улучшения жилищных условий ведется строительство технологического жилья. В 2010 году было введено 11 домов модульного типа общей площадью 1,4 тыс. кв. метров. Кроме того, на вторичном рынке для работников линейных станций приобретено 30 квартир.
В рамках реализации ипотечной программы РЖД 120 железнодорожникам магистрали оказана корпоративная поддержка в части приобретения жилья, из них 43 человека являются молодыми специалистами. Кроме того, 56 сотрудникам ДВЖД, у которых в период выплаты ипотечного кредита родились дети, произведен перерасчет на сумму 17,2 миллиона рублей.
«В целом в 2010 году на различные виды поддержки работникам дороги направлено 135 миллионов рублей. И на 2011 год объем помощи будет примерно такой же»,— отметил Михаил Заиченко.

Петр Сумнин

Петр Сумнин



Другие стати номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV