ДФОбзор. Дальневосточное обозрение.

ДФОбзор №1. Январь 2011

Космическое будущее

28 августа прошлого года премьер-министр Владимир Путин в ходе поездки по федеральной автодороге Чита — Хабаровск заехал и на КПП №1 будущего космодрома Восточный, где ждал своего часа накрытый куском белой материи огромный гранитный монумент с надписью «Здесь будет сооружен космодром». Сдернув кусок ткани, Владимир Путин прикоснулся к камню и заявил: «Считайте, что начало положено!» Объявляя 2011-й Годом космонавтики в честь 50-летия полета Юрия Гагарина, премьер-министр напомнил, что именно в Приамурье 2011 году начнется строительство национального космодрома Восточный, на которое только за три ближайших года планируют потратить 24 млрд руб.

«Свободное» прошлое
Космодром Свободный был создан указом президента России 1 марта 1996 года в Углегорске (Амурская область) на базе попавшей под сокращение 27-й дивизии ракетных войск стратегического назначения. 4 марта 1997 года здесь была запущена ракета-носитель «Старт-1», которая вывела на орбиту первый и единственный запущенный с космодрома российский спутник «Зея». Впоследствии с космодрома было проведено еще четыре старта с зарубежными спутниками — американским, шведским и двумя израильскими. Последний запуск спутника с космодрома Свободный состоялся 26 апреля 2006 года, все пуски проводились с передвижных пусковых комплексов, созданных на базе баллистической ракеты «Тополь-М».
Работы по выводу аппарата на орбиту эксперты оценивают приблизительно в $250 тыс. При этом большая часть выручки оставалась у организатора запуска ЗАО «Пусковые системы». Амурская область получала компенсационные выплаты за то, что на ее территорию падают отработанные ступени ракеты-носителя. Первоначально компенсация составляла 75 тыс. руб. за один запуск, но затем, по утверждению представителей обладминистрации, сумма стала «значительно больше». При стоимости вывода аппарата на орбиту около 7,5 млн руб. ежегодное содержание комплекса обходилось государству в 177 млн руб., поэтому дальнейшее его функционирование было признано нецелесообразным.
Еще в октябре 2005 года замруководителя Роскосмоса Николай Моисеев сообщил, что не исключает закрытия Свободного, поскольку приоритет отдается развитию космодрома Плесецк, куда переводятся все военные запуски. «Аренда Байконура продлена до 2050 года, и необходимость во втором космодроме отпадает»,— сказал тогда господин Моисеев. «Мы будем привлекать внимание всех уровней власти к тому, чтобы сохранить инфраструктуру лучшего российского космодрома по географическому положению»,— заявил в ответ бывший тогда губернатором Амурской области Леонид Коротков. 14 марта 2007 года господин Коротков подтвердил информацию о консервации космодрома.

От Свободного к Восточному
По многим параметрам космодром Свободный превосходил другой российский космодром Плесецк, в частности, со Свободного можно было запускать пилотируемые корабли и выводить спутники на геостационарную орбиту. Ряд преимуществ амурской стартовой площадки выявился в результате выбора места для российского гражданского космодрома. Здесь Свободный в первую очередь соперничал с Ванино (Хабаровский край) и обошел конкурента за счет лучшей сейсмичности и более удобной территории падения отработанных ступеней.
6 ноября 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании космодрома Восточный на месте ликвидированного другим указом в марте того же года космодрома Свободный, и вскоре новое название появилось на дорожном указателе: рабочие оставили последние три буквы, исправив начало слова. В 2007 году стоимость строительства Восточного оценивалась предварительно в 180 млрд руб. По первоначальному проекту площадь космодрома должна была составить более 600 кв. км. Ракетно-космический комплекс предназначен для выведения на орбиту аппаратов весом не менее 20 тонн в любое время суток и года. В 2015 году планируется выведение непилотируемых аппаратов, с 2018 — пилотируемых. В перспективе с Восточного планируются пилотируемые полеты на Луну и Марс.
На сегодняшний день определены технологические площадки, где будут базироваться объекты космодрома, полный перечень зданий и сооружений, которых будет более 300. Как отметил помощник генерального директора проектного института «Ипромашпром» Леонард Тапуть, уже проработаны предварительные локальные и объектовые сметы предстоящих затрат. «Мы отчитались перед Роскосмосом, что этот этап работ считаем завершенным. И теперь мы приступаем к отработке проектной документации. Затем она будет передана генеральному подрядчику — „Спецстрою России“, и начнутся практические строительные работы. С 2012 года предусмотрено реальное финансирование для строительства космодрома Восточный в размере 14 млрд рублей по федеральной космической программе»,— сообщил господин Тапуть. «Финансирование предпроектных работ составит 4–5 млрд руб. Только на космодроме будет более 300 объектов, также появится город на 30–40 тысяч жителей»,— отметил заместитель главного инженера ОАО «Ипромашпром» Алексей Кузнецов. До конца 2010 года были спроектированы простые линейные объекты — система электроснабжения, железная и автомобильная дороги от находящейся на Транссибе станции Ледяная до одной из площадок, а также основная строительная эксплуатационная база в районе Углегорска. В конце 2010 года проектную документацию передали на Главгосэкспертизу. В случае получения положительного заключения в 2011 году планируют разработать пакет рабочей документации по объектам, а в IV квартале 2011 года генподрядчик сможет начать строительные работы. Также в 2011 году ОАО «Ипромашпром» начнет разработку проектных документов на стартовый комплекс и ряд монтажно-испытательных корпусов для подготовки ракетоносителя.
Леонард Тапуть отметил, что строительство начнется с объектов обеспечивающей инфраструктуры. В первом полугодии 2011 года генеральный подрядчик строительства «Спецстрой России» начнет вводить на космодром свои силы и средства, будет построен вахтовый городок, после чего начнется строительство асфальтового, цементного, кирпичного завода и так далее. В течение ближайших трех лет космическая стройплощадка получит 24,7 миллиарда рублей. После того как появятся системы энергоснабжения, промбазы, железнодорожные пути и автомагистрали, начнется строительство основных объектов, которых по плану будет около полутора тысяч.

Здесь будет город-сад
Новый город предстоит возвести в два этапа — сначала он будет рассчитан на 10 тысяч человек, позже население возрастет до 25 тысяч человек. Как говорят участники проекта, жителем космического города сможет стать практически любой обладатель рабочей специальности. «Все ваши выпускники, вся ваша молодежь, все квалифицированные специалисты от строителей, энергетиков, проектировщиков до обслуживающего персонала будут работать здесь, на космодроме. Вам надо подумать еще и о том, как извлечь пользу от соседства с космодромом. Нужно сделать так, чтобы работники Восточного приезжали отдыхать в Свободный»,— заявил амурский губернатор Олег Кожемяко мэру Свободного Роберту Каминскому. Губернатор предложил подумать про объекты культуры, социальные проекты и регулярные автобусные маршруты, связывающие Свободный и Углегорск. «В принципе, это всех соседних территорий касается — создайте привлекательные условия для бизнеса, для инвесторов, которые захотят вложить деньги в строительство космодрома. Вы сможете задействовать там свои производственные мощности, население, даже строительные материалы»,— сказал господин Кожемяко.
Тем временем Амурский госуниверситет приступил к подготовке «космических» специальностей, сделав первый набор в 2009 году. По словам ректора вуза Елены Астаповой, нет никаких сомнений в востребованности молодых специалистов, которые получат высшее образование как раз к началу пусков с нового российского космодрома.
«Стоимость строительства всех сооружений космодрома, а также города на 25–30 тысяч жителей превышает 400 миллиардов рублей — это очень амбициозный проект»,— считает гендиректор главного проектировщика космодрома ОАО «Ипромашпром» Иван Якушкин. «Первоочередные работы будут вестись не по строительству самого космодрома, как в былые времена. Задача, которая стоит перед нами сейчас, — создать инфраструктуру: дороги, энергетику, очистные сооружения, мусороперерабатывающее предприятие, жилой массив, и только потом приступить к строительству космодрома»,— отметил председатель национального объединения проектировщиков России Алексей Воронцов.
По словам представителя генподрядчика, начальника управления «Спецстроя» Сергея Копытовского, об объеме предстоящих работ можно судить хотя бы по тому, что в год только на строительство дорог потребуется около 500 тысяч кубических метров грунта и свыше 400 кубометров щебня. Амурские власти, представители Роскосмоса, а также проектировщик и подрядчик единогласно утверждают: при сооружении космодрома будут по максимуму задействованы местные ресурсы. Только на строительство Восточного будет привлечено свыше 20 тысяч человек. «Мы подсчитали, что наибольший эффект область получит на фазе строительства, когда здесь будет находиться большое количество людей. Все они будут получать зарплату, и только в виде налогов на доходы Приамурье получит 7–8 миллиардов рублей»,— заверил представитель Роскосмоса Виктор Ремишевский.
Площадь, на которой разместятся объекты космодрома, — больше 550 квадратных километров. Кроме собственно стартовых комплексов здесь будут располагаться обширные технические и промышленные зоны, на которых построят кислородный, водородный и механический заводы, складские помещения, административные здания. К северу от Углегорска разместится и новый аэропорт международного класса. «Его преимуществом является расположение вблизи БАМа и автомобильной дороги Чита — Хабаровск. Это создает задел для того, чтобы этот аэропорт был единым логистическим центром всего региона, наличие которого весьма предпочтительно и для многих близлежащих государств, взаимодействующих с Россией. То есть, данный центр будет служить не только космическим целям, но и экономике региона в целом»,— убежден Иван Якушкин.

Новому космодрому — новую ракету
Особое внимание уделяется безопасности космодрома Восточный. В этом плане особая роль отводится «чистоте» будущей ракеты, которая специально создается для нового космодрома. Лицом Восточного станет ракета нового типа «Русь-М», разработку которой сейчас ведет самарский «ЦСКБ-Прогресс». Двухступенчатые ракеты способны выводить на орбиту 23 тонны полезного груза, а в перспективе эта масса будет доведена до 100 тонн. На Восточном предполагается возведение двух стартовых комплексов, каждый из которых будет включать две пусковые установки. Первая очередь космодрома будет построена под ракету среднего класса повышенной грузоподъемности и сдана к 2015 году. Перспектива сдачи второй очереди с пусковыми установками для сверхтяжелой ракеты многоразового использования — 2025–2030 годы.
«Это принципиально новый ракетно-космический комплекс, который будет использовать экологически безопасное ракетное топливо в виде керосина, водорода и кислорода. Все технологическое оборудование создается таким образом, чтобы ущерб окружающей среде был минимальным. Любые процессы, связанные с токсичными веществами, будут проводиться в закрытых специализированных помещениях. Сам удельный вес подобных веществ будет мизерным»,— поделился подробностями генеральный конструктор ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной комической инфраструктуры» Игорь Бармин. «С космодрома Восточный предстоит стартовать ракетам принципиально нового поколения. Все остальное станет историей»,— добавил заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский.
К 2020 году 45% всех космических полетов с территории РФ будет осуществлять космодром Восточный, немногим меньшая нагрузка ляжет на Плесецк. Байконур, срок аренды которого полностью истечет в середине столетия, перейдет в разряд вспомогательных космодромов. По словам представителей Роскосмоса, после 2020 года большая часть запусков будет производиться на геостационарные и геопереходные орбиты. Широта расположения Восточного позволяет выводить грузы на них с наименьшими затратами. «У него очень хорошие конкурентные возможности и по географическому положению, и по тем преимуществам, которые мы в него закладываем. Сегодня стоимость выведения грузов на геопереходную орбиту составляет более 20 тысяч долларов за килограмм. По нашим подсчетам, на Восточном эта цифра будет ниже»,— заявил Виктор Ремишевский.

Павел Кошеленко



Другие стати номера:


Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV