Бубен инвестиции
Власти Хабаровского края надеются стимулировать туристическую отрасль созданием кластеров и «раскруткой» местных брендов. На развитие запланировано свыше 250 млн руб. до 2020 года. Бизнесмены, впрочем, денег не требуют, но Зато просят убрать барьеры и решить транспортные проблемы.
СУЖАЮЩИЙСЯ ПОТОК
В 2011 году въездной турпоток в Хабаровский край составил 412,2 тыс. человек, из которых иностранных граждан было лишь 15,9 тыс. человек. По сравнению с 2007 годом въездной туризм вырос на 115,5%, но вот доля иностранцев в нем сократилась на 31,8%, такие цифры приводит министр культуры края Александр Федосов. По данным главного контрольного управления губернатора края, в среднесрочном масштабе действительно ощущается снижение иностранного потока. Свыше 92% зарубежных гостей края — это граждане Китая, Японии и Кореи. Но за пять лет въезд из Китая сократился на 87% и в 2011 году составил 6,5 тыс. человек. Количество японских туристов за прошедшие пять лет также уменьшилось с 7,6 тыс. человек в 2007 году до 6 тыс. туристов в 2011-м.
Предпочтения иностранцев вписываются в общероссийскую тенденцию, говорят чиновники. Прежде всего, спад турпотока связан с кризисными явлениями в мировой экономике 2008-2009 года. Кроме того, есть и дальневосточная специфика — это отсутствие инфраструктуры и невысокое качество услуг.
Общемировая тенденция показывает устойчиво растущий спрос на гостиничное жилье эконом-класса. В тоже время, в Хабаровском крае дефицит номерного фонда в гостиницах туристского класса, альтернативные сегменты бизнеса не развиваются. Правда, и стимулов для развития здесь нет, признают власти. «Развитие гостиничных сетей в России связано, как правило, с проведением крупных международных мероприятий, например АТЭС-2012, с постоянным потоком делового туризма, например в Тюмени, а также перестройкой таких известных туристических брендов, как «Золотое кольцо России»»,— заключает Александр Федосов.
Чиновники, впрочем, признают, что доля государственных субсидий в развитии дальневосточного турбизнеса незначительна. Так, в 2007–2011 годах в рамках различных программ было выделено 21,7 млн руб. В той же Бурятии или Якутии на субсидирование инфраструктуры въездного туризма выделяются «колоссальные суммы», измеряющиеся десятками миллионов рублей.
Для Хабаровского края проблема усугубляется и дороговизной авиаперевозок, и жестким визовым режимом. «Долго шли к тому, чтобы загубить перевозки, сегодня коллектив „Дальавиа“ (была признана банкротом в 2009 году) ушел из бизнеса. Ведь все международные линии открывал Хабаровский аэропорт: Анкоридж, Сан-Франциско, Сиэтл, Китай, Вьетнам, Сингапур. В итоге эти линии ушли под „Владавиа“ и других перевозчиков»,— сетует мэр Хабаровска Александр Соколов.
По его словам, японцы жалуются, что тур выходного дня в Париж обходится в $800, а один лишь перелет Ниигата—Хабаровск раньше стоил $1800. Руководитель дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии Александр Осауленко указывает на то, что заграничных гостей отпугивает визовый режим. По его словам, иностранцы жалуются, что «российская виза после китайской самая дорогая, а еще ее надо умудриться получить».
ПРОБЛЕМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В то же время, только за 2011 год частными инвесторами было направлено более 200 млн руб. на создание новой и реконструкцию имеющейся туристской инфраструктуры, сообщает замминистра культуры края начальник управления по туризму Виталий Селюков. В 2012 году инвестиции могут превысить 500 млн руб. Хабаровские бизнесмены, рассказал господин Селюков, готовы вкладывать в развитие туризма крупные суммы. Например, в 2011 году предприниматель, имеющий турбизнес в Нанайском районе Хабаровского края, инвестировал в обустройство инфраструктуры $1 млн и планирует вложить еще $2 млн в этом году, сообщил чиновник.
Но инвесторы сталкиваются с массой проблем, разрешить которые региональные власти часто не в силах. Например, круизные туры по трансграничному Амуру, которыми уже не один год грезят краевые чиновники, наталкиваются на недостаток средств и отсутствие судов соответствующего класса. Выходом могла бы стать постройка новых круизных лайнеров, но финансировать эти расходы предполагается совместными усилиями китайских и российских бизнесменов. «Затягивание сроков с российской стороны может привести к тому, что инвесторы из Поднебесной, пользуясь трансграничным статусом Амура, реализуют проект самостоятельно,— такие опасения высказывал начальник главного контрольного управления губернатора края Денис Удод.— И тогда по нашей реке китайские теплоходы с китайскими экипажами будут возить китайские туристические группы».
Проблемы иного характера обнаружились у инвесторов, которые вкладывают деньги в строительство капитальных объектов и инфраструктуры. Так, инвестор туристского комплекса «Воронеж» в Хабаровском районе не может начать застройку, так как предполагаемые площади включены в категорию «защитные земли населенных пунктов». «В течение двух лет не можем начать строительство объекта, потому что надо перевести земли в другую категорию, на кону инвестиции в размере 123 млн руб.»,— поясняет господин Селюков. Около года не двигается с мертвой точки реализация проекта «Спортивно-туристический комплекс „Хехцир“» стоимостью 200 млн руб. Причиной тому — необходимость подвинуть границы заказника «Большехехцирский», но для этого нужен приказ федерального Минприроды. Мэр Хабаровска Александр Соколов, кстати, тоже утверждает что бизнесменов «бьют по рукам» налоги и земельные согласования. Тем серьезнее эта проблема встала после передачи земельных полномочий от столиц субъектов федерации к региональным властям. Поэтому инвесторы уходят из Хабаровска в Хабаровский район, где земельные согласования проходят гораздо быстрее, утверждает Александр Соколов.
МУНИЦИПАЛИТЕТУ — РОЗНЬ
В Хабаровском муниципальном районе подтвердили, что туристско-рекреационный бизнес интенсивно развивается, в настоящее время здесь действуют 32 туристских организации, а объем реализованных ими услуг в 2011 году составил 380 млн руб. (это в 2,3 раза больше, чем в 2010 году). В районный бюджет за прошлый год поступило 9 млн руб. налогов, и хотя это лишь 1,9% от налоговых доходов, за ближайшие три года эта доля должна вырасти до 8,5%. По словам министра культуры Александра Федосова, благоволят к турбизнесу и главы других муниципальных районов края. «Они отчетливо понимают, что туризм может приносить значительные доходы в муниципальные бюджеты и увеличивать занятость местного населения»,— утверждает Александр Федосов.
Впрочем, на недавно состоявшемся расширенном заседании правительства слово попросил бизнесмен из Нанайского района. Очевидно, тот самый, о котором упоминал господин Селюков и который инвестировал порядка $1 млн. Гендиректор ООО «Эко-модель» Павел Писанов пояснил, что «крик души» вынудил его обратиться лично к губернатору. «То, о чем вы говорите с трибун, я вижу изнутри. Мне не надо помогать, я сам все сделаю, просто не мешайте!»— заявил бизнесмен и пояснил, что самые большие трения идут с местными администрациями.
По его словам, в экологическую базу в поселке Нижняя Манома (вблизи национального парка «Анюйский») он вложил колоссальные средства, но даже с учетом загрузки бизнеса на 10% предприниматель за два года «отбил деньги». Однако отношения с местной администрацией ухудшались с каждым днем. Глава поселения в год устроил более 18 проверок с целью «найти публичный дом, найти притон, ни одна проверка не оправдалась, но в конце концов глава заявил — Павел Геннадьевич, если ты отсюда не уедешь…». Впрочем, губернатор Вячеслав Шпорт парировал: дескать, проблема типовая, и не только ваша, — необходимо добиваться правды через общественные организации, обратиться в Общественный совет при губернаторе.
ПЕТРОГЛИФЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
В то же время, утверждают чиновники, в крае есть ресурсы для развития туризма. Именно эти чаяния нашли отражение в целевой программе «развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае» на 2013–2020 годы, которую недавно приняли краевые власти. В этой программе чиновники прописали для отрасли 256 млн руб. краевых денег, также власти надеются на софинансирование со стороны федерального бюджета и частные инвестиции.
Для масштабного развития туризма и повышения инвестиционной привлекательности в Хабаровском крае планируется создать три туристических кластера. Во-первых, это международный круизный маршрут по рекам Сунгари, трансграничной реке Амур, с выходом на Шантарские острова в Охотском море. Во-вторых, это пригородная рекреация в «зеленой зоне» крупных городов. И в-третьих, это оздоровительный туризм на базе бальнеологических ресурсов края (бальнеология — учение о минеральных водах, водолечении, грязелечении, климатолечении, также — раздел медицинской науки). На адресную поддержку отдельных проектов, субсидии муниципалитетам для реализации местных программ и другие мероприятия краевым бюджетом запланировано 256 млн руб. до 2020 года. В результате к 2020 году въездной турпоток должен составить не менее 600 тыс. человек в год, а объем платных туристических и гостиничных услуг вырасти до 5 млрд руб.
Руководитель дальневосточного отделения Российского союза туриндустрии Александр Осауленко встретил госпрограмму по развитию туризма с энтузиазмом и даже поздравил своих коллег-бизнесменов «с праздником» по этому поводу. «Безусловно, не все, чего мы хотели, вошло в эту программу. Но исходя из реалий сегодняшней жизни — наши предложения здесь представлены»,— считает он. Пессимизма многих коллег бизнесмен не разделяет и, в частности, анонсирует скорое открытие круизов на Амуре — уже в 2013 году.
Но даже если китайская сторона, не дожидаясь российских партнеров, запустит такую услугу, выгода от такого инвестора очевидна: «достаточно полноценной частью туристского продукта они будут пользоваться у нас, на берегу». Однако привлечь иностранцев на объекты зимнего туризма или рекреационные зоны на севере края гораздо труднее, как и туристов из Центральной России.
«Малая коммерческая авиация в упадке, и это общероссийская проблема. А вопрос времени играет огромную роль. Японские туристы у нас под боком, им лететь полтора часа. Но визу им будут делать не меньше недели, и только до Хабаровска они долетят за цену гораздо большую, чем $500. А стандартные туры выходного дня должны стоить менее $500. При этом для китайских, корейских, японских туристов максимальное время пребывания — 3–5 дней. На сегодняшний день билет Москва—Хабаровск—Москва в стоковый сезон стоит не менее 20 тысяч, а летом и до 30-ти, это отпугивает и российских туристов»,— объясняет Александр Осауленко. По его словам, одной программы развития турбизнеса мало, «должна быть какая-то другая, транспортная программа».
Вадим Пасмурцев