Рыночные и экономные
В Хабаровске неизбежно массовое появление новых форматов розничной торговли, рассчитанных на покупателя-эконома: стоков, дискаунтеров и аутлетов. Исчезновение рынков, привычных «территорий с низкими ценами», продиктованное поправками в закон, вынудит ритейл бороться за нового клиента.
Хабаровский покупатель готов к новым торговым форматам и ждет интересных предложений от ритейла, утверждает доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии торговли» Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП) Жан Чимитдоржиев. Тем более что запросы клиентов продиктованы временем. Так, в Хабаровске уже можно заметить пока «вялотекущий» процесс оцивилизовывания розничных рынков. Это связано со вступлением в силу декабрьских поправок в Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».
Согласно новым нормам, в 2013 году все розничные рынки крупных городов должны представлять собой комплексы капитальных зданий и сооружений, а не нагромождение лавок и ларьков. «Пока это не слишком заметно сказалось на покупателе, но если проехать по Хабаровску, присмотреться — то, например, ЗАО „Али“ уже строит павильоны, на Нововыборгской часть рынка переехала под крыши, тот же процесс наблюдаем на Судоверфи, Индустриальной, почти перестроили и Центральный рынок Хабаровска. С переходом в новый формат потеряется и ценовая привлекательность рынков»,— говорит Жан Чимитдоржиев.
Расходы на содержание капитальных сооружений возрастут, вырастет арендная плата, а значит, поднимутся цены у продавцов. Фактически это будет означать исчезновение ниши товаров эконом-класса, — и значит, ритейлу нужно будет предпринять ответные шаги, говорит эксперт. Впрочем, свою задачу розничные рынки выполнили — «вместе с челноками одели, обули страну». Сейчас супермаркеты и дискаунтеры в состоянии обеспечить покупателей, но все равно остается категория потребителей, которые ищут дешевый товар. Для них наиболее приемлемым вариантом будут стоки, утверждает доцент ХГАЭП.
Впрочем, вещевых сток-центров в Хабаровске пока нет, объясняет Жан Чимитдоржиев. В качестве полноценных стоков можно назвать лишь книжные магазины «Мирс», но розничным рынкам они не конкуренты по определению. Аутлетов в городе тоже не наблюдается. В числе дискаунтеров одежды известнее всего магазины «Адидас» и «Модный базар». Кроме того, в Хабаровске развивается сеть аптечных дискаунтеров — «Социальная аптека», «Неотложка».
ГРУППА ФОРМАТОВ, которая называется «территория низких цен», объединяет разные по содержанию торговые модели — дискаунтеры, стоки, аутлеты.
Сток (англ. stock — склад, запас) — магазин, продающий запасы товаров, которые не смогли быть распроданы за сезон или были вытеснены с прилавков новой партией. Сток — это магазин-склад товаров.
Дискаунтер (англ. discount — скидка, процент скидки) — магазин самообслуживания с ограниченным ассортиментом товаров, пользующихся особым спросом. Обычно от 800 до 3000 наименований, располагаются не на витринах, а на стеллажах, в случае нескольких магазинов товар перемещается в места наибольшего спроса.
Аутлет (англ. outlet — сбыт, выпуск) в чистом виде — это магазин модной одежды и обуви, продающий бренды первой линии, но из прошлогодней коллекции. Скидка может достигать 70%.
А сеть магазинов «Любимый» (ООО «АЮСС») впервые в городе стало совмещать торговлю хозяйственно-бытовыми товарами и аптеку. Это неудивительно — ведь государство принимает жесткие меры по регулированию торговли аптечными товарами, ограничивает их рекламу на телевидении, следовательно, оборот падает. «Впрочем, согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия. И игроки начинают искать более приемлемые схемы, чтобы восстановить прибыльность торговли»,— говорит Жан Чимитдоржиев. При этом тенденция совмещать различные группы товаров не нова — она известна на примере вещевых и «универсальных» рынков и имеет очевидные преимущества. «Сегодня „территории низких цен“ разбросаны по всему Хабаровску, что неудобно для покупателя. Если бы ряд стоков и дискаунтеров был сконцентрирован в одном месте, люди могли бы, по аналогии с „походом на рынок“, приехать туда и в режиме нон-стоп закупить все, что необходимо. Это играет на повышение спроса, причем для нескольких торговых фирм сразу»,— говорит эксперт.
Еще одна тенденция, отчасти связанная с «рыночными инициативами» — попытка завести местного производителя продуктов в торговые сети. Краевое министерство сельского хозяйства и продовольствия, к примеру, всячески пытается посодействовать сельхозпроизводителям, предприятиям пищевой промышленности, а также владельцам подсобных хозяйств, организуя ярмарки, дегустации и даже рекомендуя ритейлерам «не отказываться» от приема местной продукции.
Впрочем, эти попытки предпринимаются властями по всей России, и не слишком успешно. Активное сопротивление идет со стороны сетевиков. «Ритейл — это уже индустриальная стадия бизнеса, и местные сельхозпроизводители не в состоянии обеспечить требуемое качество товара. Ведь для выхода в торговые сети нужно отсортировать, обработать, очистить, упаковать, перевезти продукцию. Производители, особенно мелкие, этого сделать не могут. А если всем этим будет заниматься ритейл, он будет вынужден брать продукцию за бесценок, чтобы окупить свои издержки»,— объясняет Жан Чимитдоржиев.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статьей 11 Закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации» установлен ряд требований к планировке, перепланировке и застройке рынков, а также параметрам рыночных павильонов и других помещений. Соблюдение этих требований будет обязательным для управляющих рынками компаний с 1 января 2013 года. Помимо этого частью 3 статьи 24 указанного ФЗ предусматривается, что с этой даты запрещается использование временных сооружений для организации торговли и оказания услуг на розничных рынках.
В то же время и качество продуктов от местных огородников и дачников часто уступает продукции китайских сельхозпроизводителей, жалуются торговые сети. Здесь, впрочем, розничные рынки останутся вне конкуренции. Тем более что вступающий в силу с 1 января федеральный закон предусматривает такую их форму как ярмарки, которые не нуждаются в капитальных сооружениях и предусматривают торговлю «с колес» и даже развлекательную программу. Вытеснить или заменить продуктовые рынки ритейлу пока не под силу.
В рознице — сила
На продовольственном рынке Хабаровского края действуют 206 крупных оптовых операторов, 35 оптово-розничных баз, 3632 предприятия розничной торговли, 19 универсальных розничных рынков, сообщили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края. На каждую тысячу жителей края приходится 189,5 кв. м площадей для торговли продовольственными товарами. Это на 55,5 кв. м выше установленного в крае минимального норматива. Одним из самых быстрорастущих и успешных сегментов рынка, в котором формируется порядка 16% оборота розничной торговли, стали местные сетевые компании (314 компаний, количество объектов торговли — 1 100 единиц), утверждают краевые власти. Их доля в общей торговой площади составляет 15%. В 2011 году открылись новые магазины сетей «Седьмая Столица», «Калинка».
В Комсомольске-на-Амуре осуществляют деятельность местные сетевые компании обществ с ограниченной ответственностью «Десяточка», «Унимарт», в Ванинском муниципальном районе — магазины сети «Океан», в Вяземском муниципальном районе — предприятия самообслуживания «М 60» и «Народный», в Амурском муниципальном районе — компания «Гуд сети», в Советско-Гаванском муниципальном районе группа компаний «Восток» расширила сеть магазинов «Первый семейный». В 2011 году объем продажи товаров на розничных рынках края составил 18,8 млрд руб., или 152,0% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2010 года. Доля продажи товаров на рынках составляет 11,6% в общем объеме оборота розничной торговли. В сентябре 2011 года, в период массового сбора урожая, сельхозпроизводителями было востребовано 1500 мест и составило 67% от общего количества, сообщают в министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Также в Хабаровске при поддержке властей ежегодно проходят ярмарки выходного дня — по субботам с мая по ноябрь, а на портале правительства края работает проект «всесезонная электронная площадка для сельхозпроизводителей края».
Вадим Пасмурцев