Короли бензоколонок
Колыму словом «монополия» не испугать. Для магаданцев, живущих на материке как на острове, скорее слова «конкуренция» и «альтернатива» звучат экзотично. Если объёмы поставок промышленные, практически всё попадает сюда морем. Теоретически, конечно, можно воспользоваться железной дорогой, а потом от неё 2,5 тыс. километров до Магадана автотранспортом. Но на такое расстояние такими дорогами выгодно везти только алмазы, да только не нужно — свои есть, шутят колымчане.
Зато Магадану нужны нефтепродукты. Время от времени регион сотрясают громкие скандалы, связанные с ситуацией на рынке ГСМ. В 2008 году региональный УФАС выявлял признаки доминирующего положения ООО «Колыманефтепродукт» на рынке оптовой реализации авиакеросина — надзорным органом было признано, что в рамках аэропорта Магадан конкурентная среда не развита. Тогда же руководство авиакомпании «Интеравиа» обвинила «Колыманефтепродукт» в том, что предприятие в течение двух месяцев подняло цены на авиатопливо с 30 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну. Позднее транспортная прокуратура даже возбудила в отношении руководства ООО «Колыманефтепродукт» уголовное дело по факту самоуправства.
Бензиновые берега
Между тем местные СМИ периодически публикуют информацию о том, что в области цены на бензин ниже, чем на Камчатке и Чукотке. Население стотысячной столицы Колымы, имеющее 44 тыс. автомобилей, наверно, подобные сообщения должны радовать. Накануне президентских выборов были широко обнародованы данные о ценах на бензин в феврале. Литр популярного у населения АИ-92 стоил в Магадане 31,2 рубля, в то время как на Чукотке цена составляла 40,4 рубля, на Камчатке — 32,9 рубля, приводило данные информагентство «Колыма-Информ» со ссылкой на гендиректора ООО «Колыманефтепродукт» Александра Усольцева. Схожие значения выдал по итогам месяца Росстат: АИ-92 в Магаданской области — 32,77 рубля за литр, на Чукотке — 40,40 рубля, на Камчатке — 33,47 рубля.
Это обстоятельство является предметом особой гордости региональных властей. В пресс-службе администрации отмечают, что Магаданская область, Камчатский край и Чукотский автономный округ имеют одинаковую транспортную схему доставки нефтепродуктов: ни в одном из этих субъектов нет железнодорожного сообщения. При этом, как утверждал Александр Усольцев, затраты на морские перевозки до Камчатки ниже. Транспорт до Магадана обходится дороже, так как «включает ледокольную проводку судов в зимнее время», пояснил он журналистам. По словам Усольцева, в Магаданской области цены на нефтепродукты ниже, чем в указанных регионах, поскольку они ограничены размером торговых надбавок, установленных региональным департаментом цен и тарифов. Она не должна превышать 15%.
Закон компенсаций
Впрочем, чиновники из соседних регионов не выстраиваются в очередь, чтобы перенять опыт магаданцев. На деле положение с ценами на нефтепродукты обеспечивается тем, что бензин торгуется в розницу дешевле, чем оптом, утверждают магаданские предприниматели. Действительно, по данным на 24 апреля цена зимнего дизельного топлива у одного из оптовых поставщиков составляла 40,9 тыс. рублей за тонну. В тонне зимнего дизеля — 1190 литров. Простые вычисления показывают, что оптовая цена литра дизтоплива составляет 34,37 рубля. Но в этот же день на розничной автозаправке дизтопливо — по 33,9 рубля.
Как объясняют бизнесмены, в розницу торговая надбавка настолько низкая, что торговлю «с пистолета» делает невыгодной. Но потери компенсируются на опте. К тому же оптовому покупателю могут продать более дорогое топливо. К примеру, пришёл в бухту танкер номер два с топливом. Это топливо, как правило, стоит дороже, чем то, что привёз ранее танкер номер один. Тогда бензин, что привезен раньше, торгуется в рознице, а оптовый покупатель берёт из танкера номер два. Это никаким законом не запрещено. Законом запрещено лишь торговать бензином из танкера номер один по цене бензина из танкера номер два, извлекая таким образом дополнительную прибыль. Тогда УФАС может наложить на продавца серьезные штрафы.
При такой незамысловатой схеме довольны почти все. Простые магаданцы и в самом деле платят за бензин дешевле, чем жители Анадыря или Петропавловска-Камчатского. ФАС устанавливает, что цены на топливо по сравнению с бензоколонками соседнего региона значительно ниже. Чиновники всех рангов тоже довольны: когда в Москве глядят в мониторинг розничных цен, регион выгодно выделяется на фоне других.
Изобретателям модели её использование ничего не стоит: приятно выглядеть социально ответственным за чужой счёт. Ведь этот своеобразный налог на лояльность оплачивают оптовые покупатели: артели и ГОКи. Для них это затраты, но не настолько обременительные, чтобы разрушить экономику бизнеса.
Минус качество и стабильность
На предприятиях «Полиметалла» посчитали, что в 2010 и 2011 годах в качестве торговой надбавки заплатили поставщикам ГСМ более 300 млн рублей. Не менее 200 млн рублей, предположительно, составит торговая надбавка в цене топлива в нынешнем году. Эти затраты почти сопоставимы со стоимостью проекта строительства перевалочной базы, затеянной компанией в 2010 году. На эти цели планировалось инвестировать в ценах 2010 года 600 млн рублей.
Но не только вопрос цены обуславливает намерение «Полиметалла» самостоятельно обеспечивать себя топливом. Горняки недовольны качеством ГСМ, которым заправляли дорогостоящую импортную технику. Опасения подтвердили результаты независимой экспертизы. Так, Приморский центр по экспертизе нефти и нефтепродуктов АНО «Примнефтеэксперт», исследуя образцы на ЗАО «Серебро Магадана», пришёл к выводу, что все марки дизельного топлива, представленные на экспертизу 7 апреля 2011 года, не соответствовали ГОСТ по цетановому числу и содержанию воды. Арктическое дизельное топливо не подходило под стандарты ещё и по температуре застывания и предельной температуре фильтруемости. Поступившее на экспертизу 13 мая 2011 года летнее дизельное топливо не соответствовало ГОСТ по цетановому числу и массовой доле серы, зимнее — по цетановому числу.
Предъявлялись претензии и к ритмичности поставок нефтепродуктов. Зимой-весной 2010 года, на пике спроса на ГСМ, когда большинство компаний по зимникам традиционно завозит его на месторождения, региональный поставщик вдруг прекратил отгрузки топлива. Практически у всех магаданских недропользователей были сорваны сроки зимнего завоза. Золотодобытчики недоумевали: годом ранее можно было купить любой объём нефтепродуктов без предварительных заявок, а ещё в 2007 году их вовсе отгружали в кредит. Однако в апреле 2010 года заместитель генерального директора ООО «Колыманефтепродукт» Михаил Суханкин предложил государству и крупным компаниям создать собственные резервы топлива. На всякий случай.
Перебойное снабжение
Многие добывающие предприятия региона констатируют: сбои в поставках топлива стоят им больших финансовых затрат. Деньги, направленные на решение проблем экстренной доставки топлива, могли быть инвестированы в производство. «В области созданы условия бесперебойного снабжения жидким топливом, характеризующие конкурентную среду», — написал в марте 2011 года первый вице-губернатор Николай Карпенко в ответ на просьбу ОАО «Полиметалл» содействовать в вопросе выделения земельного участка под строительство перевалочной базы. В подтверждение своих слов чиновник привёл всё те же данные о ценах на ГСМ в рознице. А также подчеркнул, что мощности магаданских нефтебаз загружены менее чем на треть.
По данным областной администрации, магаданские операторы в состоянии осуществлять перевалку 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Действующие базы, их три, могут одномоментно принять 60 тыс. тонн ГСМ. Однако загрузка этих мощностей происходит неравномерно. Когда-то инфраструктура по перевалке нефтепродуктов в Магадане была весьма разветвленной и имела даже многокилометровый продуктопровод. Она серьёзно пострадала от охотников за ломом металлов. Ёмкости для нефтепродуктов и трубопроводы нещадно распиливались и продавались.
С советских времён в Магадане поменялась и структура потребления, в которой ранее были серьезно представлены военные. В 2004 году Министерству обороны удалось зарегистрировать право собственности на оценённую в 348 млн рублей корневую часть плавпричала ООО «Тосмар» в Марчекане. Она была поставлена на баланс Росимущества. Сооружение возводили военные с 1984 по 1988 год. Но в 1996 году ООО «Тосмар» ввело там в эксплуатацию базу на 17,5 тыс. тонн светлых нефтепродуктов. Предприниматели обратились в арбитражный суд с иском и в ходе долгих разбирательств добились отмены записи в Едином государственном реестре о праве федеральной собственности на корневую часть причала. Доводы представителя Минобороны о том, что она строилась на деньги ведомства войсковой частью 54034, а в 1997 году была передана на баланс военной части 70103, суд не счёл существенными. Спорный объект был оставлен за «Тосмаром».
Ежегодно на территорию региона завозятся нефтепродукты на сумму около 8 млрд рублей. И около 1 млрд рублей потребители платят в виде торговой надбавки поставщикам. В прошлом году рынок вырос почти на 10%, значит, увеличились доходы перепродавцов. При этом качество услуг и их доступность не улучшается, скорее наоборот. Розничная сеть заправок сокращается, а жёсткая система предоплаты создаёт проблемы с доставкой нефтепродуктов для промышленников. Зачастую они вносят предоплату за топливо одной цены, а пока деньги идут на счета поставщиков, цены меняются, и бензовозы уходят незагруженными полностью.
В целом Магаданская область относится к числу регионов России с одним из самых высоких показателей роста валового регионального продукта. По данным областной администрации, в прошлом году он увеличился на 13%. Эту статистику стимулирует активный интерес инвесторов к ресурсам региона. В Магаданскую область приходят компании, работающие на мировых рынках в конкурентных условиях. Однако пока проблему с поставкой нефтепродуктов по оптимальным ценам не удалось решить никому.