Дорога к большим ожиданиям
Через месяц станет известно, кто будет строить автодорогу «Обход Хабаровска», которая свяжет федеральные автотрассы «Амур» (Чита—Хабаровск) и «Уссури» (Хабаровск—Владивосток). На строительный генподряд и дальнейшую 15-летнюю концессию претендуют три консорциума, состоящие из банков и стройкомпаний, все они в марте-апреле прошли первый этап конкурсного отбора. По оценкам как чиновников, так и представителей бизнеса, проект является самым проработанным в плане государственно-частного партнерства.
Претенденты на подряд по строительству, а также на пятнадцатилетнюю концессионную эксплуатацию автодороги «Обход Хабаровска 13км-42 км» уже готовят документацию для участия во втором этапе конкурсного отбора в июле. Первый этап в марте-апреле прошли все три консорциума-претендента — ООО «Юго-восточная магистраль» (консорциум ЗАО «Лидер», ОАО «Главная дорога», АО «УСК МОСТ» и ЗАО «Пилон»), ООО «Региональная концессионная компания» (консорциум Газпромбанка и ОАО «Сибмост») и ООО «Скоростные магистрали» (консорциум ВТБ и ООО «Трансстроймеханизация»).
По оценке заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова, все эти компании являются «значительными игроками на рынке дорожных концессий, имеют большой опыт реализации таких соглашений». Представители Росавтодора включены в конкурсную комиссию в связи с тем, что Правительством РФ изучается возможность софинансирования региональных проектов государственно-частного партнерства за счет средств, собираемых системой «Платон».
Строительство автодороги «Обход Хабаровска» расценивается как первый проект государственно-частного партнерства в дорожной отрасли на Дальнем Востоке. «Эта дорога нужна не Хабаровску и не Хабаровскому краю, а всему Дальнему Востоку. Она позволит соединить в обход Хабаровска две федеральные трассы «Амур» (Чита—Хабаровск) и «Уссури» (Хабаровск—Владивосток), а также автодорогу Хабаровск—Комсомольск—Ванино. Мы начали заниматься этим проектом шесть лет назад, дорога эта своевременна и необходима»,— описал проект губернатор региона Вячеслав Шпорт в ходе презентации на февральском road-show в Москве. Презентация тогда вызвала интерес свыше 200 участников.
По оценке главы региона, в перспективе дорога станет важнейшей транспортной составляющей двух территорий опережающего развития (ТОР «Хабаровск» и «Комсомольск»), а также особой экономической зоны в портах Ванино и Советской Гавани, которые являются конечными пунктами Байкало-Амурской магистрали. В перспективе, с дальнейшим развитием проекта, будет создан новый транспортный коридор с Китаем. Как отмечал представитель одного из консорциумов-претендентов, старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов, проект автодороги —один из самых проработанных региональных проектов в РФ. По оценкам банкиров, подобные крупные проекты всегда дают импульс развитию средних региональных компаний, формируется пул предприятий, которые выступают в качестве поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков.
После ввода в эксплуатацию в 2010 году трассы «Амур» основной транзитный транспортный поток на Владивосток проходит через центральную часть Хабаровска. Причем транзит с автотрасс федерального значения составляет почти четверть общего автотранспортного потока через дальневосточную столицу (порядка 100 тыс. автомобилей в сутки). Прогнозная перспектива интенсивности движения на 20-летний период оценивается почти в 150 тыс. автомобилей в сутки. Новая дорога протяженностью около 27 км призвана направить автотранспортные потоки в обход города, освободить основные магистрали от большегрузов. Она будет проходить через пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Также на различных участках планируется установить пять пунктов взимания платы барьерного типа (stopandgo).
Пропускная способность четырехполосной дороги составит до 96 тыс. автомобилей в сутки, расчетная скорость движения — до 120 км/ч. Стоимость проекта, который прошел Главгосэкспертизу в декабре 2015 года, оценивается в 37,9 млрд руб. (с НДС), в том числе 24,8 млрд руб. софинансирования из бюджетов.
ЭРНЕСТ ФИЛИППОВСКИЙ