Полоса насыщения
Операторы фиксированного доступа в интернет приблизились к рубежу, за которым неизбежна необходимость радикального изменения технологической и бизнес-модели, отмечается в недавнем исследовании J’son & Partners Consulting. Главными факторами, определяющими динамику абонентских баз этих компаний, становятся качество контента и инновации, а также конкуренция с ОТТ-сервисами. По прогнозам экспертов, выручка операторов от базовых услуг ШПД будет падать, компенсировать выпадающие доходы они смогут только за счет оказания контентных и других дополнительных услуг.
Рынок фиксированного широкополосного доступа в интернет в России находится в стадии насыщения. За 2015 год число абонентов проводного ШПД в стране выросло на 2% — до 30,3 млн пользователей. Темпы роста рынка продолжат снижаться, и в ближайшей перспективе они не будут превышать 1-2%, говорится в докладе J’son & Partners Consulting.
Российский рынок по числу фиксированных пользователей ШПД занимает первое место в Европе и четвертое место в мире — больше только в Китае, США и Японии. При этом по проникновению РФ занимает восьмое место среди десяти крупнейших мировых рынков фиксированного ШПД, опережая КНР и Бразилию.
Запросы клиентов требуют все большей полосы для комфортного пользования услугой ШПД. В связи с этим продолжается активное распространение оптических технологий при строительстве сетей передачи данных (до квартиры FTT/H, здания FTT/B и т.д.). По данным J’son & Partners Consulting, в 2015 году рост абонентов FTTH/B в России составил 12%.
Технология ADSL продолжает терять позиции. Об этом свидетельствуют в операторских компаниях. «У нас на „меди“ где-то половина абонентов ШПД, причем надо понимать, что DSL распространен в районах Хабаровского края. В Хабаровске 72% многоэтажных домов — от трех этажей — покрыто оптикой. Тем не менее, есть клиенты, которые еще не переключились с „меди“ на оптику по разным причинам. Мы над этим работаем»,— говорит директор Хабаровского филиала ПАО «Ростелеком» Елена Хитрова.
Оптика позволяет выводить на рынок скоростные тарифные планы. К настоящему времени тарифы со скоростью 1 Мбит/сек. и ниже уходят в прошлое, на их долю по России приходится не более 3% подключений. Как отмечает руководитель департамента продаж и маркетинга ТТК Олег Леонов, сегодня развитие отрасли во многом взаимосвязано с совершенствованием технологий и возрастающей ролью мультимедийного контента. Более качественные форматы видеоизображений (UHD 4K, 8К), подключенные к интернету устройства «умных» домов, сервисы IP/TV, LTE-Broadcast, Smart-TV, а также расширение облачных хранилищ — все это, безусловно, требует мощной телеком-инфраструктуры, способной на обработку и передачу больших объемов трафика на максимально высоких скоростях.
Одновременно растет разнообразие устройств доступа и продолжается постепенное замещение настольных компьютеров портативными. В 2015 году в России настольными ПК пользовались 53% семей, ноутбуками — 63%. Кроме того, за последние три года средняя розничная стоимость смартфона и планшетного ПК снизилась, даже с учетом повышения цен в 2015-м из-за курса валют. Таким образом, в семьях активно выходят в сеть с разных устройств и зачастую одновременно.
В области контентных услуг гибридизация интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами.
«Мы планируем развивать OTT и другие сервисы, которые находятся на периферии двух услуг — доступа в интернет и цифрового ТВ. Например, все больше пользователей хотят смотреть видеоконтент с мобильных устройств и тогда, когда им это удобно»,— говорит директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов.
В мире уже наблюдается падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с мобильной связью и ОТТ-сервисами альтернативных компаний.
По оценке J’son & Partners Consulting, к 2025 году классические операторы будут претендовать лишь на 56% общих доходов отрасли. Выходом для них может стать трансформация, которая позволит радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать абонентскую базу от оттока под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД, делают вывод эксперты консалтинговой компании.
ПАВЕЛ УСОВ