ДФО Обзор. Май 2016

| Недра |

Выжать из угля по максимуму

Иностранный бизнес пристально присматривается к российскому углю, причем низкие мировые цены на это сырье уже не так критичны, как несколько лет назад. Так, в ходе недавнего визита Юрия Трутнева в Токио японские компании выразили готовность расширить закупки у дальневосточных производителей и заняться переработкой угля на территории Хабаровского края. Эксперты отмечают, что японцы стараются не отстать от китайских конкурентов в расширении влияния на Дальний Восток, при этом спрос со стороны азиатских потребителей увеличивается.

Ванино посмотрит на экспорт глубже

Японский бизнес заинтересовался новыми угольными проектами в России, сообщается по результатам визита дальневосточного вице-премьера Юрия Трутнева в Японию. В делегации участвовали представители российского угольного бизнеса, а также главы дальневосточных регионов. Зарубежных инвесторов заинтересовали дальневосточные проекты компании «Колмар» и СУЭК.

Как заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт после переговоров вице-премьера Юрия Трутнева с японскими бизнесменами, японская компания Marubeni может принять участие в строительстве химического предприятия по глубокой переработке угля и, в частности, по производству метанола в Ванино. «Со стороны СУЭК и Marubeni это пока проект переговорный, заявочный. Мне кажется, он реализуемый»,— сказал Вячеслав Шпорт. По словам губернатора, Marubeni готова не только инвестировать средства, но и покупать готовую продукцию. «Они говорят — заберем все, что вы переработаете. Это выгодный проект, поскольку есть потребитель продукции, думаю, что территория свободного порта будет наиболее выгодна компании»,— отметил он.

В ноябре 2015 года СУЭК обсуждала проект строительства завода по производству метанола и диметилэфира из бурого угля Харанорского разреза в Забайкалье с китайской Zhongshi и российским ООО «Углеродная энергетика». Как сообщала СУЭК, компания «прорабатывает возможности различных проектов по глубокой переработке угля».

Метанол — один из ключевых продуктов химической промышленности. Российские производители выпускают более 3,5 млн т метанола в год, внутреннее потребление продукта превышает 2 млн т в год. Экспорт метанола из России в 2014 году вырос почти на 11% и достиг 1,5 млн т, причем более 50% ввезено в Финляндию. Данных по 2015 году в открытом доступе еще нет. По данным центра кластерного развития «Кузбасский технопарк», с 64 млн т в 2014 году потребление метанола в мире вырастет до 109 млн т к 2023 году. Драйвером роста потребления должен стать Китай.

Как отмечает замредактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов, переработка угольного сырья в Ванино выглядит логично, поскольку его можно получать от любых производителей, а готовую продукцию отгружать на экспорт. Конкретные выгоды будут зависеть от выбранной технологии переработки и себестоимости продукта. Для успешной реализации проекта важно, чтобы получение аналогичной продукции по иным технологиям не было дешевле. «Кроме того, было бы неплохо, если будущее предприятие могло бы использовать уголь с разными параметрами, например, с различным гранулометрическим составом»,— объясняет он.

В порту Ванино действует два крупных угольных оператора — ОАО «Ванинский морской торговый порт», аффилированное со структурами «Мечела», и ЗАО «Дальтрансуголь» (структура СУЭК). Кроме того, в бухте Мучке строит свой терминал на 12 млн т к 2017 году ОАО «Сахатранс» (вместе с «Колмаром» входит в Volga Group), «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»  намерена построить терминал на 15 млн т. По оценкам РЖД, объем перевозок в порты Ванино и Советская Гавань к 2020 году достигнет 58 млн т в год, большую часть грузов составит экспортный уголь. Все проекты так или иначе завязаны на японские и китайские энергетические концерны. Власти Хабаровского края намерены создать в Ванино и Советской Гавани еще одну ТОР, а также передали заявку о введении там режима свободного порта.

Еще поддадут жару

Несмотря на снижение мировых цен на угольное сырье, российские компании продолжают наращивать производственные мощности и вкладываются в перевалку. По оценкам Минэнерго, экспортные цены на российский энергетический уголь за последние пять лет в долларах снизились в 1,6 раза, на коксующийся — в 2,2 раза. В апреле глава Минэнерго на совещании по развитию угольной отрасли сообщал, что рублевая цена, даже с учетом девальвационного эффекта, также снизилась на 21%. «Мы прогнозируем, что в текущем году тенденция падения контрактных цен сохранится», — заявил он.

Однако интерес иностранных инвесторов к дальневосточным проектам не ослабевает. Так, исландская инвесткомпания Kleros Capital, которая в 2013 году предполагала начать освоение залежей каменного угля Крутогоровского месторождения в Соболевском районе Камчатки, в мае вновь сообщила о намерении вернуться в проект. «По мнению геологов, хорошее качество каменного угля категории Д и высокая степень разведанности позволяют считать месторождение перспективной топливной базой. Запасы разреза превышают 300 млн т. Разработку предполагается вести круглый год открытым способом, с доставкой топлива конечным потребителям балкерным флотом. Транспортировку угля к побережью возложат на большегрузные автомобили»,— заявляют в Корпорации развития Камчатки. Стоимость проекта оценивается в 81,25 млрд руб.
В 2014 году Kleros Capital разработала предпроектную документацию по нему, а также заключила инвестсоглашение с Корпорацией развития Камчатки. Однако падение цен на уголь нарушило планы. «Сейчас потенциальный инвестор вновь заявил о своем интересе к проекту. Проектные объемы добычи на первоначальном этапе планируются на уровне 3-5 млн т с последующим увеличением до 10-15 млн т»,— сообщают камчатские власти.

Не собирается отказываться от планов по освоению Беринговского угольного бассейна на Чукотке и австралийская Tigers Realm Coal. В апреле она сообщила о переоценке запасов «проекта F», который реализуется на территории месторождения Северный Амаам. Его запасы выросли с 9,2 млн т до 21,4 млн т. В пределах планируемого карьера запасы угля увеличились с 6,7 млн т до 16,1 млн т, из них 6,1 млн т составляют доказанные запасы и 10 млн т — вероятные.

Перевалка также привлекает зарубежных инвесторов. Так, в апреле японская TOSEI Co. заявила о намерении построить терминал мощностью 20 млн т в год в Приморье. Ее российская «дочка», ООО «Новый угольный терминал», получила статус резидента Свободного порта Владивосток.

Как отмечает замредактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов, японцы заинтересованы в реализации российских угольных проектов по трем причинам. «Во-первых, регионы восточнее Урала входят в зону их стратегических интересов, во-вторых, они стараются не опоздать за китайскими игроками, которые здесь очень активны, в-третьих, после аварии на АЭС „Фукусима-1“ много закупается угля для снабжения работающих на нем электростанций»,— говорит эксперт.

В целом цены на энергетический уголь сейчас колеблются в диапазоне $40-50 за тонну в зависимости от региона, немного поднявшись по сравнению с январем-февралем, объясняет господин Хазанов. Это связано с тем, что Япония, Китай, Южная Корея слегка увеличили закупки угля, пользуясь слабостью его рынка и относительно невысокими ценами, к тому же сократился экспорт угля из Австралии, Индонезии и США.

ВАДИМ ПАСМУРЦЕВ




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV