ДФО Обзор. Май 2016

| Промышленность |

Судостроителям создают запас плавучести

Загрузить судостроительные мощности Хабаровского края работой до 2025 года поручил дальневосточный вице-премьер Юрий Трутнев. Потенциальных заказчиков уже подыскивают Росрыболовство и Минпромторг, которые сформировали пакет заявок от рыболовецких предприятий региона. Механизм, поощряющий строительство рыболовного флота в России в обмен на льготы при распределении квот, заработает к 2018 году. В то же время, Хабаровский и Амурский судозаводы нуждаются в глубокой модернизации, ведь от этого зависит и стабильность военных заказов. Будущие заказчики, в свою очередь, рекомендуют обратить внимание на судоремонт, без которого невозможно нормальное функционирование флота.

В конце апреля Юрий Трутнев провел совещание, на котором поручил разработать план перспективной загрузки судостроительных заводов Хабаровского края до 2025 года, а также определить потенциальных заказчиков новых судов и механизмы финансирования строительства. Одним из основных исполнителей поручения является Росрыболовство. Его руководителю, Максиму Соколову, было предложено ускорить разработку механизмов выделения квот на инвестиционные цели, то есть на закупку новых судов, построенных на российских верфях.

Напомним, в 2018 году состоится новый тур распределения квот на вылов биоресурсов. К этому сроку Минсельхоз и Росрыболовство разрабатывают механизм, в рамках которого 15% промысловых квот будет предоставляться тем предприятиям, которые строят новые суда в России. Министерство промышленности и торговли РФ, в свою очередь, разработало сводный план по размещению заказов на строительство рыбопромысловых судов. В этот документ включено 133 заявки от рыболовецких организаций на строительство 425 судов водоизмещением от 700 т до 2,5 тыс. т. Потребность дальневосточных рыбаков оценена в 53 судна.

Министр промышленности и транспорта края Сергей Ивашкин утверждает, что ХСЗ способен строить суда водоизмещением до 2 тыс. т, АСЗ — до 10 тыс. т. Опыт строительства промысловых судов на предприятиях есть — Амурский судозавод с 1990-х годов до начала 2000-х построил около 40 малотоннажных судов, а Хабаровский — два средних морозильных траулера. Задел для строительства нового флота есть, сегодня более 80% из 70 промысловых судов края имеют предельные или сверхнормативные сроки эксплуатации. В планах местных предприятий построить 16 судов, в том числе шесть крупнотоннажных, восемь среднетоннажных и два малотоннажных. ХСЗ и АСЗ могут претендовать на сторонние заказы. Возможный объем строительства на ХСЗ — 37 среднетоннажных судов, в том числе одно для Хабаровского края, на АСЗ — 16 крупнотоннажных судов, в том числе два для Хабаровского края.

Как утверждает губернатор Вячеслав Шпорт, и Амурский, и Хабаровский судостроительные заводы нуждаются в глубокой модернизации. Сегодня заводы справляются с имеющимися заказами, но их объемы не позволяют снизить себестоимость производства. А для крупносерийного выпуска продукции гражданского и военного назначения  техническая оснащенность должна быть совсем иной. При этом количество военных контрактов для АСЗ, по его словам, напрямую связано с качеством и своевременностью сдачи военных кораблей.

Как отмечает министр экономики региона Виктор Калашников, судостроительные предприятия наряду с другими отраслями позволили краю по итогам года немного нарастить индекс промпроизводства (рост составил 0,4%) на фоне экономического спада. Так, в судостроении выпуск продукции увеличен в 1,6 раза за счет строительства корвета для ВМФ на Амурском судостроительном заводе и скоростного теплохода на Хабаровском судозаводе. По его словам, судостроительные предприятия края обеспечены заказами и на текущий год. «Однако у рыбаков отсутствует интерес к заказу судов в России. Во-первых, из-за необходимости крупных вложений, ориентировочная стоимость судна на российских верфях $12-18 млн. Во-вторых, сроки строительства составляют до трех лет, кроме того, отсутствуют длинные и дешевые кредиты, нет современных проектов рыболовных судов, что мешает удешевлению производства»,— говорит глава краевого минпрома Сергей Ивашкин. На данный момент, по словам чиновников, единственным приемлемым механизмом финансирования строительства является лизинг. Однако кто выступит лизингодателем и на каких условиях, федеральный центр до сих пор не определился.

Заместитель директора ОАО «Хабаровский судостроительный завод» Александр Гордеев утверждает, что на заводе планируется строительство 31 судна класса СРТМ (средний рыболовецкий траулер-морозильщик) и шести научно-исследовательских судов. При этом ХСЗ способен одновременно задействовать восемь стапелей. В то же время, проектирование составляет до 10% в стоимости головного судна, говорит господин Гордеев. Решить основной волнующий рыбаков вопрос с ценой судов можно путем разработки проекта универсального судна, пригодного для разных типов промысла. Серийное производство позволит снизить на 30-50% цену, при этом уже при строительстве десятого судна завод сможет вдвое снизить издержки. При крупнооптовом заказе уменьшится и стоимость иностранных комплектующих.

 «Предполагается, что в 2018 году при распределении квот часть их будет выделена, как говорится, „под киль“ предприятиям, инвестирующим в обновление флота. Многие рыбаки разместили заказы на строительство судов на российских предприятиях. Но уже сейчас видно, что возможности отечественного судостроения не позволяют построить такое количество судов. Потеряны кадры, компетенции»,— пояснила председатель совета директоров ООО «Востокинвест» Ольга Булкова.

«Мы создали условия для получения господдержки. С 2014 года строим и ремонтируем флот в России, на верфях Приморского края и на мощностях в Охотске, где мы купили остатки судоремонтного завода, начали его восстановление. Но пока не урегулирован механизм поддержки, непонятно, по каким условиям будут выделяться эти инвестиционные квоты. Поэтому многие рыбодобывающие предприятия, и мы в том числе, решили взять паузу»,— сказала она. По словам Ольги Булковой, необходимо разработать госпрограмму, которая будет предусматривать кредитование рыбаков на срок до 10 лет, «сейчас не дают больше чем на три года». «Мое предложение — обратить внимание на судоремонт, без него нет флота. Нужно давать субсидии как судостроителям, так и судоремонтникам. Это будет подспорьем и тем рыбодобывающим предприятиям, которые раньше ремонтировались за границей»,— сказала она. Также надо снизить таможенные пошлины на зарубежное оборудование и комплектующие, которые не производятся в России, разработать механизмы кредитования для судоремонтных заводов, отменить НДС для судостроителей и ремонтников, считает она.

ВАДИМ ПАСМУРЦЕВ




Динамика цен на топливо по Хабаровскому краю (розница)

Твиты пользователя @kommersantDV