Цена на небо
За четыре года существования госпрограмма субсидирования авиаперелетов на дальний восток доказала свою эффективность, но теперь правительство хочет перевести ее финансирование на конкурсную основу.
Удаленность Дальнего Востока от европейской части России вполне логично отражается на стоимости авиаперелетов. Перевозчики объясняют высокие тарифы устаревшим авиапарком, поддержка которого требует больших вложений, а на покупку новых самолетов средств просто нет. Кроме того, цена билета зависит от цен на дизельное топливо и сборов аэропортов, которые зачастую оказываются высокими. Как бы то ни было, в результате мы имеем ситуацию, когда в Европу из центральной России слетать дешевле, чем на Дальний Восток. Не говоря о полетах из нашего региона: здесь авиакомпании зачастую пользуются практически монопольным положением на рынке. На дальних расстояниях железнодорожники не могут с ними конкурировать. А на Сахалине и Курилах, например, и вовсе нет других способов выбраться с острова, кроме воздушного.
Понимая, что повлиять на стоимость авиабилетов оно не в силах, государство с 2009 года запустило программу субсидирования авиаперелетов с Дальнего Востока в другие регионы и обратно для молодых людей до 23 лет включительно, а также для пенсионеров старше 60 лет. Срок действия программы — с 1 апреля по 31 октября ежегодно. По данным Росавиации, в первый год ею воспользовались 163 тыс. человек, а субсидии на общую сумму 1,2 млрд из запланированных 1,74 млрд руб. получили 7 авиакомпаний. В 2010 году уже 12 перевозчиков перевезли по этой программе 327 тыс. пассажиров, получив возмещение за снижение тарифа в размере 2,5 млрд руб. Столько же авиакомпании получили и спустя год, перевезя уже 372 тыс. человек, из них 280 тыс. — жителей Дальнего Востока. В 2012 году расширение действия программы привело к увеличению финансирования до 2,9 млрд руб. О ее неэффективности и необходимости отказа от субсидий или пересмотра условий начали говорить с самого запуска в 2009 году. Однако цифры красноречивее аналитических выкладок говорят о том, что программа положительно влияет на объемы перевозок, делая перелеты доступнее. В 2013 году на выполнение дальневосточных льготных перевозок в федеральном бюджете зарезервировано 3,5 млрд руб.
В конце сентября Минфин сообщил, что сохраняет субсидирование авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России как минимум до 2016 года. В течение трех лет ежегодные субсидии перевозчикам составят почти 3,38 млрд рублей. Согласно проекту Минтранса, теперь субсидии будут действовать круглосуточно и во всех регионах страны. Желающие поучаствовать в программе перевозчики должны представить в Росавиацию план развития и обновления авиапарка на пять лет. При этом наличие в парке авиакомпании «молодых» самолетов, до 10 лет, будет весомым преимуществом. Таким образом правительство поддержит компании, которые вкладываются в обновление парка — в перспективе это позволит им экономить на эксплуатации старых самолетов.
Тем не менее, некоторые эксперты все равно считают программу субсидирования не до конца эффективной. «Программа выполняет важную социальную функцию и повышает мобильность населения, однако в целом экономически неэффективна, так как требует бюджетных затрат. В то же время она снижает стимул к повышению эффективности авиаперевозок, развития инфраструктуры»,— считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. При этом он оптимистично полагает, что от программы откажутся не столько из-за финансовых сложностей, сколько за ненадобностью. «Программа будет сокращаться постепенно по мере развития инфраструктуры аэропортов, создания крупной авиакомпании в ДФО и роста ее эффективности, а также роста конкуренции на топливном рынке, что приведет к снижению затрат на перевозку пассажиров. Также развитие малой авиации в регионе позволит в целом привести к росту пассажиропотока на дальнемагистральных рейсах между восточной и западной частью России, что повысит экономическую эффективность и позволит компенсировать снижение пошлин»,— отметил эксперт.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что гипотетическая отмена программы субсидирования авиаперевозчиков негативно скажется на жителях Дальнего Востока, лишив их мобильности, и на самих перевозчиках, у которых могут ухудшиться производственные и экономические показатели. «Вариант решения этой проблемы один — каким-то образом уменьшить расходы авиакомпаний, летающих на Дальний Восток. Однако сложность решения проблемы как раз и заключается в том, что уменьшить эти расходы очень сложно. Нельзя же давать льготы и преференции только некоторым авиакомпаниям, а другим не давать. Вряд ли аэропорты ДФО могут снизить свои сборы для авиакомпаний, потому что в этом случае их деятельность станет если не убыточной, то будет балансировать на грани безубыточности. А это не в интересах самих аэропортов, их акционеров и местных властей»,— резюмировал Дмитрий Баранов.
Антон Иванов